Сертификация и стандартизация производств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 13:15, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение роли сертификации и конкурентоспособности в управлении качеством и рассмотрение внедрения сертификации продукции на предприятии «Воронежское акционерное самолётостроительное общество».
Достижение данной цели осуществляется через решение следующих задач:
1. изучить теоретические основы сертификации продукции и ее конкурентоспособности;
2. дать общую характеристику предприятия «Воронежское акционерное самолётостроительное общество»;
3. рассмотреть процесс внедрения сертификации на предприятии «Воронежское акционерное самолётостроительное общество».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕРТИФИКАЦИИ И КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ 5
1.1. Понятие качества продукции 5
1.2. Конкурентоспособность в управлении качеством 6
1.3. Сертификация в управлении качеством 11
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ «ВОРОНЕЖСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ САМОЛЁТОСТРОИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО» 17
2.1. Общая характеристика предприятия 17
2.2. Анализ сертификации продукции на предприятии 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Работа состоит из  1 файл

динарина работа 2010.doc

— 126.00 Кб (Скачать документ)
 

     СОДЕРЖАНИЕ 

 

введение

 

     Качество  продукции относится к числу  важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. В современных условиях конкуренция между предприятиями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции.

     Качество - понятие многоплановое, обеспечение  его требует объединения творческого  потенциала и практического опыта  многих специалистов. Проблема повышения  качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных  органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.

     Выбранная тема является достаточно актуальной, так как в настоящее время одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства. Для объективного контроля качества любого вида продукции, установления ее соответствия определенным требованиям и повышения конкурентоспособности вводится сертификация.

     Целью работы является изучение роли сертификации и конкурентоспособности в управлении качеством и рассмотрение внедрения сертификации продукции на предприятии «Воронежское акционерное самолётостроительное общество».

      Достижение  данной цели осуществляется через решение  следующих задач:

  1. изучить теоретические основы сертификации продукции и ее конкурентоспособности;
  2. дать общую характеристику предприятия «Воронежское акционерное самолётостроительное общество»;
  3. рассмотреть процесс внедрения сертификации на предприятии «Воронежское акционерное самолётостроительное общество».

     При написании работы были использованы учебная и методическая литература.

 

Глава I. ТеорЕтические основы сертификации и конкурентноспособности в управлении качеством

1.1. Понятие качества продукции

 

     Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным  стандартом, ГОСТ 15467-79 «Управление  качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»: «Качество – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».

     Покупатель  считает качественной ту продукцию, которая отвечает условиям потребления независимо от того, какие специфические потребности ей предназначалось удовлетворять.

     Действительно, совокупность свойств продукции  может быть той же (т. е. качество не изменилось), но для потребителя  эта продукция может быть неприемлемой.

     Совокупность  свойств не может быть плохой или  хорошей вообще. Качество может быть только относительным. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить данный набор свойств (совокупность свойств) с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или международные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. При этом применяется термин «уровень качества» (в зарубежной литературе – «относительное качество», «мера качества»).

     Но  любой документ или эталон узаконивает определенный набор свойств и характеристик лишь на какой-то период времени, а потребности непрерывно меняются, поэтому предприятие, изготовляя продукцию даже в точном соответствии с нормативно-технической документацией, рискует выпускать ее некачественной, не устраивающей потребителя.

     Таким образом, основное место в оценке качества продукции или услуг  отводится потребителю, а стандарты, законы и правила (в том числе  и международные) лишь закрепляют и  регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества.

     Следовательно, качество как экономическая категория  – это общественная оценка, характеризующая  степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления  той совокупности свойств, которые  явно выражены или потенциально заложены в товаре1.

1.2. Конкурентоспособность  в управлении качеством

 

     В условиях рынка удовлетворенность  конкретного потребителя совокупностью  предлагаемых ему свойств в товаре находит выражение в акте купли-продажи. Такое совпадение свойств, характеристик товара и требований потребителя, при котором соблюдаются интересы производителя и потребителя, означающее полное соответствие товара условиям рынка, называется его конкурентоспособностью.

     Конкурентоспособность продукции определяется комплексом потребительских (качественных и количественных) характеристик, позволяющих удовлетворять особые условия рынка. Конкурентоспособная продукция легко и быстро реализуется на рынке по наименее затратным каналам сбыта.

     Понятие конкуренции весьма разнообразно (конкуренция организаций, государств, внутриотраслевая, межотраслевая, ценовая, неценовая, недобросовестная, чистая, монополистическая, олигополистическая, функциональная, видовая, предметная, прямая, скрытая, свободная, совершенная).

     В общем случае под конкуренцией понимается:

  1. элемент рыночного механизма;
  2. форма взаимодействия рыночных субъектов, или экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка и прибыли, получение заказа;
  3. механизм регулирования пропорций общественного производства.

     Оценка  конкурентоспособности товара производится на основе сопоставления данной продукции  с соответствующей продукцией других предприятий.

     Относительные значения показателей характеристик  качества и цены потребления получаются из сравнения характеристик и цены потребления с таковыми у продукции, принятой за базу. За базовую продукцию принимают устанавливаемую в маркетинге, идеальную потребительскую модель продукции, т.е. ту продукцию, которую желают приобрести потребители. Если цена потребления исключается из анализа, то оценки конкурентоспособности называются неценовыми.

     Характеристики  качества продукции, не интересующие потребителя (например, технологичность изготовления продукции), в рассмотрение конкурентоспособности  не принимаются.

     В расчеты конкурентоспособности может быть внесено много субъективного. Кроме того, в них из квалиметрии взят принцип получения комплексных характеристик качества продукции, что чревато компенсацией значений одних характеристик значениями других. Все это говорит об относительности и осторожности в такого рода оценках.

     Качество  продукции и цена потребления - важные и главные, но не единственные факторы  конкуренции. Недостаточно ограничиваться оценкой уровня конкурентоспособности  до выхода на рынок. Следует относиться к формированию ситуации на рынке активно: приобретать имидж, влиять на соотношение между спросом и предложением (кредитование покупателей, развитие сбытовой сети, рекламная деятельность и т.п.). Качество продукции является главным конкурентообразующим фактором.

     Достижение  одновременного улучшения качества и снижения цены потребления (продажной  цены и затрат потребителя) возможно в условиях организации системы  управления, известной как "всеобщее руководство качеством".

     Конкурентоспособность товара, прежде всего, определяется его качеством. Качество - критерий оценки товара, объединяющий комплекс требований к нему. Оно является первоочередным фактором при определении цены. В зависимости от уровня качества изготовитель устанавливает стоимость товара.

     Для оценки конкурентоспособности вводится понятие интегрального показателя качества, под которым понимается отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации (потребления) продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию. Однако параметры продукции, отражающие ее эффект для изготовителя, часто не представляют интереса для потребителя.

     Конкурентоспособность товара определяется только той совокупностью  свойств, которые представляют несомненный  интерес для определенной группы покупателей, и обеспечивает удовлетворение данной потребности. Прочие характеристики и свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот.

     Таким образом, при неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может меняться в широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, воздействия рекламы и на проявления других внутренних и внешних по отношению к товару факторов.

     Показатель  конкурентоспособности важен при проектировании требуемых свойств изделия, сравнении потенциальных возможностей производства продукции, установления цены, а также при решении других проблем.

     Оценка  способности товара конкурировать  производится путем сопоставления  параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец – это аналогичный товар, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем.

     Иногда  параметры продукции не имеют физической меры. В этом случае для оценки этих характеристик используются методы оценки в баллах.

     Описанный метод (дифференциальный) позволяет  лишь констатировать факт необходимости  повышения или снижения параметров продукции для обеспечения конкурентности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе товара потребителем.

     Комплексный метод основывается на применении групповых, обобщенных, интегральных показателей. Для оценки конкурентоспособности вводится понятие интегрального показателя качества, под которым понимается отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию. Однако параметры продукции, отражающие ее эффект для изготовителя, часто не представляют интереса для потребителя.

     Смешанный метод позволяет выразить способность  товара конкурировать в определенных условиях рынка через комплексный.

     Коэффициент конкурентоспособности учитывает лишь ту группу свойств товара, которая служит базой для расчета. Тем не менее, при его расчете рассматривается большая совокупность характеристик, которые в значительной мере определяют предпочтение покупателя: цена продажи, цена потребления, престиж фирмы, мощность, производительность, ресурс и др.

     Факторы, влияющие на конкурентоспособность.

     Конкурентоспособность продукции (услуги) зависит от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и определяющих объем  их реализации на данном рынке. Эти  факторы можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности  и разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые факторы.

     Технико-экономические  факторы включают: качество, продажную  цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или  услуги. Эти компоненты зависят от: производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и др.

     Коммерческие  факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они  включают: конъюнктуру рынка (острота  конкуренции, соотношение между  спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу.); предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг); рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса); имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

Информация о работе Сертификация и стандартизация производств