Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 05:10, курсовая работа
Улучшение результативности и повышение эффективности организации, ее конкурентоспособности в современных условиях можно решить путем внедрения и постоянного улучшения системы менеджмента качества. Система Менеджмента Качества ИСО 9001 затрагивает все сферы деятельности организации и касается каждого его работника.
Введение
1. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ИСО 9001 Основные этапы внедрения
2.Три прагматические Аксиомы выдвинутые Эдвардом Демингом
3.ПРОГРАММА «100 ЛУЧШИХ ТОВАРОВ РОССИИ»
4.Управление документацией
Заключение
8. Финансовые условия участия
8.1 Финансирование
Участие предприятий и
организаций в ежегодном
8.2 Расходование финансовых
средств осуществляется в
Организаторы Программы Конкурса "100 лучших товаров России"
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Межрегиональная обшественная организация
"Академия проблем качества" Редакционно-информационное агентство
"Стандарты и качество"
МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОНКУРСА ПРОГРАММЫ ЗА 1998-2009 ГГ.
УЧАСТИЕ ТОВАРОВ (ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ) НА РЕГИОНАЛЬНОМ
И ФЕДЕРАЛЬНОМ ЭТАПАХ КОНКУРСА
УЧАСТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И ФЕДЕРАЛЬНОМ ЭТАПАХ КОНКУРСА
УЧАСТИЕ ТОВАРОВ НА
ФЕДЕРАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПО
УЧАСТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ
НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПО
УЧАСТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ
НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПО
проведения
Конкурса Количество
основных
номинаций
Конкурса Победители Конкурса Программы
Лауреаты Дипломанты
1998 1 100 243
1999 2 200 564
2000 3 300 880
2001 5 431 564
2002 5 451 1409
2003 5 529 1509
2004 5 512 1780
2005 5 642 1578
2006 5 715 1577
2007 5 822 1854
2008 5 847 1416
2009 6 817 1480
Всего 6366 15646
4.Управление документацией
Пожалуй, ни один аспект управления качеством не вызывает столько ненависти и раздражения у сотрудников и руководителей подразделений как управление документацией.
Причины такой неприязни вполне понятны – бумаг много, за ними надо следить, тратить кучу времени на написание, контроль использования и они (бумаги) являются целью в любой проверке работы подразделения и/или сотрудника.
Почему же, несмотря на раздражение своих коллег, специалисты по качеству так яростно борются за эти самые ненавистные бумажки?
Для понимания важности документации начнем с определения – что такое документация?
Да простят меня многомудрые знатоки за простое объяснение:
«документация – это описание того, как мы делаем нашу работу».
Зачем нужна документация?
Документация нужна самим работникам для правильной координации своей работы. Документация - это управленческий инструмент, она нужна руководителям, если они лично не контролируют выполнение работы подчиненными.
Когда нужна документация?
Документация нужна, когда мы хотим координировать нашу работу.
Правило большого пальца – опросите несколько сотрудников, как они делают определенную работу. Если объяснения отличаются – нужно писать инструкцию или регламент, точно описывающий выполнение этой работы.
В каком объеме нужна документация?
Чем проще, тем лучше, при условии, что мы выполняем главную цель создания документа – объяснить читающему, как выполняется работа. То есть цель любого документа – точно и недвусмысленно описать деятельность. Однако простые тексты легче воспринимаются и запоминаются, поэтому любая документация это компромисс между простотой усвоения и достаточным количеством информации для описания работы.
Управление документацией
похоже на уход за вещами. У
некоторых одежда валяется
Отсутствие необходимой документации или неправильное её использование приводят к ошибкам и потерям в работе организации.
Существуют различные типы и виды документации, я попробую в простой форме рассказать о них.
Виды документации
Стандарты организации (предприятия) – обычно это большие документы, описывающие важные виды деятельности, крупные процессы. Они являются основой документации системы качества. В идеале, вся собранная в них информация должна полностью описать, как работает организация.
Примеры таких стандартов – стандарт по претензионной работе, стандарт «производство», стандарт по управлению поставками, стандарт по складской деятельности и т.п.
Обратите внимание, что
управление качеством сфокусировано
на процессах, а не на подразделениях,
поэтому стандарт обычно описывает
процесс, в котором могут
Регламенты – документы,
описывающие конкретный процесс. Обычно
они меньшего размера, чем стандарты,
и узко сфокусированы на процессе.
Исторически сложилось так, что
регламент был привязан к производству,
поэтому они и называются часто
«технологическими
Часто происходит путаница и однотипные документы в одних организациях именуются стандартами, в других регламентами. Я не вижу особого смысла в установлении четких критериев, как называть тот или иной документ. Поэтому, для простоты, большой документ (больше процессов) называю стандартом, документ поменьше размером и по своей природе привязанный к производству – регламентом.
Инструкции – обычно это документ меньшего размера, чем стандарт / регламент. Инструкция описывает конкретную операцию (маленький процесс).
Существуют несколько типов инструкций
- должностные, описывающие
ответственность, обязанности
- по эксплуатации оборудования, описывающие как использовать единицу оборудования (прибор)
- рабочие/технологические,
описывающие как выполнять
Почти все предыдущие формы документов описывают процессы. Существуют другие виды документов организации, которые не фокусируются на процессах.
Положения о подразделениях – документы, похожие на должностные инструкции, но описывающие права, обязанности и взаимодействие подразделений. Задача такого документа – четко разъяснить читающему, какие процессы находятся в зоне ответственности подразделения, какими правами подразделение обладает и как взаимодействует с другими подразделениями.
Записи (журналы, отчеты, протоколы, рабочие тетради) – носители информации, документы, в которых хранится информация об различных операциях в организации.
Основное отличие записей от стандартов, инструкций и регламентов –
записи описывают конкретные результаты деятельности, в то время как инструкции, регламенты, стандарты описывают, как должна выполняться деятельность.
Внешняя документация – часто организация использует в своей деятельности внешнюю документацию, которая разрабатывается и создается вне организации (справочники, журналы, техническая литература и т.п.). Несмотря на внешнее происхождение, такая документация тоже требует учета, контроля адекватности, правильного использования и хранения.
Руководство по качеству
Все описанные выше документы представляют собой элементы системы документации.
Как и любая другая система, система документации требует инструкцию по применению. Такой документ обычно называется руководство по качеству. В нем коротко описываются основные процессы документации и документы, в которых содержится более подробное описание системы процессов в организации.
Распространенные элементы документа системы качества (из чего состоит документ?)
Название документа, номер редакции и его номер в системе учета документации. Отметка оригинал или копия, номер копии.
Зачем нужно? - Каждый документ должен быть идентифицирован (отличен) от других. Название документа и его нумерация решают эту проблему.
Предисловие / введение - коротко, кем разработан, когда введен в действие, новый документ или замена старого.
Зачем нужно? – Знать, кто разработал, какой другой документ / старая версия была до нынешней версии.
1. Содержание - разделы, страницы,
на которых расположены
Зачем нужно? – как и в любой книге, мы иногда хотим быстро найти конкретный раздел.
2. Утверждение - подпись ответственного лица, который утвердил документ, дата утверждения.
Зачем нужно? – Кто-то имеет право / обязанность проверить документ и разрешить его к использованию. Этот человек отвечает за все аспекты, связанные с использованием документа
3. Область применения - коротко излагается, что описывает документ и какие подразделения / сотрудников затрагивает.
4. Ссылки - здесь мы пишем, на какие другие документы ссылается наш документ или из каких других документов мы брали материалы.
5. Определения - если мы
используем в документе
6. Обозначения и сокращения
– многократно употребляемое
в тексте документа и
7. Общие положения / Введение
– здесь коротко описывается
структура документа и
8.Тело документа - поэтапное описание деятельности, ради которого и создавался документ, поделенное на
- разделы
- страницы
- абзацы
9. Контроль изменений
– здесь описывается кто, как
и когда может вносить
Зачем нужно? – избежать путаницы. Вы всегда сможете проверить новая ли у Вас версия на руках или старая. Узнать, кто внес изменение и выяснить у него почему. Найти старую версию и проверить, как осуществлялась работа в интересующий Вас период.
10. Хранение документа – здесь описывается как, кто, в каких копиях и сколько времени хранит документ.
Зачем нужно? – Сам по себе документ является бумагой.
Значение он получает только в момент разработки и его использования. Очень важно установить четкий порядок сколько, как и где хранится документ. В этом разделе мы определяем кто и как будет читать документ (тот, кто хранит документ либо читает его сам, либо обеспечивает доступ других сотрудников).
11. Подписи разработчиков
документа и подписи
Зачем нужно? – Подписи являются доказательством согласования документа. Подписавший дает согласие на данную версию документа и на все действия, которые документ описывает.
12. Приложения – схемы операций, таблицы с данными и т.п.
Зачем нужно? – Визуальное восприятие информации намного нагляднее текста, поэтому я всегда рекомендую чертить простые схемы вместо длиннющих объяснений.
Схемы и таблицы в качестве приложения удобнее менять - не нужно менять и согласовывать заново весь документ, а только приложение.
Их также удобно извлекать - проще распечатать и повесить на стену в офисе приложение из стандарта, на котором есть номер и отметка о том, что это приложение, чем какую - то неизвестную таблицу, распечатанную неизвестно откуда.
13. Лист регистрации изменений – здесь мы отмечаем внесенные изменения и дату их внесения.
Зачем нужно? – Здесь регистрируется тот самый контроль изменений, о котором я говорил в пункте 11.
Несколько важных разъяснений по поводу элементов документа:
Не все изложенные выше элементы документа являются необходимыми в каждом документе. Но чем сложнее документ, тем выше потребность в вышеизложенных элементах.
Некоторые элементы являются обязательными. В любом документе, как минимум, должны присутствовать название документа, утверждение документа, тело документа и согласование.
Выполнение остальных требований может выполняться путем контроля и регистрации в сторонних документах (например, требования к хранению бланков могут описываться в отдельном стандарте по управлению записями).
Этапы жизни документа
Жизнь документа в
организации похожа на жизнь
живого организма. Он
Создание документа (разработка)
Так как документ определяет процесс выполнения работы, то разрабатывать документы могут сотрудники, наделенные правом / обязанностью разработки документации. Обычно документ разрабатывает человек, хорошо знакомый с процессом, который будет описан в документе.
В некоторых компаниях
документацию разрабатывают
Перегибы в делении
работы по разработке недопустимы. Неправильно
оформленный документ приведет к
ошибкам в использовании
Согласование документа
Очень часто документ затрагивает
работу разных сотрудников и подразделений.
Отсюда и возникает необходимость
согласовать описываемую в