Методы квалиметрии в управлении качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 13:31, курсовая работа

Описание

Метод исследования: анализ, синтез, обобщение.

Предмет исследования: контроль продукции, методы контроля, средства контроля.

Цель курсовой работы: изучение методов количественной оценки качественных показателей, получение теоретических знаний и практических навыков контроля качества, изучение организационно-методических и нормативно правовых основ управления качеством продукции, товаров и услуг.

В данной курсовой работе мною были рассмотрены и изучены такие понятия как качество, квалиметрия, квалитология. Также рассмотрела методы количественной оценки качественных показателей и организационно-методические и нормативно правовые основы управления качеством продукции, товаров и услуг.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Глава 1 Общее представление о квалиметрии . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1 Квалиметрия как наука и ее роль в управлении качеством . . . . . . . 6
1.1.1 Основные понятия квалиметрии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1.2 Роль квалиметрии в управлении качеством . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.2 Классификация квалиметрий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3 Принципы квалиметрии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
1.4 Концептуальные положения и задачи современной квалиметрии . 11
Глава 2 Показатели качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.1 Понятие качества товара . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.2 Квалиметрия качества продукции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.3 Основные показатели качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.4 Классификация ПК продукции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Глава 3 Методы квалиметрии, используемые для оценки уровня качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
3.1. Объективные методы определения показателей качества . . . . . . . 21
3.1.1 Измерительный метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
3.1.2 Математическая обработка данных и анализ результатов измерений (испытаний) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
3.1.3 Регистрационный метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
3.1.4 Метод опытной эксплуатации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
3.2 Эвристические методы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
3.2.1 Органолептический метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
3.2.2 Экспертный метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
3.2.3 Социологический метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
3.2.4 Статистические методы контроля и управления качеством . . . 25
Глава 4 Новые инструменты управления качеством . . . . . . . . . . . . . . . . 26
4.1 "Мозговая атака" (штурм, осада) и "атака разносом" . . . . . . . . . . 27
4.2 Диаграмма сродства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
4.3 Диаграмма связей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа состоит из  1 файл

11б.docx

— 109.44 Кб (Скачать документ)

     В настоящее время уже появились такие названия, как социологическая квалиметрия, географическая квалиметрия и так далее. 
 

1.3 Принципы квалиметрии

     Так как определение качества объектов реального мира есть, по существу, познание их важнейших свойств и по сути, то, следовательно, квалиметрия является методологией с комплексом различных методик, относящихся к гносеологии – теории познания. Квалиметрия считается прикладной теорией познания качества всевозможных объектов исследования.

    Итак, у квалиметрии, как и у  всякой научной дисциплины, есть  свои методологические принципы, содержание которых состоит в  нижеследующем.

     1. Квалиметрия обязана давать практике  хозяйственной деятельности людей  (т.е. экономике) общественно полезные  методы достоверной квалифицированной  и количественной оценки качества  различных объектов исследования.

    В отношении оценки качества  товарной продукции проблема  состоит в том, что у потребителей  и производителей продукции существенно  разные интересы. Производитель  не всегда заинтересован и  часто не может создавать качественные  товары, а продавать их он стремится  по наиболее высокой цене. 
   
Потребитель же заинтересован в дешевой но качественной продукции. Поэтому соответствующие методы оценки качества продукции могут быть разными. Задача квалиметрии – разрабатывать такие методы, приемы и средства оценивания качества продукции, которые учитывают интересы как производителей так и потребителей.

     2. Приоритет в выборе определяющих  показателей для оценки качества  продукции всегда на стороне  потребителей.

    Дело в том, что количественная оценка качества, как правило, осуществляется не по всем возможным показателям, характеризующим свойства продукции, а по нескольким наиболее значимым, определяющим показателям. В силу того, что полезный эффект от продукции достигается при ее эксплуатации или потреблении, то при оценивании качества продукции преимущественно используются те показатели, которые характеризуют способность продукции « удовлетворять определенные потребности с ее назначением». Продукция создается для сферы потребления, поэтому в квалиметрии отдается предпочтение показателям потребительских свойств.

     3. Следующий принцип можно сформулировать так: квалиметрическая оценка качества продукции не может быть получена без наличия эталона для сравнения – без базовых значений показателей определяющих свойств и качества в целом.

    Абсолютные значения отдельных показателей качества еще не характеризуют качество, не являются оценочными. Для количественной оценки качества необходимо знать значения аналогичных показателей качества других или другого аналогичного образца. Конечным результатом оценки качества исследуемого образца продукции, является относительная величина знаний обобщенного показателя его качества и такого е показателя базового, эталонного образца.

     4. Показатель любого обобщения, кроме самого нижнего (исходного) уровня, предопределяется соответствующими показателями предшествующего иерархического уровня.

    Под самым низким иерархическим уровнем показателей следует принимать единичные показатели простейших свойств, формирующих качество. Показателем качества высшего иерархического уровня является интегральный показатель.

     5. При использовании метода комплексной оценки качества продукции все разноразмерные показатели свойств должны быть преобразованы и приведены к одной размерности или выражены в безразмерных единицах измерения.

     6. При определении комплексного  показателя качества каждый показатель  отдельного свойства должен быть  скорректирован коэффициентом его  весомости.

     7. Сумма численных значений коэффициентов  весомостей всех показателей  качества на любых иерархических  ступенях оценки имеет одинаковое  значение.

     8. Качество целого объекта обусловлено  качеством его составных частей.

     9. При количественной оценки качества, особенно по комплексному показателю, недопустимо использование взаимообусловленных  и, следовательно, дублирующих  показателей одного и того  же свойства.

     10. Обычно оценивается качество  продукции, которая способна выполнять  полезные функции в соответствии  с ее назначением.

    Выше перечисленные методологические принципы квалиметрии не исчерпывают всех концептуальных положений этой области науки. Однако они являются основополагающими при решении общих и частных вопросов, связанных с методами оценки качества объектов реальности и технической продукции в частности. 
 

1.4 Концептуальные положения и задачи современной квалиметрии

    Исходя из современных требований могут быть сформулированы следующие исходные концептуальные положения современной квалиметрии:

  1. Квалиметрия позволяет получить информацию о качестве оцениваемого объекта на любой стадии его жизненного цикла в количественной и качественной формах, пригодной для установления.
  2. Квалиметрия рассматривает оценку качества объекта, как динамическую категорию, т.е. учитывает возможность изменения его качества при изменении конъюнктуры рынка, применение качества проекта с учетом опыта эксплуатации, совершенствования технических процессов и средств производства.
  3. Квалиметрия формируется и развивается в двух взаимосвязанных областях, в области теоретической квалиметрии формируются общие принципы, методы и средства оценки качества, которое является единым для оцениваемых объектов разнообразной природы; в области прикладной квалиметрии формируется с учетом положений теоретической квалиметрии рабочий инструментарий для оценки конкретных объектов, при этом методы и средства оценки качества учитывают природу этих объектов и реальные условия проявления их качеств.
  4. В квалиметрии объектами оценки являются : качество готовой продукции определенного вида или конкретного исполнения требований потребителя, определяющего спрос на продукцию определенного качества, количества и цены, требования действующего разрабатываемого или обновляемого стандарта на продукцию данного вида или конкретного исполнения, система качества, действующая на предприятии – изготовителе данной продукции.

  Состав  задач современной квалиметрии  качества зависит от цели оценки, вида продукции и ее специфических особенностей, условий ее производства, эксплуатации или потребления, а также от вида модели системы качества, по ИСО 9000, действующем на предприятии.

Основными целями квалиметрии качества продукции являются:

  • На стадии маркетинговых исследований. Это установленные соответствия к.п., текущим и перспективным потребностям с учетом уровня ее рыночной новизны на основе изучения и систематизации всех возможных сфер ее эксплуатации.
  • На стадии разработки. Это установление технического уровня и конкурентоспособности продукции на основе выявления и всестороннего анализа свойств, образующих КП, и степени использования в разрабатываемой продукции современно научно – технических достижений и конструкторско – технических решений.
  • На стадии производства. Это установление уровня качества осваиваемой выпускаемой и обновляемой продукции с учетом уровня ее производственной новизны и стабильности технологического процесса.
  • На стадии эксплуатации. Это установление нового технологического уровня и качество установления технологического уровня и качество реализуемой и эксплуатируемой продукции с учетом динамично меняющейся конъюнктуры рынка и мероприятия по поддержанию КП при ее использовании,  тех. обслуживании и ремонте.

     В соответствии с целями квалиметрии качества задача оценки КП может быть подразделена на :

  • предпроектные задачи;
  • проектные задачи;
  • производственные задачи;
  • эксплуатационные задачи.

    Предпроектными задачами оценки КП является комплексная оценка потребностей в продукции по ее качеству и количеству и оценка рыночной новизны продукции.

    Оценка КП должна проводиться с учетом необходимости наиболее полного по сравнению с товарами конкурентов и перспективных нужд и запросов потребителей по совокупности технических, экономических и социальных факторов.

     К товарам рыночной новизны относятся те исполнения продукции, которые полностью удовлетворяют потребность, либо обеспечивают наиболее полное удовлетворение известной потребности, либо существенно расширяют круг потребителей, удовлетворяя их известную потребность на том же уровне.

     В качестве базы оценки при решении предпроектных задач рекомендуется приниматьпоказатели качества генетических образцов продукции в наибольшей степени реализуемых прогнозируемые для нее комплексы потребительских свойств.

    Проектными задачами оценки КП являются тех. уровни продукции, уровни технологичности продукции, уровни ресурсопотребления продукции,  качество сырья, материалов и комплектующих изделий.

     Оценка КП должна производится с учетом необходимости максимального удовлетворения потребителей в реальных сферах ее применения при достаточно высоком уровне производственной и эксплуатационной технологичности продукции и рентабельности ее производства.

    Произвоственными задачами оценки КП являются:

  1. оценки производственной новизны продукции;
  2. уровни безопасности продукции;
  3. уровни экологичности продукции;
  4. качество обновляемой продукции;
  5. стабильность качества продукции.

    Оценка КП должна производиться с учетом необходимости освоения в производстве преимущественно конкурентноспособной продукции, поддержания выпускаемой продукции на современном уровне. К товарам производственной новизны относят оригинальные или модернизированные по конструктивно-технологическим признакам исполнения.

    В качестве базы оценки при реализации производственных задач принимают показателями производства конкурирующих на действующих рынках образцов продукции отечественных предприятий и зарубежных фирм, при этом в качестве обязательных ограничительных условий принимаются действующие в мировой практике нормы  предельно допустимых вредных воздействий продукции на человека и окружающую среду.

    Эксплуатационными задачами оценки КП являются оценки динамики КП в условиях меняющейся конъюнктуры рынка, качества потребляемой продукции, качества продукции после ремонта.

     Оценка должна производиться с учетом необходимости поддержания качества и конкурентоспособности продукции на высоком уровне, на основе изучения рыночной ситуации при реализации и распределении продукции, а также анализе и обобщении данных наблюдений за использованием продукции в сфере эксплуатации и восстановление ее первоначальных свойств при ремонтах. 

 

ГЛАВА 2 ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

2. 1 Понятие качества

    Качество - совокупность характерных  свойств, формы, внешнего вида  и условий применения, которыми  должны быть наделены товары  для соответствия своему назначению. Все эти элементы определяют  требования к качеству изделия,  которые конкретно воплощены  на этапе проектирования в  технической характеристике изделия,  в конструкторской документации, в технических условиях, предусматривающих  качество сырья, конструктивные  размеры и т.д. 

    Понятие качества формировалось  под воздействием историко-производственных  обстоятельств. Это обусловлено  тем, что каждое общественное  производство имело свои объективные  требования к качеству продукции.  На первых порах крупного промышленного  производства проверка качества  предполагала определение точности  и прочности (точность размеров, прочность ткани и т. п.).

    Повышение сложности изделий  привело к увеличению числа  оцениваемых свойств. Центр тяжести  сместился к комплексной проверке  функциональных способностей изделия.  В условиях массового производства  качество стало рассматриваться  не с позиций отдельного экземпляра, а с позиций стандарта качества  всех производимых в массовом  производстве изделий.

Информация о работе Методы квалиметрии в управлении качеством