Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 10:20, лабораторная работа
Цель: Понять что такое CMS.Разобраться со структурой и классификацией, а так же проанализировать все минусы и плюсы данного контента.Выявить наиболее крупных производителей и распространенные CMS системы.
http://www.solus.ru/articles_
Классифицировать CMS-системы можно по разным критериям, но основным из них является цена. Прежде всего, CMS бывают коммерческие и с открытым кодом, то есть бесплатные. Разница между ними, наверное, не столько в деньгах, сколько в затрачиваемых на сайт усилиях. Бесплатная система требует намного больше внимания при разработке проекта. Настолько, что может возникнуть вопрос: есть ли смысл делать это самому или все же приобрести коммерческую версию?
Бесплатную систему легче взломать хакеру (и спросить-то не с кого будет), она требует от владельца дополнительных усилий и умения разбираться в настройках. Бесплатные системы достаточно часто накладывают существенные ограничения на дизайн сайта и очень редко создаются как унифицированный продукт. Как правило, они являются чьим-то решением каких-то частных задач. Очевидно, что рожденное в таких условиях ПО может хорошо решать задачи создания такого же рода сайтов, но может быть совершенно не приспособлено для решения задач другого плана, скажем, электронной коммерции, b2b и так далее.
Впрочем,
есть у бесплатных систем и свои
преимущества. Они вполне могут подойти
для небольших проектов со стандартным
набором функций. Если в предложенном
перечне возможностей нет какой-либо,
то можно всегда обратиться к энтузиастам
этой системы за советом. Как правило,
для самых популярных систем разработано
достаточное число
Коммерческие же «движки» сильны, прежде всего, своей оперативной техподдержкой, своевременными бесплатными обновлениями, возможностью постепенного, по мере возникновения потребностей, приобретения дополнительных модулей и внедрения их в интернет-проект.
http://www.upspecial.ru/
АССОРТИМЕНТ
Среди наиболее известных бесплатных
систем можно назвать: PhpNuke, Mambo Open Source,
Xoops. Лучше всего про эти системы потенциальному
владельцу сайта расскажут на форумах,
посвященных этим и другим CMS.
Немного проще с коммерческими. По крайней мере, можно зайти на сайт разработчика CMS и посмотреть в портфолио число созданных на ее основе сайтов. Не претендуя на истину в последней инстанции, составим свою тройку лидеров. Это Bitrix, Netcat, sBuilder.
– Bitrix. Считается довольно функциональной, удобной системой. Приветливый интерфейс и хорошая маркетинговая политика сделали эту CMS одной из самых популярных в нашей стране. Но есть у системы и серьезные недостатки, важнейший из которых – сложность работы с ней, вытекающая из серьезного функционала программы. А отсюда увеличивается стоимость внедрения CMS и обучения персонала. Кроме того, система довольно требовательна к аппаратным ресурсам хостинговой площадки.
– Netcat. Также довольно распространенная система. Имеет самую дешевую стартовую версию стоимостью в сто рублей. Считается, что в этой системе можно сделать практически все, обходясь только стандартными модулями (новостные ленты, гостевые книги и так далее). К недостаткам следует отнести довольно высокую сложность в управлении и работе с макетами дизайна. Так же, как и Bitrix, требует высокого профессионализма от создателей сайта.
– sBuilder. Очень простая, легкая, не нагружающая сервера система. Интуитивно понятное администрирование. Основное достоинство – простота и дружелюбность для создателя и обслуживающего лица, минимальные требования к уровню пользователя и разработчика. Это проявляется, прежде всего, в наличии обширного ознакомительного и обучающего материала. Ограничение – необходимость наличия у пользователя браузера IE выше 5-й версии.
http://www.upspecial.ru/
Где можно узнать
о конкретных CMS?
Прежде всего, конечно, на сайтах самих
разработчиков, которые могут дать вам
исчерпывающую информацию о своих системах.
Сайты систем, упоминавшихся
в статье:
– PhpNuke (rus-phpnuke.com)
– Mambo Open Source (ru-mambo.ru)
– Xoops (www.e-xoops.ru)
– Bitrix (www.bitrix.ru)
– Netcat (www.netcat.ru)
– sBuilder (www.sbuilder.ru)
Однако для трезвой
оценки необходимо мнение сторонних
специалистов и пользователей, работающих
с той или иной системой. В российской
части интернета есть несколько
проектов, посвященных анализу CMS-систем.
Среди них хочется
– СMSobzor (www.cmsobzor.ru) – обзор CMS-систем;
– CMS List (www.cmslist.ru) – анализ и исследования
CMS-систем;
– CMS-forum (cms-forum.ru) – специализированный
форум о CMS-системах.
Свободно распространяемые CMS-системы
Рассмотрим следующие CMS-системы: eZ Publish 3.2, APC ActionApps, Mambo 4.0.14 и Xoops (версии 2.0.5 и 2.0.6). Каждая из них позиционируется разработчиками как система для создания любого сайта (от корпоративного портала до домашней странички) и управления его содержимым. Система eZ Publish предназначена также для создания и управления содержимым Internet-магазина, новостного сайта, фотогалереи или форума. APC ActionApps имеет уникальное свойство добавления динамических разделов на существующем сайте и способна управлять содержимым многих сайтов. Но все-таки правильнее говорить, что CMS-системы предназначены для создания, модификации, публикации и обмена информацией.
Прежде чем начать использование какой-либо CMS необходимо определиться, с какими типами контента вы хотите работать — будут ли на вашем сайте статьи, фильмы, новости, форумы и т.п. Обычно CMS-системы поставляются с некоторым количеством готовых к работе встроенных типов контента, а часть из них позволяют редактировать встроенные типы контента или создавать новые (eZ Publish, APC ActionApps). Но есть и системы, в которых все типы контента строго фиксированы (Xoops, Mambo).
Каждому пользователю системы должна быть приписана какая-то роль, в соответствии с которой он сможет выполнять определенные действия. При этом, пользователи могут объединяться в различные группы с назначенными правами. Некоторые системы позволяют создавать новые группы и устанавливать им права, отличные от прав существующих групп (eZ Publish, ActionApps, Xoops), и это свойство иногда оказывается очень полезным.
Выбирая CMS-систему, всегда хочется получить максимум функциональности при минимуме затрат, да и на поддержку хочется тратить как можно меньше времени и усилий. Чтобы хоть как-то приблизится к этому идеалу, нужно для начала определить необходимый минимум задач, которые должна решать система. При создании, документ наделяется набором характеристик, определяющих текущий этап его жизненного цикла, поэтому стоит обратить внимание на следующее: насколько гибка структура контента конкретной системы, насколько прост процесс создания контента, как он упорядочивается, как происходит управление рабочим потоком документов и возможно ли использование контента совместно с другими информационными системами.
Преимущества систем с гибкой структурой контента очевидны. Они позволяют по мере надобности расширять и добавлять новые типы контента средствами самих систем, не занимаясь, например, поиском на стороне подходящей функциональности. С другой стороны, при наличии множества свободно распространяемых модулей (типов контента) можно работать и с системами, имеющими фиксированную структуру контента. Однако в этом случае нужно быть готовым покопаться в коде, поскольку реализация некоторых модулей может оказаться неполной.
Основной инструмент создания контента для CMS-систем — Web-браузер. Некоторые системы позволяют использовать также автономного клиента (например, ActionApps) или Windows-клиента. При создании контента важно, насколько прост и интуитивно понятен такой процесс. С этой точки зрения стоит разобраться, какие возможности разметки документов предоставляет конкретный CMS-инструментарий. Нужно выяснить, имеет ли она встроенные, специфичные только для нее, средства разметки или можно пользоваться стандартными средствами типа HTML; создается контент с помощью обычных HTML-форм или встроенных редакторов наподобие WordPad и т.п.
eZ Publish, Mambo и ActionApps предлагают использовать HTML для разметки документов, в то время как Xoops располагает и собственными средствами разметки. Применять для упрощения создания контента встроенный текстовый редактор, похожий на Word Pad, можно лишь в Mambo. Чаще всего документы создаются с помощью средств, привычных для их авторов, и хранятся в виде файлов на локальных машинах, поэтому при внесении документа в систему управления содержимым полезно иметь возможность загрузки файлов с локальной машины. Среди рассматриваемых CMS-систем этим свойством в полной мере не обладает ни одна. В Mambo и ActionApps можно загружать на сервер текстовые файлы и рисунки некоторых форматов, а в Xoops и eZ Publish — только рисунки.
Следующий важный момент
— каталогизация и
Для упорядочивания контента в ActionApps используется расширяемая система категорий: в системе изначально имеется набор категорий, а администратор может их изменять или добавлять собственные. Для этого служит специальный встроенный редактор, который позволяет моделировать иерархическую структуру (в категории может быть одна или несколько подкатегорий). В Mambo и Xoops тоже применяются системы категорий, но поскольку эти продукты построены по модульному принципу, наличие или отсутствие системы категорий зависит от модуля. Скажем, для модуля «статьи» существуют категории, а для модуля «форум» — нет. Но какую бы категорию в модуле «статьи» вы ни создали, структура документов в ней будет такой же, как и во всех других категориях данного модуля, — деление на категории чисто смысловое. Если в модуле используется система категорий, можно создавать новые категории, удалять или менять тип доступа для существующих.
Механизм каталогизации eZ Publish кажется более функциональным и развитым, но слишком сложным для понимания. Применение же для этих целей категорий, как в остальных системах, гораздо более привычно и понятно, но не позволяет решить, например, проблему отображения документа одновременно в двух категориях.
В eZ Publish и ActionApps реализована поддержка национальных алфавитов. Администраторский интерфейс ActionApps настраивается на несколько языков. Каждая версия контента может существовать на разных языках, но при работе с русским языком порой возникают небольшие проблемы. Дело в том, что в коде этих систем прописана кодировка ISO-8859-1, и для создания документов на русском языке ее приходится менять на KOI8-R или WIN-1251. В системах Mambo и Xoops поддержка русского языка вполне удовлетворительна, но в сами эти системы поддержка многоязычности не входит. В Mambo язык вообще зашит в код системы, а переводы применимы только к тому, что хранится в базе данных, поэтому все равно приходится искать непереведенные фразы и изменять их самостоятельно. Русскоязычному пользователю удобнее работать с Xoops, но надо подготовиться к тому, что с появлением новых, непереведенных, модулей в системе будут возникать слова на английском языке.
Теперь обратим внимание на то, как CMS-системы управляют потоком документов, позволяют ли они создавать различные версии одного документа и дают ли возможность администраторам следить за процессом публикации документов.
Реальный контент eZ Publish, который хранится внутри контент-объектов, может существовать в одной или нескольких версиях. Каждый раз, когда контент редактируется, создается его новая версия, а старая остается нетронутой. Эта система версий позволяет пользователям возвращать/отменять изменения, а чтобы предотвратить переполнение базы данных старыми неиспользуемыми версиями, администратор может установить ограничение на количество версий для контент-класса. Собственно версия документа в eZ Publish описывается с помощью следующих характеристик: номер версии, статус документа (черновик, опубликованный, архивный), язык, создатель, дата изменения. Автоматически контролируется авторство документов: нельзя редактировать чужие документы, можно только создавать их копии и редактировать их. Контролируется и статус документа; несколько версий документа нельзя опубликовать одновременно, поскольку статус опубликованной имеет только одна из них. Существует возможность создавать для разных языков разные версии документа. Документы со статусом «архивные» нельзя редактировать и публиковать (для редактирования создается их копия — черновик).
В системе ActionApps поддерживается основной процесс одобрения: автор документа имеет право на его публикацию. Отличие от eZ Publish состоит в том, что документ публикуется сразу после его добавления в систему. При этом статус документа ActionApps может изменяться следующим образом: активный (active), ожидающий рассмотрения (pending), устаревший (expired), в процессе написания (hold bin), ожидающий удаления (trash bin). Каждый документ, будучи создан, сразу становится активным (публикуется). Потом его можно переместить в другую категорию, но для этого необходимо иметь хотя бы права редактора слайса. Понятие версии документа в ActionApps не применяется, впрочем, как и в Xoops, и в Mambo.
В системах Xoops и Mambo нет общей системы категорий и унифицированного способа описания документов. Описание зависит от модуля (тип контента), к которому принадлежит документ. Но таких понятий, как версия документа, нет. В Xoops не применяется и понятие статуса документа, но некоторые документы (в зависимости от модуля) можно заносить в архив. В системе Mambo документ имеет статус опубликованного, архивного, одобренного или находящегося в процессе редактирования. Архивные статьи можно редактировать. Статьи, добавленные пользователями, должны быть одобрены администратором. В целом описание документов в системах Mambo и Xoops недостаточно полное и не удовлетворяет даже основам стандарта Dublin Core (один из наиболее распространенных наборов элементов для описания структуры и смысла документов, который создается уже в течение нескольких лет международной группой The Dublin Core Initiative, dublincore.org). Таким образом, для этих систем «отрезан» один из путей решения проблем совместного и повторного использования контента, организации распределенных хранилищ данных.