Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 08:55, контрольная работа
Налоговая проверка является формой проведения налогового контроля за правильностью начисления и своевременностью перечисления налогов и сборов, возложенных законодательством на налогоплательщика.
Сегодня вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок являются весьма актуальными. Ни один субъект предпринимательской деятельности не застрахован от налоговой проверки. И хотя она является нелегким испытанием для руководства организаций и бухгалтеров, не стоить думать, что налогоплательщик не в состоянии повлиять как на ход самой проверки, так и на ее результаты.
Введение……………………………………………………………………………...3
Сущность, основные понятия выездной налоговой проверки……………………4
Порядок проведения выездной налоговой проверки…………………………….11
Заключение………………………………………………………………………….27
Список используемой литературы…………………
- истребование документов;
- выемку документов;
- проведение опроса;
- проведение экспертизы;
- осуществление перевода.
По итогам любой выездной налоговой проверки в срок не позднее двух месяцев с момента оформления справки о ее проведении должен быть составлен акт налоговой проверки.
После подписания один из экземпляров акта остается на хранении в налоговом органе, а другой вручается руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю или их представителям.
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик может представить в налоговый орган свои возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.
Задачей административно-налогового контроля является контроль за участниками налоговых отношений, наделенных вспомогательными полномочиями в области налогового администрирования. Например, контроль исполнения своих обязанностей сборщиками налогов.
Указанная форма налогового контроля предполагает контроль за уполномоченными органами по вопросам правильности исчисления, полноты взимания и своевременности перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет. [4, c. 264]
С точки зрения российского налогового законодательства применение подобной формы налогового контроля теоретически допустимо и может применяться в первую очередь к лицам, имеющим статус сборщика налога.
2. Порядок проведения выездной налоговой проверки
Порядок проведения выездной налоговой проверки может состоять из следующих этапов:
- подготовка к проведению выездной налоговой проверки;
- проведение выездной налоговой проверки;
- оформление акта выездной налоговой проверки;
- подписание акта и вручение его налогоплательщику;
- рассмотрение материалов проверки и принятие решения по ним;
- реализация принятого решения.
Каждый из этапов включает целый комплекс регламентированных НК РФ мероприятий и процессуальных действий.
При подготовке к проведению выездной налоговой проверки осуществляется углубленная предпроверочная подготовка с целью определения перспективных направлений проверки и разработки на этой основе оптимальной стратегии проверки. Данный этап позволяет обеспечить рациональное комбинированное использование всех форм налогового контроля.
В настоящее время МНС России ставит перед налоговыми органами задачу обязательной предпроверочной подготовки с использованием всей имеющейся информации из внутренних и внешних источников:
- сведений о движении денежных средств на счетах налогоплательщика в банке;
- информации бюро технической инвентаризации, других органов, регистрирующих права на недвижимое имущество, о владении недвижимым имуществом;
- сведений, передаваемых земельными комитетами, о собственниках, землевладельцах и землепользователях, передаче в аренду земельных участков;
- информации таможенных органов о внешнеэкономической деятельности;
- сведений о выданных, приостановленных, аннулированных лицензиях, предоставляемых органами лицензирования;
- сведений органов ГИБДД о наличии автотранспортных средств; сведения о перевозках грузов;
- запросов в органы налоговой полиции.
Проведение выездных налоговых проверок. В начале любой выездной налоговой проверки руководителю проверяемой организации или частному предпринимателю предъявляются служебное удостоверение и решение руководителя о проведении выездной налоговой проверки для ознакомления и подписи. В случае если налогоплательщик отказывается от подписи на решении о проведении проверки, проверяющий производит запись об отказе от подписи. Если должностные лица налоговых органов не допускаются на территорию или в помещение, используемые для предпринимательской деятельности, руководитель проверяющей группы составляет соответствующий акт, который подписывается налогоплательщиком; если налогоплательщик от подписи отказался, делается соответствующая запись. При этом НК РФ предусмотрено, что налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиком, в бюджет, расчетным путем на основании имеющейся у него информации о налогоплательщике или данных об иных аналогичных налогоплательщиках. [6, c. 2]
При проведении выездной налоговой проверки в случае затруднения в получении необходимых для проверки документов проверяющие имеют право их истребовать с помощью требования. Указанное требование подписывается должностным лицом налогового органа, проводящего проверку, и вручается руководителю проверяемой организации или индивидуальному предпринимателю под расписку с указанием даты вручения. Отказ налогоплательщика от представления запрашиваемых при проведении документов или непредставление их в пятидневный срок влечет ответственность, предусмотренную в ст. 126 НК РФ.
Цель выездной налоговой проверки — контроль за соблюдением плательщиком законодательства о налогах и сборах, документальное подтверждение налоговыми органами фактов выявленных налоговых правонарушений и отражение их в акте выездной налоговой проверки.
Для этого в ходе проведения выездной налоговой проверки проверяющие исследуют документы, в том числе и в электронном виде, имеющие значение для формирования выводов правильности исчисления, полноте и своевременности уплаты налогоплательщиком налогов и сборов.
В качестве примерного перечня документов и информации, изучаемых в ходе проведения выездной налоговой проверки, можно привести следующий:
- учредительные документы организации (ее устав и (или) учредительный договор);
- имеющиеся в наличии лицензии;
- приказы по учетной и (или) кредитной политике;
- налоговые декларации (расчеты);
- декларации (расчеты) по страховым взносам на ОПС;
- регистры налогового учета;
- счета-фактуры;
- книги покупок;
- книги продаж;
- книги учета доходов и расходов;
- книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций;
- иные документы, относящиеся к налоговому учету;
- бухгалтерская отчетность организации;
- регистры бухгалтерского учета (главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и др.);
- договоры (контракты);
- банковские и кассовые документы;
- накладные на отпуск материальных ценностей;
- акты выполненных работ;
- другие первичные учетные документы, подтверждающие факты совершения налогоплательщиком хозяйственных операций (осуществление деятельности), а также иные документы и информация, необходимые для исчисления (удержания) и уплаты (перечисления) налогов (сборов, взносов).
Согласно абз. 6 п. 1.14 Требований к составлению акта налоговой проверки к акту выездной проверки прикладывается требование о представлении плательщиком документов. При этом в требовании о представлении документов указываются наименования, реквизиты, иные индивидуализирующие признаки истребуемых документов, а также плательщик информируется о том, что непредставление в установленный срок данных документов влечет ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 126 НК РФ. Работникам налоговых органов следует иметь в виду, что в силу названной нормы такая ответственность подлежит применению за непредставление каждого истребуемого документа. Таким образом, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, если число не представленных им документов с достоверностью не определено налоговым органом. Установление размера штрафа исходя из предположительного наличия у налогоплательщика хотя бы одного из числа запрошенных видов документов недопустимо (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 N 15333/07).
Приемы и методы проверки учетной документации налогоплательщика определяются проверяющими исходя:
- из особенностей применяемой системы бухгалтерского учета, его состояния;
- из сделанных в результате предпроверочного анализа выводах о наличии повышенной вероятности обнаружения у налогоплательщика налоговых правонарушений;
- объемов подлежащей проверке документации.
В зависимости от степени охвата проверкой документов и информации, свидетельствующих о деятельности налогоплательщика, может быть проведена сплошная или выборочная проверка документов.
При применении сплошного метода проверке подвергаются все документы и информация, истребованные у плательщика.
При применении выборочного метода проверки проверяются выбранные элементы одной статьи отчетности или группы однотипных операций, что позволяет сделать выводы, касающиеся совокупности элементов всей статьи или группы операций. Если в результате выборочной проверки выявляются налоговые правонарушения, то проверка документов по данному виду деятельности налогоплательщика проводится сплошным методом за весь проверяемый период.
Степень охвата проверкой документов и информации определяется должностными лицами, проводящими проверку, самостоятельно исходя из объема данных, подлежащих проверке, из состояния бухгалтерского (налогового) учета налогоплательщика, а также вероятности обнаружения налоговых правонарушений, оцениваемой проверяющими по данным анализа информации о налогоплательщике, а также результатам ранее проведенных мероприятий налогового контроля.
При необходимости исследуются учетные документы налогоплательщика, хранящиеся в электронном виде. По требованию проверяющих в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ по требованию проверяющих организация обязана за свой счет изготовить копии таких документов.
В ходе проверки учетной документации налогоплательщика контролируются:
- полнота устранения выявленных предыдущей проверкой нарушений правил учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, а также иных нарушений налогового законодательства о налогах и сборах;
- соответствие показателей, отраженных в налоговых декларациях, данным бухгалтерской отчетности с учетом их корректировки для целей налогообложения. Проверка производится раздельно по каждой форме налоговой декларации в разрезе проверяемых налогов путем сопоставления показателей, содержащихся в налоговой декларации, с соответствующими показателями бухгалтерской отчетности;
- соответствие показателей налоговой, а также бухгалтерской отчетности организации, имеющее значение для правильного исчисления налоговой базы, данным синтетического и аналитического учета;
- полнота и правильность отражения в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, влияющих на формирование налоговой базы.
На данном этапе налоговой проверки проверяющие должны:
Тщательно изучить кредитовые обороты по синтетическим счетам, отраженным в главной книге, обращая внимание на не типичные корреспонденции счетов или несоответствие корреспонденции счетов содержанию хозяйственных операций. При обнаружении подобных записей проверяющий должен проследить отражение соответствующих операций в бухгалтерском учете, вплоть до того первичного учетного документа, который может подтвердить реальность и правомерность этой операции.
Проконтролировать соответствие данных налоговой и бухгалтерской отчетности, синтетического и аналитического учета первичным учетным документам. Проверка первичных учетных документов производится в хронологическом порядке в разрезе проверяемых счетов синтетического учета, операции по которым оказывают или могут оказать влияние на формирование налоговой базы. При этом особое внимание должно быть уделено проверке достоверности и полноты отражения операций по счетам бухгалтерского учета, предназначенным для обобщения информации:
- о реализации готовой продукции, основных средств, нематериальных активов и других активов организации (счета 90, 91). В ходе проверки устанавливается правильность отражения в бухгалтерской и налоговой отчетности фактической выручки (в том числе при расчетах неденежными средствами — векселями, взаимозачетами, переводом долга и т.п.) от реализации продукции (товаров, работ и услуг) и иных активов в соответствии с принятой организацией учетной политикой;
- затратах, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщика. В ходе проверки контролируется правомерность распределения затрат между реализованной продукцией и незавершенным производством, соответствие способов погашения стоимости основных средств, нематериальных активов и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства, готовой продукции и др. принятой учетной политике, соответствие нормам отнесения на себестоимость для целей налогообложения отдельных видов расходов;
- формировании и использовании финансовых результатов деятельности плательщика в отчетном году. В ходе проверки контролируется достоверность отражения показателей финансовых результатов и налоговой и бухгалтерской отчетности;
Информация о работе Выездные налоговые проверки: порядок проведения