Бенчмаркинг как совершенствование качества на основе эталона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 18:47, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить бенчмаркинг как совершенствование качества на основе эталона.

Согласно цели исследования можно выделить следующие задачи:

дать понятие бенчмаркинга, показать преимущества его для организаций;
рассмотреть классификацию видов бенчмаркинга;
изучить метод эталонного сравнения, определить его цели, задачи и методики его проведения;

Содержание

Введение ………………………………………………………………........2


Бенчмаркинг как процесс постоянного изучения и применения
передового опыта в области производственных и бизнес-технологий……………………………………………………………….5

1.1. Понятие бенчмаркинга, его преимущества для организации……..5

1.2. Классификация видов бенчмаркинга……………………………...10

2. Метод эталонного сравнения ………………………………………….13

2.1. Цели и задачи эталонного бенчмаркинга………………………….13

2.2. Методика проведения бенчмаркинга на основе эталона…………16


Заключение…………………………………………………………………25

Список использованной литературы…………………………………..…

Работа состоит из  1 файл

Бенчмаркинг как совершенствование качества на основе эталона.doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)

Курсовая  работа по управлению качеством:  
 

«Бенчмаркинг  как совершенствование  качества на основе эталона» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение ………………………………………………………………........2 

  1. Бенчмаркинг как процесс постоянного изучения и применения

     передового  опыта в области производственных и бизнес-технологий……………………………………………………………….5

   1.1. Понятие  бенчмаркинга, его преимущества  для организации……..5

   1.2. Классификация  видов бенчмаркинга……………………………...10

2. Метод эталонного  сравнения ………………………………………….13

   2.1. Цели  и задачи эталонного бенчмаркинга………………………….13

   2.2. Методика проведения бенчмаркинга на основе эталона…………16 

Заключение…………………………………………………………………25

Список  использованной литературы…………………………………..…27

    Введение 

     В современном мире конкуренция приобретает глобальный характер, и основной целью большинства компаний становится достижение мировых стандартов. На сегодняшний день, бенчмаркинг - один из лучших методов для установления соответствия целей компании требованиям мирового рынка.

     Бенчмаркинг как новый современный инструмент конкурентной борьбы и метод управления бизнесом позволит предприятиям совершенствоваться, взаимодействуя с другими игроками рынка, выявляя инструменты превосходства, целенаправленно внедряя их в свою деятельность и лучше используя потенциал роста.

     За  последние десять лет бенчмаркинг  стал одним из эффективных и признанных методов совершенствования бизнеса  и входит в число самых популярных инструментов управления. Данные различных  зарубежных исследований свидетельствуют  о вовлечении в процесс эталонного сопоставления от 60 до 90% компаний. В России уже появляются фирмы, использующие бенчмаркинг в качестве элемента стратегии повышения конкурентоспособности, но пока таких компаний единицы. Для большинства же руководителей "бенчмаркинг" - это незнакомое слово, а эталонное сопоставление воспринимается не как метод управления, а как обычный анализ конкурентов или маркетинговое исследование. Однако потенциал бенчмаркинга велик, и в ближайшее время эталонное сопоставление займет свое законное место в арсенале менеджеров. По данным консалтинговой компании Bain and Co последние два года бенчмаркинг входит в тройку самых распространенных методов управления бизнесом в крупных международных корпорациях.1 Причина подобной популярности легко объяснима – бенчмаркинг помогает относительно быстро и с меньшими затратами совершенствовать бизнес-процессы. Он позволяет понять, как работают передовые компании определить эталон и добиться таких же, а возможно, и более высоких результатов. Кроме того, сегодня непрерывно растет интерес и ощущается высокая потребность в изучении опыта успешных бенчмаркинговых исследований. Как только организация с помощью бенчмаркинга осознает свое отставание от образцовых предприятий, она начинает проявлять особый интерес к поиску передового опыта, использование которого способно помочь ликвидировать причины такого отставания. Получение и анализ подобной информации обычно происходит во время детального изучения работы конкретных организаций.

     Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить бенчмаркинг как совершенствование качества на основе эталона.

     Согласно  цели исследования можно выделить следующие  задачи:

  1. дать понятие бенчмаркинга, показать преимущества его для организаций;
  2. рассмотреть классификацию видов бенчмаркинга;
  3. изучить метод эталонного сравнения, определить его цели, задачи и методики его проведения;

    Объектом  исследования будет являться бенчмаркинг качества на основе эталона и методика его проведения.

     Теоретической и методологической основой исследования выступают основополагающие идеи и концепции в теории изучения проблем эталонного сопоставления систем управления, современных теорий управления качеством и экономической эффективности качества, труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам качества и  бенчмаркинга.

     В большинстве крупных иностранных фирм работают специализированные подразделения, занимающиеся бенчмаркингом. Созданы специальные сайты, например, benchnet.com, globalbenchmarking.com. Обычными стали так называемые индустриальные бюро знакомств, где любая компания может найти партнера по обмену новшествами.

     Различные исследователи приводят следующие  цифры вовлечения компаний в деятельность по эталонному сопоставлению: в Великобритании - 60% (Zairi & Ahmed), 78% (Coopers & Lybrand) и 85% (CBI). В Европе уже в 1994 г. отмечали, что 88% компаний в том или ином виде применяют эталонное сопоставление. BAIN & Company отмечает аналогичный уровень вовлечения в процесс бенчмаркинга в США . По другим данным число таких компаний в Америке составляет 76%.  
В России также появляются предприятия, использующие бенчмаркинг, но пока их немного и, в основном, это представители крупного бизнеса, имеющие устойчивые деловые связи с зарубежными партнерами. Вместе с тем, возможности, связанные с бенчмаркингом, расширяются в свете присоединения России в 2004 г. к Глобальной сети бенчмаркинга (GBN). Департамент «Деловое совершенство» Всероссийской организации качества (ВОК) представляет GBN в России и формирует инфраструктуру для бенчмаркинга в нашей стране. Однако, в России все еще недостаточно используется потенциал национальной и региональных премий в области качества, и лучший опыт сотен ведущих отечественных компаний - лауреатов конкурсов качества остается не востребованным, так как не отлажена система доступа к лучшей российской деловой практике.  
       Курсовая работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка литературы. В первой части раскрываются понятия бенчмаркинга и его преимущества для организации, а так же классификация видов бенчмаркинга. Во второй части рассмотрен метод эталонного сравнения, его цели и задачи, а так же непосредственно методика проведения бенчмаркинга на основе эталона.

  1. Бенчмаркинг как процесс постоянного изучения и применения передового опыта в области производственных и бизнес-технологий
 
     
    1. Понятие бенчмаркинга, его преимущества для организации
 

       Понятие "бенчмаркинг" присутствует  в ряду экономических понятий  сравнительно недавно. Зарубежные  словари трактуют термин "benchmark" как "экспертный стандарт ... предварительно  определенный образец, используемый в качестве контрольной точки" или "стандарт, по которому можно произвести измерение или оценку чего-либо". По сути бенчмаркинг - это процесс эталонного сопоставления. В бизнес-среде существует множество трактовок бенчмаркингу. Классическим определением бенчмаркинга являются слова основателя этого метода совершенствования Роберта. Кэмпа: "Бенчмаркинг - это поиск лучших методов, которые ведут к улучшению деятельности"2. Более развернутое определение дает экс-председатель Американского общества качества (ASQ) Грегори Ватсон: "Бенчмаркинг - это процесс систематического и непрерывного измерения: оценка процессов предприятия и их сравнение с процессами предприятий лидеров в мире с целью получения информации, полезной для усовершенствования собственной деятельности".

     Таким образом, бенчмаркинг - это, во-первых, сравнение своих показателей  с показателями других организаций: конкурентами и организациями-лидерами, и, во-вторых, изучение и применение успешного опыта других у себя в организации.

       Понятие бенчмаркинга было известно в Китае еще в IV в. до н.э. В книге «Искусство войны» Сунь Цзы писал: «Если вы знаете своего врага и знаете себя, то ваша победа не подлежит сомнению».3 И действительно, на протяжении веков человечество оценивало силу и слабость других, чтобы выяснить решение о том, как избежать ситуаций, которые могут привести к нежелательным результатам.

Идеологом и основоположником бенчмаркинга как не странно, является наш соотечественник – ни кто иной, как вождь мирового пролетариата В.И.Ленин.

     Еще в первые годы Советской власти В.И. Ленин, придавая большое значение организации соревнования в экономической области, сформулировал три, так называемых, «ленинских принципа социалистического соревнования»: гласность, сравнимость результатов, возможность практического повторения передового опыта.

     Принцип  «Возможность практического повторения  передового опыта» включает в  себя изучение, обобщение, передачу  и использование передового опыта  других участников соревнования  с целью достижения наивысших результатов в соревновании, повышения эффективности деятельности предприятий. Принципы организации социалистического соревнования, включая исследование, обобщение и распространение передового опыта, активно использовались в СССР вплоть до 90-х годов ХХ века. Но в условиях социализма у предприятий не было внутреннего стимула для его использования.

       Временем рождения бенчмаркинга можно считать конец 50-х годов.4 Именно в этот период японские специалисты активно посещают известные компании (в основном американские и западноевропейские) с целью изучения идей, которые незамедлительно реализуются на японских предприятиях. Вскоре использование лучших мировых технологий и ноу-хау как в области производства, так и менеджмента, которыми до недавнего времени владел только Запад, японцы стали считать своими конкурентными преимуществами. Они тщательно исследовали западные товары и услуги с тем, чтобы выявить их сильные и слабые стороны, а затем начать выпускать более конкурентоспособные модификации, предложив их рынку по более низким ценам. При этом японцы успешно переносили технологии и ноу-хау из одной сферы бизнеса в другую. Период интенсивного заимствования западных технологий продолжался до конца 60-х годов; к этому времени японские компании догнали западные. Успех японцев в использовании западных технологий как базы национальной промышленности очевиден и не подлежит сомнению.

       На западе бенчмаркинг в его современной трактовке впервые был использован корпорацией Xerox в 1979 году для преодоления рыночных проблем, обусловленных катастрофическим уменьшением рыночной доли корпорации. У компании не было выбора. Конкуренты предложили потребителям аналогичные по качеству товары по более низким ценам. Решение было найдено незамедлительно: для определения причин сложившейся ситуации провели сравнительный анализ товаров конкурентов, выявили и оценили их технические характеристики и на этой основе разработали уникальное предложение. Воодушевленные полученными результатами, сотрудники корпорации детально изучили опыт японской компании Fuji, адаптация и использование которого привели к успеху и процветанию компании Xerox, после чего концепция бенчмаркинга стала неотъемлемой частью ее бизнес-стратегии.

     В России отдельные положения и  аспекты бенчмаркинга начали пропагандироваться с 1996 г. в работах Г.Л. Багнева, А.К. Казанцева, И.А. Аренкова. В последние годы по данной проблеме стали публиковаться переводы трудов зарубежных ученых и практиков, появляются оригинальные разработки российских исследователей. Тем не менее, публикаций по бенчмаркингу немного. 5

     Можно выделить следующие причины популярности бенчмаркинга:

  • Глобальная конкуренция. В эпоху глобализации бизнеса компании сознают необходимость всестороннего и детального изучения лучших достижений конкурентов и последующего использования полученной информации в целях собственного выживания.
  • Вознаграждение за качество. Все большее распространение получают проходящие на национальном уровне конкурсы на звание лидера в области качества. Обязательным условием участия в них помимо демонстрации компаниям-участникам конкурентных перимуществ выпускаемых ими продуктов является применение концепции бенчмаркинга.
  • Необходимость адаптации и использования мировых достижений в области производственных и бизнес-технологий. Чтобы не остаться позади своих конкурентов, всем компаниям, независимо от размера и сферы деятельности, необходимо постоянно изучать и применять передовой опыт в области производственных и бизнес-технологий.

     Развитие  бенчмаркинга способствует открытости и повышению эффективности бизнеса. Оно дает возможность получить ответы на вопросы, которые ставит практика деятельности организации, и несет неоспоримые преимущества.

     Бенчмаркинг организации

  1. Дает возможность преодолеть застой в руководстве, указать на их неточное представление о положении дел.
  2. Превращает самодовольство и самоуспокоенность в стремление к улучшению.
  3. Помогает выявить силы, которыми располагает организация, а также слабости, которые должны быть преодолены.
  4. Предоставляет организации сигналы раннего предупреждения об отставании.
  5. Ставит трудные, но реальные цели.
  6. Помогает определить приоритеты своей деятельности по улучшению работы.
  7. Определяет и включает лучшие из применяемых процессов и практик менеджмента.
  8. Выясняет уровень организации по сравнению с лучшими в мире.
  9. Определяет отставание уровня работы организации от уровня ее конкурентов.
  10. Обеспечивает организацию планами испытанных корректирующих действий.
  11. Сводит вместе стратегический план и усилия организации, направленные на ее совершенствование.
  12. Открывает новые технологии и методы управления организацией.
  13. Концентрирует внимание на основных факторах успеха организации.
  14. Позволяет осуществить крупномасштабные улучшения.
  15. Помогает организации обучаться на опыте других. Ни у одной организации не может быть достаточно времени и ресурсов, чтобы допустить все ошибки самостоятельно.
  16. Создает культуру непрерывного усовершенствования.
  17. Сокращает затраты на процесс улучшения.
  18. Ведет к быстрому внедрению подходов при меньшем риске.
  19. Улучшает главные финансовые показатели.
 
 
 
 

     1.2. Классификация видов  бенчмаркинга 

     В науке и практике бизнеса выделяют различные виды бенчмаркинга.

     1. По уровню применения можно  выделить три вида бенчмаркинга:

Информация о работе Бенчмаркинг как совершенствование качества на основе эталона