Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 17:39, контрольная работа
Последние годы отмечены беспрецедентным ростом внимания к проблеме качества. Мировой опыт показывает, что научно-технический прогресс в таких странах, как Япония, Южная Корея и Китай, был определен прорывом именно в качестве, позволившим им резко увеличить свой экспорт. Без расширения экспорта товаров и услуг не может быть решена и такая важная проблема, как конвертируемость рубля, что является препятствием для широкого участия России в международной торговле.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность, основные категории и показатели качества……………………...5
1.1.Понятие качества товаров и услуг…………………………………….5
1.2. Показатели качества продукции……………………………………...8
1.3. Основные цели и принципы систем управления качеством……....11
2. Конкурентоспособность. Соотношение понятий качества и конкурентоспособности продукции……………………………………………15
2.1. Конкурентоспособность……………………………………………..15
2.2. Соотношение понятий качества и конкурентоспособности продукции………………………………………………………………………...19
3. Классификация средств и методов управления качеством………………...21
Список литературы…………………………………………………………….29
Целью современного менеджмента качества является не только повышение удовлетворенности потребителя (прежде всего за счет качественной продукции), но и достижение этого наиболее экономными способами. В зависимости от особенностей организации могут применяться различные методы повышения ее эффективности [5]: «Всеобщее производительное обслуживание оборудования» (TPM), «Упорядочение» (5S), система экономики качества, реинжениринг процессов и др.
К
статистическим методам управления
качеством (рис. 3) принято относить
не только методы, связанные с обработкой
и анализом больших массивов количественных
данных, но и отдельные инструменты
работы с нечисловой информацией. Например,
в группе «Семь основных инструментов
контроля качества» гистограмма, стратификация
(расслаивание), диаграмма Парето, диаграмма
рассеивания (разброса) и контрольные
карты предназначены для
«Семь новых инструментов управления качеством» преимущественно работают с логическими и ассоциативными связями, систематизацией факторов и направлений решения проблем. Это диаграммы сродства и связей, диаграммы древовидная, матричная, стрелочная и диаграмма процесса осуществления программы (PDPC). Анализ матричных данных (матрица приоритетов) — математический анализ большого количества числовых данных в виде матриц для выявления приоритетных данных - единственный из семи методов дает количественный результат.
Рис. 3. Два подхода
к классификации
статистических методов
управления качеством
В международных и национальных стандартах также регламентированы подходы к применению ряда статистических методов: выборочного контроля, карт статистического управления процессом, анализа характера и последствий отказов и др.
В методическом плане представляется полезным анализ возможности применения методов управления качеством различными субъектами менеджмента качества, а также на различных этапах жизненного цикла продукции. Классификация по субъектам предполагает определение групп методов, относящихся к различным уровням управления в организации.
Поскольку управление качеством может носить всеохватывающий характер с вовлечением в деятельность по улучшению не только самой организации, но и ее потребителей, партнеров, контрольных (надзорных) организаций и других заинтересованных лиц, методы управления качеством целесообразно классифицировать на собственные методы организации и методы, применяемые внешними субъектами (табл. 1).
Таблица
1. Классификация методов
|
К методам, применяемым высшим руководством организации, можно отнести теоретические основы; концепции и системы; комплексные методы — реинжиниринг, самооценку, бенчмаркинг; отдельные методы, ориентированные на управление социальными системами (предприятием, подразделениями) и информацией. Менеджерами среднего звена могут применяться практически все методы. Для рядовых сотрудников предназначены отдельные методы работы с оборудованием и информацией, кружки качества, TPM, KAIZEN, 5S.
Внешние
субъекты — потребители, как правило,
используют методы воздействия на предприятие
или его отдельные
К
методам, используемым партнерами, можно
отнести бенчмаркинг, самооценку, отдельные
методы, концепции и системы, теоретические
основы. Конкуренты применяют методы
управления качеством в целях
получения информации о рынке
соответствующей продукции или
услуг, об уровне их качества, для определения
направлений улучшения (бенчмаркинг),
повышения
Контрольными
и надзорными организациями, как
правило, используются отдельные методы.
Применяемые консалтинговыми
Теория менеджмента качества продолжает активно развиваться в рамках международной стандартизации. Множество методов управления качеством постепенно обогащается опытом удачных практических реализаций. В числе основных тенденций развития современного менеджмента [1, 2] «рачительное» производство, реинжениринг процессов, развитие информационных технологий, система экономики качества, теория обучающихся организаций и «управление знаниями», гуманизация производства, создание гибкой организационной структуры на основе проектного подхода и увеличение значимости горизонтальных связей и др. Это направления, в которых будут развиваться средства и методы управления качеством в ближайшем будущем.
Список
литературы
1. Адлер Ю.П., Аронов И.З., Шпер В.Л. Что век грядущий нам готовит? (Менеджмент XXI века — краткий обзор основных тенденций)// Методы менеджмента качества). 1999. № 1.
2. Адлер Ю.П., Аронов И.З., Шпер И.З. Что век текущий приготовил? Менеджмент XXI века — продолжение краткого обзора основных тенденций// Методы менеджмента качества. 2004. № 1.
3. Барри Дж. Дейл. Методы менеджмента качества, выдержавшие испытание временем// Европейское качество. 2009. Том 8, №2.
4. Ефимов В.В. Средства и методы управления качеством. М.: КНОРУС, 2007.
5.
Кане М.М., Иванов Б.В., Корешков
В.Н., Схиртладзе А.Г. Системы,
6. Окрепилов В.В. Менеджмент качества. СПб.: Наука, 2008.
7.
Риттер Д.С. Применение
8. С.В. Пономарев, С.В. Мищенко, В.Я. Белобрагин, В.А. Самородов, Б.И. Герасимов, А.В. Трофимов, С.А. Пахомова, О.С. Пономарева. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества: уч. пос. - М.: РИА «Стандарты и качество». 2005.
9. Азарова В.Н. Управление качеством: Том 2. Принципы и методы всеобщего руководства качеством. - М.: МГИЭМ, 2009.
10. Томохова И.Н, Рыжова Н.А. Научное издание ФГОУ ВПО РГУТиС, журнал «Сервис plus», №4 за 2008 год
Информация о работе Контрольная работа по "Управлению качеством"