Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 08:44, контрольная работа

Описание

Методология оценивания затрат на качество. Пути совершенствования повышения качества продукции в современных условиях хозяйствования. Стандарты системы и системные стандарты. ISO: Новое качество бизнеса.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.doc

— 198.50 Кб (Скачать документ)

      Представленная  таблица показывает, сколько ресурсов расходует каждый центр ответственности, что позволяет управлять его деятельностью. Дополнив данную таблицу результативными показателями центров ответственности, можно оценить вклад каждого центра ответственности в формирование прибыли предприятия. Кроме того, данная таблица позволяет провести оценку значимости для предприятия деятельности каждого центра ответственности. В данном случае предприятие тратит очень много средств на службу менеджмента качества: расходы на ее деятельность занимают около 35 % себестоимости. Необходимо более детально изучить содержание деятельности этой службы с точки зрения оптимизации ее затрат.

      Рассматриваемая трехмерная модель является моделью  применимости и позволяет получить качественный результат — выявить  соответствия отдельных затрат на качество отдельным центрам ответственности с отнесением их на мероприятия, породившие возникновение этих затрат. При решении задачи на качественном уровне, т. е. определении затратоемкости мероприятий, в соответствующих подразделениях по видам затрат на качество результат получается путем перемножения трех матриц применимости. В этом случае мы получаем выражение перечня мероприятий системы качества, требующих определенных видов затрат в данном центре ответственности. Предлагаемая модель, применяемая в процессе управления затратами на качество, может быть использована для анализа, планирования и бюджетирования путем деления всех параметров на две группы — первичные исходные данные и получаемые результаты (балансовую матрицу затрат на качество) или плановые значения. Также возможно включение в предлагаемую модель управления затратами на качество не только затратных показателей, но и результативных, что позволит проводить оценку результативности и эффективности деятельности конкретных центров ответственности, а также мероприятий, связанных с качеством продукции. Матричное трехмерное описание деятельности предприятий делает возможным формирование типовой модели с условными численными характеристиками ее элементов для осуществления:

  • планирования и нормирования деятельности;
  • бюджетирования;
  • оценки результативности и эффективности центров ответственности и видов вмешательств;
  • обеспечения адресности управления;
  • конкретизации и прозрачности учета затрат по видам деятельности, центрам ответственности;
  • соотнесения центров ответственности и операций, влияющих на их результативность и эффективность их деятельности;
  • оценки степени развитости управления и его сравнения по различным предприятиям.

      Целью построения данной системы управления является определение и структурирование перспективы в области управления качеством. Ее достижение опирается на определение конкретных проблемных ячеек, для которых средства достижения результативности и экономичности не соответствуют запланированным. Механизм управления затратами на качество служит контрольным инструментом по отношению к мерам (программам) по улучшению качества, предпринимаемым в конкретной организационной системе. В рамках данной системы прослеживается связь между центрами ответственности, понесенными затратами и мероприятиями (операциями), влияющими на качество процесса. В каждой ячейке «куба» содержится информация о количестве затраченных ресурсов на выполнение операции в конкретном центре ответственности. Это позволит реализовать цель системы — представление информации, адекватно отображающей состояние уровня качества процесса и затраченных ресурсов на этот процесс, т. е. о затратах на качество. Предлагаемая система органически включается в общую теорию управления предприятием, в управление затратами в частности, и направлена на поиск и предупреждение отклонений затрат от планового (нормативного) уровня, обнаружение факторов, влияющих на изменения затрат в разрезе каждого центра ответственности, служит оперативным механизмом реагирования ответственного лица на возникающие отклонения.

      Организованная  таким образом система управления позволяет, с одной стороны, децентрализовать управление затратами, а с другой — осуществлять контроль за их формированием  всех уровнях управления, устанавливать  виновных за возникновение непроизводительных затрат и в конечном итоге существенно повышать экономическую эффективность хозяйствования.

      Решая организационные вопросы внедрения  системы управления затратами на качество на промышленных предприятиях в силу их многоаспектности, следует  обратить внимание на решение следующих проблем:

  • охват всех видов бизнес-процессов деятельности предприятия;
  • наличие или создание на предприятии информационно-аналитической поддержки управления;
  • обеспечение согласованности информационных потоков между подразделениями предприятия с выделением центрального органа управления;
  • разработку системы критериев для оценки эффективности управления качеством, которая должна осуществляться на основе анализа затрат на качество.
 
 

 

Заключение 
 

      Особый  интерес в исследованиях состава и структуры затрат на качество представляет их доля в общем объеме затрат организации. Если границы затрат на качество неизвестны, то из внимания могут быть выпущены возможности регулирования этих затрат с целью снижения общих затрат организации.

      Затраты на обеспечение требуемого уровня качества составляют в разных странах и сферах производства от 2 до 25% общего объема затрат. По данным американских экспертов, затраты на качество достигают 20% от суммы продаж. Внедрение эффективной системы управления качеством, работающей по принципу предупреждения, а не обнаружения дефектов, позволяет снизить уровень затрат на качество до 2,5%. Согласно опросу высших руководителей во Франции 47% считают, что связанные с качеством затраты в основном составляют 5–19% оборота; по мнению 26% опрошенных, затраты на качество составляют менее 5% оборота; 10% предпринимателей определяют величину затрат в 20–30% оборота.

      В отечественной литературе данный вопрос изучен мало. В отдельных исследованиях  указывается, что затраты на качество (от общих затрат на производство) составляют от 3% на крупных предприятиях с мелкосерийным типом производства сложной продукции до 12% на предприятиях серийного производства.

      При традиционной оценке затрат на качество (ПОД-модель) первоочередным является вопрос соотношения затрат между тремя категориями.

      В настоящее время на подавляющем  большинстве российских и отечественных  предприятиях сложилась ситуация, когда  в общих затратах на качество значительную часть составляют потери от брака, а  доля затрат на предупреждение и оценку незначительна. Примерное их соотношение выглядит следующим образом: затраты на предупреждение – 5%, затраты на оценку качества – 25%, потери от брака (внутреннего и внешнего) – 70%.

      В Британии и США ситуация немногим лучше. Главное внимание у них уделяется не предупредительным мерам (10–15%), а устранению дефектов и отказов по внутренним и внешним причинам (60–65%) и оценке качества (25%). По примерной оценке, соотношение затрат в Европе складывается несколько иначе: предупредительные затраты – 20%, оценочные - 30% и затраты на устранение дефектов – 50%.

      При нерациональном распределении расходов по группам затрат их общая величина может достигать значительных сумм. Установлено, что меньшие затраты  на предотвращение дефектов (например, 5%) указывают на недостаточность предупреждающих мер, что в большинстве случаев является причиной большей доли затрат на дефекты – 50% и более. Становится ясно, что затраты на качество снижаются при проведении крупных мероприятий в области предотвращения дефектов.

      Японскими экспертами установлено, что увеличение мероприятий в области предотвращения дефектов с 1 до 7% ведет к общему снижению расходов: на контроль качества – с 34 до 28%, на устранение заводского брака  и на переделки – с 35 до 20%, на ремонт после окончания процесса производства – с 30 до 20%. В результате экономия расходов, связанных с низким качеством изделий, может составить около 20%. Поэтому затраты на предупреждение в Японии составляют – 25%, а на устранение дефектов лишь 40%.

      Взятые  в абсолютном (стоимостном) выражении  затраты на качество не дают полного  представления о ситуации и даже могут вводить в заблуждение. Для определения существенности, «весомости» затрат их надо соотносить с какой-нибудь другой характеристикой  деятельности, чувствительной к изменению производства. Последняя будет выступать как база измерений. Для этой цели используют такие показатели как проданная продукция, добавленная стоимость, трудоемкость или себестоимость. Решение о том, с какой базой измерений следует соотносить затраты на качество должно приниматься самим предприятием, главное, чтобы полученные результаты объективно отражали реальную картину.  

 

Список  использованных источников и литературы 

  1. Варакута  С.А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. –207 с.
  2. Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник для вузов / В.А. Швандар, В.П. Панов, Е.М. Купряков и др.; Под ред. Проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  3. Федюкин В.К., Дурнев В.Д., Лебедев В.Г. Методы оценки и управления качеством промышленной продукции. Учебник. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант, 2000. – 328 с.
  4. Управление качеством: Учебник - ("Высшее образование") (ГРИФ) /Аристов О.В. ; Аристов О.В. ; 2009 ; Инфра-М ; 5-16-001953-7.
  5. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация. 2-е изд., перераб и доп ; Фомин В.Н. ; 2008 ; Ось-89 ; 5-98534-165-8.
  6. Управление качеством; Коротнев В.Д. и др., Семенова Е.И.; КОЛОСС; 2005 г.; 2000; 184 стр.; 5-9532-0042-0.
  7. Управление качеством: Учебник - ("Высшее образование") (ГРИФ) /Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. ; Басовский Л.Е. , Протасьев В.Б. ; 2004 ; Инфра-М ; 5-16-000448-3.
  8. История управления качеством; Салиманова Т.А., Ватолкина Н.Ш.; КноРус; 2005 г.; 10000; 256 стр.; 5-85971-054-2.
  9. Управление качеством продукции. Введение в системы менеджмента качества; Белобрагин В.Я., Пономарев С.В., Мищенко С.В.; РИА Стандарты и качество; 2004 г.; 2000; 248 стр.; 5-94938-024-x.
 

Электронные ресурсы

  1. Сайт статей об управлении качеством. Режим доступа: http://www.proteu.ru/articles_tqm.html
  2. Пример рассмотрения управления затрат на качество продукции промышленного предприятия. Режим доступа: http://www.klubok.net/reviews263.html.

Информация о работе Управление качеством