Особенности опыта США в области управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 11:18, курсовая работа

Описание

В настоящее время в экономике наблюдается тенденция, при которой такой показатель как качество играет одну из ведущих ролей в управлении производством продукции и ее последующего движения. В развитых странах управление качеством на предприятии притягивает особое внимание всех подразделений, которые влияют на качество выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Для лучшего взаимодействия и, следовательно, для более эффективного результата на предприятиях Запада разрабатываются различные подходы к управлению качеством.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Становление и развитие системы управления качеством в США 7

1.1 История внимания к качеству продукции в США 7

1.2 Специфика американских кружков качества 15

1.3 Система тотального управления качеством в США 18

Глава 2 Современное состояние системы управления качеством в США 23

2.1 Основные элементы управления качеством в США 23

2.2 Основные принципы управления качеством в США 26

Заключение 31

Список литературы 34

Работа состоит из  1 файл

особенности опыта сша в области управления качеством.docx

— 61.06 Кб (Скачать документ)

2.2 Основные принципы управления  качеством в США

 

Основные принципы управления качеством  в США можно представить в  виде следующих положений.

1. Работа, направленная на повышение  качества, - обязательная часть стратегии предприятия. Процесс повышения качества осуществляется на основе разработки конкретных программ.

2. В управлении качеством главное  не контроль, а бездефектная работа.

3. Поставщики должны стать партнерами. Предприятия привлекают субпоставщиков  к совместной работе на ранних  этапах создания товара, заключают  с ними долгосрочные контракты,  обучают их новым методам управления («поставка точно в срок») и т. д.

4. Постоянное повышение квалификации  работников и непосредственное  обучение вопросам управления  качеством продукции.

В Америке существует Ассоциация кружков  качества, имеющая печатные органы. Однако, в отличие от Японии, американские кружки существуют на добровольно-принудительной основе и имеют формализованную  структуру - осуществляют деятельность с участием профсоюза для поднятия социального статуса под руководством менеджера.

На пищевых предприятиях развитых стран мира сегодня активно внедряется программа «Анализ рисков и критические точки управления» (Hazard Analysis and Critical Control Points- HACCP), разработанная в США. Первоначально система НАССР применялась в космической индустрии США: с ее помощью контролировали качество и безопасность продуктов питания для космонавтов. В середине 80-х годов американская Академия наук предложила использовать эту программу для потребителей продуктов питания. Окончательный вариант был разработан в 1996 г. и одобрен президентом. В настоящее время идет пересмотр этой системы в направлении достижения большей гибкости для более широкого применения ее на малых предприятиях.

Сущность программы состоит  в том, что выявляются «критические точки» технологического процесса, в которых возможно проконтролировать и предотвратить производство опасной продукции, определяются все возможные риски производства такой продукции и разрабатывается схема управления безопасным производством. Программа в общем виде содержит 7 этапов контроля и анализа.

1. Анализ рисков - выявление возможной опасности, которая может иметь место при изготовлении продукции: микробиологической, химической, физической (травмоопасность), а также излучения. Под «анализом рисков» понимают экспертную вероятность возникновения опасности и сравнение ее с некоторым минимальным уровнем риска, начиная с которого опасность подлежит учету.

2. Выявление критических точек  контроля - определение технологических операций, на которых возможные виды опасности могут быть обнаружены, взяты под контроль и (или) устранены.

3. Установление критических пределов  для каждого вида опасности  - предельно допустимых уровней или определяющих эти уровни параметров (например, минимальная температура в холодильнике, минимальный срок хранения и т.д.).

4. Организация процедуры мониторинга  - контроля и учета, обеспечивающих постоянное слежение за потенциально опасными операциями.

5. Разработка корректирующих воздействий  - определение мероприятий, которые необходимо проводить в случаях превышения критических пределов.

6. Хранение и актуализация документов  - установление процедур хранения, оценки и актуализации документально оформленных процедур по п. 2-5.

7. Оценка эффективности - проверка функционирования программы НАССР в процессе производства и оценка ее влияния на безопасность продукции.

Внедрение программы подтверждается аудитпроверками, которые проводят эксперты (инспекторы), аккредитованные  или назначенные национальными  органами контроля за качеством пищевых  продуктов. Опыт применения программы НАССР показывает, что она органично дополняет контроль пищевой продукции, который проводят на предприятиях представители государственных организаций, а также обеспечивает объективность и невмешательство в те сферы, которые предприятие считает своим «ноу-хау».

В последние годы опубликовано и  реализовано много новых теоретических  и практических разработок в области  качества, из которых можно выделить два основных положения: все должно делаться в интересах клиентов, потребности  которых известны; дешевле делать хорошо с первого раза.

Большую роль в стимулировании качества продукции и повышении ее конкурентоспособности  на мировых рынках играют специальные  конкурсы, проводимые регулярно в  США, в частности постоянно функционирует  Совет по присуждению премий в  области качества продукции. Учрежденный  приз за качество состоит из диплома, благодарности правительства и  права поместить символ качества на продукции, что повышает имидж  предприятия и делает ему рекламу. Основная цель конкурсов - помочь предприятиям и организациям повысить конкурентоспособность продукции на мировом рынке.

Премия присуждается организациям за достижение «значительных результатов в области качества продукции или услуг, обеспечение их безопасности, а также за внедрение организациями высокоэффективных методов управления качеством». Роль премий заключается не только в том, чтобы отметить достижения лучших предприятий. В последнее время они стали играть не меньшую роль в подтягивании средних предприятий до уровня лучших: предприятия осуществляют самооценку по критериям премий и принимают необходимые меры для улучшения работы в области качества. В частности, большое значение имеет внедрение критериев премий в качестве функций и элементов в действующие системы качества, что позволяет повысить эффективность этих систем.

Внимание со стороны законодательной  и исполнительной власти к вопросам повышения качества национальной продукции - новое явление в экономическом  развитии страны. Одна из главных задач  общенациональной кампании за повышение  качества - добиться реализации на деле лозунга «Качество - прежде всего!». Под этим лозунгом ежегодно проводятся месячники качества, инициатором которых стало Американское общество по контролю качества (АОКК) - ведущее в стране научно-техническое общество, основанное в 1946 г. и насчитывающее в настоящее время 53 тыс. коллективных и индивидуальных членов.

Конгресс США учредил национальные премии имени Малькольма Болдриджа  за выдающиеся достижения в области  повышения качества продукции, которые  с 1987 г. ежегодно присуждаются трем лучшим фирмам. Премии вручает Президент  США во второй четверг ноября, отмечаемый как Всемирный День Качества.

Анализируя американский опыт в  области качества, можно отметить следующие характерные его особенности:

жесткий контроль качества изготовления продукции с использованием методов  математической статистики;

внимание к процессу планирования производства по объемным и качественным показателям, административный контроль за исполнением планов:

совершенствование управления фирмой в целом. Принимаемые в США  меры, направленные на постоянное повышение  качества продукции, не замедлили сказаться  на ликвидации разрыва в уровне качества между Японией и США, что усилило  конкурентную борьбу на мировом рынке, превращающемся в единый.

Предпринятые меры в области  повышения качества свели до минимума разрыв в уровне качества между американскими  и японскими товарами, способствовали продвижению продукции с маркой «Сделано в США» на новые рынки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Управление качеством - это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве, обращении, эксплуатации и потреблении, осуществляемые путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на него.

Управлять качеством - значит проводить экономические, организационные, технические и другие мероприятия, направленные на обеспечение высокого качества продукции на всех стадиях жизненного цикла товара (внедрение, рост, зрелость, поддержание спроса).

В современном понимании деятельность по управлению качеством не может  быть эффективной после того, как  продукция уже произведена; она  должна осуществляться непрерывно в  ходе производства продукции, а также  предшествовать самому процессу производства.

Управление качеством строится на следующих принципах:

· целенаправленность - необходимо иметь четкую цель в отношении качества;

· плановость - планируется совокупность мероприятий в области качества, которые подлежат осуществлению;

· непрерывность;

· интенсивность - повышение качества относится к интенсивным факторам развития экономики;

· системный подход;

· комплексность - решение проблем качества с учетом всех аспектов, от которых оно зависит;

· оптимальность - стремление к точному соответствию качества запросам потребителей;

· постоянное совершенствование - способствует конкурент способности предприятия.

Управление качеством продукции  - составная часть управления производством в целом, одна из его ветвей, функций, поэтому она развивается и выполняется в рамках действующей системы управления и заключается в выработке политики в области качества, четкой и хорошо организованной работе по вычленению спроса, созданию, изготовлению и обслуживанию продукции. Эта отрасль науки в соответствии с обшей теорией управления оперирует понятиями «система», «среда», «программа» и др.

На качество кроме основных факторов и условий производства влияют многие случайные, местные и субъективные факторы. Чтобы воздействовать на все  эти факторы, поддерживать соответствующий  уровень качества, необходима система  управления, то есть совокупность мер  постоянного воздействия на процесс  создания продукта.

Различают управляющую и управляемую  системы. Управляемая система представлена различными уровнями управления организацией, фирмой, другими структурами; управляющая - создает и обеспечивает менеджмент качества.

Итак, можно сделать следующие  выводы:

Качество продукции - это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с назначением. Оно формируется на различных этапах производства и характеризуется рядом показателей: надежностью, долговечностью, функциональностью, эстетичностью.

Высококачественная продукция  гарантирует успех предприятию, а успех предприятия приводит к успеху общества. Управление качеством  - это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве, обращении, эксплуатации и потреблении, осуществляемые путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на него.

Основные принципы управления качеством  в США:

1. Работа, направленная на повышение  качества, - обязательная часть стратегии предприятия.

2. В управлении качеством главное  не контроль, а бездефектная работа.

3. Поставщики должны стать партнерами. Предприятия привлекают субпоставщиков  к совместной работе на ранних  этапах создания товара, заключают  с ними долгосрочные контракты,  обучают их новым методам управления («поставка точно в срок») и т. д.

4. Постоянное повышение квалификации  работников и непосредственное  обучение вопросам управления  качеством продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

    1. Гиссин В.И. Управление качеством продукции: Учеб. пос - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
    2. Гуторова И.А. Стандартизация. Метрология. Сертификация: Учебно-практическое пособие. - М.: ПРИОР, 2009.
    3. Ильенкова С.Д. Управление качеством. - М.: Банки и биржи, 2008. Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации и метрологии. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007.
    4. Менеджмент систем качества. Учеб. пос./М.Г. Круглое, С.К. Сергеев и др. - М.: ИПК изд. стандартов, 2004.
    5. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2007.
    6. Мишин В.М. Управление качеством: Учеб. пос. для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
    7. Новицкий Н.И., Олексюк В.Н. Управление качеством продукции: Учеб. пос.- Минск.: Новое знание, 2009.
    8. Розова Н.К. Управление качеством. - СПб: Питер, 2009.
    9. Управление качеством / Е.И. Семенова, В.Д. Коротнев, Л.Н. Пошатаев и др; Под ред. Е.И. Семеновой. - М.: КолосС, 2005.
    10. Агарков А. П. Управление качеством: учеб. пособие : [по специальности «Менеджмент орг.»А. П. Агарков. - М.: Дашков и К°, 2010.
    11. Аристов, О. В. Управление качеством: учебник / О. В. Аристов. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 238 с.: ил.
    12. Басовский, Л. Е. Управление качеством: учебник Л. Е. Басовский, В. Б. Протасьев. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 211 с.
    13. Горбашко, Е. А. Управление качеством: учебное пособие. - СПб. [и др.]: Питер, 2008. - 382 с.: ил.
    14. Елиферов, В. Г. Управление качеством: сказки, мифы и проза жизни : стандарты ИСО 9000 и система менеджмента / В. Елиферов. - СПб.; М.: Вершина, 2010. - 295 с.: ил.
    15. Мазур, И. И. Управление качеством: учеб. пособие для вузов по специальности «Управление качеством» И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. - 5-е изд., cтер.. - М.: Омега-Л, 2008. - 399 с.
    16. Миронов, М. Г. Управление качеством: учеб. пособие : [по специальностям «Упр. качеством», «Экономика и упр. на предприятии» и Менеджмент орг. М. Г. Миронов. - М.: Проспект, 2010. - 286 с.
    17. Мишин, В. М. Управление качеством: учеб. для вузов по специальности 061100 «Менеджмент орг.» и по специальностям экономики и упр. (060000)] В. М. Мишин. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 464 с.
    18. Салимова, Т. А. Управление качеством: учебник : по специальности Менеджмент орг. Т. А. Салимова. - 2-е изд., стер.. - М.: Омега-Л, 2008. - 414 с.: ил.
    19. Эванс, Д. Р. Управление качеством: [учеб. пособие по специальности «Менеджмент орг.» Джеймс Р. Эванс; пер. с англ. под ред. Э. М. Короткова. - [4-е изд.]. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 637 с.: ил.- (Зарубежный учебник). - Пер.изд.: Total quality / Evans, James R.
    20. Гиссин В.И. Управление качеством продукции. Р.-на-Дону: Изд. «Феникс». 2007. 255с.
    21. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. М.: Изд. Стандартов.2007. 80с.
    22. Исикава К. Японские методы управления качеством. М.: экономика. 2007. 168с.
    23. ИСО 9000 – 1: 1994. Общее руководство качеством и стандарты по обеспечения качества. Ч.1. руководящее указание по выбору и применению.
    24. Крылова Г.Д. Зарубежный опыт управления качеством. М.: Изд. Стандартов. 2005. 140с.
    25. Леонов И.Г., Аристов О.В. Управление качеством продукции. М.: Изд. Стандартов. 2010. 200с.

Информация о работе Особенности опыта США в области управления качеством