Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 17:39, контрольная работа
Последние годы отмечены беспрецедентным ростом внимания к проблеме качества. Мировой опыт показывает, что научно-технический прогресс в таких странах, как Япония, Южная Корея и Китай, был определен прорывом именно в качестве, позволившим им резко увеличить свой экспорт. Без расширения экспорта товаров и услуг не может быть решена и такая важная проблема, как конвертируемость рубля, что является препятствием для широкого участия России в международной торговле.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность, основные категории и показатели качества……………………...5
1.1.Понятие качества товаров и услуг…………………………………….5
1.2. Показатели качества продукции……………………………………...8
1.3. Основные цели и принципы систем управления качеством……....11
2. Конкурентоспособность. Соотношение понятий качества и конкурентоспособности продукции……………………………………………15
2.1. Конкурентоспособность……………………………………………..15
2.2. Соотношение понятий качества и конкурентоспособности продукции………………………………………………………………………...19
3. Классификация средств и методов управления качеством………………...21
Список литературы…………………………………………………………….29
Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.
И все же, как ни важны внепроизводственные аспекты деятельности фирм по обеспечению конкурентоспособности, основой являются качество и цена. Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого, формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:
Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.
Управлять
конкурентоспособностью - значит обеспечивать
оптимальное соотношение
Указанные
составляющие конкурентоспособности
являются многофакторными, и каждая
из них может рассматриваться
как сложный самостоятельный
объект управления. В частности, на
величину издержек производства влияют
стоимость и качество сырья, топлива,
электроэнергии, покупных полуфабрикатов
и комплектующих изделий, квалификация
и уровень заработной платы производственного
персонала, производительность труда,
издержки управления и т.д. При этом
в конечном счете возможность
обеспечения необходимого уровня составляющих
конкурентоспособность
По существу, основа современной «философии успеха» заключается в подчинении интересов фирмы целям разработки, производства и сбыта конкурентоспособной продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Безусловно, ориентация на потребителя выражает стремление фирмы обеспечить себе наиболее надежный путь к достижению и поддержанию высокой прибыли.
Согласно закону о конкуренции в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции (услуг) и снижения их удельной цены, отражающей отношение цены товара к его полезному эффекту. В условиях конкуренции никто никого не заставляет повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. В результате постоянно идет процесс "вымывания" с рынка некачественной продукции.
Движущей
силой конкуренции является стимул
к нововведениям. Именно на основе нововведений
удастся повышать качество продукции
(услуг), улучшать полезный эффект товара,
тем самым добиваться конкурентного
преимущества данного товара. Таким
образом, обеспечение
2.2.Соотношение
понятий качества и
конкурентоспособности
продукции
В соответствии с определением Международной организации по стандартизации (ИСО), качество — это совокупность свойств и характеристик продукта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Степень полезности – насколько хорошо товар может удовлетворить потребности.
Конкурентоспособность товара определяется, в отличие от качества, только теми характеристиками, которые интересуют потребителя, а остальные во внимание не берутся.
Конкурентоспособность товара — решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов.
Понятие «конкурентоспособность товара» шире понятий «качество товара». Главная составляющая конкурентоспособности товара, но не единственная это внешние факторы: сроки поставки, качество сервиса, реклама, повышение (снижение) уровня конкурентоспособности конкурирующих товаров, изменение соотношения спроса и предложения, финансовые условия и др. Высокое качество и конкурентоспособность продукции обеспечиваются ей системой маркетинга — от конструирования, опытного и серийного производства до сбыта и сервиса эксплуатируемых изделий, включая в числе других средства и методы управления и контроля качества.
В условиях достаточности товаров и услуг на рынке, превышения в целом их предложения над спросом покупатель в полной мере реализует свое право выбора, естественно предпочитая тот товар, который с его точки зрения обладает наилучшим соотношением потребительских качеств и цены в тот или иной момент.
Растущий объем, а также разнообразие методов и средств управления качеством создает определенные трудности при их изучении и выборе для практического применения. Необходима систематизация всего множества инструментов, относящихся к сфере менеджмента качества.
Рассмотрим
наиболее известные группы и классификации
методов менеджмента качества. Теория
управления качеством возникла и
долгое время развивалась на основе
контроля. Поэтому наиболее известными
методами управления качеством являются
разработанные в Японии «Семь
основных («простых») инструментов контроля
качества», позволяющие обрабатывать
результаты контрольных операций. Эта
«великолепная семерка» входит в
перечень инструментов Всеобщего управления
качеством (TQM) наряду с «Семью новыми
инструментами управления качеством»
и примыкающим к ним «
К
инструментам TQM, как правило, относят
применяемые в сфере
В.В.
Ефимов разделяет методы управления
качеством на экономические, организационно-
Зарубежные авторы также включают в число методов менеджмента качества системы и методологии, которые в практическом плане представляют собой комплексы методов и приемов, объединенных общей концепцией. Нельзя исключать из рассмотрения теоретические основы, влияющие на выбор и форму применения тех или иных методов или предлагающие универсальные приемы.
Для
наиболее полного представления
методов и средств управления
качеством применяемые в
Рис. 1. Классификация
средств и методов управления
качеством
Рис. 2. Классификация
методов управления качеством
Методы управления качеством — способы и приемы, с помощью которых субъекты (органы) управления воздействуют на организацию и элементы производственного процесса для достижения поставленных целей в области качества. Наряду с отдельными методами выделены представляющие их комбинации комплексные методы [4, 8], а также теоретические основы, концепции и системы. В отличие от комплексных методов, концепции и системы предполагают не только применение определенного набора методов, но и реформирование подхода к управлению организацией.
Отдельные
методы полезно классифицировать по
объекту воздействия: информация, социальные
системы, оборудование. Последние связаны
с особенностями конкретного
производственного процесса, включают
методы измерений, настройки и др.
Управление социальными системами,
как правило, подразделяется на экономические,
организационно-
Экономические методы управления подразумевают создание экономических условий, побуждающих работников и коллективы предприятий, отделов систематически повышать и обеспечивать необходимый уровень качества. Развитие рыночных отношений требует более широкого использования экономических методов управления качеством. К таким методам могут быть отнесены:
Организационно-
Социально-
Информация о работе Контрольная работа по "Управлению качеством"