Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 08:44, контрольная работа
Методология оценивания затрат на качество. Пути совершенствования повышения качества продукции в современных условиях хозяйствования. Стандарты системы и системные стандарты. ISO: Новое качество бизнеса.
Третий - анализ эффективности использования финансовых ресурсов.
Четвертый - анализ инвестиций в улучшение качества.
Каждый из приведенных способов можно использовать как самостоятельный вид анализа затрат. Однако только их совокупное использование позволит достичь наилучшего результата по снижению и оптимизации затрат на качество.
Как уже было сказано, оценивание затрат на качество является непосредственным продолжением анализа и может производиться по различным критериям.
Для оценки влияния и взаимосвязи затрат на качество с экономическими показателями деятельности организации могут быть использованы общие и частные критерии. К общим относятся отношение величины затрат на качество к объему продаж, величине прибыли, себестоимости и к величине затрат на качество за предыдущий период. Перечень частных критериев определяется экономической службой организации.
К ним могут быть отнесены:
- соотношение видов затрат на качество между собой (в соответствии с классификацией);
- отношение затрат на улучшение качества к величине предполагаемой прибыли;
- отношение потерь от несоответствия к затратам на их устранение и др.
Обычно критерии оценки затрат на качество измеряются в процентах. Результат оценки можно представить в виде диаграммы.
В
заключение хотелось бы подчеркнуть, что
анализ и оценивание затрат на качество
(в соответствии с требованиями МС ИСО
9000:2000) должны представлять средство выявления
неэффективных или нерезультативных действий
в организации, инициировать действия
по улучшению и являться основой для разработки
финансовых подходов к инновациям. Кроме
того, информация, полученная руководством
при анализе и оценке затрат на качество,
обязательно должна быть использована
при анализе системы менеджмента качества.
2.
Пути совершенствования
повышения качества
продукции в современных
условиях хозяйствования
Изучением возможностей роста качества занимаются во всех странах, о чем свидетельствуют многочисленные публикации по вопросам теории и практики в отечественной и зарубежной литературе. Такое пристальное внимание к данному вопросу со стороны ученых, исследователей и руководства ведущих фирм стран с развитой рыночной экономикой связано со следующими причинами:
-
повышение роли, темпов и требований
НТП, которые диктуют коренные
качественные изменения в
-
дальнейшее углубление
-
выдвижение на первый план
не количества выпускаемой
-
расширение торгово-
- повышение качества продукции позволяет решать не только технические и экономические, но и социальные задачи.
Итак,
качество продукции — важнейшая
составляющая эффективного и рентабельного
функционирования предприятия. Его повышение
в значительной мере определяет выживаемость
и адаптивность организации в условиях
рынка, темпы научно-технического прогресса,
рост эффективности производства, активизацию
процесса поиска и внедрения инноваций,
экономию всех используемых видов ресурсов.
3. Стандарты системы
и системные стандарты
Что же все-таки такое стандарты в управлении качеством? Если говорить весьма обще, то стандарт ИСО-9000 представляет общие требования по тому, как должна быть построена система учета и управления на предприятии, чтобы можно было гарантировать работу производственной системы в соответствии с требованиями системы качества. В действительности, что очень важно, этот стандарт не может обеспечить гарантированное качество выпускаемой продукции, но призван обеспечить гарантированное устранение всех недостатков процесса производства, которые существенно влияют на качество продукции. Таким образом, продукция выпускается "наиболее вероятно качественная". При этом стандарт говорит только то, что надо сделать, но не говорит как. В принципе это разумно, действительно, как - зависит в большей мере от предприятия, и более того, один и тот же результат может быть достигнут различными методами, как более ресурсоемкими, и следовательно, дорогостоящими, так и менее. Главное - что получится а результате, а получится должны качественные процессы (производства, закупок, продаж, складирования и т.д.).
Кратко повторимся, сделав важное уточнение - этот стандарт может быть сформулирован следующим образом: все процессы, которые могут существенно повлиять на качество готовой продукции, должны быть документированы, за выполнение этих правил должна быть назначена персональная ответственность, регулярно должна проводиться проверка соответствия реальных процессов документированным требованиям. Важно, что обязательным требование является установление ответственности за качество процессов.
Система управления качеством - это, прежде всего определенная философия. Какова традиционная реакция в России на наличие каких-либо дефектов, обнаруженных например, при гарантийном обслуживании? У нас действительно будут недовольны этим фактом, но самое первое, что будет сделано - найдены и наказаны виновные. Философия управления качеством также требует, конечно, чтобы виновные были наказаны, но если они действительно виноваты, а не стали жертвой "некачественных производственных процедур", но самое главное, чтобы были устранены причины, которые привели к изготовлению некачественной продукции, то есть некачественные процедуры должны быть установлены и заменены качественными. Причина должна быть уничтожена в самом зародыше, так как невозможно гарантировать высокое качество продукции, если после обнаружении недостатков не выявлена, и полностью не устранена причина их возникновения. На это и нацелено документирование на предприятии, поскольку эффективно управлять и вмешиваться в технологию, можно только в том случае, если процессы формализованы, документированы и можно точно установить каким образом происходил тот или иной производственный технологический процесс. Также нужно установить параметры исходных материалов и компонент, окружающей среды, электроэнергии и прочие существенные условия, сопровождавшие процесс производства некачественной продукции. Возможность это сделать называется "прослеживаемость". Если же каждый процесс зависит от того, как захотел конкретный мастер или он формируестя случайным образом, установить и устранить причину возникновения дефектной продукции невозможно. Причина может быть столь же случайна, например, несоответствие оборудования, неправильная оснастка, или, например, рабочий не той квалификации принимал участие в производстве и просто "запорол" деталь.
Итак "система качества" - это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством.
Проблема создания системы качества натыкается еще на одну типично Российскую состоящую в том, что считается написание инструкции - делается для кого-то, а не для конкретного работника. Поэтому общепринятой ситуацией является: если инструкцию полезно нарушить, ее можно нарушить. Это принципиально недопустимо на предприятиях, использующий систему управления качеством. Точность и последовательность соблюдения инструкций является важнейшей гарантией качественного производства. В связи с этим при подготовке и создании системы качества в России полезно расширить сферу рассмотрения проблемы и рассмотреть вопрос о создании поддерживающей систему качества системы корпоративных стандартов.
Действительно,
документация и система качества является
одним из элементов общих корпоративных
стандартов, которые являются хребтом
любой системы управления корпорацией.
Если вы придете на работу в иностранную
фирму, вам сразу сообщат сразу массу правил,
инструкций, которые не только будут затрагивать
не только глобальные стороны вашей деятельности,
но и правила поведения в офисе. Как вы
должны выходить к клиенту, как вы будете
пользоваться Интернетом, электронной
почтой, допустима ли личная переписка
и разных других вещей. Это может касаться
и совсем других сторон жизни. Например,
вы должны пить воду, специально предназначенную
для питья, иначе если вы будете пить сырую
воду и заболеете по причине нарушения
вами инструкции, вам не будет гарантировано
возмещение временной нетрудоспособности.
Хотя это не соответствует Российскому
законодательству, тем не менее, такие
ситуации случается.
4. ISO: Новое качество бизнеса
Сегодня, не имея системы менеджмента качества, сертифицированной на соответствие международным стандартам ISO серии 9000, производитель не может реально конкурировать как на внешнем, так и на внутреннем рынках. О том, что представляет собой эта система и как предприятию получить сертификат соответствия стандартам ISO, - читайте в этой статье.
Наличие сертификата стандарта ISO серии 9000 открывает перед украинскими производителями широкие перспективы при ведении бизнеса. Например, повышаются шансы на успех при участии в тендерах, появляются возможности экспорта продукции по более высоким ценам (наличие сертификата ISO у производителя избавляет партнеров от необходимости проводить дорогостоящую экспертизу качества закупаемых товаров) и т.д. Но, главное, построенная с учетом требований международных стандартов ISO система качества позволяет сделать работу предприятия максимально эффективной и прибыльной.
Предвидеть, а не ликвидировать последствия.
Наблюдения показали, что менеджеры до 60% своего времени тратят на работу, имеющую отношение к устранению последствий различных сбоев на предприятии. В то же время было установлено, что одна единица валюты, потраченная на предупреждение таких неприятных событий, экономит 10 тыс. единиц валюты в производстве. Стандарты серии ISO 9000 как раз и направлены в большей степени на предупреждение отказов, чем на их обнаружение и устранение.
Схема получения сертификата на соответствие стандартам ISO 9000, на первый взгляд, достаточно проста. Производителю необходимо разработать систему качества, отвечающую определенным требованиям, и внедрить ее на предприятии. Но сложность состоит в том, что стандарты ISO серии 9000 не устанавливают жестких правил. Они только определяют, что нужно сделать на предприятии для построения оптимальной системы качества, но не говорят как именно. Однако, конечно, существуют обширные рекомендации по этому поводу и мы приведем их короткое изложение.
Обычно первым шагом становится самооценка деятельности организации на соответствие некоторым моделям совершенства. Она дает возможность определить области, где возможны улучшения, расставить приоритеты и сконцентрировать ресурсы на главных направлениях. Повторная самооценка, проведенная через определенный период, позволяет увидеть динамику движения и спланировать следующие шаги развития.
Система
менеджмента качества на предприятии
может иметь очень простую иерархическую
структуру: Генеральный директор, Ответственный
за качество, внедрение и функционирование
системы, а также Внутренние аудиторы.
При таком подходе Генеральный директор
работает над улучшением системы на основе
отчетов по эффективности, которые готовит
ему Ответственный за функционирование
системы с учетом результатов проверок,
полученных Внутренними аудиторами.
Восемь граней менеджмента качества
Концептуальной основой стандартов ISO серии 9000:2000 являются восемь базовых принципов менеджмента качества:
1. Организация производства, ориентированная на потребителя.
Удовлетворенность потребителей следует определенным образом измерять и оценивать. Для этого система качества должна содержать механизмы выработки соответствующих показателей.