Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:23, реферат
Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает статус рыночного стимула. Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.
Стандартизация создает организационно-техническую основу изготовления высококачественной продукции, специализации и кооперирования производства, придает ему свойства самоорганизации.
Стандарт – это образец, эталон, модель принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органам.
Введение 3
1. Стандартизация 5
1.1 Цели и функции стандартизации 5
1.2 Категории и виды стандартов 7
1.3 Органы и службы по стандартизации 8
2. Сертификация 11
2.1. Сущность понятия «сертификация». Участники
сертификации 11
2.2. Обязательная и добровольная сертификация 13
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Основные функции ТК:
Научно-технической базой
для создания ТК служат предприятия
или организации, профиль деятельности
которых соответствует
Другие службы по стандартизации.
Другие субъекты хозяйственной деятельности, разрабатывающие нормативные документы (стандарты отраслей и предприятий), создают в своей оргструктуре специальные службы, которые координируют работу по созданию стандартов других участвующих в этом подразделений. Например, на предприятии научно-исследовательские, конструкторские и технологические отделы, лаборатории выполняют исследования, связанные со стандартизацией, а участие других подразделений определяется их компетенцией. Руководит работой отдел стандартизации.
2. Сертификация
2.1. Сущность понятия «сертификация». Участники сертификации
Сертификация соответствия
– это действие, удостоверяющее
посредством сертификата
Участниками сертификации являются изготовители продукции и исполнители услуг (первая сторона), заказчики — продавцы (первая либо вторая сторона), а также организации, представляющие третью сторону, — органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
Основные участники — заявители, органы по сертификации (далее — ОС) и испытательные лаборатории (ИЛ). Именно они участвуют в процедуре сертификации каждого конкретного объекта на всех этапах этой процедуры.
Изготовители (продавцы, исполнители) при проведении сертификации обязаны:
Орган по сертификации выполняет следующие функции:
ОС несет ответственность за обоснованность и правильность выдачи сертификата соответствия, за соблюдение правил сертификации.
Аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ) осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытании и выдают протоколы испытании для целей сертификации.
ИЛ несет ответственность за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний требованиям НД, а также за достоверность и объективность результатов.
Если орган по сертификации аккредитован как ИЛ, то его именуют сертификационным центром. Так, в стране широко известна деятельность Российского центра испытаний и сертификации «Ростест - Москва».
Для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции или группы услуг создаются центральные органы систем сертификации (ЦОС).
В обязанности ЦОС входит: организация, координация работы и установление правил процедуры в возглавляемой системе сертификации; рассмотрение апелляций заявителей по поводу действия ОС, ИЛ (центров).
2.2. Обязательная и добровольная сертификация
Важным фактором повышения уровня жизни населения является целенаправленная работа по повышению качества товаров и услуг, реализуемых на потребительском рынке. Наибольшее доверие оказывается фирмам- обладателям сертификатов качества продукции. Существует два вида сертификации: обязательная и добровольная.
Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Нормативные документы, используемые при обязательной сертификации, могут представлять собой: законы Российской Федерации, государственные стандарты (ГОСТ), санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила сертификации, нормы по безопасности, а также другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к продукции. Подлежащая сертификации продукция маркируется знаком соответствия. Знак соответствия наносят на продукцию (тару, упаковку), сопроводительную техническую документацию, поступающую к потребителю при реализации. Перечень товаров подлежащих обязательной сертификации (Номенклатура по ОКП), утвержден Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Ростехрегулирование) от 30 июля 2002 г. № 64. Подтверждение соответствия продукции, товарная номенклатура, может также проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии. Перечень товаров, соответствие которых может быть подтверждено декларацией о соответствии, также утвержден Постановлением Госстандарта от 30 июля 2002г. № 64.
Обязательная сертификация продукции проводится, если эта продукция может представлять опасность для жизни или здоровья людей или для окружающей среды. Она является формой государственного контроля за безопасностью продукции. Проведение обязательной сертификации сопряжено с большими материальными затратами и поэтому осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ. Поэтому обязательную сертификацию еще иначе называют сертификация в законодательно регулируемой сфере. Обязательная сертификация - действие третьей стороны, доказывающее, что должным образом идентифицированная продукция соответствует стандарту или другим НТД.
В отличие от обязательной сертификации добровольная сертификация, как правило, проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) с целью подтверждения соответствия продукции требованиям технических условий, рецептур и других отраслевых или государственных стандартов.
Добровольная сертификация распространяется и на те показатели качества продукции, которые не входят в систему обязательных требований по безопасности.
Добровольная сертификация
возможна тогда, когда строгое соблюдение
требований существующих стандартов или
других нормативно-технических
Если продукция или
процесс не обозначен в Постановлении
Госстандарта РФ от 30 июля 2002г. N 64 "О
Номенклатуре продукции и услуг
(работ), подлежащих обязательной сертификации
и Номенклатуре продукции, соответствие
которой может быть подтверждено
декларацией о соответствии",
то нет необходимости в
Добровольная сертификация проводится органами по добровольной сертификации на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
При добровольной сертификации товаров и услуг необходимо предоставить те же документы, что и для обязательной сертификации, но при этом заказчик сам определяет по каким параметрам испытывать продукцию.
Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.
Для получения добровольного сертификата соответствия в системе ГОСТ Р на некоторые виды продукции необходимо предоставлять санитарно-эпидемиологические заключения, отказные письма, пожарные сертификаты, разрешение к применению и т.п.
Сертификат соответствия (как обязательный, так и добровольный) можно получить в любом компетентном сертификационном центре (например, Евротест), а если нужно то и разрешение к применению (или разрешение Ростехнадзора), отказное письмо, при необходимости официально подтвердить, что продукция обязательной сертификации не подлежит в системе ГОСТ Р или пожарной безопасности.
Добровольная сертификация поможет в конкурентной борьбе, так как при проведении многих тендеров наличие сертификатов является обязательным условием участия, кроме того, добровольная сертификация повышает доверие к качеству изделий, упрощает выбор продукции потребителем, защищает изготовителя от конкуренции с поставщиками несертифицированной продукции и обеспечивает ему рекламу и рынок сбыта.
Заключение
Инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности, являются стандартизация и сертификация.
Стандартизация — это
деятельность по установлению правил
и характеристик в целях их
добровольного многократного
Стандартизация создает
организационно-техническую
Вопросы стандартизации непосредственно
связаны с сертификацией
Сертификация должна обеспечить
соответствие средств измерения
стандартам и другим национальным документам,
устанавливающим обязательные требования
согласно российскому законодательству:
безопасность и экологическую чистоту;
функциональные свойства; уверенность
в объективности и
Список использованной литературы