Шпаргалка по "Метрологии и стандартизации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:56, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на билеты к экзамену по курсу "Метрологии и стандартизации".

Работа состоит из  1 файл

MSiS.doc

— 789.50 Кб (Скачать документ)

 

БИЛЕТ №10

1.                     Стандартизация и маркетинговые исследования

 

Сразу оговорим, что речь пойдет о фирменной, а не о национальной стандартизации. Но фирменные стандарты, как уже отмечено выше, не противоречат тем требованиям к товарам, ко­торые в законодательном порядке считаются обязательным! (безопасность, экологичность и т.п.). Маркетинговые исследования, как известно, — необходимая составляющая обеспечения качества продукции, а стандартиза­ция — один из инструментов управления качеством. Поэтому рассматривать вопрос о стандартизации в отрыве от управления качеством и маркетинга не следует. Роль рыночного фактора в формировании подхода к качеству, по мнению западных специалистов, дает более ощутимый эф­фект в случае использования так называемого "агрессивно” маркетинга" — активной экспортной деятельности. маркетинг должен обеспе­чить фирме достижение высокой прибыли в условиях конку­ренции на мировых товарных рынках при их насыщении, когда проблема сбыта обострилась, а рынок превратился в рынок по­купателя. Без изучения рынка невозможно определить "рыноч­ную новизну" товара, а это не менее важно» чем создать стан­дартизованный товар высокого технического уровня и качества. Объектами исследования являются: товар, потреби­тель, емкость рынка, спрос, условия конкуренции, методы сбы­та, сегментация рынка. Изучение товара прежде всего «нужно для того, чтобы убедиться, что на данном рынке подобные то­вары пользуются спросом. Очень важно определить емкость рынка (объем реализуемы» на нем товаров за год), чтобы знать, какое количество товара можно на этом рынке продать, а зна­чит, установить оптимальный объем его выпуска на» основании прогноза емкости.

Изучение товара включает анализ его конкурентоспособности, которую всегда исследуют по отношению к конкретному рынку сбыта. Изучают и факторы спроса, которые не зависят от вида то­вара: демографические (численность населения, уровень рож­даемости, возрастной состав, географическое распределение населения), социальные (уровень образованности населения, профессиональный состав), психологические (мотивация покуп­ки, цель покупки, процесс покупки). Необходимо знать также характер спроса (растущий, колеблющийся и др.). Изучение своего конкурента необходимо для того» чтобы, зная его слабые стороны, использовать их в создании стратегии конкурентной борьбы, а зная его сильные стороны - учиться применять их в своей практике.

комплексное изучение рынка позволяет разра­ботать эффективную программу качества, а систему управления качествам Продукции направить на решение проблем потребителя, а не производителя товара. Система управления качеством не должна преследовать цель соблюдения требований заранее принятого стандарта.

 

2. Знак соответствия.

 

На основании Закона "О защите прав потребителей", Постановлений Правительства РФ "О маркировании товаров и продукции на территории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными от подделок'* и о внесении изменений в это Постановление на территории РФ введены знаки соответствия для маркировки товаров, подлежащих обязательной сертификации. Положения этих документов относятся как к производимой в России, так и импортируемой продукции.

Ответственность за соблюдение правил маркировки возложена на предприятия-изготовители, организации-импортеры, торговые организации, а также на индивидуальных предпринимателей. Все вопросы организационно-методического характера, относящиеся к знакам соответствия, находятся в ведении Госстандарта и Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ.

До 1998 г. действовал один знак соответствия системы обязательной сертификации ГОСТ Р (рис. 16.2).

Согласно российскому законодательству каждая система сертификации имеет право на свой знак соответствия. Системы обязательной сертификации однородной продукции, входящие в структуру ГОСТ >Р, имеют право применять указанный выше знак, но им не запрещено вводить и собственные знаки.

На сегодняшний день в Государственном реестре Госстан­дарта РФ зарегистрированы собственные знаки соответствия некоторых российских систем обязательной сертификации (рис. 16.3). Министерство торговли РФ наделено правом держателя информационной системы, обеспечивающей оперативный учёт движения товаров, маркированных знаками соответствия.

Требования к степени защищенности знаков министерство устанавливает совместно с Госстандартом РФ. Предусмотрены голографическая защита и применение тонкопленочной технологии. Производство защищенных знаков поручается той или иной организации на конкурсной основе, без привлечения бюджетных средств, На основании лицензирования после прохождения сертификации. Технология производства подлежит обязательной сертификации в Системе сертификации средств защиты информации.

В области добровольной сертификации указанные выше законодательные положения предоставляют право организациям добровольно маркировать продукцию знаками соответствия, если она не подлежит обязательной сертификации. В этом случае предприятия-изготовители, импортеры, торговые организации и индивидуальные предприниматели могут получить это право после добровольной сертификации.

Знаки соответствия несут в себе полезную информацию, которая

•    убеждает потребителя в надлежащем качестве товара, в его безопасности,

•    может использоваться изготовителем в рекламных целях,

•    помогает органам госнадзора принять решение о возможности реализации продукции, для страховых компаний является одной из гарантий безопасности товара

 

3. Поверочные схемы.

 

Государственная служба стандартных справочных данных (ГСССД) как составная часть Государственной метрологической службы представляет собой специализированную общего­сударственную систему, обеспечивающую на основе единых научных, методических и Организационных положений проведе­ние работы в области данных о физических константах и свой­ствах веществ (материалов).

Служба осуществляет сбор, обработку, оценку, хранение и стандартизацию указанных данных, а также справочно-информационное обслуживание потребителей соответствующих областей науки и производства.

Основные цели ГСССД: обеспечение наиболее эффектного использования веществ и материалов с помощью исчерпывающей оперативной информации об их свойствах; ускоре­ние получения новых веществ и материалов и определение но­вых необходимых данных о них путем координации соответствующих работ; повышение производительности научною. Инженерного труда уменьшением затрат на поиск информации; достижение соответствующего уровня точности значений физических констант, справочных данных и развитие международ­ного сотрудничества в этой области.

Руководит СССД специализированный центр в составе информационной системы ВНИИКИ (см. гл. 3). В состав IСССД, являющейся по своему характеру межотраслевой системой, включены многие организации Академии наук, промыш­ленности и высшего образования. Служба издает справочники, библиографические указатели, обзоры, которые содействуют оперативному использованию проверенной, унифицированной информации о значениях физических констант, свойствах материалов и веществ заинтересованными организациями. Эти издания дают наиболее достоверный уровень сообщений о результатах исследовательских работ, связанных в том числе с созданием стандартных образцов веществ и материалов.

Уровень достоверности данных — весьма важный фактор результатов любой работы» их использующей. В этой связи справочные данные классифицируют на стандартные, рекомен­дуемые и информационные.

К стандартным справочным данным относят числовые значения физических констант, свойств материалов и веществ, которые получены на основе анализа и оценки достоверности результатов расчетов (измерений) и утверждены Госстандартом РФ.

К рекомендуемым справочным данным относят числовые значения физических констант, свойств материалов (веществ), которые получены путем оценки погрешности результатов измерений (расчетов). Эти данные подлежат утверждению в НПО "Элтест'* Госстандарта РФ,

К информационным данным относят совокупность сведений об ассортименте (номенклатуре), свойствах и параметрах каче­ства материалов (веществ), производимых и потребляемых в данный период времени.

 

БИЛЕТ №11

1.                     Стандартизация и приоритет потребителя.

 

Особую актуальность сочетание стандартизации и дифференциации приобретает в международном маркетинге, причем это касается не только товара, но и комплекса маркетинга. Рассмотрим этот вопрос на примере глобального и мультинационального маркетинга, поскольку и та и другая концепции международного маркетинга по-своему связаны со стандартизацией.

Концепция глобального маркетинга рассматривает мировой рынок как единое целое, выделяя наднациональные сегменты на основе их сходных характеристик, а не отличительных особен­ностей. Покупателям таких сегментов предлагаются товары "глобальной природы", т.е. стандартизованные и в одинаковой степени удовлетворяющие запросы покупателей. К такого рода товарам относят, кроме высокотехнологичных изделий (которые обладают естественной универсальностью)» немало потребительских: Продукцию и услуга фирмы Кодак, предложения Макдоналдс, напитки "Кока-Кола", "Пепси" и т.п., товары парфюмерно-косметических фирм и многое другое. Стратегия стандартизации в данном аспекте опирается на положения о постепенном сближении мировых потребностей по мере развития технологии, транспорто, связи; о готовности потребителей приобретать качественный товар по более низкой цене, жертвуя своими особыми индивидуальными запросами; о возможности значительно снизить себестоимость продукта.

Мультинациональный маркетинг — международный маркетинг, учитывающий различия в предпочтениях потребителей, которые во многом связаны с национальными чертами, опре­деляющими поведенческие особенности, и т.п. Стандартизация товара не соответствует этой концепции, которая требует высо­кой степени адаптации Товара к условиям конкретного рынка. Сторонники мультинационального маркетинга ставят под сомнение положение, оправдывающее глобальный маркетинг, будучи уверенными в том, что национальные, культурные, религиозные и другие различия всегда будут сопротивляться единому для всех стандарту. На некоторых товарных рынках это Особенно сильно проявляется: так, фирмы вынуждены максимально адаптировать пищевые продукты, рекомендуемые кулинарные рецепты и т.п. Принятие соответствующего решения в товарной политике базируется на изученных предпочтениях и ожиданиях потенциальных потребностей, предложениях конкурентов и степени культурных различий целевых рынков. У н и в ер с а ль й ы й товар стандартизирован его предложение в разных странах обычно различается непринципиальными отличиями отдельных составляющих комплекса маркетинга (перевод рекламы и сопроводительной документации на язык принимающей страны и т.п.).

Модифицированный товар разрабатывается на основе стандартизованного базового варианта и представляет собой результат дифференциации основной, модели с целью адаптации товара к отдельным сегментам покупателей с учетом их специфических требований.

 

2.  Закон «О защите прав потребителей и   сертификация».

 

Сертификация в России орпшшуется и гфоюдится в соответ­ствии с общегосударственными законами РФ: КО защите прав потребителей", "О сертификации продукции и услуг", "О стандартизации", а также с законами РФ, относящимися к определен­ным отраслям: "О ветеринарии", "О пожарной безопасности", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; иными правовыми актами Российской Федерации, направленны-ми на решение отдельных социально-экономических задач (более 30 актов), указами Президента и актами правительства (около

50 актов).

Закон "О защите прав потребителей", принятый в 1992 г., установил  ряд  принципиально  новых  положений:  закрепил права потребителей, признаваемые во всех цивилизованых странах, — право на безопасность товаров, работ и услуг для жизни и здоровья; право на надлежащее качество приобретае-мых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг: право на возмещение ущерба и судебную защиту прав и интересов потребителя;, предусмотрел  механизм  зашиты  потребителей, права которых нарушены при продаже недоброкачественных товаров либо при ненадлежащем выполнении работ и oказании

услуг.

Основу законодательства о защите прад потребителей со-ставляют нормативные акты гражданского законодательства, данный закон среди них занимает центральное место. Все за-конодательные акты, действующие на территории РФ, npиве-дены в соответствие с Законом "О защите прав потребителей" На основании отдельных статей закона Правительство РФ утверждает разного рода подзаконные акты, правила по дого-ворам купли-продажи, по продаже отдельных видов товаров, выполнению отдельных видов работ и т.д. В целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) Закон "О защите прав потребителей" вводит обязательную сертификацию.

Сертификации подтверждает соответствие качества тот обязательным требованиям государственных стандартов.

Реализация товаров (в том числе импортных), выполнение ра­бот и оказание услуг без сертификата соответствия, подтвер­ждающего их соответствие обязательным требованиям стандар­тов по безопасности, Законом запрещена. Товары могут сопрово­ждаться сертификатом; выданным национальными органами по сертификации, а также зарубежными сертификатами, призна­ваемыми в России.

Информация о работе Шпаргалка по "Метрологии и стандартизации"