Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 15:09, курсовая работа
В данной курсовой работе отражаются следующие вопросы:
основные понятия качества и конкурентоспособности продукции;
краткая характеристика ЗАО «Торговый дом «Курганские прицепы»;
оценка конкурентоспособности продукции на рассматриваемом предприятии;
пути повышения конкурентоспособности продукции.
Введение 3
1 Понятия и показатели качества и конкурентоспособности продукции
5
1.1 Качество продукции 5
1.2 Управление качеством продукции 9
1.3 Сущность конкурентоспособности предприятия 11
1.4 Методические подходы к оценке конкурентоспособности продукции
13
2. Оценка конкурентоспособности ЗАО «ТД «Курганские прицепы» на Российском рынке автоприцепов
19
2.1 Организационно – экономическая характеристика предприятия 19
2.2 Общий анализ конкурентоспособности продукции ЗАО «ТД «Курганские прицепы»
25
2.3 Оценка конкурентоспособности ЗАО «Торговый дом «Курганские прицепы» с помощью специальных методик
33
3 Разработка предложений по повышению конкурентоспособности ЗАО «Торговый дом «Курганские прицепы»
43
3.1 Управление качеством продукции, как один из путей повышения конкурентоспособности продукции
43
3.2 Повышение конкурентоспособности предприятия на основе совершенствования системы стимулирования сбыта
45
4. Практическая часть 52
Заключение 58
Список использованных источников 60
Методика оценки состояния конкуренции на рынке товара обычно включает в себя 3 этапа:
1
Этап. Определяется перечень товаров-
2
Этап. Проводится структурный анализ
товарного рынка с помощью определения
индекса Герфиндаля-Хиршмана, рассчитываемого
как сумма квадратов долей рынка по количеству
производимой продукции, выраженных в
процентах, всех действующих на нем производителей:
На основе данного показателя выделяют 3 типа рынков:
• высококонцентрированный Н> 2000 %;
• умеренно-концентрированный 1000 %<Н<2000 %;
• неконцентрированный Н < 1000 %.
3 Этап Определяется наличие или отсутствие барьеров входа и выхода на рынок конкурентов. Здесь оценивается возможность преодоления барьеров. Под барьерами обычно понимают:
• высокая насыщенность рынка данным товаром;
• низкая платежеспособность покупателей;
• значительные инвестиции, их высокая стоимость;
• ограниченный доступ новых поставщиков к дешевым сырьевым источникам;
• технология производства;
• административные ограничения (лицензирование, квотирование).
Применительно к рассматриваемой ситуации данная методика может быть представлена следующим образом:
1 Этап.
В качестве товара-заменителя автоприцепа «Крепыш»-8213 по его основной функции - перевозка грузов может служить: небольшие грузовые автомобили («Газель», «Москвич» грузового исполнения и др.); съемный багажник у автомобиля.
В данном случае для конечного потребителя при приобретении другого транспортного средства помимо автоприцепа для перевозки грузов будет иметь значение не цена, а технические и др. возможности транспортного средства.
2 Этап.
Исходя из данных по объемам производства в год автоприцепов для легковых автомобилей предприятий-конкурентов ЗАО «ТД «КП» и объемов производства автоприцепа «Крепыш»-8213 можно рассчитать долю каждого предприятия на российском рынке автоприцепов для легковых автомобилей грузоподъемностью 300-600 кг:
1)
ОАО «Саранский завод
2) ОАО «Автоприцеп КамАЗ» (180*100)/39900 = 0,5 %;
3) ОАО «ЧТЗ» (300*100)/39900 = 0,8 %;
4)
ЗАО «Воронежский
5) АООТ «Воронежский ремонтно-механический завод» (3600*100)/39900 = 9 %;
6)
ОАО «Сосновоборский завод
7)
ООО ПКФ «Тонар» (5400*100)/
8) ГП «Уралтраисмаш» (660*100)/39900 = 1,7 %;
9) АО «Югавторемонт» (1200*100)/39900 = 3 %;
10)
ЗАО «Метровагонмаш» (600*100)/
11) ГН «Электромеханический завод «Авангард» (2400*100)/39900 = 6 %;
12) ЗАО «ТД «КП» (18000*100)/39900 = 45 %.
На основе долей рынка рассматриваемых предприятий можно определить индекс Герфиндаля-Хиршмаиа:
Н = 9*9 + 0,5*0,5 + 0,8*0,8 + 9*9 + 9*9 + 0,9*0,9 + 13,5*13,5 + 1,7*1,7 + 3*3 + 1,5*1,5 + 6*6 + 45*45 = 2502,1%
Как видно, российский рынок автоприцепов для легковых автомобилей грузоподъемностью 300-600 кг является высококонцентрированным. т.к. Н> 2000 %.
3 Этап
На российском рынке автоприцепов для легковых автомобилей грузоподъемностью 300-600 кг существует множество барьеров входа, степень преодоления которых очень низкая:
• высокая насыщенность российского рынка автоприцепами;
• низкая платежеспособность населения;
• необходимость значительных инвестиций в производство автоприцепов;
• достаточно трудоемкая технология производства;
• административные ограничения, т.е. необходимость лицензирования производства автоприцепов.
Исходя
из приведенной оценки, можно сделать
вывод о том, что российский рынок автоприцепов
для легковых автомобилей грузоподъемностью
300-600 кг характеризуется большим числом
предприятий-производителей, а также жесткими
условиями конкурентной борьбы, т. е. наблюдается
достаточно высокий уровень конкуренции.
3
Разработка предложений
по повышению
3.1
Управление качеством
Современная политика передовых отечественных и зарубежных предприятий в области качества заключается во взаимосвязанности и неотделимости ее от общей политики предприятия.
Техническая, экономическая и социальная политика ЗАО «Торговый дом «Курганские прицепы» рассматриваются как естественный результат или средство успешного решения задач качества. К таким задачам относятся:
- расширение или завоевание новых рынков;
- достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий;
- улучшение важнейших показателей качества продукции;
- снижение уровня дефектности изготовляемой продукции;
- развитие сети сервисных услуг;
- увеличение сроков гарантии на выпускаемую продукцию.
Для успешной реализации этих задач необходимо выделить основные направления и определиться в общих принципах действий в области качества.
Направления в области качества по существу и являются стратегией развития, разработка которой даст возможность предприятию хорошо взвесить реальные возможности в осуществлении своих планов.
Определение направлений подразумевает выделение приоритетных направлений деятельности и расстановку акцентов в приложении усилий работников предприятия при решении ранее обозначенных задач. Их разработка осуществляется на основе альтернативных (прогнозных) вариантов расчета прибыли, возможных издержек по каждому из направлений и выбору оптимального с учетом позитивных моментов.
Политика в области качества на предприятии должна оформляться документально, в виде основополагающего документа. Качество этого документа и степень детализации дают представление об общем отношении и придаваемом значении этой проблеме на предприятии.
С позиций ЗАО «Торговый дом «Курганские прицепы» можно осуществить два подхода для достижения определенного уровня качества. Первый подход заключается в возможности достижения заданного уровня качества за один цикл, или этап. Второй подход — поэтапное финансирование повышения уровня качества по мере накопления финансовых средств на эти цели. В условиях рыночной экономики любой из рассматриваемых подходов может быть тактически оправданным. Очевидно, что реализация первого подхода подвержена большему риску в связи с большим периодом прогнозирования и планирования и требует более тщательной проработки.
Обычно предприятие пользуется таким подходом на локальном рынке при модернизации изделий, внесении в конструкцию изменений с целью постепенного улучшения уровня качества и удовлетворения специфических потребностей рынка. В условиях ограниченности средств предприятие не в состоянии выделить необходимые ресурсы для проведения крупномасштабных акций по улучшению качества. Поэтому выпускает на рынок определенный объем продукции невысокого качества, но пользующейся спросом у определенной группы потребителей, довольствуясь временным, небольшим успехом. Поэтапное достижение заданного уровня качества связано с дополнительными затратами времени, необходимого для накопления финансовых средств и осуществления нового витка качества на более высоком уровне. Такая стратегия в формировании необходимого уровня качества содержит элемент «запаздывания» и используется далеко не всегда.
В последние годы первый подход становится более актуальным, так как имеет достаточно весомые преимущества.
Во-первых, он обеспечивает большую централизацию и координацию всех стадий проектирования и производства изделий. Во-вторых, этот подход выводит предприятие на рубежи мирового уровня качества или его опережения. В связи с этим предприятие может пользоваться всеми преимуществами глобальной интеграции:
• использованием совершенных технологий, изобретений и т.д.
В-третьих, достигается «скачок» уровня качества, который обеспечивает предприятию преимущества высшего порядка в более длительном временном интервале.
ЗАО
«Торговый дом «Курганские
Современная
стратегия финансирования заключается
в том, что высокое качество и удовлетворение
потребителя должно сопровождаться снижением
издержек производства при снижении степени
риска и повышении эффективности вложений
средств на эти цели.
3.2
Повышение
Всё возрастающая конкуренция, повышение курса евро и падение доллара вынуждает производителей идти на все большие уступки потребителям и посредникам в сбыте своей продукции. Кроме того, эффективность рекламы несколько снижается из-за растущих издержек. Поэтому все большее число предприятий прибегает к стимулированию сбыта, как к средству, которое может эффективно поддержать рекламную кампанию.
Подготовка
и проведение мероприятий по стимулированию
сбыта включает ряд этапов рисунок 1
|
Рисунок 1 - Основные этапы подготовки и проведения мероприятий по
стимулированию сбыта
Разработка программы стимулирования сбыта связана с решением целого ряда последовательных задач:
Установление целей и выбор инструментов стимулирования сбыта тесно связаны между собой. Дело в том, что инструменты стимулирования сбыта могут быть направлены на:
Информация о работе Экономическая эффективность качества продукции на предприятии