Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:32, контрольная работа
Именно качество является основным условием укрепления национальной экономики. В этом убеждает опыт передовых стран мира. Инструментом успешного решения проблемы качества на уровне предприятий и организаций является внедрение систем качества, соответствующих стандартам ИСО серии 9000. Сертификат, подтверждающий это соответствие, является в рыночных условиях чрезвычайно необходимым условием конкурентоспособности производимой продукции.
Сегодня в России уже существует общая заинтересованность руководителей страны и регионов, производителей и поставщиков продукции, населения в повышении качества продукции и услуг, а также качества жизни. Все больше российских предприятий стремятся получить сертификат на систему качества, поскольку без этого невозможен долгосрочный успех в бизнесе.
Многие изменения, сделанные в новых версиях стандартов ИСО серии 9000, направлены на более тесную интеграцию системы менеджмента качества с другими системами менеджмента.
Также, после 2000 года в составе стандартов ИСО серии 9000 появился ряд новых стандартов, имеющих статус руководящих указаний. Эти стандарты поясняют отдельные вопросы, связанные с построением и развитием системы менеджмента качества (например, руководящие указания по оценке удовлетворенности потребителей или руководящие указания по выбору консультантов по системе менеджмента качества и др.).
Стандарт ИСО 9000:2005 предназначен для установления единого понимания терминов и понятий используемых в стандартах ИСО серии 9000. Он определяет основные положения систем менеджмента качества и принципы, используемые при построении систем качества.
Система менеджмента качества на современном уровне развития представляет собой идеологию управления организацией, а не просто организационно техническую систему или набор взаимосвязанных управленческих методов и технологий. В основе любой идеологии лежат постулаты или принципы, от которых эта идеология отталкивается. Именно на основе таких принципов строится вся теоретическая и практическая база. Стандарты ИСО серии 9000 являются практической базой идеологии менеджмента качества. Поэтому в стандарте ИСО 9000:2005 кроме терминов и определений даются основные принципы менеджмента качества, на основе которых построены требования системы качества и методы реализации этих требований.
Стандарт ИСО 9000:2005 состоит из следующих разделов:
Раздел 1 Область применения - определяет заинтересованных лиц, которым могут понадобиться положения стандарта.
Раздел 2 Основные положения системы менеджмента качества - приводятся пояснения по обоснованию необходимости построения системы качества, дается объяснение процессного подхода, используемого в стандартах ИСО серии 9000, определяется назначение политики и целей в области качества, документации системы качества, роль статистических методов и пр.
Раздел 3 Термины и определения - приводится пояснение терминов, используемых в стандартах ИСО серии 9000.
Приложение А - приводится методология, использованная при разработке стандарта.
Приложение B - содержит алфавитный указатель терминов.
Приложение С Библиография - список стандартов, использованных при разработке стандарта ИСО 9000:2005.
По сравнению с предыдущим изданием стандарта (ИСО 9000:2000), в версии 2005 года в стандарт было добавлено несколько определений, а также введены поясняющие замечания, позволяющие принять во внимание более поздние документы этой серии и выстроить их в один ряд с ИСО 9000.
Стандарт ИСО 9001:2008 (предыдущая редакция - ИСО 9001:2000) предназначен для разработки и внедрения систем менеджмента качества предприятий с целью последующей сертификации или для заключения контрактов с другими предприятиями, которые предъявляют требования к стабильности и надежности выполнения контрактных обязательств.
Требования, содержащиеся в стандарте ИСО 9001:2008 являются общими и предназначены для применения ко всем организациям независимо от вида деятельности, размера организации и поставляемой продукции (услуг). Стандарт определяет, что необходимо делать для внедрения системы качества, но не определяет как это делать. Именно за счет такого подхода требования стандарта являются универсальными и применимыми к любой организации. Методы, как реализовать то или иное требование стандарта предприятие выбирает само, исходя из своих потребностей и возможностей.
Стандарт ИСО 9001:2008 состоит из следующих разделов:
Раздел 1 Область применения
- описывает общие положения
Раздел 2 Нормативные ссылки - даются ссылки на стандарты серии ИСО 9000
Раздел 3 Термины и определения - приводятся термины и определения, используемые в стандарте.
Раздел 4 Система менеджмента
качества - определяет общие требования
к системе менеджмента
Раздел 5 Ответственность руководства - определяет требования к административному управлению построением, внедрением и функционированием системы менеджмента качества. Требования данного раздела предъявляются к высшему руководству организации и к системе административного управления.
Раздел 6 Менеджмент ресурсов - определяет требования к ресурсам, необходимым для разработки, внедрения и функционирования системы качества. К таким ресурсам стандарт относит человеческие ресурсы, материальные ресурсы, инфраструктуру и производственную среду.
Раздел 7 Процессы жизненного цикла - определяет требования к основным и обеспечивающим процессам предприятия. В этом разделе представлены, наиболее объемные требования, которые предъявляются к основной деятельности предприятия по управлению процессами производства продукции или предоставления услуг.
Раздел 8 Измерение, анализ и улучшение - определяет требования к проведению и организации анализа, измерений и улучшений системы менеджмента качества, процессов и выпускаемой продукции (оказываемым услугам).
Приложение А - приводится соответствие между разделами стандарта ИСО 9001:2008 и ИСО 14001:2004 (Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению). Взаимосвязь этих стандартов приводится для того, чтобы организации могли строить интегрированные системы менеджмента качества и экологического менеджмента.
Приложение B - приводятся изменения в тексте стандарта ИСО 9001:2008 по сравнению с текстом предыдущей редакции данного стандарта ИСО 9001:2000.
Приложение С - Библиография. Список стандартов, использованных при разработке стандарта ИСО 9001:2008.
Стандарт ИСО 9004:2000 предназначен для организаций, желающих развивать и совершенствовать построенную систему качества. В этом стандарте приводятся методические рекомендации по постоянному совершенствованию процессов организации.
Стандарт ИСО 9004:2000 не предназначен ни для сертификации, ни для использования в договорных отношениях. Также данный стандарт не является руководством по внедрению ИСО 9001:2008. Отличие данного стандарта заключается в более расширенных требованиях к системе менеджмента качества и некоторых рекомендациях, какие методы можно использовать для реализации этих требований. Расширение требований в стандарте ИСО 9004:2000 осуществляется за счет учета требований всех заинтересованных сторон. К таким заинтересованным сторонам стандарт относит потребителей, акционеров предприятия, работников предприятия, людей и общество в целом, т.е. все те, кто может испытывать на себе результаты хозяйственной деятельности организации.
В основном структура стандарта ИСО 9004:2000 не отличается от структуры ИСО 9001:2000. Это связано с тем, что требования стандарта ИСО 9004:2000 расширяют и дополняют требования стандарта ИСО 9001:2000.
Раздел 1 Область применения
- в данном разделе представляется
для каких целей может
Раздел 2 Нормативные ссылки - приводятся названия стандартов, на которые даны ссылки в тексте стандарта ИСО 9004:2000.
Раздел 3 Определения - приводятся определения, используемые в стандарте.
Раздел 4 Система менеджмента качества - в дополнение к требованиям стандарта ИСО 9001:2000 приводятся рекомендации по менеджменту систем и процессов, а также по использованию принципов менеджмента качества.
Раздел 5 Ответственность руководства - дополнительно приводятся требования по определению потребностей и ожиданий заинтересованных сторон, а также расширенные требования по 5-му разделу стандарта ИСО 9001:2000.
Раздел 6 Менеджмент ресурсов - данный раздел дополнен требованиями по вовлечению работников, управлению информацией, управлению поставщиками и партнерами, управлению природными ресурсами, а также финансами.
Раздел 7 Процессы жизненного цикла продукции - в данном разделе приводятся расширенные требования по сравнению с разделом 7 стандарта ИСО 9001:2000, а также некоторые рекомендации по реализации этих требований.
Раздел 8 Измерение, анализ и улучшение - приводятся расширенные требования по сравнению с разделом 8 стандарта ИСО 9001:2000, в том числе и требования по самооценке организации.
Приложение А - даются рекомендации по проведению самооценки организации с перечнем вопросов для самооценки.
Приложение B - приводятся общие подходы к процессу постоянного улучшения.
Приложение C - Библиография. Список стандартов, использованных при разработке стандарта ИСО 9004:2000.
В результате изучения темы «Назначение и структура стандартов семейства ИСО 9000» были выявлены следующие аспекты.
Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством.
Стандарты ISO серии 9000 приобрели к настоящему времени такую популярность на мировом рынке, которая, по мнению специалистов, не имела прецедентов в современной истории стандартизации.
Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, - обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это. Соответственно механизмы системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель.
Для успешной работы предприятий на современном рынке наличие у них системы качества, соответствующей стандартам ИСО серии 9000, и сертификата на нее является необходимым условием. Поэтому в России уже большинство предприятий внедрили стандарты ИСО 9000 и имеют сертификаты на свои системы качества.
Задание № 2.
Определить коэффициенты весомости показателей качества при следующих данных ранжирования, полученных от экспертов:
Эксперт №1 – Q2 Q4 Q5 Q1 Q7 Q3 Q6
Эксперт №2 – Q4 Q2 Q1 Q5 Q3 Q7 Q6
Эксперт №3 – Q2 Q4 Q5 Q1 Q7 Q6 Q3
Эксперт №4 – Q2 Q5 Q4 Q1 Q6 Q3 Q7
Эксперт №5 – Q4 Q2 Q5 Q1 Q7 Q3 Q6
Решение:
1. Определим суммы рангов каждого из объектов экспертной оценки:
Q1 – 4+3+4+4+4=19
Q2 – 1+2+1+1+2=7
Q3 – 6+5+7+6+6=30
Q4 – 2+1+2+3+1=9
Q5 – 3+4+3+2+3=15
Q6 – 7+7+6+5+7=32
Q7 – 5+6+5+7+5=28
2. На основании полученных сумм рангов построим обощенный ранжированный ряд:
Q2 Q4 Q5 Q1 Q7 Q3 Q6
3. Коэффициенты весомости рассчитаем по формуле:
a1 = /
где n – количество экспертов,
m – число оцениваемых показателей
Qij – коэффициент весомости j-того показателя в рангах (баллах), который дал i-тый эксперт.
В решаемой задаче n=5, m=7
Расчеты по этой формуле для рассматриеваемого примера дают следующие результаты:
a1 = 19/140=0,14
a2 = 7/140=0,05
a3 = 30/140=0,21
a4 = 9/140=0,06
a5 = 15/140=0,11
a6 = 32/140=0,23
a7 = 28/140=0,2
Ответ: коэффициенты весомости составляют:
a1=0,14, a2=0,05, a3=0,21, a4=0,06, a5=0,11, a6=0,23, a7=0,2.
Задание № 3
Определить годовой экономический эффект от улучшения показателей качества изделия.
Исходные экономические показатели:
Показатели |
Базовое изделие |
Новое изделие |
1. Себестоимость единицы работы изделия (И1, И2), руб. |
1950 |
1850 |
2. Наработка на отказ (Тб, Тн), ч |
3100 |
3400 |
3. Нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений потребителем (Ен) |
0,15 |
0,15 |
4. Капиталовложение потребителя (К1, К2), руб. |
21000 |
24000 |
5. Гарантийный срок службы изделия, годы |
3 |
3 |
Результаты расчета коэффициентов технического уровня и весомости параметров
Параметры |
Относительная величина параметра |
Коэффициент весомости | |
Базовое изделие |
Новое изделие | ||
А |
0,4 |
0,8 |
0,30 |
Б |
0,6 |
0,6 |
0,05 |
В |
0,8 |
1,0 |
0,30 |
Г |
1,0 |
0,6 |
0,10 |
Д |
0,5 |
0,6 |
0,25 |
Информация о работе Назначение и структура стандартов семейства ИСО 9000