Проблемы внедрения концепции «Всеобщего управления качеством» в деятельность организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 12:18, реферат

Описание

Всеобщее управление качеством — это подход к управлению организацией, объединяющий основные существующие методы управления и технические средства в научно обоснованную систему, целью которой является постоянное улучшение производственной деятельности и результатов этой деятельности. Принятая аббревиатура концепции "всеобщего управления качеством" — TQM (Total Quality Management). Концепция TQM охватывает все структуры предприятия, все виды производственной деятельности и направлена на использование материальных (технических) и человеческих ресурсов для наиболее эффективного удовлетворения потребностей потребителей, общества и сотрудников предприятия.

Работа состоит из  1 файл

1 Проблемы внедрения концепции.docx

— 92.02 Кб (Скачать документ)

1 Проблемы внедрения концепции «Всеобщего управления качеством» в деятельность организации

 

Всеобщее управление качеством  — это подход к управлению организацией, объединяющий основные существующие методы управления и технические средства в научно обоснованную систему, целью  которой является постоянное улучшение  производственной деятельности и результатов  этой деятельности. Принятая аббревиатура концепции "всеобщего управления качеством" — TQM (Total Quality Management). Концепция TQM охватывает все структуры предприятия, все виды производственной деятельности и направлена на использование материальных (технических) и человеческих ресурсов для наиболее эффективного удовлетворения потребностей потребителей, общества и сотрудников предприятия.

Цель TQM: достижение долгосрочного  успеха путем максимального удовлетворения запросов потребителей, сотрудников  и общества.

Задачи TQM: постоянное улучшение качества путем регулярного анализа результатов  и корректировки деятельности, полное отсутствие дефектов и непроизводственных затрат, выполнение намеченного точно  в срок.

Тактика TQM: предупреждение причин дефектов; вовлечение всех сотрудников в деятельность по улучшению качества; активное стратегическое управление; непрерывное совершенствование  качества продукции и процессов; использование научных подходов в решении задач; регулярная самооценка.

Методические средства TQM: средства для сбора данных; средства представления  данных; методы статистической обработки  данных; теория общего менеджмента; теория мотиваций и психология межличностных  отношений; экономические расчеты [5].

Основные элементы модели TQM представлены на схеме (рис. 1):

 

 

Рисунок 1 – «Основные элементы модели TQM»

Как видно из рисунка, наиболее важными элементами TQM являются:

  • Вовлеченность высшего руководства: стратегия качества в компании (организации) должна предусматривать постоянное, непрерывное и личное участие высшего руководства (руководителя) компании в вопросах, связанных с качеством. Это одно из основных и обязательных условий успешного внедрения ТQМ, которое является залогом успешной работы компании в вопросах обеспечения качества.
  • Акцент на потребителя: фокусировать всю деятельность компании на нужды и пожелания как внешних, так и внутренних потребителей
  • Всеобщее участие в работе: обеспечивать возможности для реального участия каждого в процессе достижения главной цели — удовлетворять запросы потребителя
  • Внимание процессам: фокусировать внимание на процессах, рассматривая их как оптимальную систему достижения главной цели — максимизацию ценности продукта для потребителя и минимизацию его стоимости, как для потребителя, так и производителя
  • Постоянное улучшение: постоянно и непрерывно улучшать качество продукта
  • Базирование решений на фактах: базировать все решения компании только на фактах, а не на интуиции или опыте ее работников [4].

Система TQM включает:

  1. контроль в процессе разработки новой продукции;
  2. оценку качества опытного образца, планирование качества продукции и производственного процесса, контроль, оценку и планирование качества поставляемых материалов;
  3. входной контроль материалов;
  4. контроль готовой продукции;
  5. оценку качества продукции;
  6. оценку качества производственного процесса;
  7. контроль качества продукции и производственного процесса;
  8. анализ специальных процессов (специальные исследования в области качества продукции);
  9. использование информации о качестве продукции;
  10. контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве продукции;
  11. обучение методам обеспечения качества, повышение квалификации персонала;
  12. гарантийное обслуживание;
  13. координацию работ в области качества;
  14. совместную работу по качеству с поставщиками;
  15. использование цикла PDCA (plan-do-check-action);
  16. работу кружков качества;
  17. управление человеческим фактором путем создания атмосферы удовлетворенности, заинтересованного участия, благополучия и процветания на фирме, фирмах-поставщиках, в сбытовых и обслуживающих организациях, у акционеров и потребителей;
  18. работу в области качества по методу межфункционального управления (cross-function management);
  19. участие в национальных кампаниях по качеству;
  20. выработку политики в области качества (согласование политики в области качества с общей стратегией экономической деятельности, привнесение целей качества во все аспекты административной, хозяйственной и экономической деятельности, принятие мер, обеспечивающих понимание на фирме политики в области качества);
  21. участие служащих в финансовой деятельности (в прибыли, акционерном капитале), воспитание сознательного отношения качеству, чувства партнерства, совершенствование социальной атмосферы и информированность служащих;
  22. проведение мер по формированию культуры качества;
  23. Подготовку управленческих кадров для руководства деятельностью в области качества;
  24. возложение ответственности за деятельность в области качества на высшее руководство.

Всеобщее управление качеством  — это не теоретическая дисциплина, а технология руководства процессом  повышения качества. Она состоит  из трех частей:

  • базовой системы;
  • системы технического обеспечения;
  • системы совершенствования и развития всеобщего управления качеством.

Базовая система — это средства, которые применяются для анализа и исследования. Они основаны на использовании общепризнанного математического аппарата и статистических методов контроля. Система технического обеспечения — это приемы и программы, позволяющие обучить персонал владению этими средствами и правильному их применению. Система совершенствования и развития принципов и содержания TQM предполагает адаптацию научных подходов, экономических законов функционирования рыночных отношений, законов организации, структуры и принципов управления качеством к конкретным требованиям и условиям рынка [1].

Квалифицированное использование  методологии ТQМ обеспечивает организации следующие преимущества:

  • Увеличение прибыли
  • Обеспечение экономической устойчивости фирмы и рационального использования всех видов ресурсов
  • Улучшение имиджа и репутации фирмы
  • Повышение качества управленческих решений
  • Внедрение новейших достижений
  • Увеличение производительности труда
  • Повышение качества и конкурентоспособности продукции
  • Рост степени удовлетворенности клиентов [2, c. 39].

Какие проблемы при внедрении TQM могут возникнуть?

С чего же сегодня российская организация должна начинать внедрение  в свою деятельность методологии  ТQМ? Во-первых, необходимо взять за основу стандарты ИСО-9000. Во-вторых, создать и затем совершенствовать систему управления качества, используя методы ТQМ. В-третьих, систематически проводить самооценку в целях сокращения отставания от лидеров — победителей конкурса на премию по качеству. При этом в качестве оценочных показателей можно использовать критерии премии по качеству.

Основные проблемы при  внедрении концепции «Всеобщего управления качеством» обычно возникают  в сфере управления персоналом. Любая  организация, решившая заняться совершенствованием качества, сталкивается, как минимум, с четырьмя препятствиями [2, c.58]:

  1. Сопротивление персонала нововведениям
  2. Ограниченное понимание менеджерами разных уровней взаимосвязи качества продукции с эффективностью деятельности организации
  3. Подход к совершенствованию качества как к разовому мероприятию или очередной новомодной кампании
  4. Придание совершенствованию качества статуса не управленческого, а статистического мероприятия.

Внедрение процедур повышения  качества зачастую требует коренного  изменения корпоративной культуры. Особое внимание при этом необходимо уделить менеджерам среднего звена, их квалификации и приверженности концепции  ТQМ. Именно от этого управленческого уровня зависит, удастся или нет вовлечь рядовых сотрудников организации в процессы всестороннего совершенствования производства и контроля качества, внедрить в сознание рядовых работников понимание обратной связи между уровнем качества и уровнем затрат. [4]

 

2 Тест

 

1 Свойства продукции, определяющие ее основные функции, для выполнения которых она предназначена и которые обусловливают область ее применения, характеризуют:

  1. экологические показатели качества
  2. показатели надежности
  3. показатели безопасности
  4. показатели назначения.

Ответ: 4.

Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают область ее применения.

В эту группу входят:

  1. классификационные показатели, устанавливающие принадлежность изделий к классификационной группировке (классы автомобилей, точности приборов и т.д.);
  2. функциональные (эксплуатационные), характеризующие полезный результат от эксплуатации изделий (быстродействие компьютера, производительность стана, точность измерительного прибора и т.д.);
  3. конструктивные, дающие точное представление об основных проектно-конструкторских решениях изделий (двигатели дизельные, бензиновые, электрические и т.д.);
  4. показатели состава и структуры, определяющие содержание в продукции химических элементов, их соединений (процентное содержание серы и золы в коксе и т.д.). Показатели этой группы играют основную роль в оценке уровня качества, они часто используются как критерии оптимизации и применяются совместно с другими видами показателей [3].

 

3 Задача

 

На основе данных таблицы оцените качество готовой продукции по таким показателям, как:

    1. коэффициент возврата продукции на доработку;
    2. коэффициент физической убыли продукции по причине неисправляемого брака;
    3. коэффициент рекламаций.

 

Таблица 1 – «Данные для оценки готовой продукции»

Пе-   Количество продукции, шт.    Рек-       Ре-


ри- Изготов- Реализо- Возвращение Подлежа щей лама-    мон-


од ленной ванной на доработку утилизации  ции       ты 


I

200

170

12

1

2

1

II

210

185

10

2

2

1

III

210

180

15

1

_

_

IV

220

175

25

3

4

2

V

230

295

14

_

3

1

VI

215

200

8

_

2

2


 

Решение:

Решение представим в табличном виде (таблица 2):

 

Таблица 2 – «Расчет»

Период

 

Коэффициент возврата на доработку

Коэффициент физической убыли

Коэффициент рекламаций

Кв = Рв / Ри

Ку = Ру / Ри

Кр = Ррек / Рр

1

0,060

= 12 / 200

0,005

= 1 / 200

0,012

= 2 / 170

2

0,048

= 10 / 210

0,010

= 2 / 210

0,011

= 2 / 185

3

0,071

= 15 / 210

0,005

= 1 / 210

0,000

= 0 / 180

4

0,114

= 25 / 220

0,014

= 3 / 220

0,023

= 4 / 175

5

0,061

= 14 / 230

0,000

= 0 / 230

0,010

= 3 / 295

6

0,037

= 8 / 215

0,000

= 0 / 215

0,010

= 2 / 200

Итого

0,065

= 84 / 1285

0,005

= 7 / 1285

0,011

= 13 / 1205

Информация о работе Проблемы внедрения концепции «Всеобщего управления качеством» в деятельность организации