На автомобилях-цистернах
должно быть установлено следующее
оборудование:
- вентиль для
заполнения и выпуска (слива) перевозимых
газов;
- вентиль для
отбора паров перевозимых газов;
- вентиль для
выравнивания давления и выпуска (сброса)
паров на верхней части цистерны;
- два предохранительных
клапана;
- манометр;
- устройства
контроля уровня жидкости;
- устройства,
автоматически защищающие автоцистерну
от аварийных расходов газа по сливо-наливным
коммуникациям.
При проведении
газосброса (в случае необходимости)
следует руководствоваться следующими
требованиями:
- в районе
газосброса посторонним лицам запрещается
находиться на расстоянии ближе 50 м;
- газосброс
токсичных веществ разрешается в специально
отведенных для этой цели местах и с соблюдением
мер личной безопасности персонала;
- во время
газосброса двигатель транспортного средства
должен быть выключен, транспортное средство
и коммуникации газосброса надежно заземлены;
- давление
сброса не должно превышать более чем
на 10% рабочее давление цистерны;
- давление
в цистерне должно понижаться со скоростью
не более чем на 0,1 кг/см в минуту;
- сброс газа
должен производиться по ветру в сторону
от транспортного средства, населенных
пунктов и строений.
- Легковоспламеняющиеся
жидкости
- Легковоспламеняющимися
жидкостями считаются жидкости, давление
паров которых при температуре
+50°С составляет не более 300 кПа (3 бара),
а температура вспышки - не более 100°С.
- Легковоспламеняющиеся
жидкости из числа перекисляющихся (эфиры
и некоторые гетероциклические кислородные
вещества) допускаются к перевозке в том
случае, если содержание перекиси в них
не превышает 0,3%.
- Аптекарские,
москальные, парфюмерные товары и другие
смеси, содержащие горючие вещества, относятся
к опасным грузам в случае, если температура
вспышки этих смесей ниже 100°С.
- Легковоспламеняющиеся
вещества
- Вещества,
выделяющие при соприкосновении с водой
легковоспламеняющиеся газы, должны перевозиться
в герметичной таре на транспортном средстве
с закрытым кузовом.
- В товарно-транспортной
накладной на перевозку легковоспламеняющегося
вещества обязательно делается пометка
"Загорается от воды".
Легковоспламеняющиеся
вещества в зависимости от вида упаковываются:
- натрий металлический
и другие щелочные металлы упаковываются
в герметично закупоренные железные банки,
заполненные маловязким минеральным маслом
или керосином, весом до 10 кг, и в железные
бочки весом до 100 кг;
- белый и желтый
фосфор перевозится в воде в металлических
запаянных банках, которые упаковываются
в деревянные ящики;
- красный фосфор
упаковывается герметически в металлические
банки типа 1 или 3 - ГОСТ 5044-79 "Барабаны
стальные тонкостенные для химических
продуктов.
- Технические
условия" (Стандарт СЭВ 3697-82). Вес
банок не более 16 кг. Герметичность
банок достигается применением
прокладочных материалов. Снаружи банки
покрывают антикоррозионным покрытием.
- Банки для
перевозки упаковываются в деревянные
ящики или фанерные барабаны.
- Общий вес
одного грузового места допускается не
более 95 кг;
- кинолента,
рентгеновская пленка и другие аналогичные
грузы перевозятся в металлических коробках,
уложенных в металлические ящики, общий
вес упаковки до 50 кг;
- карбид кальция
и другие аналогичные грузы упаковываются
в железные барабаны. Вес упаковки должен
быть не более 100 кг;
- аммониевый
никрат, никриновая кислота, мочевина
азотнокислая, тринитробензол, тринитробензойная
кислота или тринитротолуол, влажные с
содержанием воды не менее 10% или пикромат
циркория, влажный с содержанием не менее
20% воды, перевозятся в стеклянной таре.
Вес груза в одной упаковке должен быть
не более 1 кг. Для перевозки стеклянные
емкости упаковывают в деревянные ящики.
- Сера и нафталин
в расплавленном состоянии могут перевозиться
в автомобилях-цистернах.
- Цистерны,
применяемые для перевозки расплавленной
серы или нафталина, должны изготавливаться
из листовой стали толщиной не менее 6
мм или алюминиевых сплавов, обладающих
такой же механической прочностью, и иметь:
- термоизоляцию
для поддержания температуры
внутри цистерны у стенок не менее 70°С;
- клапан, открывающийся
внутрь или наружу под давлением от 0,2
до 0,3 кг/см. Клапаны на цистерне, используемые
для перевозки расплавленной серы или
нафталина, могут не быть, если цистерна
рассчитана на рабочее давление в 2 кг/см.
- Окисляющие
вещества и органические перекиси
- Окисляющие
вещества и органические перекиси могут
перевозиться в стандартной заводской
упаковке.
- При погрузке-разгрузке
и перевозке окисляющих веществ и органических
перекисей во избежание самовозгорания,
пожара или взрыва необходимо избегать
их засорения или смешивания с древесными
опилками, соломой, углем, торфом, мучной
пылью и другими органическими веществами.
При погрузке,
разгрузке и перевозке легко
разлагающихся перекисей должен
обеспечиваться следующий температурный
режим:
- технические
чистые перекиси диоктаноила и дикаприлила
- не выше +10°С;
- перекись
ацетил-циклогексансульфонила - -10°С;
- пероксидикарбонта
диизопропила - +20°С;
- перпивалт
третбутила - -10°С;
- с флегматизатором
- +2°С;
- с растворителем
- -5°С;
- перекись
3,5; 5 - триметилгенсаноила в растворе с
замедлителем (20%) - 0°С;
- технически
чистая перекись бис-деканойна - +20°С;
- технически
чистая перекись диперларгонила - 0°С;
- технически
чистый пер-2-этилгенсаноат бутила - +20°С;
- пероксидикарбонта
бис-этила-2-генсила с замедлителем или
растворителем (55%) - 10°С;
- перизонитрат
третичного бутила с растворителем (25%)
- +10°С.
Автомобили-фургоны
с изотермическим кузовом, используемые
для перевозок органических перекисей,
должны отвечать следующим требованиям:
- обеспечивать
температурный режим в соответствии с
пунктом 6.5.3 независимо от температуры
окружающей среды;
- предохранять
кабину водителя от проникновения в нее
паров перевозимых перекисей;
- обеспечивать
контроль за температурным состоянием
перевозимых грузов из кабины водителя;
- иметь соответствующую
вентиляцию, не вызывающую нарушение заданного
температурного режима;
- применяемые
охлаждающие вещества должны быть невоспламеняемыми.
- Не допускается
использование для охлаждения жидкий
кислород или воздух. При использовании
автомобилей (прицепов)-рефрижераторов
для перевозки органических перекисей
их холодильная установка должна
работать независимо от работы двигателя
автомобиля.
- При перевозках
легкоразлагающихся перекисей на короткие
расстояния разрешается применение специальных
предохранительных упаковок с холодильными
реагентами, обеспечивающими поддержание
необходимого температурного режима в
течение всего времени, затрачиваемого
на перевозку и выполнение погрузочно-разгрузочных
операций.
- Перед загрузкой
окисляющих веществ и органических перекисей
кузова транспортных средств должны быть
тщательно очищены от пыли и остатков
ранее перевозимых в них грузов.
- Ядовитые
и инфекционные вещества
- Ядовитые
вещества принимаются к перевозке
на автомобильном транспорте в заводской
упаковке.
- Перевозка
особо опасных ядовитых и инфекционных
веществ производится с вооруженной охраной.
Допускается наличие невооруженной охраны
только при внутригородских перевозках.
- Перевозка
синильной кислоты в летнее время (апрель-октябрь)
производится с соблюдением мер защиты
грузовых мест от воздействия солнечных
лучей. При покрытии грузовых мест брезентом
он должен располагаться на высоте не
менее чем 20 см над перевозимым грузом.
- Погрузочно-разгрузочные
работы с ядовитыми веществами производятся
с обеспечением надежной охраны, исключающей
допуск в пункт погрузки (разгрузки) посторонних
лиц.
Перевозка
инфекционных веществ, , производится
с соблюдением следующих требований:
- наличие вентиляции
закрытых кузовов;
- предварительная
обработка кузова транспортного средства
дезинфицирующими растворами и дезодорантами,
уничтожающими неприятные запахи.
В зимнее
время допускается перевозка инфекционных
веществ в открытых кузовах.
- Радиоактивные
вещества
- Перевозка
радиоактивных веществ осуществляется
в соответствии с требованиями настоящих
Правил и Правил ОПБЗ-83 (ОПБЗ-94) и
ПБТРВ-73 (ПБТРВ-94), а в случае международных
перевозок - Правил МАГАТЭ.
- Номенклатура
радиоактивных веществ устанавливается
Правилами безопасности при транспортировании
радиоактивных веществ [ПБТРВ-73 (ПБТРВ-94)].
- Едкие и
коррозионные вещества
- При перевозках
свинцового шлака, содержащего серную
кислоту, кузов транспортного средства
изнутри должен покрываться слоем картона,
пропитанного парафином или дегтем, а
при перевозке указанного груза под брезентом
не допускается его непосредственное
соприкосновение с грузом.
- Транспортные
средства, предназначенные для перевозки
едких и коррозионных веществ, должны
быть очищены от горючих остатков (солома,
сено, бумага и т.п.).
При производстве
погрузочно-разгрузочных работ с
кислотами для защиты обслуживающего
персонала применяются следующие
средства:
- противокислотный
фартук;
- суконный
костюм;
- резиновые
перчатки;
- очки или
маска.
Работать
с кислотами в одежде из хлопчатобумажной
ткани без ее кислостойкой пропитки
запрещается.
- При производстве
погрузочно-разгрузочных работ с щелочами
используются те же защитные средства,
что и при работе с кислотой, и костюм с
кислостойкой пропиткой.
- Вещества
с относительно низкой опасностью при
транспортировании
К веществам
с относительно низкой опасностью при
транспортировании относятся:
- горючие вещества
и материалы (эфиры, нефтепродукты,
сера коллоидная, динитроортокрезолат
аммония, жмых, рыбная мука, смолы, стружка
древесная, хлопок);
- вещества,
становящиеся едкими и коррозионными
при определенных условиях (окислители,
известь негашеная, сульфиды натрия и
калия, соли аммония);
- слабоядовитые
вещества (пестициды, изоцианиты, красители,
масла технические, соединения меди, карбоната
аммония, семена и плоды ядовитые, анодная
масса);
- аэрозоли.
7.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правила
перевозки опасных грузов автомобильным
транспортом является одним из основополагающих
нормативных документов в сфере регламентации
автотранспортных перевозок. Данный закон
не только регламентирует но и даёт чёткие
указания по всё порядку осуществления
транспортного процесса от погрузки на
месте отправления до разгрузке в пункте
назначения, что позволяет контролирующим
органам обеспечивать правильное и
своевременное реагирование на различных
этапах обеспечения перевозки опасных
грузов.