Стандартизация и сертификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:23, реферат

Описание

Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает статус рыночного стимула. Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.
Стандартизация создает организационно-техническую основу изготовления высококачественной продукции, специализации и кооперирования производства, придает ему свойства самоорганизации.
Стандарт – это образец, эталон, модель принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органам.

Содержание

Введение 3
1. Стандартизация 5
1.1 Цели и функции стандартизации 5
1.2 Категории и виды стандартов 7
1.3 Органы и службы по стандартизации 8
2. Сертификация 11
2.1. Сущность понятия «сертификация». Участники
сертификации 11
2.2. Обязательная и добровольная сертификация 13
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Работа состоит из  1 файл

доклад.docx

— 44.33 Кб (Скачать документ)

Реферат на тему

Стандартизация  и сертификация

 

Содержание

 

Введение 3

1. Стандартизация 5

1.1 Цели и функции стандартизации 5

1.2 Категории и  виды стандартов 7

1.3 Органы и службы по стандартизации 8

2. Сертификация 11

2.1. Сущность понятия «сертификация». Участники

сертификации 11

2.2. Обязательная  и добровольная сертификация 13

Заключение 16

Список использованной литературы 17

 

Введение

Важными элементами в системах управления качеством изделий является стандартизация и сертификация.

Проблема качества актуальна  для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать  участником мирового хозяйства и  международных экономических отношений  необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.

Сегодня изготовитель и его  торговый посредник, стремящиеся поднять  репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в  выполнении как обязательных, так  и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает статус рыночного стимула. Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.

Стандартизация создает  организационно-техническую основу изготовления высококачественной продукции, специализации и кооперирования производства, придает ему свойства самоорганизации.

Стандарт – это образец, эталон, модель принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органам.

На сегодняшний день российский рынок наполнен массой продукции, значительная часть которой не отвечает даже самым  скромным нормам качества. В такой  ситуации потребитель попадает в  ситуацию, когда товары приходится выбирать, фактически полагаясь только на интуицию. Кардинально поменять ситуацию на рынке призвана сертификация продукции, которая и избавит рядового потребителя от риска приобрести некачественный товар.

Вообще, сертификация продукции  – это процесс установления некоторых  прописанных соответствий, выполняемый  некой независимой организацией. При этом такая организация должна иметь разрешение на выполнение такой  процедуры. Соответствия, по которым  тестируют продукцию, четко прописаны  в законодательстве. Процедура сертификация продукции проходит в несколько  этапов в зависимости от вида продукции. Более строгую процедуру проходит продукция, которая напрямую может  повлиять на потребителя.

Закон РФ «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции  и услуг», «Об обеспечении единства средств измерений» создали необходимую  правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших для экономики областей деятельности.

 

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. Стандартизация

    1.1 Цели  и функции стандартизации

    Стандартизация – это  деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя  на приобретение товаров надлежащего  качества за приемлемую цену, а также  право на безопасность и комфортность труда.

    Цель стандартизации –  выявление наиболее правильного  и экономичного варианта, т. е. нахождение оптимального решения. Найденное решение  дает возможность достичь оптимального упорядочения в определенной области  стандартизации.

    Цели стандартизации можно  подразделить на общие и более  узкие, касающиеся обеспечения соответствия. Общие цели вытекают, прежде всего, из содержания понятия. Конкретизация  общих целей для российской стандартизации связана с выполнением тех  требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся  разработка норм, требований, правил обеспечивающих:

    • безопасность продукции, работ, услуг для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества;
    • совместимость и взаимозаменяемость изделий;
    • качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса;
    • единство измерений;
    • экономию всех видов ресурсов;
    • безопасность хозяйственных объектов, связанную с возможностью возникновения различных катастроф (природного и техногенного характера) и чрезвычайных ситуаций;
    • обороноспособность и мобилизационную готовность страны.

    Конкретные цели стандартизации относятся к определенной области  деятельности, отрасли производства товаров и услуг, тому или другому  виду продукции, предприятию и т. д.

    Для достижения социальных и технико-экономических целей  стандартизация выполняет определенные функции.

    1. Функция упорядочения – преодоление неразумного многообразия объектов (раздутая номенклатура продукции, ненужное многообразие документов). Она сводится к упрощению и ограничению. Житейский опыт говорит: чем объект более упорядочен, тем он лучше вписывается в окружающую предметную и природную среду с ее требованиями и законами.
    2. Охранная (социальная) функция – обеспечение безопасности потребителей продукции и услуг, изготовителей и государства, объединение усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации.
    3. Ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заключается в установлении в нормативных документах обоснованных ограничений на расходование ресурсов.
    4. Коммуникативная функция обеспечивает общение и взаимодействие людей, в частности специалистов, путем личного обмена или использования документальных средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых и пр.) систем и каналов передачи сообщений. Эта функция направлена на преодоление барьеров в торговле и содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству.
    5. Цивилизующая функция направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющей качества жизни. Стандарты отражают степень общественного развития страны, т. е. уровень цивилизации.
    6. Информационная функция. Стандартизация обеспечивает материальное производство, науку и технику и другие сферы нормативными документами, эталонами мер, образцами – эталонами продукции, каталогами продукции как носителями ценной творческой и управленческой информации. Ссылка в договоре (контракте) на стандарт является наиболее удобной формой информации о качестве товара как главного условия договора (контракта).
    7. Функция нормотворчества и правоприменения проявляется в узаконивании требований к объектам стандартизации в форме обязательного стандарта (или другого НД) и его всеобщем применении в результате придания документу юридической силы. Соблюдение  обязательных требований НД обеспечивается, как правило, принудительными мерами (санкциями) экономического, административного и уголовного характера.

     

      1. Категории стандартов

    Стандартизация осуществляется на разных уровнях. Уровень стандартизации различается в зависимости от того, участники какого географического, экономического, политического региона  мира принимают стандарт. Если участие  в стандартизации открыто для  соответствующих органов любой  страны, то это международная стандартизация.

    Региональная  стандартизация — деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона мира. Региональная и международная стандартизация осуществляется специалистами стран, представленных в соответствующих региональных и международных организациях, задачи которых рассмотрены ниже.

    Национальная  стандартизация — стандартизация в одном конкретном государстве. При этом национальная стандартизация также может осуществляться на разных уровнях: на государственном, отраслевом уровне, в том или ином секторе экономики (например, на уровне министерств), на уровне ассоциаций, производственных фирм, предприятий (фабрик, заводов) и учреждений.

    Стандартизацию, которая  проводится в административно-территориальной  единице (провинции, крае и т.п.), принято  называть административно-территориальной стандартизацией.

    Перечисленные выше категории  стандартов принимаются, соответственно, международными, региональными, национальными, территориальными органами по стандартизации. Все эти категории стандартов предназначены для широкого круга  потребителей. По существующим нормам стандартизации стандарты периодически пересматриваются для внесения изменений, чтобы их требования соответствовали  уровню научно-технического прогресса, или, согласно терминологии ИСО/МЭК, стандарты  должны представлять собой "признанные технические правила". Нормативный  документ, в том числе и стандарт, считается признанным техническим правилом, если он разработан в сотрудничестве с заинтересованными сторонами путем консультаций.

     

        1. Органы и службы по стандартизации

    Под органом, занимающимся стандартизацией, подразумевается орган, деятельность которого в области стандартизации общепризнана на национальном, региональном или международном уровнях. Основные функции такого органа — разработка и утверждение нормативных документов, доступных широкому кругу потребителей. Однако он может выполнять немало других функций, что особенно характерно для национального органа по стандартизации. Рассмотрим органы и службы по стандартизации подробно.

    Государственный комитет по стандартизации.

    Согласно Руководству 2 ИСО/МЭК  (ИСО - Международная организация по стандартизации, МЭК- Международная электротехническая комиссия) деятельность по стандартизации осуществляют соответствующие органы и организации. Основная функция такого органа – разработка и утверждение норм документов, доступных широкому кругу потребителей.

    Национальным органом  по стандартизации в России является Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).   

    Госстандарт определяет стратегические направления по стандартизации, анализирует  все заказы, планы работы технических  комитетов, предложения субъектов  хозяйственной деятельности и разрабатывают  годовые планы по стандартизации. Госстандарт России выполняет следующие функции:

    • координирует деятельность государственных органов управления, касающуюся вопросов стандартизации, сертификации, метрологии;
    • взаимодействует с органами власти республик в составе РФ и других субъектов Федерации в области стандартизации, сертификации, метрологии;
    • направляет деятельность технических комитетов и субъектов хозяйственной деятельности по разработке, применению стандартов, другим проблемам сообразно своей компетенции;
    • устанавливает порядок и правила проведения работ по стандартизации, метрологии, сертификации;
    • осуществляет государственную регистрацию нормативных документов, а также стандартных образцов веществ и материалов;
    • руководит деятельностью по аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации;
    • осуществляет государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, правил метрологии и обязательной сертификации;
    • представляет Россию в международных организациях, занимающихся вопросами стандартизации, сертификации, метрологии и в Межгосударственном совете СНГ;
    • сотрудничает с соответствующими национальными органами зарубежных стран;
    • участвует в работах по международной, региональной и межгосударственной (в рамках СНГ) стандартизации;

    Технические комитеты по стандартизации.

    Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические  комитеты (ТК). Они специализируются в зависимости от объекта стандартизации.

    Информация о работе Стандартизация и сертификация