SWOT-анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 15:48, реферат

Описание

Оценку внутренней среды фирмы – ее силу и слабость, а также внешних и внутренних возможностей и угроз обычно называют SWOT - анализ. Это легкий в применении инструмент быстрой оценки стратегического положения компании. SWOT - анализ подчеркивает, что стратегия должна как можно лучше сочетать внутренние возможности компании (ее сильные и слабые стороны) и внешнюю ситуацию (частично отраженную в возможностях и угрозах).

Содержание

Введение. 3
1. Понятие SWOT – анализа. 4
2. Методика проведения SWOT-анализа. 7
3. Классификация SWOT – факторов. 12
Факторы внешней среды 13
Факторы косвенного действия внешней среды. 14
Факторы прямого действия внешней среды. 16
Факторы внутренней среды 17
4. Заключение. 19
5. Список использованной литературы: 20

Работа состоит из  1 файл

SWOT-анализ.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)

     Под сильными и слабыми сторонами  могут скрываться самые разнообразные  аспекты деятельности компании. Ниже приводятся категории, наиболее часто включаемые в анализ. Каждый SWOT уникален и может включать одну или две из них, а то и все сразу. Каждый элемент в зависимости от восприятия покупателей может оказаться как силой, так и слабостью.

     1. Маркетинг

  • Продукт;
  • Ценообразование;
  • Продвижение;
  • Маркетинговая информация/разведка;
  • Сервис/персонал;
  • Распределение/дистрибьюторы;
  • Торговые марки и позиционирование.
 
 

     2. Инжиниринг и разработка новых  продуктов.

     Чем теснее становится связь маркетинга и технического отдела, тем важнее будут данные элементы. Например, прочная взаимосвязь между командой разработки нового продукта и отделом маркетинга позволяет напрямую использовать обратную связь от покупателей в проектировании новых изделий.

     3. Оперативная деятельность

  • Производство/инжиниринг;
  • Сбыт и маркетинг;
  • Обработка заказов/сделки.

     4. Персонал.

     Сюда  входят навыки, заработная плата и  премии, обучение и развитие, мотивация, условия труда людей, текучесть  кадров. Все эти элементы имеют  центральное значение для успешного внедрения ориентированной на покупателя философии маркетинга и маркетинговой стратегии. Исследуется роль персонала в следующих направлениях:

  • Исследования и разработки;
  • Дистрибьюторы;
  • Маркетинг;
  • Сбыт;
  • Послепродажное обслуживание/сервис;
  • Обслуживание/сервис покупателей

     5. Менеджмент.

     Чувствительные  и зачастую спорные, но иногда требующие  изменений структуры управления напрямую определяют успех внедрения  маркетинговой стратегии. Подобные аспекты должны быть отражены в анализе.

 
 
 

     6. Ресурсы компании.

     Ресурсы определяют наличие людей и финансов, и тем самым сказываются на способности компании извлечь выгоду из конкретных возможностей.

     Элементами  внешней среды являются возможности  и угрозы. Рыночные возможности – это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса на выпускаемую продукцию, появление новых технологий производства товара, рост уровня доходов населения и т.д. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать непосредственно компания.

     Рыночные  угрозы – это события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.

     Возможности и угрозы находятся вне зоны контроля организации. Таким образом, они  могут рассматриваться как внешние, относящиеся к элементам рыночной среды.

     Основные  элементы, которые следует рассмотреть, включают в себя:

     1. Законодательные, регулирующие, политические  силы. Действия властей в виде  исполнения политики, а также  требования законодательного и  регулирующего характера, которым  должны подчиняться компании;

     2. Общественные силы (культура). Напрямую затрагивают компанию, когда недовольные покупатели оказывают давление на организации, чья деятельность воспринимается как недопустимая;

     3. Технологические силы. Технологические  способности, помогающие компании достигать своих целей, влияют на продукты, которые предлагаются покупателям, и на их ответную реакцию;

     4. Экономическая ситуация. Влияние  общего состояния экономики, под  воздействием которого формируются  покупательский спрос и манеры  тратить деньги;

     5. Конкуренция. Природа и масштаб  конкурентной угрозы. Особого внимания  заслуживают следующие моменты:

  • Интенсивность конкуренции;
  • Угроза появления новых конкурентов;
  • Потребности покупателей на рынке;
  • Рыночная власть покупателей, дистрибьюторов, поставщиков;
  • Конкурентоспособность;
  • Давление со стороны товаров-аналогов.

     При определении возможностей и угроз, необходимо определять при каких  значениях возможности и угрозы являются возможностями и угрозами. Т.е. ниже определённого нормативного значения возможность становится угрозой.

     В результате формулирования SWOT-анализа  в общей форме мы получим проранжированный список сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз внешней  среды.

     Основная  идея SWOT-анализа состоит в комплексном  рассмотрении внешних и внутренних стратегических факторов, влияющих на деятельность компании, и генерации на этой основе стратегических альтернатив, учитывающих различные сочетания стратегических факторов.

3. Классификация SWOT – факторов.

 

     Как известно, любое измерение начинается с классификации. Принципиальная схема  состава и взаимосвязи основных факторов внешней и внутренней среды  представлена на рис. 2 в виде обобщенной модели SWOT - факторов. Формой представления  полученных результатов является расширенная SWOT-матрица.

     Факторы внешней среды

     В стратегическом управлении внешнюю среду разделяют на среду косвенного действия (природно- климатическая (N), политическая и правовая (P), экономическая (E), социально-демографическая (S), сферы и сфера научно-технического прогресса (T) - факторы косвенного действия (NPEST - анализ)), и среду прямого действия (поставщики, потребители, конкуренты и др. – факторы прямого действия). Данная структуризация является универсальной и применена к любому предприятию. В существующих методиках анализ обычно начинают со среды косвенного действия, так как она оказывает опосредованное влияние на среду прямого действия.

 
Внутренние  факторы

Внешние факторы

СИЛЫ КОМПАНИИ (S) СЛАБОСТИ КОМПАНИИ (W)
ВОЗМОЖНОСТИ СРЕДЫ (O) SO-стратегии

Стратегии, которые используют силы компании, чтобы реализовать возможности  внешней среды

WO-стратегии

Стратегии, которые используют возможности  среды, преодолевая внутренние слабости

УГРОЗЫ  СРЕДЫ (T) ST-стратегии

Стратегии, которые используют силы компании, чтобы избежать угроз среды

WT-стратегии

Стратегии, которые минимизируют слабости и  помогают избежать угроз (стратегия  оборонительного типа)

     Рисунок 2. Расширенная SWOT-матрица.

     Среда косвенного действия формирует общие  условия функционирования организации. В ряде случаев она влияет однонаправлено на все экономические субъекты. Разумеется, степень ее влияния на тот или иной субъект неодинакова, что в первую очередь связано с различиями в сферах их деятельности, а также с размерами, территориальным расположением и т.п. Иногда возникают ситуации, когда один и тот же фактор внешней среды можно отнести и к среде косвенного, и к среде прямого действия. Например, для сельскохозяйственных предприятий подобным фактором могут являться погодные условия. В России под воздействием засух, суховеев, высоких температур, заморозков и других неблагоприятных агроклиматических условий находятся сельскохозяйственные угодья почти всех регионов. По обобщенной оценке различных групп неблагоприятных климатических явлений, с вероятностью более 20% (приносимый ущерб существенен) наблюдаются засушливые условия на территории 17 субъектов РФ и заморозки на территории 10. В этом случае данный фактор учитывают в обеих подсистемах, а затем уточняют его параметры, наиболее значимые в каждой из сфер.

     Факторы косвенного действия внешней среды.

     К факторам косвенного действия (ФКД) относятся  факторы, косвенно воздействующие как  на саму организацию, так и на ее непосредственное окружение – факторы прямого действия (потребители, поставщики, стратегические партнеры, конкуренты). Хотя воздействие ФКД на организацию и факторы прямого действия (ФПД), как правило, бывает не совсем явным, в связи с чем появляется необходимость анализа неопределенности внешней среды, тем немее их значимость трудно переоценить. Например, хотя последствия вхождения России в ВТО относятся к достаточно неопределенным, однако они являются весьма существенным моментом при принятии стратегических и тактических решений для большинства отечественных компаний.

     В специальной литературе анализ ФКД принято обозначать как PEST - анализ, поскольку выделяются политическая (Р), экономическая (Е), социальная (S) и научно - техническая (Т) сферы. При этом не заслуженно забыта сфера природы (N). Ее роль и влияние возрастают не только для предприятий АПК, но и для других отраслей. Поэтому аббревиатуру PEST целесообразно заменить NPEST.

     Факторы косвенного действия разделены на пять групп:

    • Природные;
    • Политические и правовые;
    • Экономические;
    • Социальные и культурные;
    • Технологические.

     Охарактеризуем более подробно каждую из них.

     Природные факторы. Все факторы природного характера можно разделить с  учетом пространственно - временных  параметров на следующие группы:

     1) Факторы биологического характера  (заболевание птиц и животных, распространение саранчи и колорадского жука, болезни растений);

     2) Климатические особенности местности  (температурный режим, влажность,  длительность светового дня);

     3) Факторы планетарного значения (циклы  солнечной тектонической активности);

     4) Экологические факторы, связанные с деятельностью человека (загрязненность рек, загазованность);

     5) Урожайность.

     Политические  и правовые факторы. Оценка влияния  политических факторов на организацию  и ФПД отличается повышенной сложностью. Однако можно сказать, что это  влияние весьма существенно для любой организации. К группе политических и правовых относятся следующие факторы: изменения в налоговом законодательстве, расстановка политических сил, патентное законодательство, законодательство об охране окружающей среды, антимонопольное законодательство, денежно-кредитная политика, государственное регулирование, федеральные выборы, размер государственного бюджета.

     Экономические факторы оказывают не менее существенное влияние на деятельность организации. Они, как и политические факторы, имеют многослойный характер. Сюда относятся: доступность кредитов, ставка процента, уровень инфляции, курсы обмена валют, размер налогового бремени, темпы экономического роста, стадии развития экономического цикла, благоприятность экономических условий.

     Социальные  и культурные факторы включают в  себя рождаемость и смертность, интенсивность  иммиграции и эмиграции, среднюю  продолжительность жизни, располагаемый  доход, стиль жизни, образовательные  стандарты, покупательские привычки, отношение  к труду и отдыху, отношение к качеству товаров и услуг, экономию энергии, социальную ответственность и социальное благосостояние.

     К технологическим факторам относят  в первую очередь темпы научно-технического прогресса в разных отраслях науки. Научные открытия могут способствовать как появлению новых отраслей промышленности, так и закрытию старых, поэтому воздействие технологических факторов можно оценивать как процесс создания нового и разрушение старого. Практика показывает, что основные возможности для организации связаны с этим блоком факторов. Ускоряющиеся технологические перемены укорачивают среднюю продолжительность жизненного цикла изделия. Таким образом, появляется необходимость прогнозировать перемены, обусловленные появлением новых технологий.

Информация о работе SWOT-анализ