Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 03:29, реферат
Описание
К опасным грузам относятся любые вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при их перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.
Содержание
1. ВВЕДЕНИЕ 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ПО ХАРАКТЕРУ И СТЕПЕНИ ОПАСНОСТИ 3. ПЕРЕЧЕНЬ ГРУПП "ОСОБО ОПАСНЫХ ГРУЗОВ" ПО ГОСТ 19433-88 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК 4.1. Лицензирование перевозок опасных грузов 4.2. Разрешительная система при международных перевозках опасных грузов 4.3. Разрешительная система на перевозку "особо опасных грузов" 4.4. Оформление перевозок 4.5. Подготовка персонала 4.6. Выбор и согласование маршрута перевозки 4.7. Принятие опасных грузов к перевозке 4.8. Организация системы информации об опасности 4.9. Движение транспортных средств 4.10. Перевозка, очистка и ремонт порожней тары 4.11. Ликвидация последствий аварий или инцидентов 5. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРЕВОЗОК 5.1. Требования, предъявляемые к транспортным средствам 5.2. Требования, предъявляемые к таре и упаковке 6. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕРЕВОЗОК ОТДЕЛЬНЫХ КЛАССОВ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ 6.1. Взрывчатые вещества 6.2. Газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением 6.3. Легковоспламеняющиеся жидкости 6.4. Легковоспламеняющиеся вещества 6.5. Окисляющие вещества и органические перекиси 6.6. Ядовитые и инфекционные вещества 6.7. Радиоактивные вещества 6.8. Едкие и коррозионные вещества 6.9. Вещества с относительно низкой опасностью при транспортировании 7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8. СПИСОК ИСПЛДБЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 9. ПРИЛОЖЕНИЕ
Аварийная
карточка системы информации об опасности
заполняется организацией-изготовителем
опасного груза по единой форме
и прилагается в дополнение к
путевому листу.
Аварийная
карточка должна находиться у водителя
транспортного средства, перевозящего
опасные грузы. В случае сопровождения
опасного груза ответственным лицом -
представителем грузоотправителя (грузополучателя)
- аварийная карточка должна находиться
у него.
Информационная
карточка СИО изготавливается из плотной
бумаги размером 130 мм на 60 мм. На лицевой
стороне карточки дается расшифровка
информационных таблиц, а на оборотной
стороне приведены образцы знаков опасности
по ГОСТ 19433-88.
Цифрами обозначен
код экстренных мер (КЭМ) при пожаре и утечке,
а также информации о последствиях попадания
веществ в сточные воды.
Буквами обозначен
код экстренных мер (КЭМ) при защите людей.
Выбор букв произведен по начальным буквам
наиболее характерных слов применяемого
кода:
Д - необходим
ДЫХАТЕЛЬНЫЙ аппарат и защитные
перчатки;
П - необходим
дыхательный аппарат и защитные перчатки,
только при ПОЖАРЕ;
К - необходим
полный защитный КОМПЛЕКТ одежды и дыхательный
аппарат;
Э - необходима
ЭВАКУАЦИЯ людей.
В случае
возникновения инцидента при
перевозке опасных грузов мероприятия
по ликвидации инцидента и его последствий
осуществляются согласно указаниям, приведенным
в аварийной карточке, или коду экстренных
мер по информационной таблице СИО.
Полная идентификация
перевозимого опасного груза осуществляется
согласно нумерации по списку ООН, имеющейся
в информационной таблице и аварийной
карточке системы информации об опасности,
а также в заявке (разовом заказе) на перевозку
этого груза.
Кузова транспортных
средств, автоцистерны, прицепы и полуприцепы-цистерны,
постоянно занятые на перевозках опасных
грузов, должны быть окрашены в установленные
для этих грузов опознавательные цвета
и иметь соответствующие надписи:
при перевозке
метанола транспортное средство (цистерна)
окрашивается в оранжевый цвет с
черной полосой и оранжевой надписью
по обечайке "Метанол - яд!";
при перевозке
аммиака - цвет транспортного средства
любой и надпись "Аммиачная вода. Огнеопасно";
при перевозке
веществ, выделяющих при взаимодействии
с водой легковоспламеняющиеся газы, транспортное
средство окрашивается в синий цвет и
наносится надпись "Огнеопасно";
при перевозке
самовозгорающихся веществ нижняя часть
транспортного средства (цистерны) окрашивается
в красный цвет, верхняя - в белый и наносится
надпись черного цвета "Огнеопасно";
при перевозке
легковоспламеняющихся веществ транспортное
средство (цистерна) окрашивается в оранжевый
цвет и наносится надпись "Огнеопасно";
при перевозке
веществ, поддерживающих горение, транспортное
средство (цистерна) окрашивается в желтый
цвет и наносится двойная надпись
"Огнеопасно"
___________
"Едкое
вещество" ;
при перевозке
едких веществ транспортное средство
(цистерна) окрашивается в желтый цвет
с черной полосой по обечайке, на
которую наносится надпись желтым
цветом "Едкое вещество".
Высота
букв и надписей, наносимых на транспортные
средства, перевозящие опасные грузы,
должна быть не менее 150 мм, черного цвета.
Проведение
погрузочно-разгрузочных работ
Контроль
за погрузочно-разгрузочными операциями
опасных грузов на транспортные средства
ведет ответственное лицо - представитель
грузоотправителя (грузополучателя), сопровождающее
груз.
Загрузка
транспортного средства допускается до
использования его полной грузоподъемности.
При перевозке "особо опасных грузов"
загрузка транспортного средства производится
в объеме и порядке, оговоренных в специальных
инструкциях, разрабатываемых организациями-изготовителями.
Погрузка,
разгрузка и крепление опасных грузов
на транспортном средстве осуществляются
силами и средствами грузоотправителя
(грузополучателя), с соблюдением всех
мер предосторожности, не допуская толчков,
ударов, чрезмерного давления на тару,
с применением механизмов и инструментов,
не дающих при работе искр.
Погрузочно-разгрузочные
работы с опасными грузами производятся
при выключенном двигателе автомобиля,
и водитель должен находиться за пределами
установленной зоны погрузки-разгрузки,
если это оговорено в инструкции грузоотправителя,
исключением являются случаи, когда приведение
в действие грузоподъемных или сливных
механизмов, установленных на автомобиле,
обеспечивается при работающем двигателе.
Погрузочно-разгрузочные
операции с опасными грузами должны производиться
на специально оборудованных постах. При
этом может осуществляться погрузка-разгрузка
не более одного транспортного средства.
Присутствие
посторонних лиц на постах, отведенных
для погрузки-разгрузки опасных грузов,
не разрешается.
Запрещается
производство погрузочно-разгрузочных
работ с взрыво- и огнеопасными грузами
во время грозы.
Погрузочно-разгрузочные
операции с опасными грузами, осуществляемые
ручным способом, должны выполняться с
соблюдением всех мер личной безопасности
привлекаемого к выполнению этих работ
персонала.
Использование
грузозахватных устройств погрузочно-разгрузочных
механизмов, создающих опасность повреждения
тары и произвольное падение груза, не
допускается.
Перемещение
бочек с опасными грузами в процессе погрузочно-разгрузочных
операций и выполнения складских работ
может осуществляться только по специально
устроенным подкладкам, трапам и настилам.
Бутыли с
опасными грузами, упакованные, в соответствии
с ГОСТ 26319-84 "Опасные грузы, поставляемые
для экспорта. Упаковка" в ящиках, корзинах,
барабанах или обрешетках при условии
заполнения промежутков инертным прокладочным
материалом, при выполнении погрузочно-разгрузочных
операций должны перемещаться на специальных
тележках. В случае упаковки бутылей в
корзины переноска их за ручки допускается
только после предварительной проверки
прочности ручек и дна корзины. Запрещается
переносить бутыли на спине, плече или
перед собой.
Места (посты)
для погрузки, выгрузки и перегрузки опасных
грузов, а также места для стоянки автомобилей
выбираются с таким учетом, чтобы они были
не ближе 125 метров от жилых и производственных
строений, грузовых складов и не ближе
50 метров от магистральных дорог.
При гололеде
территория постов погрузки-разгрузки
опасных грузов должна быть посыпана песком.
Заправка
автомашин, груженных горючими или взрывоопасными
грузами, на АЗС общего пользования или
ПАЗС производится на специально оборудованной
площадке, расположенной на расстоянии
не менее 25 м от территории АЗС, нефтепродуктами,
полученными на АЗС в металлические канистры
(п.12.19 "Правил технической эксплуатации
стационарных и передвижных АЗС"), утвержденных
Госкомнефтепродуктом РСФСР 15.04.81.
4.9. Движение
транспортных средств
Ограничение
скорости движения автотранспортных средств
при перевозке опасных грузов
устанавливается ГАИ МВД России
с учетом конкретных дорожных условий
при согласовании маршрута перевозки.
Если согласование маршрута с органами
ГАИ МВД России не требуется, то скорость
движения устанавливается согласно Правилам
дорожного движения и должна обеспечивать
безопасность движения и сохранность
груза.
В случае
установления ограничения скорости движения
знак с указанием допустимой скорости
должен быть установлен на транспортном
средстве в соответствии с Правилами дорожного
движения.
При перевозке
опасных грузов колонной автомобилей
должны соблюдаться следующие требования:
при движении
по ровной дороге дистанция между соседними
транспортными средствами должна быть
не менее 50 м;
в горных
условиях - при подъемах и спусках - не
менее 300 м;
при видимости
менее 300 м (туман, дождь, снегопад и т.п.)
перевозка некоторых опасных грузов может
быть запрещена. Об этом должно быть указано
в условиях безопасности перевозки опасных
грузов.
Ответственное
лицо за перевозку из числа представителей
грузоотправителя-грузополучателя (старший
по колонне) обязано находиться в
кабине первого автомобиля, а в
последнем автомобиле с грузом должен
находиться один из представителей (подразделения)
охраны, выделяемой грузоотправителем-грузополучателем,
если охрана предусмотрена при данной
перевозке.
При перевозке
"особо опасных грузов" стоянки для
отдыха водителей в населенных пунктах
запрещены. Стоянки разрешаются в специально
отведенных для этого местах, расположенных
не ближе чем в 200 метрах от жилых строений
и мест скопления людей.
При остановке
или стоянке транспортного средства должен
быть обязательно включен стояночный
тормоз, а на уклоне дополнительно установлен
противооткатный упор.
Порядок остановок
и стоянок (в том числе и в случае ночлега)
транспортных средств, перевозящих опасные
грузы, указывается в условиях безопасной
перевозки.
Запас хода
автомобилей, перевозящих опасный груз,
без дозаправки топливом в пути должен
быть не менее 500 км. В случае перевозки
опасных грузов на расстояние 500 км и больше
автомобиль должен оборудоваться запасным
топливным баком и заправляться из передвижной
автозаправочной станции (АЗС), установка
дополнительного топливного бака должна
согласовываться с подразделением ГАИ
МВД России по месту регистрации транспортного
средства, о чем делается пометка в регистрационном
документе. Заправка топливом производится
в местах, отведенных для стоянок.
Перевозка
"особо опасных грузов" осуществляется
с автомобилем сопровождения, оборудованным
проблесковым маячком оранжевого и желтого
цветов. При необходимости такие транспортные
средства могут сопровождаться патрульным
автомобилем ГАИ МВД России. Выделение
автомобиля сопровождения обязательно
при перевозках "особо опасных грузов",
осуществляемых колонной транспортных
средств.
Конкретно
в каждом случае необходимость выделения
и вид сопровождения при перевозке "особо
опасных грузов" определяются ГАИ МВД
России при согласовании маршрута.
Автомобиль
сопровождения должен двигаться впереди
колонны транспортных средств с опасными
грузами. При этом по отношению к движущемуся
за ним транспортному средству автомобиль
сопровождения должен двигаться уступом
с левой стороны, с тем чтобы его габарит
по ширине выступал за габарит сопровождаемых
транспортных средств.
Автомобиль
сопровождения оборудуется проблесковым
маячком желтого цвета, включение которого
является дополнительным средством информации
для предупреждения других участников
дорожного движения, но не дает права преимущественного
проезда.
На автомобилях
сопровождения и транспортных средствах,
осуществляющих перевозку опасных грузов,
даже в дневное время должны быть включены
фары ближнего света.
Порядок движения
автомобилей сопровождения и способы
информации других участников дорожного
движения об осуществлении перевозки
опасных грузов указываются ГАИ МВД России
в разделе "Особые условия движения"
бланка согласования маршрута.
При перевозке
"особо опасных грузов" колонной,
состоящей из 5 и более автомобилей, в ее
составе обязательно наличие резервного
порожнего транспортного средства, приспособленного
для перевозки данного вида груза. Резервное
транспортное средство должно следовать
в конце колонны.
Порядок сопровождения
колонны патрульными автомобилями ГАИ
МВД России при прохождении маршрута перевозки
по территории двух или более субъектов
Российской Федерации определяется органом
ГАИ МВД России, с которым согласован маршрут
движения.
Совместная
перевозка опасных грузов различных классов
и опасных грузов с грузами общего назначения
Совместная
перевозка различных классов опасных
грузов на одном транспортном средстве
(в одном контейнере) разрешается только
в пределах правил допустимой совместимости.
Совместная
перевозка опасных грузов с грузами общего
назначения на одном транспортном средстве
(в одном контейнере) производится в соответствии
с требованиями.
4.10. Перевозка,
очистка и ремонт порожней тары
Перевозка
неочищенной после транспортировки
опасного груза порожней тары производится
в том же порядке, что и перевозка данного
опасного груза, в соответствии с требованиями
настоящих Правил.
В товарно-транспортной
накладной на перевозку порожней тары
делается отметка красным цветом, какой
опасный груз находился до этого в перевозимой
таре.
Очистка порожней
тары производится силами и средствами
грузоотправителя (грузополучателя) с
соблюдением мер безопасности и индивидуальной
защиты.
Перевозка
тары после ее полной очистки осуществляется
на общих основаниях как неопасный груз,
при этом в товарно-транспортной накладной
грузоотправителем (грузополучателем)
делается отметка красным цветом "Тара
очищена".
Работы по
ремонту резервуаров и контейнеров, использующихся
для перевозки опасных грузов, производятся
только после анализа воздушной среды
на содержание ранее перевозимых веществ
(грузов).
4.11. Ликвидация
последствий аварий или инцидентов
Организации-грузоотправители
(грузополучатели) разрабатывают планы
действий в аварийной ситуации с
вручением его водителю (сопровождающему)
на каждую перевозку, выделяют для практической
работы по ликвидации последствий аварий
или инцидентов аварийные бригады и организуют
с ними соответствующую подготовку.
В плане действий
в аварийной ситуации по ликвидации последствий
аварий или инцидентов устанавливается
порядок оповещения, прибытия, действия
аварийной бригады и другого обслуживающего
персонала, перечень необходимого имущества
и инструмента и технология их использования
в процессе ликвидации последствий аварий
и инцидентов.
В случае
необходимости проведения ремонтных работ
по устранению неисправностей тары с опасными
грузами они осуществляются аварийной
бригадой на специально отведенной для
этой цели площадке (помещении), расположение
которой определяется в плане мероприятий
по ликвидации последствий аварий или
инцидентов.
В случае
дорожно-транспортного происшествия ответственное
лицо за перевозку опасного груза руководит
действиями водителя и лиц охраны (если
они имеются), информирует подразделение
ГАИ МВД России и при необходимости вызывает
аварийную бригаду.
Аварийная
бригада, прибывшая на место аварии или
инцидента, в ходе ликвидации его последствий
должна принять все меры предосторожности
и индивидуальной защиты, перечисленные
в аварийной карточке СИО.
Действия
аварийной бригады на месте происшествия
аварии или инцидента включают:
обнаружение
и удаление поврежденной тары или
рассыпанного (разлитого) опасного груза;
оказание
первой медицинской помощи пострадавшим;
обеспечение
в случае необходимости эвакуации водителей
и обслуживающего данную перевозку персонала;
проведение
дезактивации, дезинфекции;
обезвреживание
спецодежды и средств индивидуальной
защиты;
оповещение
грузоотправителя и грузополучателя о
случившихся авариях или инцидентах.
5.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПЕРЕВОЗОК
Требования,
предъявляемые к транспортным средствам
Опасные грузы
должны перевозиться только специальными
и(или) специально приспособленными для
этих целей транспортными средствами,
которые должны быть изготовлены в соответствии
с действующими нормативными документами
(тех. заданием, тех. условиями на изготовление,
испытания и приемку) для полнокомплектных
специальных транспортных средств и технической
документацией на переоборудование (дооборудование)
транспортных средств, используемых в
народном хозяйстве. При этом упомянутые
документы должны учитывать нижеследующие
требования к транспортным средствам
для перевозки опасных грузов.
Автомобили,
систематически используемые для перевозки
взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ,
должны оборудоваться выпускной трубой
глушителя с выносом ее в сторону перед
радиатором с наклоном. Если расположение
двигателя не позволяет произвести такое
переоборудование, то допустимо выводить
выпускную трубу в правую сторону вне
зоны кузова или цистерны и зоны топливной
коммуникации.
Топливный
бак должен быть удален от аккумуляторной
батареи или отделен от нее непроницаемой
перегородкой, а также удален от двигателя,
электрических проводов и выпускной трубы
и расположен таким образом, чтобы в случае
утечки из него горючего оно выливалось
непосредственно на землю, не попадая
на перевозимый груз. Бак, кроме того, должен
иметь защиту (кожух) со стороны днища
и боков. Топливо не должно подаваться
в двигатель самотеком.
В случае
разового использования автомобиля для
перевозки опасных грузов классов 1, 2,
3, 4 и 5 допускается установка на выходное
отверстие выпускной трубы глушителя
искрогасительной сетки.
Электрическое
оборудование транспортных средств, перевозящих
опасные грузы классов 1, 2, 3, 4 и 5, должно
удовлетворять следующим требованиям: