Стандартизация и сертификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:23, реферат

Описание

Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает статус рыночного стимула. Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.
Стандартизация создает организационно-техническую основу изготовления высококачественной продукции, специализации и кооперирования производства, придает ему свойства самоорганизации.
Стандарт – это образец, эталон, модель принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органам.

Содержание

Введение 3
1. Стандартизация 5
1.1 Цели и функции стандартизации 5
1.2 Категории и виды стандартов 7
1.3 Органы и службы по стандартизации 8
2. Сертификация 11
2.1. Сущность понятия «сертификация». Участники
сертификации 11
2.2. Обязательная и добровольная сертификация 13
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Работа состоит из  1 файл

доклад.docx

— 44.33 Кб (Скачать документ)

Основные функции ТК:

  • определение концепций развития стандартизации в своей области;
  • подготовка данных для годовых планов по стандартизации;
  • составление проектов новых стандартов и обновление действующих;
  • оказание научно-методической помощи организациям, участвующим в разработке стандартов и применяющим нормативные документы, в частности по анализу эффективности стандартизации;
  • привлечение потребителей через союзы и общества потребителей.

Научно-технической базой  для создания ТК служат предприятия  или организации, профиль деятельности которых соответствует специализации  ТК.

Другие службы по стандартизации.

Другие субъекты хозяйственной  деятельности, разрабатывающие нормативные  документы (стандарты отраслей и  предприятий), создают в своей  оргструктуре специальные службы, которые координируют работу по созданию стандартов других участвующих в этом подразделений. Например, на предприятии научно-исследовательские, конструкторские и технологические отделы, лаборатории выполняют исследования, связанные со стандартизацией, а участие других подразделений определяется их компетенцией. Руководит работой отдел стандартизации.

 

 

2. Сертификация

2.1. Сущность понятия «сертификация». Участники сертификации

Сертификация соответствия – это действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделия  или услуга соответствуют определенным стандартам или другим  нормативным документам.

Участниками сертификации являются изготовители продукции и исполнители услуг (первая сторона), заказчики — продавцы (первая либо вторая сторона), а также организации, представляющие третью сторону, — органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

Основные участники —  заявители, органы по сертификации (далее  — ОС) и испытательные лаборатории (ИЛ). Именно они участвуют в процедуре  сертификации каждого конкретного  объекта на всех этапах этой процедуры.

Изготовители (продавцы, исполнители) при проведении сертификации обязаны:

  • реализовывать продукцию, исполнять услугу только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом или декларации о соответствии (принятой в установленном порядке);
  • обеспечивать соответствие реализуемой продукции (услуги) требованиям НД, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия;
  • указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и НД, которым она должна соответствовать, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);
  • обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами ОС и должностными лицами, осуществляющими контроль за сертифицированной продукцией (услугой);
  • приостанавливать или прекращать реализацию продукции (предоставление услуг): если она не отвечает требованиям НД;
  • после истечения срока действия сертификата; в случае приостановки его действия или отмены решением ОС; по истечении срока действия декларации о соответствии; по истечении срока годности или срока службы продукции;
  • извещать ОС о тех изменениях, которые влияют на характеристики, проверяемые при сертификации.

 Орган по сертификации выполняет следующие функции:

  • сертифицирует продукцию (услуги), выдает сертификат и лицензии на применение знака соответствия;
  • осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (услугой);
  • приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов;
  • представляет заявителю необходимую информацию.

ОС несет ответственность  за обоснованность и правильность выдачи сертификата соответствия, за соблюдение правил сертификации.

 Аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ) осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытании и выдают протоколы испытании для целей сертификации.

ИЛ несет ответственность  за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний требованиям НД, а также  за достоверность и объективность  результатов.

Если орган по сертификации аккредитован как ИЛ, то его именуют  сертификационным центром. Так, в стране широко известна деятельность Российского  центра испытаний и сертификации «Ростест - Москва».

Для организации и координации  работ в системах сертификации однородной продукции или группы услуг создаются  центральные органы систем сертификации (ЦОС).

В обязанности ЦОС входит: организация, координация работы и установление правил процедуры в возглавляемой системе сертификации; рассмотрение апелляций заявителей по поводу действия ОС, ИЛ (центров).

 

2.2. Обязательная  и добровольная сертификация

Важным фактором повышения  уровня жизни населения является целенаправленная работа по повышению  качества товаров и услуг, реализуемых  на потребительском рынке. Наибольшее доверие оказывается фирмам- обладателям сертификатов качества продукции. Существует два вида сертификации: обязательная и добровольная.

Обязательная  сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Нормативные документы, используемые при обязательной сертификации, могут представлять собой: законы Российской Федерации, государственные стандарты (ГОСТ), санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила сертификации, нормы по безопасности, а также другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к продукции. Подлежащая сертификации продукция маркируется знаком соответствия. Знак соответствия наносят на продукцию (тару, упаковку), сопроводительную техническую документацию, поступающую к потребителю при реализации. Перечень товаров подлежащих обязательной сертификации (Номенклатура по ОКП), утвержден Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Ростехрегулирование) от 30 июля 2002 г. № 64. Подтверждение соответствия продукции, товарная номенклатура, может также проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии. Перечень товаров, соответствие которых может быть подтверждено декларацией о соответствии, также утвержден Постановлением Госстандарта от 30 июля 2002г. № 64.

Обязательная сертификация продукции  проводится, если эта продукция может  представлять опасность для жизни  или здоровья людей или для  окружающей среды. Она является формой государственного контроля за безопасностью продукции. Проведение обязательной сертификации сопряжено с большими материальными затратами и поэтому осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ. Поэтому обязательную сертификацию еще иначе называют сертификация в законодательно регулируемой сфере. Обязательная сертификация - действие третьей стороны, доказывающее, что должным образом идентифицированная продукция соответствует стандарту или другим НТД.

В отличие от обязательной сертификации добровольная сертификация, как правило, проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) с целью подтверждения соответствия продукции требованиям технических условий, рецептур и других отраслевых или государственных стандартов.

Добровольная сертификация распространяется и на те показатели качества продукции, которые не входят в систему обязательных требований по безопасности.

Добровольная сертификация возможна тогда, когда строгое соблюдение требований существующих стандартов или  других нормативно-технических документов на продукцию не предусмотрено, то есть в них не заложены требования безопасности и они носят добровольный характер для производителей, например стандарты  ГОСТ Р или ИСО 9000.

Если продукция или  процесс не обозначен в Постановлении  Госстандарта РФ от 30 июля 2002г. N 64 "О  Номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации и Номенклатуре продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии", то нет необходимости в обязательной сертификации, но существует возможность  получить добровольный сертификат.

Добровольная сертификация проводится органами по добровольной сертификации на условиях договора между  заявителем и органом по сертификации.

При добровольной сертификации товаров и услуг необходимо предоставить те же документы, что и для обязательной сертификации, но при этом заказчик сам определяет по каким параметрам испытывать продукцию.

Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.

Для получения добровольного  сертификата соответствия в системе  ГОСТ Р на некоторые виды продукции необходимо предоставлять санитарно-эпидемиологические заключения, отказные письма, пожарные сертификаты, разрешение к применению и т.п.

Сертификат соответствия (как обязательный, так и добровольный) можно получить в любом компетентном сертификационном центре (например, Евротест), а если нужно то и разрешение к применению (или разрешение Ростехнадзора), отказное письмо, при необходимости официально подтвердить, что продукция обязательной сертификации не подлежит в системе ГОСТ Р или пожарной безопасности.

Добровольная сертификация поможет в конкурентной борьбе, так  как при проведении многих тендеров наличие сертификатов является обязательным условием участия, кроме того, добровольная сертификация повышает доверие к  качеству изделий, упрощает выбор продукции  потребителем, защищает изготовителя от конкуренции с поставщиками несертифицированной  продукции и обеспечивает ему  рекламу и рынок сбыта.

 

Заключение

Инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности, являются стандартизация и сертификация.

Стандартизация — это  деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности  в сферах производства и обращения  продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании и применении стандартов. Несомненно, повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, животных и растений, экологической безопасности, являются приоритетными целями стандартизации.

Стандартизация создает  организационно-техническую основу изготовления высококачественной продукции, специализации и кооперирования производства, придает ему свойства самоорганизации.

Вопросы стандартизации непосредственно  связаны с сертификацией продукции  и услуг. Поставщику недостаточно строго следовать требованиям прогрессивных  стандартов — надо подкреплять выпуск товара и оказание услуги сертификатом безопасности или качества. Наибольшее доверие у заказчиков и потребителей вызывает сертификат на систему качества. Он создает уверенность в стабильности качества, в достоверности и точности измеренных показателей качества, свидетельствует  о высокой культуре процессов  производства продукции и предоставляемых  услуг.

Сертификация должна обеспечить соответствие средств измерения  стандартам и другим национальным документам, устанавливающим обязательные требования согласно российскому законодательству: безопасность и экологическую чистоту; функциональные свойства; уверенность  в объективности и компетентности сертификации.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Димов Ю.В., Метрология, сертификация и стандартизация, - М.: Инфра-М, 2005. - 422 с.
  2. Лифиц И.М., Метрология сертификация и стандартизация, - М.: Юрайт, 2004 - 330 с.
  3. Ребрин Ю.И. Управление качеством,- Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. – 174 с.
  4. Соломахо В.Л., Цитович Б.В., Темичев A.M., Смирнов В.Г. Стандартизация и сертификация: Учеб. пособие. Мн.: Вуз-Юнити, 2001.-260 с.
  5. http://sapr.mgsu.ru/biblio/metrolog/main.files/text3.files/2.2.html
  6. www.referatnatemu.com/24832
  7. strateg.su/sertifikat-sootvetstviya-na-produkciyu.html
  8. sapr.mgsu.ru/biblio/metrolog/main.files/text3.files/1.1.html
  9. www.pompred.ru/uchast_sert.php

 


Информация о работе Стандартизация и сертификация