Назначение системы стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:55, контрольная работа

Описание

Новая отечественная система хозяйствования, отметившая уже первое десятилетие своего существования в условиях формирования рыночной среды функционирования, заложила основные черты будущего развития экономики России. А эффективная цивилизованная экономика – это прежде всего эффективное управление ее организациями, основанное на мировых достижениях развития и использования современного менеджмента.

Содержание

Введение.
Стратегия и её элементы.
Назначение системы стратегического менеджмента.
Современные концепции стратегического менеджмента в государственном управлении на примере таможенных органов России.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

КР от автора.docx

— 50.97 Кб (Скачать документ)

Охват проблем  бизнеса. Стратегический менеджмент предприятия должен опираться на модель бизнеса. Такая модель должна быть разработана. В ней должны быть представлены все ключевые процессы и функции, при помощи которых предприятие зарабатывает деньги. Модель должна выражать проблемы бизнеса предприятия в их полном объеме и реальной сложности, служить средством анализа этих проблем, обеспечивать оценивание возможного и сравнение достижимого с тем, что уже имеется в настоящий момент или воспринимается как лучшая практика.

Процессное управление. Главным принципом стратегического менеджмента предприятия должно стать управление, построенное на бизнес-процессах. Конкурентоспособность предприятия должна измеряться в критических параметрах этих процессов. При процессном управлении ключевые показатели эффективности предприятия кардинально улучшаются. Переход к процессному управлению связан с созданием обновленной организационной структуры, освоением и внедрением новых моделей и технологий менеджмента, созданных за последние десятилетия мировой наукой, проверенных успешной практикой ведущих фирм, основанных на высоких достижениях информатизации бизнеса.

Информационные  технологии. Эффективный стратегический менеджмент может быть построен только на основе информационных технологий. Сегодняшний менеджмент предприятия рассматривает информационные технологии через призму автоматизации существующих процессов и видит их миссию в выполнении обслуживающих функций. Стратегический менеджмент понимает миссию информационных технологий иначе. Он считает, что главной задачей информационных технологий является формирование конкурентоспособного бизнеса. В стратегическом менеджменте информационно-технологические ресурсы предприятия должны использоваться для создания, поддержания и углубления устойчивого конкурентного превосходства предприятия.

Стратегический  менеджмент и менеджмент качества. Реинжиниринг менеджмента предприятия должен создать прочную экономическую базу системы менеджмента качества предприятия, способствовать ускорению ее развития до уровня ISO 9000:2000, сделать эту систему по-настоящему востребованной, сфокусированной на фактических проблемах бизнеса и конкурентоспособности.

Видение проблем  развития. Стратегический менеджмент предприятия должен сканировать конкурентную среду, учитывать все важные для успеха предприятия макроэкономические и институциональные факторы рынка. Он должен измерять, оценивать и прогнозировать конкуренцию в отрасли, лучшую практику, технологическое отставание, давление клиентов, давление заказчиков. На нем лежит ответственность за объективный анализ удовлетворенности и приверженности клиентов, поиск проблем при продаже и последующем сервисе, продукты и услуги для клиентов, ценовые несоответствия, недостатки оперирования. В итоге всего стратегический менеджмент предприятия должен формировать итоговое видение проблем бизнеса и обеспечивать адекватные ответные стратегические реакции на эти проблемы в сфере конкуренции, производства, предпринимательства, инновационного развития, обучения персонала и корпоративной культуры.

Идеи развития и продукты бизнеса. Стратегический менеджмент предприятия должен фокусировать идеи бизнеса на конечных продуктах, гарантировать их воплощение в конечных продуктах, обосновывать и обеспечивать превращение этих идей в конкретные процессы и функции бизнеса, в конкретные продукты этих процессов и функций и, главное, в конкретные конечные продукты бизнеса.

Стратегический  менеджмент в финансовой сфере. Действуя в финансовой сфере, стратегический менеджмент предприятия целиком полагается на философию финансового менеджмента. Стратегический менеджмент охватывает вопросы роста, доходности и денежного потока, связывает их решение, прежде всего, с возвращением средств, инвестированных в развитие, а гарантии успешных возвращений видит в эффективном управлении финансовым риском. Финансовый менеджмент вводит и использует финансовые меры эффективности бизнеса, определяющие окончательные цели стратегического развития предприятия. Стратегический менеджмент раскрывает и фокусирует на финансовых мерах все важные для бизнеса причинно- следственные отношения, выражает их смыслы через достижимые финансовые результаты. Стратегический менеджмент предприятия поддерживает и развивает финансовый менеджмент технологически. Он создает эффективную систему финансового маркетинга, планирования и управления, способную к полному охвату и глубокому анализу проблем бизнеса, подготовке ответственных решений по этим проблемам, научному прогнозу финансовых последствий таких решений. Он гарантирует достижение баланса между всеми применяемыми финансовыми мерами, финансовыми мерами и мерами риска, финансовыми и нефинансовыми мерами развития бизнеса. Он обеспечивает технологию разработки и исполнения конкурентной экономической стратегии предприятия, гибкой и устойчивой к изменениям среды.

Стратегический  менеджмент в сфере отношений  с клиентами. Действуя в сфере отношений с клиентами, стратегический менеджмент предприятия должен быть нацелен на результаты, выраженные в универсальных мерах удовлетворенности клиентов, удержания и захвата клиентов, доходности клиентов и долей рынка. В совокупности эти меры характеризуют источники доходов предприятия и достижения его финансовых целей. Главной задачей стратегического менеджмента в данной сфере его деятельности является оптимальная целевая настройка стратегии бизнеса на группы клиентов и рынки, от которых можно ожидать наибольшего роста и доходности. Решение этой задачи связано с технологической поддержкой и развитием коммерческого менеджмента предприятия. Результатом решения должны стать измерения конкурентоспособности бизнеса предприятия и создание на базе этих измерений подсистемы стратегического менеджмента, ответственной за подготовку коммерческих решений по наращиванию бизнеса, увеличению клиентского ядра в целевых долях, анализу и прогнозу чистой прибыли от каждого клиента и/или сегмента, улучшению пропорций бизнеса на конкретных рынках.

Развитие внутренних бизнес-процессов. Стратегический менеджмент предприятия должен взять на себя работы по инженерному перепроектированию внутренних бизнес-процессов, играющих ключевую роль в обеспечении конкурентоспособного бизнеса. Основное внимание стратегического менеджмента должно быть направлено на длинные волны создания ценности, обусловленные инновационными процессами. Он должен создать такую практику, когда фокус развития внутреннего бизнеса будут определять меры эффективности инновационных процессов, порождающих конкурентные преимущества. Стратегический менеджмент должен выяснять, насколько необходимы рынку запланированные им изменения, прогнозировать в объеме и времени спрос на такие изменения, оценивать доходность связанного с ними внешнего бизнеса предприятия. Решая эти вопросы, стратегический менеджмент предприятия должен минимизировать экономический риск, понимать конечное превосходство рынка, оценивать и просчитывать его доминирующее влияние.

Стратегический  менеджмент в сфере обучения и  роста. Действуя в сфере обучения и роста, стратегический менеджмент предприятия берет на себя подготовку решений, формирующих новые инновационные возможности предприятия, новый уровень компетентности служащих и менеджеров, новую инновационную культуру, новые производственные отношения. Стратегический менеджмент ориентируется на существующие стандарты деятельности и идет от них к самой передовой практике. В целях обеспечения успеха бизнеса он должен знать, насколько эффективно использован человеческий капитал предприятия, как он востребован и организован для интеллектуальной работы, насколько хорошо обеспечено его воспроизводство для решения текущих и будущих стратегических проблем. Стратегический менеджмент должен взять на себя решение задач структурирования обучения и развития персонала по характеру текущих и будущих потребностей, уровням требований, степени массовости, масштабам охвата, сценариям, программам и видам обучения, ключевым темам и способам организации подготовки персонала. Стратегический менеджмент должен разрабатывать цели и меры, обеспечивающие мотивацию и обратные связи, обращенные к деятельности и интересам отдельных лиц, групп, команд и их лидеров. Стратегический менеджмент должен создавать и внедрять на предприятии метрику стратегического охвата работ будущего и информационного охвата будущей деятельности персонала. Он должен применять специальные оценки текущей и потенциальной готовности информации к ее использованию при выполнении работ будущего. Его конечной целью является построение высоко эффективной системы управления предприятием, основанной на передовых информационных технологиях.

Измерения бизнеса. Стратегический менеджмент предприятия должен обеспечить правильное отображение стратегии развития предприятия в меры результатов, меры ускорения, меры диагностики. Опираясь на эти меры, он должен выявить причинные отношения между всеми мерами, обосновать меры воздействия на ускорение развития (драйверы выполнения), установить связи драйверов выполнения с финансовыми результатами. Обязательными сферами такой деятельности стратегического менеджмента являются финансы предприятия, отношения с клиентами, внутренние бизнес-процессы, обучение и рост. Меры результатов и драйверы выполнения составляют главное поле интеллектуальной работы стратегического менеджмента. Он вводит и применяет их для разработки стратегического проекта, сутью которого является эффективный переход к конкурентоспособному бизнесу.

Аналитическое превосходство. Стратегический менеджмент предприятия должен гарантировать высокое качество и аналитическое превосходство предлагаемых им решений проблем развития бизнеса. Эмпирической, научной, технологической и организационной базой стратегического менеджмента является информационная технология решения стратегических проблем. Применяя эту технологию, стратегический менеджмент работает с четырьмя уровнями представления проблем развития бизнеса: видение (проблемы развития выражены в форме стратегии развития), данные (стратегия развития выражена в совокупности стратегических мер, показателей, значений показателей), знания (проблема развития раскрыта и понята во всех ее смыслах), решение (проблема разрешена в техническом проекте стратегических инноваций). Стратегический менеджмент отвечает за весь жизненный цикл стратегической проблемы. Этот цикл включает четыре этапа: измерение (обоснование, введение и применение стратегических мер), анализ (познание закономерностей), проектирование (разработка, оформление, утверждение стратегических решений), исполнение (стратегическое управление инновационным развитием). На этапе измерения стратегический менеджмент создает эмпирическую базу будущих решений, формирует видение проблем развития бизнеса во всех перспективах. На этапе системного анализа стратегический менеджмент организует исследования, нацеленные на разработку полного законченного и совершенного знания о проблемах развития бизнеса предприятия. На этапе проектирования стратегический менеджмент осуществляет практическое решение проблем развития бизнеса в каждой стратегической перспективе и создает в итоге завершенный технический проект стратегических инноваций. На этапе исполнения стратегический менеджмент курирует рабочие стадии проектных работ, поддерживает внедрение нового бизнеса, всячески способствуя фактическому выходу предприятия на новый уровень конкурентоспособности.

Менеджмент информатизации. Стратегический менеджмент в сфере информационных технологий (ИТ) и информационных систем (ИС) должен быть выделен в ключевой компонент стратегического менеджмента развития бизнесапредприятия. Суть деятельности этого компонента определяют задачи разработки, планирования и аудита реализации ИТ/ИС-стратегии с целью достижения конкурентных преимуществ предприятия в бизнесе. Под ответственность компонента подпадают вопросы приведения ИТ и ИС в соответствие с требованиями бизнеса и обоснования гарантий их эффективности в бизнесе. При решении этих вопросов стратегический менеджмент ИТ и ИС должен следовать концепции IT Governance и опираться на стандарт GobiT.

Стратегический менеджмент ИТ и ИС предприятия должен: обеспечить единую информационную среду предприятия; использовать ИТ и ИС как ключевые преимущества и инструменты бизнеса; строить менеджмент ИТ и ИС, в опоре на процессы, ресурсы и требования к информации, предъявляемые бизнесом; создать модель развития бизнеса предприятия, базированную на ИТ/ИС-стратегии; достигать и обеспечивать соответствие между целями бизнеса предприятия и менеджментом в сфере ИТ и ИС; гарантировать эффективное управление инвестициями в ИТ и ИС; полностью взять на себя оценку рисков, аудит эффективности информационных систем, оптимизацию всей деятельности в сфере ИТ и ИС, решение кадровых проблем в этой сфере.

 

  1. Современные концепции стратегического менеджмента в государственном управлении на примере таможенных органов России

 

Управление таможенным делом в современных условиях представляет собой синтез теории государственного управления и менеджмента, является самостоятельной областью знаний, требует целенаправленного, систематического и глубокого изучения. В условиях формирования новой институциональной среды в сфере внешнеэкономической и таможенной деятельности значительно актуализируются задачи повышения эффективности таможенного администрирования. Наиболее адекватным инструментом решения таких задач является стратегическое планирование и управление.

На смену долгосрочному  планированию в конце 60-х гг. пришло стратегическое планирование, которое  впоследствии трансформировалось в  концепцию стратегического менеджмента. Основной принцип стратегического  планирования - от будущего к настоящему - в корне отличался от принципа предшествовавшего ему долгосрочного  планирования - от прошлого к будущему. Существенное различие было и в трактовке  будущего. Стратегическое планирование не исходило из посылки, что будущее  непременно должно быть лучше настоящего. Поэтому важное место отводилось анализу перспектив организации, задачей  которого является выяснение тех  тенденций, опасностей, возможностей, а также чрезвычайных ситуаций, которые  способны изменить сложившиеся тенденции.

И. Ансофф также отметил принципиальное отличие стратегического планирования от долгосрочного[1]. В системе долгосрочного планирования предполагается, что будущее может быть предсказано путем экстраполяции исторически сложившихся тенденций роста. В системе стратегического планирования отсутствует предположение о том, что будущее непременно должно быть лучше прошлого, и не считается, что будущее можно изучить методом экстраполяции. «Представление о стратегическом планировании, как о повторяющемся через несколько лет долгосрочном планировании, также ложное и чревато опасными последствиями».

 

 Впервые, термины стратегическое  планирование и управление были  введены в обиход на стыке  1960-70 гг. для того, чтобы обозначать  разницу между текущим управлением  на уровне производства и управлением,  осуществляемом на высшем уровне. В широком смысле стратегическое управление – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

В узком смысле – это  многоплановый поведенческий процесс, направленный на развитие экономической  системы путем разработки и реализации стратегии с учетом факторов внешней  среды. Он включает формирование видения  и миссии, постановку целей, выработку  стратегии, определение необходимых  ресурсов и поддерживание взаимоотношений  с внешней средой, которые позволяют  организации добиваться поставленных целей.

Концепция стратегического  управления включает в себя несколько  элементов.

Первый элемент  – определение основных целей – охватывает систему целей, включающую миссию, общеорганизационные и специфические цели.

Второй элемент  – приоритеты распределения ресурсов – затрагивает принципы распределения ресурсов.

Третий элемент  – правила осуществления управленческих действий – связан с принятием действий, направленных на достижение поставленных целей.

Концепция стратегического  управления может быть представлена в виде схемы. Алгоритм процесса стратегического управления включает несколько этапов: 1) формирование видения и миссии организации; 2) постановка целей и задач; 3) оценка и анализ внешней среды; 4) управленческое обследование внутренней среды, направленное на выявление сильных и слабых сторон организации; 5) анализ стратегических альтернатив; 6) выбор стратегии; 7) реализация стратегии; 8) оценка стратегии.

 

Также определение стратегического  планирования дано на федеральном уровне  в Указе Президента РФ № 536 от 12.05.2009 года: «Под стратегическим планированием  в РФ понимается определение основных направлений, способов и средств достижения стратегических целей устойчивого развития РФи обеспечения национальной безопасности.[4]

Основным способом достижения стратегических целей устойчивого  развития Российской Федерации и  обеспечения национальной безопасности является реализация стратегических национальных приоритетов, включая приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации.

Стратегическое планирование осуществляется путем разработки концепций, доктрин, стратегий, программ, проектов (планов) устойчивого развития Российской Федерации с учетом задач обеспечения  национальной безопасности. Научное  стратегическое планирование является единственным инструментарием для  обеспечения бескризисного развития экономики в направлении устойчивого  роста качества жизни.

Стратегическое управление традиционно рассматривается в  рамках коммерческих организаций. В  то же время все основные закономерности стратегического управления, использующиеся в классических теориях и руководствах, проявляются в управлении государством. В России и в мире в последнее время произошли большие изменения, связанные с условиями функционирования государственного сектора, что отражает общие тенденции развития всего общества. Интернационализация экономических связей, информатизация всех аспектов жизни людей, развитие когнитивных технологий (технологий управления на основе знаний), обострение конкуренции организаций и государств, новая роль нематериальных нововведений – вот лишь неполный перечень новых реалий на рубеже XX и XXI вв.

В государственном секторе  происходят изменения, аналогичные  преобразованиям в коммерческом секторе. В практику управления в  государственных организациях все  больше проникают подходы и методы менеджмента, оправдавшие себя в  частном секторе. Это относится  и к концепции ориентации на потребителя, и к стратегическому планированию, и к делегированию полномочий, и к маркетингу, и к методам  управления корпоративной культурой, и ко многим другим методам и приемам  управления. Несмотря на споры вокруг вопроса о сходствах и различиях государственных и коммерческих организаций с точки зрения применения к ним различных концепций управления, можно констатировать, что большинство авторов, рассматривающих этот вопрос, согласны с возможностью успешного применения различных подходов, апробированных в коммерческих организациях, к управлению в государственном секторе [6].).

К примеру, основные методы, которые используются коммерческими  организациями для формирования стратегии своего развития, могут  применяться с определенными  оговорками и к государственному сектору. Далеко не всегда стратегическая цель коммерческих негосударственных  компаний – это прибыль. Довольно часто целью коммерческого предприятия  является достижение определенного  состояния, конкретных показателей, которые  в свою очередь могут характеризовать  качество предоставляемых услуг  или товаров, обеспечение безопасности или снижение издержек. Тем самым  применение данных методов классического  и стратегического менеджмента  с правильной формулировкой цели и показателей позволяет применять  их в государственном секторе. Помимо классического SWOT-анализа, матрицы  БКГ и некоторых других матриц стратегического планирования, в  компаниях широко используются также  альтернативные подходы к разработке стратегии. К ним можно отнести[3]: 1. Анализ трех «К» (3 Cs Analysis); 2. Анализ отрасли по модели пяти сил Майкла Портера; 3. Сеть ценностей (Value Net); 4. Матрица оценки возможностей (Opportunity Evaluation Matrix); 5. Матрица рисков; 6. Стратегические группы; 7. Матрица SPACE (The SPACE Matrix); 8. Матрица конкурентного преимущества (усовершенствованная матрица BCG); 9. Концепция стратегического планирования Abell; 10. Типология конкурентных стратегий Ф. Котлера; 11. Жизненный цикл товара или услуги; 12. Эволюционная модель жизненного цикла товара. 

Перечисленные выше методы и приемы зарекомендовали себя в  консалтинговых компаниях и крупных  корпорациях, что, несомненно, может  быть использовано в Российских реалиях, учитывая общий процесс модернизации страны, определенный руководством нашего государства.

В систему управления таможенными  органами также постепенно проникают  методы стратегического управления и планирования, в результате появляются такие относительно новые управленческие явления, как[2]:

1) формирование миссии и целей таможенной службы;

2) стратегический анализ внешней среды, включающий: анализ угроз и возможностей макроокружения; анализ среды непосредственного окружения (анализ движущих сил); анализ конкурентной среды в отрасли по матрице М. Портера, SWOT-анализ конкурентов.

Однако наиболее всего  зарекомендовали себя подходы и  методы программно - целевой подхода (ПЦП), которые предполагают концентрацию и комплексное использование  ресурсов для достижения важнейших  целей социально-экономического развития. В основе этого подхода лежит  разработка программ. Мировой опыт показывает эффективность применения целевых программ развития, направленных на совершенствование национальных таможенных служб.

 

Преимущество ПЦП состоит  в том, что он позволяет в пределах каждой целевой программы сконцентрировать внимание на наиболее узловых, приоритетных мероприятиях программы, что обеспечивает повышение эффективности и минимизацию  затрат при исполнении программных  целей. На основе ПЦП можно более  полно объединять все имеющиеся  ресурсы и использовать их для  решения некоторых типов задач. При правильном применении он обеспечивает большую гибкость, динамизм и адаптивность системы управления, создает обстановку, в которой повышается ответственность  за выполнение возложенных задач, преодолевает отрицательные стороны функционального  принципа строгой вертикальной иерархии.

Также наиболее явно выраженными  являются тенденции корректировки  классической модели управления в государственном  секторе и широкого внедрения  методологий стратегического управления, ориентированных на результат. В качестве примера можно привести систему БОР (Бюджетирования, ориентированного на результат), которая является методологическим подходом к планированию и исполнению бюджетов, при котором используются методы распределения бюджетных ресурсов в согласовании с целями, задачами и функциями государства и с учётом меняющихся приоритетов государственной политики. Кроме того, в подходе предполагается контроль результативности расходования бюджетных средств путём оценки достижения количественных и качественных показателей исполнения.

 

Можно сделать вывод о  том, что комплексный механизм ПЦП  и БОР необходимо эффективно использовать для решения задач, которые ставятся Президентом РФ и Правительством РФ перед ФТС России.

В целом методы государственного управления трансформируются из преимущественно  командно-административных в преимущественно экономико-управленческие. Однако в тех сферах государственной службы, где преобладают рутинные функции и решение повторяющихся стандартных задач, доминируют и традиционные, бюрократические методы управления. Более того, авторитарное управление в этом случае может оказаться наиболее результативным.

Таким образом, новые условия  развития общества приводят к тому, что многие методы и приемы менеджмента, доказавшие свою результативность в  коммерческом секторе, постепенно переносятся  в практику государственной службы. В то же время государственные  организации характеризуются особенностями, отличающими их от частных. Эти особенности  заключаются, прежде всего, в масштабах  и качестве целей, ответственности, отчетности и оценке результатов  деятельности. Поэтому не все методы и приемы менеджмента, дающие результаты в частном секторе, могут в  неизменном виде найти эффективное  применение в государственной службе.

В последнее время во всем мире отмечаются изменения модели менеджмента  в государственной службе, и эти  изменения в целом совпадают  с изменениями менеджмента в коммерческих организациях. Для системы управления таможенными органами такая тенденция сопровождается также условиями и перспективой развития сферы ВЭД России и таможенного дела в целом.

Таким образом, можно сделать  ряд выводов о том, что, во-первых, государственный сектор активно развивается и эволюционирует, приобретая некоторые черты маркетинговой модели управления, путем использования теоретических и практических наработок в теории управления, общего и стратегического менеджмента.

Во-вторых, большая часть специальных методов, характерных для частных негосударственных компаний, все больше используются для достижения конкретных стратегических результатов в государственном секторе.

В-третьих, можно сделать вывод о том, что комплексный механизм ПЦП и методологий управления, ориентированных на результат можно эффективно использовать для решения стратегических задач, которые ставятся Президентом РФ и Правительством РФ перед ФТС России.

Информация о работе Назначение системы стратегического менеджмента