Система управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 23:34, контрольная работа

Описание

Постоянное усложнение выпускаемой продукции и производственных процессов в современных организациях обусловило необходимость построения специальной системы для управления качеством — системы качества, представляющей собой совокупность организационной структуры, распределения полномочий и ответственности, методов, процедур и ресурсов, необходимых для установления, поддержания и совершенствования качества продукции.

Содержание

Введение
1. Всеобщее управление качеством (TQM).
2. Система управления качеством
3. Эволюция в области управления качеством
Заключение
Используемые источники

Работа состоит из  1 файл

к.р..docx

— 34.55 Кб (Скачать документ)

              План работы

 

Введение

1.      Всеобщее управление качеством (TQM).

2.      Система управления качеством

3.      Эволюция в области управления качеством

Заключение

Используемые источники

 

 

              Введение

 

Что же такое  качество? Вопросу определения термина  «качество» отводится достаточно много  места как в нашей, так и  в зарубежной научной литературе. Как философская категория качество выражает неотделимое от бытия предмета его сущностную определенность, благодаря  которой он является именно данным, а не иным предметом.

       Постоянное  усложнение выпускаемой продукции  и производственных процессов  в современных организациях обусловило  необходимость построения специальной  системы для управления качеством  — системы качества, представляющей  собой совокупность организационной  структуры, распределения полномочий  и ответственности, методов, процедур  и ресурсов, необходимых для установления, поддержания и совершенствования  качества продукции.

Целью данной работы является изучение системы управления качества и ее историческое развитие.

Задачи работы – разобрать основные категории  управления качеством, определить эффективные методы системы управления качеством, принципы работы системы.

 

       Всеобщее управление качеством (TQM).

Всеобщее управление качеством (Total Quality Management) — это философия организации, которая основана на стремлении к качеству и практике управления, приводящей к всеобщему качеству. Отсюда качество — это не то, что нам приходится отслеживать или добавлять на каком-то этапе производственного процесса, это сама сущность организации.

Всеобщее управление качеством  — это принципиально новый  подход к управлению любой организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов (персонала  во всех подразделениях и на всех уровнях  организационной структуры) и направленный на достижение долгосрочного успеха посредством удовлетворения требований потребителя и выгоды как для сотрудников организации, так и для общества в целом.

В настоящее время Всеобщее управление качеством все в большей  степени становится идеологией, охватывающей различные слои общества. TQM необходимо , если мы хотим не только выйти из кризиса, но и начать конкурировать с экономически развитыми странами.

Управление качеством  — это динамично развивающаяся  концепция. На сегодня существует несколько  основных «школ» ТQМ (японская, американская, европейская). Возможно, поэтому в среде специалистов нет единого мнения о количестве принципов, на которых базируется ТQМ. Основными же признаны следующие восемь:

1. Ориентация организации на потребителя.

2. Роль руководства.

3. Вовлечение сотрудников.

4. Процессный подход.

5. Системный подход к управлению.

6. Постоянное совершенствование.

7. Принятие решений, основанное на фактах.

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Основные проблемы при  внедрении концепции «Всеобщего управления качеством» обычно возникают  в сфере управления персоналом. Любая  организация, решившая заняться совершенствованием качества, сталкивается, как минимум, с четырьмя препятствиями:

1. Сопротивление персонала нововведениям

2. Ограниченное понимание менеджерами разных уровней взаимосвязи качества продукции с эффективностью деятельности организации

3. Подход к совершенствованию качества как к разовому мероприятию или очередной новомодной кампании

4. Придание совершенствованию качества статуса не управленческого, а статистического мероприятия.

Внедрение процедур повышения  качества зачастую требует коренного  изменения корпоративной культуры. Особое внимание при этом необходимо уделить менеджерам среднего звена, их квалификации и приверженности концепции  ТQМ. Именно от этого управленческого уровня зависит, удастся или нет вовлечь рядовых сотрудников организации в процессы всестороннего совершенствования производства и контроля качества, внедрить в сознание рядовых работников понимание обратной связи между уровнем качества и уровнем затрат. [7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Система управления качеством

 

Под управлением качеством  продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия  на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции  оптимального качества и полноценное  ее использование.

До недавнего времени  при решении проблем качества предприятия ориентировались на технический уровень качества продукции  без учета потребностей рынка.

Вместе с тем, следует  отметить, что отечественная система  управления качеством внесла существенный вклад в развитие подходов к управлению качеством продукции во всем мире. В этом вопросе отечественный  опыт учтен при разработке международных  стандартов по системам качества.

Система качества, регламентированная международным стандартом ИСО 9004, охватывает весь жизненный цикл изделия от проектирования до утилизации и распространяется на такие элементы системы, как маркетинг, материально-техническое обеспечение, сбыт, обслуживание.

Системный подход к управлению качеством продукции предполагает четкое взаимодействие всех отделов  и органов управления предприятием.

Система управления качеством  продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и  средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции. Система  управления качеством продукции  включает следующие функции:

1. Функции стратегического, тактического и оперативного управления.

2. Функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные.

3. Функции специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции.

4. Функции управления по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам и условиям.

Современное развитие системы  управления качеством получило в  результате перехода от тотального управления качеством (TQC) к тотальному менеджменту  качества (TQM).

Если TQC - это управление качеством  с целью выполнения установленных  требований, то TQM - еще и управление целями и самими требованиями. В TQM также  включается и обеспечение качества, которое трактуется как система  мер, вызывающая у потребителя уверенность  в качестве продукции.

Система TQM является комплексной  системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию  производственных затрат и поставку точно в срок. Основная идеология TQM базируется на принципе - улучшению  нет предела. Применительно к  качеству действует целевая установка - стремление к "0 дефектов", к "0 непроизводительных затрат", к поставкам  точно в срок. При этом осознается, что достичь этих пределов невозможно, однако необходимо постоянно к этому  стремиться и не останавливаться  на достигнутых результатах. Эта  идеология имеет специальный  термин - "постоянное улучшение качества" (quality improvement).

В системе TQM используются методы управления качеством, адекватные целям. Одними из ключевых особенностей системы  являются использование коллективных форм и методов поиска, анализа  и решения проблем, постоянное участие  в улучшении качества всего коллектива.

В последние годы в развитых странах усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали  все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов ИСО 14000, устанавливающих требования к системам качества с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.

Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 14000 становится не менее популярной, чем на соответствие стандартам ИСО 9000. Существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества. Усиливается внимание руководителей  предприятий к удовлетворению потребностей своего персонала. [7]

Стандарт – документ, в  котором в целях добровольного  многократного использования устанавливаются  характеристики продукции, правила  осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Стандарт – это нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс правил, норм, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Стандарты представляются в виде документов, содержащих определенные требования, правила или нормы. Это также основные единицы измерения или физические константы (например, метр, вольт, ампер, абсолютный  нуль по Кельвину и т.д.). К стандартам относятся все предметы для физического сравнения: государственные первичные эталоны единицы длинны, массы, силы и т.д.

На крупных и средних  предприятиях, как правило, управление качеством выделяется функционально  и закрепляется за директором (заместителем директора) по качеству, который и  несет ответственность за эффективное  функционирование и развитие механизма  управления качеством. Но важно понимать, что, исходя из принципов всеобщего  менеджмента качества, в процесс  управления качеством должны вовлекаться  все члены коллектива предприятия.

Общие подсистемы управления качеством на предприятии закреплены за высшим руководством и должны обеспечивать комплексное выполнение общих функций  управления, направленных на непрерывное  совершенствование деятельности предприятия.

Ведущий элемент здесь  – это планирование. Под планированием  процесса управления качеством понимают установление обоснованных заданий  всем службам и подразделениям предприятия, направленных на совершенствование  качественных параметров их деятельности и взаимодействия. Такой подход основан  на том, что качество продукции –  это результат взаимодействия всех работников предприятия, всех процессов  ее создания и доведения до потребителя.

Предметами планирования качества продукции являются в конечном итоге различные мероприятия  и показатели, отражающие как отдельные  свойства продукции, так и разнообразные  характеристики системы и процессов  управления качеством.

Процесс организации, координации  и регулирования выполнения плановых заданий осуществляется руководителями подразделений, отвечающих за соответствующие  разделы плана повышения качества.

Особого внимания со стороны  руководства требует система  контроля и мониторинга выполнения планов повышения качества. Контроль – это процесс определения  и оценки информации об отклонениях  действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа. Необходимо подчеркнуть, что контроль качества, осуществляемый соответствующими подразделениями предприятий, является первичным (предшествующим во времени) по отношению к контролю со стороны других субъектов управления качеством.

Предметом контроля может  быть не только исполнительская деятельность, но и работа менеджера. Контрольная  информация используется в процессе выполнения всех функций управления. Поэтому в настоящее время  объединяют планирование и контроль в единую систему управления (Controlling): планирование, контроль, отчетность, менеджмент.

Виды контроля различают  по следующим признакам:

1.    По принадлежности  субъекта контроля к предприятию:

•        внутренний;

•        внешний.

2.    По основанию  для проведения контроля:

•        добровольный;

•        по закону;

•        по Уставу.

3.    По объекту  контроля:

•        контроль за процессами;

•        контроль за решениями;

•        контроль за объектами;

•        контроль за результатами.

Неотъемлемой частью общих  подсистем управления качеством  является мотивация, стимулирование работы персонала на постоянное повышение  качество их деятельности, продукции  и общепроизводственной культуры.

Принципиально различают  две формы мотивации – внешнюю  и внутреннюю.

Внешняя мотивация – это  средство достижения цели, например, заработать деньги, получить признание, занять вышестоящую  должность. При этом она может  использоваться в двух направлениях: как стимул при ожидании преимуществ  – принцип надежды; как средство давления при ожидании недостатков  – принцип страха.

Внешняя мотивация непосредственно  влияет на поведение, но эффективность  ее действия ограничена, пока она воспринимается в качестве стимула или давления.

Внутренняя мотивация  – это понимание смысла, убежденность. Она возникает в том случае, если идея, цели и задачи, сама деятельность воспринимаются как достойные и  целесообразные. При этом создается  конкретное состояние, определяющее направленность действий, а поведение станет результатом  соответствующей внутренней установки, причем это справедливо не только для человека. Многие организации  начинали создавать систему качества из-за внешней мотивации: надежды  на преимущества в конкурентной борьбе и укрепление позиции на рынке, страх  несоответствия продукции будущим  стандартам качества и потери рынка  создавали ее основу.

Управление качеством  как частная функция управления имеет и свои специфические подсистемы – испытания, профилактика брака, стандартизация и оценка соответствия (в том числе, аттестация и сертификация продукции).

Испытания являются особым видом  контроля наиболее важных деталей и  узлов, а также готовой продукции. Испытание – это определение  или исследование одной или нескольких характеристик изделия под воздействием совокупности физических, химических, природных или эксплуатационных факторов и условий. Испытания проводятся по соответствующим программам. [2]

Информация о работе Система управления качеством