Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:40, реферат
Среди множества экономических рычагов при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Введение ……………………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1.Виды налогов……………..………………………………………………………………………….4
1.1. Виды налого……………………....………………………………………………………………………. 4
1.2. Классификация налогов. …………………………………………………………………………….6
Глава 2.Органы, осуществляющие контроль за соблюдением налогового
законодательства……………………………………………………………………………………………….. 7
Глава 3. Права и обязанности налоговых органов. ……………..........................9
3.1. Права налоговых органов. …………………………………………………………………….……9
3.2. Обязанности налоговых органов……………………………………………………………….10
Глава 4. Права и обязанности налогоплательщиков. …………………………………….11
4.1. Права налогоплательщиков. ………………………………………………………………………11
4.2. Обязанности налогоплательщиков. …………………………………………………….……13
Глава 5. Ответственность за нарушение налогового законодательства. ….…14
Заключение ……………………………………………………………………………………………………..….21
Список использованных источников: …………………………………………………………..….22
уголовного характера. Противоправность налогового правонарушения
заключается в несоблюдении правовой формы данного деяния, виновность
состоит в совершении данного нарушения умышленно или по неосторожности.
В теории правовых наук традиционно выделяют административную,
уголовную, дисциплинарную, гражданскую (гражданско-правовую) и материальную
ответственность.
Однако в последнее время ряд специалистов ставят вопрос о
существовании специального вида ответственности, а именно, финансовой. В
научных комментариях можно найти различные точки зрения и доводы по поводу
правовой природы данного вида ответственности.
Финансовую ответственность
можно назвать ближайшим
предшественником налоговой ответственности, которая предусматривалась
прежде всего ст.13 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-I "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации". Сам термин "финансовая
ответственность" в этом законе не фигурирует. Однако он встречается в ряде
постановлений Высшего Арбитражного Суда РФ по налоговым спорам, широко
используется в письмах
Государственной налоговой
что налоговое законодательство долгое время рассматривалось только в
качестве составной части финансового права. Поэтому ответственность за его
нарушение являлась также финансовой ответственностью. Недаром этот термин
также используется применительно к другим правонарушениям в финансовой
сфере, регулируемой банковским законодательством, законодательством о
валютном регулировании и т.д. Утверждение понятия "налоговая
ответственность" свидетельствует о том, что налоговое право приобретает все
большую самостоятельность. Тем не менее, термин «налоговая ответственность»
не является единственным определяющим признаком выделения нового вида
юридической ответственности. Представляется, что ответственность за
нарушение налогового и финансового законодательства действительно
существует, но это есть ни что иное, как применение административной и
уголовной и иной ответственности при строгом соблюдении законодательства в
зависимости от вида налогового правонарушения (преступления). Употребление
термина “налоговая ответственность” очень условно и не должно подразумевать
новый вид или подвид юридической ответственности, обладающий
исключительными признаками. Безусловно данная ответственность обладает
рядом особенностей, что позволяет говорить о ней особо, но, как уже было
сказано выше, в теории правовых наук она не должна занимать пост отдельного
вида юридической
дисциплинарной, гражданской и материальной.
В пункте 4 ст. 10 НК РФ установлено, что привлечение организации к
ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее
должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной,
уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской
Федерации. Положения о том, что привлечение физических лиц к
ответственности за налоговые правонарушения освобождает их от
административной
которой никто не может быть привлечен повторно к налоговой ответственности
за совершение одного и того же налогового правонарушения (п. 2 ст. 108 НК
РФ). Но если налоговая и административная ответственность - это разные виды
ответственности, то ничто не препятствует привлекать физических лиц к
ответственности и в соответствии с налоговым, и в соответствии с
административным
ответственность за совершение налогового правонарушения обладает всеми
основными признаками юридической ответственности:
+ является средством охраны правопорядка
+ выражается в применении
мер государственного
+ наступает за нарушение правовых норм
+ наступает на основе норм права, т.е. нормативно определена
+ является последствием виновного деяния
+ состоит в применении
санкций правовых норм и
последствиями материального или морального характера, которые
правонарушитель должен претерпеть
+ реализуется в соответствующих процессуальных формах.
В то же время можно выделить особые признаки ответственности за налоговые
правонарушения[7]:
+ Основанием ответственности
является налоговое
строго определено Налоговым Кодексом РФ).
+ Применение ответственности
за нарушение налогового
урегулировано нормами налогового права, которые в своей совокупности
составляют нормативную основу ответственности за нарушение налогового
законодательства.
+ Особый субъектный состав.
+ К данной ответственности
обязанных лиц привлекают
в специально установленных случаях – таможенные органы.
Налоговый Кодекс РФ предусматривает принципы привлечения к налоговой
ответственности, среди которых можно выделить следующие:
+ Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение
налогового правонарушения иначе, как по основаниям в порядке, которые
предусмотрены Налоговым Кодексом РФ. Следовательно, никакие иные
нормативные акты не вправе предусматривать иные основания ответственности,
а также порядок.
+ Никто не может быть
привлечен повторно к
совершение одного и того же налогового правонарушения.
+ Предусмотренная Налоговым Кодексом РФ ответственность за деяние,
совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит
признаков состава преступления, предусмотренного уголовным
законодательством Российской Федерации.
+ Привлечение налогоплательщика
к ответственности за
налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить
причитающиеся суммы налога и пени. Привлечение налогового агента к
ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его
от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.
+ Лицо считается невиновным
в совершении налогового
пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом
порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо,
привлекаемое к
совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию
обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и
виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности,
толкуются в пользу этого лица.
Утверждение презумпции невиновности в налоговых отношениях является
одним из важнейших установлений Налогового Кодекса РФ.
Принцип судебного подтверждения виновности в совершении налогового
правонарушения оставляет за налогоплательщиком право обжаловать решение
налоговых органов о возложении на него мер ответственности даже в том
случае, если ранее указанное решение было исполнено им самим добровольно.
Новшеством при определении
меры ответственности
нарушение налогового законодательства является установление Налоговым
Кодексом РФ двух форм вины налогоплательщика, совершившего противоправное
действие или бездействие:
В этой связи особый интерес представляет вопрос о вине организаций в
совершении правонарушений вообще и налоговых правонарушений в частности. Со
всей определенностью
возможность привлечения к
организаций отвергается только в уголовном праве. Гражданское право по
своей природе просто немыслимо
без ответственности
понятие юридического лица как субъекта гражданских правоотношений
подразумевает наличие у него таких личностных характеристик, как волевое
отношение к своим поступкам, а следовательно, и наличие вины при
противоправности этих поступков.
Конкретной мерой
правонарушение является налоговая санкция (ст. 114). Налоговый Кодекс РФ
предусматривает налоговые санкции только в виде денежных взысканий
(штрафов). Штраф – это
взыскание имущественного
выражается в получении с правонарушителя в доход государства определенной
суммы денежных средств. Иные альтернативные виды взысканий
(предупреждения, конфискации
и др., характерные для
ответственности) за совершение налоговых правонарушений не применяются.
Суммы недоимок и пеней не относятся к штрафным санкциям. Поэтому их
взыскание нельзя классифицировать как применение мер ответственности,
установленных главой 16 Налогового Кодекса.
Налоговый кодекс предусматривает также и другие чисто
цивилистические способы обеспечения исполнения обязательств – залог
имущества и поручительство. Однако если в гражданском праве ничто не мешает
рассматривать ту же неустойку (штраф или пеню) и как способ обеспечения
исполнения обязательств, и как меру гражданской ответственности, то в
налоговых правоотношениях эти институты принципиально противопоставлены.
Процедура привлечения к налоговой ответственности не может применяться к
порядку взысканий пеней. И прежде всего, это касается вопросов судебного
порядка привлечения к
ответственности и
Отдельно от главы, посвященной
видам налоговых
глава 18, которая устанавливает виды ответственности банков за нарушение
законодательства о налогах и сборах. В этой главе предусмотрены составы,
ответственностью за которые является пеня. Однако данное обстоятельство не
может служит основанием для уличения авторов Налогового кодекса РФ в отходе
от занятой позиции, согласно которой единственным видом налоговых санкций
является штраф. Пункт 2 статьи 114 Налогового Кодекса РФ гласит: "налоговые
санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в
размерах, предусмотренных статьями главы 16 настоящего Кодекса".
Следовательно, те меры ответственности, которые предусмотрены главой 18, не
являются налоговыми санкциями,
а составы, предусматривающие
в виде пеней, не являются налоговыми правонарушениями. Но так как общие
условия привлечения к
налоговой ответственности
понятий "налоговое правонарушение" и "налоговая санкция", в главе 18
имеется особая статья, регулирующая порядок применения этих общих условий к
составам, предусмотренным главой 18. Согласно статье 136 Налогового Кодекса
РФ, штрафы, предусмотренные в данной главе, взыскиваются в порядке,
аналогичном предусмотренному Кодексом порядку взыскания санкций за
налоговые правонарушения. А пени, указанные в статьях 133 и 135 НК РФ,
взыскиваются по решению руководителя (его заместителя) налогового органа на
основании инкассового поручения в бесспорном порядке. Статьями 133 и 135
Налогового Кодекса РФ предусмотрена ответственность банков за нарушение
срока исполнения поручения о перечислении налога и неисполнение решения
налогового органа о взыскании налога.
Таким образом, законодатель признает, что пени в налоговых
правоотношениях могут быть мерами ответственности, что не отменяет, однако,
бесспорного порядка их взыскания.
Учитывая описанное, можно вывести определение налоговой ответственности.
Налоговая ответственность - это применение налоговых санкций к субъектам
налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения
уполномоченными на то государственными органами на основе норм Налогового
Кодекса РФ.
С принятием Налогового Кодекса РФ существенно расширился круг
субъектов, которые могут быть привлечены к ответственности за налоговые
правонарушения. Более того, Федеральным законом от 9 июля 1999 года №154-ФЗ
“О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового Кодекса РФ”
внесены изменения и дополнения в положения об ответственности за налоговые
правонарушения.
Итак, субъектом налоговой ответственности (лицом, совершившим
налоговое правонарушение, на которое по закону может быть возложена
налоговая ответственность) в соответствии со ст.107 Налогового Кодекса РФ
выступают как организации, так и физические лица.
Налоговая ответственность распространяется на все субъекты
независимо от форм собственности, организационно-правовых норм,
ведомственной принадлежности и т.д. В связи с этим при рассмотрении споров
о применении ответственности за нарушение срока либо уклонение от
постановки на учет в налоговом органе[8] необходимо исходить из того, что к