Лицензирование: понятие, значение, правовое обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:12, контрольная работа

Описание

При этом для эффективного развития современной экономики необходимо четкое установление пределов действия института лицензирования без чрезмерного расширения или необоснованного сокращения лицензируемых видов деятельности. Это связано, прежде всего, с тем, что избыток лицензируемых видов деятельности порождает так называемые административные барьеры, которые мешают развитию государства с рыночной экономикой. В настоящее время пришло осознание того, что государственное влияние эффективнее тогда, когда устанавливаются общие правовые рамки деятельности, в которых предоставляется полная свобода предпринимательской инициативе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. Сущность лицензирования …………………………….……………...5
2. Порядок лицензирования…………………………………………….8
3. Проблемы лицензирования предпринимательства………………..12
4. Основания и порядок приостановления действия и аннулирования лицензии..............................................................................20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….…………

Работа состоит из  1 файл

управление качеством контрольная работа.doc

— 117.00 Кб (Скачать документ)

     Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые  к нему документы в день поступления  в лицензирующий орган принимаются  по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления  и документов направляется (вручается) соискателю лицензии.

     2. Принятие решения о выдаче (или отказе в выдаче) лицензии. Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. На основе проведенной проверки лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.

     Более короткие сроки принятия решения  о предоставлении или об отказе в  предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

     3. Уведомление соискателя лицензии о принятии решения  о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

     Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.

     Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока  уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии.

     В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии, в котором указываются:

     1) наименование лицензирующего органа;

     2) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;

     3) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

     4) лицензируемый вид деятельности (с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг);

     5) срок действия лицензии;

     6) идентификационный номер налогоплательщика;

     7) номер лицензии;

     8) дата принятия решения о предоставлении лицензии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Проблемы лицензирования предпринимательства

 
 

     Предпринимательская деятельность в современных условиях требует государственного регулирования, благодаря которому частные интересы ее конкретных субъектов будут сочетаться с публично-правовыми интересами всего общества. В системе мер такого регулирования в Российской Федерации широкое распространение получило лицензирование этой деятельности.

     Лицензирование  предпринимательства – сравнительно новое явление в российском законодательстве, однако в применении лицензионного  механизма наметились определенные правовые проблемы. Их решение становится условием его эффективного функционирования. Законодательство не содержит пока легального определения понятия лицензирования предпринимательства, что позволяет рассматривать его или как особый правовой режим, или как своеобразный способ публичного регулирования предпринимательства, или как вид государственной деятельности.

     По  своей природе лицензирование – это достаточно простая форма государственного регулирования предпринимательства, а по существу – юридический запрет заниматься той или иной деятельностью без получения специального разрешения.

     По  способу воздействия на хозяйствующего субъекта лицензирование следует признать административным инструментом. В отличие  от таких экономических регуляторов, как налоги или таможенный тариф, косвенно влияющих на поведение субъекта через его интересы, лицензионно-правовые нормы прямо обязывают лицо действовать в определенном направлении. Режим прямого регулирования создает известную зависимость субъектов предпринимательства от органов, которые выдают соответствующие лицензии. На основании ст. 49 ГК РФ лицензии определяют не только момент возникновения у заявителя права на занятие лицензируемой деятельностью и сроки его действия, но и саму возможность наделения конкретного лица таким правом.

     Лицензирование  способно оказывать значительное, в том числе негативное, воздействие на темпы и направления развития предпринимательства в России. Детальная правовая регламентация указанного явления исключительно важна, так как весьма остро стоит проблема единого законодательного подхода к формированию перечня лицензируемых видов деятельности.

     В Российской Федерации практически  все основные виды предпринимательства  требуют получения специального разрешения1. На практике это привело к изданию федеральными министерствами, ведомствами и субъектами Федерации правовых актов о лицензировании той или иной деятельности. В итоге образовался обширный, разрозненный и противоречивый нормативный материал, трудно поддающийся единому учету. При этом нормы о лицензировании оказались как бы «растворены» во всем законодательстве: их можно встретить в документах любого уровня – от федерального закона до акта органа местного самоуправления.

     Первая  и несколько запоздалая попытка  систематизировать лицензионное законодательство была предпринята постановлением Правительства  РФ от 24 декабря 1994 г. №1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности», в котором утвержден перечень видов лицензируемой деятельности, а также единый порядок выдачи лицензий. Вместе с тем принятое решение касается только уровня самого Правительства РФ и не затрагивает, согласно п. 15 Постановления, «особого порядка лицензирования видов деятельности, установленного законодательными актами РФ и нормативными актами Президента РФ».2 Между тем по таким актам, в том числе по постановлениям бывшего Верховного Совета РФ и его Президиума, лицензируется еще значительное их количество. Таким образом, в Российской Федерации пока отсутствует полный и единый официальный перечень лицензируемых видов деятельности. Чтобы избежать этого в дальнейшем, необходимо издать специальный Федеральный закон «О лицензировании»3, в котором должны быть исчерпывающим образом определены виды лицензируемой деятельности и распределена компетенция органов государственной власти в вопросах правового регулирования в этой сфере. В таком законе надо также закрепить научно обоснованные критерии для объявления того или иного вида деятельности лицензируемым. Например, излишним было введение лицензирования деятельности по производству продукции общественного питания, поскольку в данной сфере уже существовал вполне эффективный механизм контроля – через обязательную сертификацию этой продукции и систему санитарно-эпидемиологического надзора. То же следует сказать и о деятельности по закупке, поставке, переработке, хранению и реализации зерна и продуктов его переработки для государственных нужд, лицензирование которой при наличии государственных контрактов и возможности применения правовых санкций за нарушение их условий представляется необоснованным.

     Таким образом, в основу решения вопроса  о применении рассматриваемого государственного инструмента должен быть положен  принцип – лицензировать только то, что нельзя не лицензировать. Такой вывод вытекает и из основного назначения лицензирования, состоящего в установлении особого государственного контроля за осуществлением таких видов предпринимательства, которые в силу присущих им особенностей сопряжены с реализацией публичных интересов. При этом существенное значение приобретает не столько первоначальный (при выдаче разрешения), сколько последующий контроль за соблюдением субъектами условий, на которых оно выдано.

     Вторая  стадия контроля является сегодня наиболее слабым звеном лицензионного механизма, хотя именно она позволяет оперативно реагировать на допущенные лицензиатом нарушения, так как лицензирующие органы имеют возможность использовать властные полномочия: аннулирование или приостановление действия выданной лицензии. Отсутствие по каким-либо причинам последующего контроля лишает лицензирование роли государственного регулятора и придает ему фискальный характер.

     Рассматривая  лицензирование как вид государственной  деятельности, следует отметить, что  возникающие при этом правоотношения между предпринимателями и лицензирующими органами являются правоотношениями по вертикали, так как складываются в порядке государственного регулирования экономики. Для оптимизации указанной деятельности весьма важно выявить ее основные принципы. Действующее законодательство не содержит какого-либо о них упоминания. Вместе с тем практикой лицензирования выработаны некие общие подходы, которые лежат в основе осуществления лицензионной деятельности любого уполномоченного органа.4 Они в известной степени закреплены в самом законодательстве без указания на них как на исходные начала такой деятельности.

     Первым  и, пожалуй, единственным принципом  лицензирования, не требующим какого-либо пояснения, является принцип возмездности (платности). Нормы об установлении платы за выдачу лицензий или за их переоформление содержатся во всех без исключения положениях о лицензировании конкретных видов деятельности, утвержденных на федеральном уровне.

     Вторым  основным принципом следует признать непередаваемость права на занятие  видом деятельности, предоставленного лицензией. Чаще всего он сформулирован в нормативных актах в виде запрета передавать лицензию другому лицу. В то же время сама по себе фактическая передача (вручение) лицензии еще не означает нарушения указанного запрета. Оно могло бы иметь место при ее передаче другому субъекту в целях осуществления им лицензируемой деятельности от своего имени.

     Третьим основным принципом лицензирования является его публичный характер. Он проявляется в том, что лицензии выдаются только специально уполномоченными  органами государства в порядке  осуществления им своих функций по регулированию экономической деятельности. В силу данного начала специальные разрешения могут выдаваться только публичными органами.

     Далее стоит обратить внимание на такую  проблему лицензирования предпринимательства, как пробелы в правовом регулировании ответственности за деятельность без лицензий. Безлицензионная деятельность предполагает применение уголовных, административных или хозяйственно-правовых санкций. Первый вид ответственности установлен ст. 171 «Незаконное предпринимательство» и ст. 1625 «Незаконное предпринимательство в сфере торговли» УК РФ.5 Субъектами такой ответственности могут быть только граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. При этом привлечение индивидуальных предпринимателей к уголовной ответственности за безлицензионную деятельность возможно только после применения к ним мер административного взыскания за такие нарушения. Само же законодательство об административных правонарушениях не содержит пока общей нормы об административной ответственности за деятельность без лицензий.

     Таким образом, в настоящее время отсутствует  четкий и всесторонний механизм юридической  ответственности за безлицензионную  деятельность, что провоцирует уклонение  предпринимателей от получения необходимых разрешений. Устранение законодательных пробелов в этой сфере, равно как и решение других правовых проблем лицензирования, является важной предпосылкой эффективного функционирования данной формы государственного регулирования предпринимательства в России.

     На  рассмотрение Госдумы внесен проект новой редакции закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Документ предлагает изложить прежний  закон в новой редакции, предусматривающей  унификацию и упрощение процедур лицензирования, введение бессрочного действия лицензий, существенное сокращение перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию, а также установление единого порядка осуществления лицензионного контроля. При этом в законопроекте сохраняется положение о том, что порядок лицензирования деятельности кредитных организаций, биржевой деятельности, страховой деятельности, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, деятельности инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также деятельности по выполнению работ (оказанию услуг) по защите государственной тайны будет определяться федеральными законами, регулирующими отношения в перечисленных сферах деятельности. Лицензирование деятельности в области использования атомной энергии, предоставления услуг связи, телевизионного и радиовещания, частной детективной (сыскной) деятельности и частной охранной деятельности, образовательной деятельности, осуществляемое в настоящее время в соответствии с федеральными законами, регулирующими отношения в указанных сферах деятельности, законопроект предусматривается включить в устанавливаемый им перечень, распространив тем самым на них единый порядок лицензирования. Особенности лицензирования в этих сферах в части, касающийся сроков действия лицензии, порядка ее предоставлении, приостановления и возобновления действия, могут устанавливаться специальными законами. Законопроект предусматривает дальнейшее сокращение перечня лицензируемых видов деятельности в связи с наличием иных методов регулирования. В частности, предлагается отменить лицензирование ряда видов деятельности с одновременным введением уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности: медицинская, фармацевтическая деятельность (с 1 января 2013 года), экспонирование и коллекционирование оружия, деятельность по обеспечению авиационной безопасности, деятельность по производству и реализации специального игрового оборудования, изготовление протезно-ортопедических изделий по заказам граждан, деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений, реставрации памятников культурного наследия. Лицензирование производства и технического обслуживания медицинской деятельности, перевозок и перегрузок на водном транспорте грузов прекращается в связи с заменой лицензирования иными формами регулирования. Проектом закона также вводятся нормы, направленные на совершенствование процедур лицензирования. В частности, устанавливается бессрочное действие лицензии, что позволит исключить процедуру продления срока ее действия. В целях упрощения документооборота при лицензировании проектом закона предусматривается, что со дня вступления закона в силу соискатель лицензии и лицензиат будут вправе направлять в лицензирующий орган заявления и документы для получения и переоформления лицензии, а также получать уведомления и другие документы, направление которых предусмотрено проектом закона, в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в порядке, установленном правительством РФ. Для лицензирующих органов вводится порядок оформления процедур лицензирования в электронном виде. В целях своевременного выявления проблем лицензирования проектом закона предусматривается проведение ежегодного мониторинга эффективности лицензионной деятельности органов государственной власти на основе единых показателей эффективности и методики их расчета, устанавливаемых правительством. Премьер-министр РФ Владимир Путин поручил Минэкономразвития контролировать деятельность госорганов в сфере лицензирования и при необходимости вносить дополнительные предложения по сокращению масштабов применения лицензий. Такое поручение он сформулировал в ходе заседания президиума правительства РФ в середине июля. Путин напомнил, что подготовленный законопроект «О лицензировании» предусматривает поэтапное сокращение перечня лицензируемых видов деятельности до 49 со 110. Кроме того, новый закон запустит важный процесс унификации лицензионного законодательства, которое пока разрозненно, а вместо отменяемых лицензионных процедур будут широко использоваться иные экономические механизмы регулирования, прежде всего, обязательное страхование ответственности производителей, внедрение новых технических регламентов. При этом будут серьезно упрощены сами процедуры получения лицензий. Так, предприятия получат право выбирать конкретные работы и услуги, которые они намерены оказывать в рамках лицензируемой деятельности. Соответственно, снижаются временные и финансовые издержки, связанные с необходимостью получения сразу нескольких полновесных лицензий, сказал Путин.

Информация о работе Лицензирование: понятие, значение, правовое обеспечение