Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:26, шпаргалка
работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Управление качеством"
2.
Система комплексного управления качеством имеет две взаимосвязанные цели (привычка к улучшениям,стремление к совершенству). Главная – это стремление к совершенству; решается она с помощью воспитания у рабочих привычки к постоянному улучшению продукции.
Основные принципы:
-контроль производственного
- наглядность результатов
- соблюдение требований к
-остановка линий(каждый рабочий может останавливать производственную линию для исправления замеченных дефектов);
-самостоятельное исправление ошибок(относится к переделке: рабочий или бригада, допустившие брак, сами переделывают бракованные детали);
- проверка 100% изделий (контролю подлежит каждое изделие, а не выборка из партии. Этот принцип применяется к контролю готовой продукции и там, где это возможно, к комплектующим узлам и деталям);
- поэтапное их совершенствование(на табло зачастую содержится информация о текущих проектах повышения качества, находящихся в процессе реализации в соответствующем цехе. На этих табло может отражаться также, какие проекты уже реализованы).
3.
«Этапы эволюционного развития научных подходов к управлению качеством»
Этап |
Охват стадий жизненного цикла |
Содержание этапа |
Разбраковка на «хорошую» и «плохую» продукцию |
Охватывает действия, проводимые после изготовления продукции |
Включает методы, позволяющие контролировать качество изготовленной продукции |
Контроль качества (QC) |
Охватывает действия, осуществляемые в ходе и после изготовления продукции |
Включает методы, позволяющие управлять |
Обеспечение качества (TQC) |
Охватывает действия проводимые перед изготовлением, в ходе и после изготовления продукции |
Включает меры, позволяющие гарантировать |
«Всеобщее управление качеством» (TQM) |
Охватывает все стадии жизненного цикла изделия |
Включает мероприятия, позволяющие постоянно улучшать все направления деятельности организации с целью удовлетворения и предвосхищения ожиданий потребителей |
4.
Как мы уже говорили, под качеством понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Показателькачества продукции - это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.
Показатель качества продукции, характеризующий одно из ее свойств, называется единичным показателем качества продукции. Примерами единичных показателей могут быть мощность (двигателя), калорийность (топлива), наработка на отказ.
Комплексным называется показатель качества продукции, характеризующий несколько ее свойств.
Пример:коэффициент готовности Кг, который для определенного вида изделий вычисляется по формуле:
где То - средняя наработка изделия на отказ (показатель безотказности); Тв - среднее время восстановления работоспособности (показатель ремонтопригодности).
-интегральный показатель качества продукции, который отражает отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление:
где Э - суммарный полезный эффект от эксплуатации продукции (например, выработка станка за определенное время - год, месяц и т.д., пробег грузового автомобиля в тонно-километрах за срок службы до капитального ремонта); Зс - суммарные затраты на создание продукции (разработку, изготовление, монтаж и другие единовременные затраты); Зэ - суммарные эксплуатационные затраты (техническое обслуживание, ремонт и другие текущие затраты).
Интегральный показатель качества продукции является эффективным показателем качества, содержащим важнейшую информацию о качестве продукции и затратах на его достижение и эксплуатацию или потребление.
Наряду с интегральным показателем качества продукции может использоваться величина, обратная ему, называемая удельными затратами на единицу эффекта.
Показатель качества продукции, по которому принимают решение оценивать качество продукции, называется определяющим показателем. Комплексный определяющий показатель качества продукции называют обобщенным. Комплексный показатель, относящийся к определенной группе свойств продукции, называется групповым.
5.
Единичный показатель качества характеризует одно из свойств, составляющих качество продукции. Единичный показатель может относиться как к единице продукции, так и к одному простому свойству. Например, прочность крепления подошвы обуви, кислотность масла являются единичными показателями качества.
Значение показателя качества продукции, принятое за основу при сравнительной оценке ее качества, называется базовым значением показателя качества продукции. В качестве базовых значений могут приниматься значения показателей качества лучших отечественных и зарубежных образцов, по которым имеются достоверные данные об их качестве.
Относительное значение показателя качества продукции определяется отношением значения показателя качества оцениваемой продукции к базовому значению этого показателя и выражается в безразмерных величинах или процентах.
Регламентированное
Отклонение фактического значения
показателя качества продукции от номинального
значения, находящееся в пределах,
установленных нормативной
Допускаемое отклонение может характеризоваться, например, глубиной и площадью вмятин, царапин на поверхности изделия, а также их числом, если их значения не превосходят предельных - наибольших или наименьших регламентированных значений. При этом номинальные значения, от которых в данном случае отсчитываются допускаемые отклонения, приравниваются к нулю.
6.
Технический уровень продукции согласно— это относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции с соответствующими базовыми значениями.
Оценка технического уровня продукции должна вестись на протяжении всего жизненного цикла изделия: исследование и конструирование (проектирование), производство, обращение и реализация, эксплуатация и потребление.
Технический уровень продукции
зависит от совокупности показателей
технического совершенства. Определяют
его путем сопоставления
Базовый образец должен сочетать в себе столько и такие технические и экономические показатели, которые в наибольшей степени отвечают требованиям конкретного рынка на момент предполагаемого выхода на него с данным товаром.
Для оценки технического уровня и качества продукции используют дифференциальный, обобщающий, смешанный и комплексный методы.
7.
-Дифференциальный метод, или метод относительных показателей, основан на сравнении единичных показателей качества оцениваемого и базового изделий. Для продукции отраслей машиностроения используют следующие основные показатели технического уровня и качества продукции: назначение, унификация, безопасность, расходование топлива, сырья, энергии; общественно полезный эффект; экономичность; эксплуатационная эффективность; эстетические; экологические и патентно-правовые.
Качество продукции
-Если показателей много и оценка по ним вызывает затруднения (трудно отдать какому-то из них предпочтение), используется обобщающий метод на основе определения обобщающего показателя качества.
-Смешанный метод — сочетание дифференциального и обобщающего методов. Он применяется в случае, если обобщающий показатель качества недостаточно полно учитывает все существенные свойства изделия и не позволяет получить выводы относительно некоторых определенных групп свойств.
-Комплексный метод оценки уровня качества продукции основан на сравнении обобщающих показателей качества оцениваемого изделия, базового образца и суммарных затрат потребителя на их приобретение и эксплуатацию, т. е. определяется интегральный показатель качества продукции.
8.
Жизненный цикл продукции – это постоянные изменения, новшества, коррективы, соответствующие изменениям жизненного цикла продукции.
Жизненный цикл продукции включает в себя 11 этапов:
маркетинг, поиск и изучение рынка;
проектирование и разработку технических требований, разработку продукции;
материально-техническое
подготовку и разработку производственных процессов;
производство;
контроль, проведение испытаний и обследований;
упаковку и хранение;
реализацию и распределение продукции;
монтаж и эксплуатацию;
техническую помощь и обслуживание;
утилизацию после испытания.
Формирование и поддержание качества продукции состоит в следующем:
а) формирование исходных требований к продукции;
б) техническое задание: оно состоит из наименования и области применения продукции;
в) общее содержание разделов определяют заказчик и разработчик.
Исходные требования формирует заказчик, которые дают возможность для создания продукции необходимого уровня, сокращаются сроки и затраты на готовность продукции. Требования основываются на потребности рынка.
Разработчик осуществляет разработку на основе исходных требований заказчика с учетом результатов выполненных научно-исследовательских и экспериментальных работ, изучение патентной документации, требований внешнего и внутреннего рынков.
Заказчик совместно с
виды изготовленных образцов; категории испытаний;
рассмотрение результатов на приемочной комиссии;
документы, представляемые на приемку.
После утверждения акта приемочной комиссии действие технического задания заканчивается.
Существует оценка уровня качества продукции – это операция, включающая в себя:
-выбор номенклатуры
-определение значений этих
-сопоставление их с базовыми.
10.
Классификация затрат на качество –
одна из главных задач, от правильного
решения которой зависит
Классификационная группа затрат:
-по целевому назначению: на улучшение качества; на обеспечение качества; на управление качеством;
-по виду затрат: производительные; непроизводительные;
-по методу определения: прямые; косвенные. Прямые затраты могут быть непосредственно рассчитаны и учтены по конкретному виду продукции или деятельности. Косвенные затраты – по тому или иному принятому признаку. При организации учета затрат необходимо стремиться к тому, чтобы большинство затрат можно было определить прямым счетом;
-по возможности учета: поддающиеся прямому учету; не поддающиеся прямому учету; которые экономически нецелесообразно учитывать;
-по стадиям жизненного цикла продукции: на качество при разработке продукции; на качество при изготовлении продукции; на качество при использовании продукции;
-по отношению к производственному процессу: на качество в основном производстве; на качество во вспомогательном производстве; на качество при обслуживании производства;
-по виду учета: оперативный; аналитический; бухгалтерский; целевой;
-по экономическому характеру затрат: текущие; единовременные;
-по возможности оценки: планируемые; фактические;
-по характеру структурирования: по предприятию; по производству; по видам продукции;
-по объектам формирования и учета: продукция; процессы; услуги;
К текущим относятся все затраты на качество, воспроизводимые при изготовлении продукции (например, затраты на контроль, на техническое обслуживание и ремонт оборудования и др.). К единовременным следует относить затраты на разработку продукции и технологии ее изготовления.
К производительным могут быть отнесены все затраты, при помощи которых достигается обеспечение и улучшения управления качеством на предприятии.
Непроизводительные – это
11.
Цикл Деминга (Deming Cycle, круг качества) – это постоянный круг регулирования усовершенствования продукта и производственных процессов, оптимизации отдельных единиц и объектов.