Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 23:45, курсовая работа
Качество – весьма сложная противоречивая и неочевидная категория. Оно пронизывает все стороны жизни людей, является важнейшим стимулом деятельности каждого человека и общества в целом. В большинстве стран мира повышение качества стало национальной идеей в результате огромных усилий правительства, руководства фирм и компаний, направленных на обеспечение высокого качества продукции, услуг и работ, процессов. Достижения в области качества определили развитие новых направлений в науке, сферах производства, образования, обеспечения физического и нравственного здоровья человека и окружающей среды, предотвращения техногенных и антропогенных катастроф.
Введение…………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Основные положения TQM, цели и принципы……………………………. 5
1.1 Сущность TQM………………………………………………………………………. 5
1.2 Цели и принципы TQM……………………………………………………………… 6
1.3 Вовлеченность высшего руководства……………………………………………… 7
1.4 Ориентация всех целей, задач и действий на потребителей……………………… 8
1.5 Принятие решений на основе фактов……………………………………………….12
Глава 2. Внедрение TQM в организацию……………………………………………... 14
2.1 Этапы внедрения TQM в организацию…………………………………………….. 14
2.2 Признаки организаций, использующих TQM……………………………………... 14
Заключение………………………………………………………………………..……….. 16
Список используемых источников
• непрерывного совершенствования
• всеобщего участия сотрудников
Американский ученый Б. Джойнер очень емко выразил суть современной концепции управления качеством и роль руководства в нем с помощью схемы, которую называют треугольником Джойнера.
Научный подход — создание системы управления, в которой принимаемые руководителем решения основываются на результатах расчетов, моделирования, испытаний, диагностики, исследований процессов потребления. Все как одна команда — обеспечение слаженной работы всего коллектива (обучай и помогай при ошибках; объединяй людей так, чтобы они помогали друг другу в стремлении к общей цели; разделяй на подзадачи, доступные для подготовки персонала).
8
. Руководитель должен включать аспекты качества в цели компании и поддерживать ее деятельность необходимыми ресурсами, а также моральными стимулами. Он должен принимать также активное участие в улучшении процессов. Если руководство не демонстрирует своими действиями, что качество так же важно, как, скажем, стоимость или время поставки продукции, — остальные члены организации не будут считать вопрос качества одним из главных критериев в оценке их работы со стороны руководства, и их внимание к нему будет ослаблено. Таким образом, стратегия качества должна базироваться на непосредственном участии высшего руководства в обеспечении качества, тогда она будет успешной. Вот почему вовлеченность руководства в процесс обеспечения качества, поставлена во главе важнейших элементов, составляющих базу стратегии TQM.
Принцип вовлеченности руководства реализуется путем следующих действий:
• активности поведения;
• понимания и реагирования на изменения внешней среды
• принятия во внимание потребностей всех участников сделок — собственников, потребителей, персонала самой организации, поставщиков, общества и др.
• ясного видения перспектив организации;
• определения целей и реализации стратегии для их достижения;
• установления разделяемых всеми
ценностей и этических принципо
• создания атмосферы доверия в организации;
• обеспечения персонала
• вдохновения и поощрения
• создания условии для открытых и честных коммуникаций
• обучения персонала, наставничества.
1.4 Ориентация всех целей, задач и действий на потребителей
Взаимоотношения с окружением
организации существенно влияют
на ее успех в бизнесе и
Наиболее эффективным средством достижения успешного сбыта является повышение качества предлагаемой продукции.
Конкуренция в области качества вынуждает организацию добиваться того, чтобы именно ее продукцию приобрел потребитель. Поэтому предметом конкуренции является ценность, воспринимаемая потенциальным потребителем (заказчиком).
Потребитель служит главным элементом обеспечения конкурентных преимуществ: через него выявляют ожидания и на нем проверяют степень удовлетворенности этих ожиданий. Организация должна выработать подходы, обеспечивающие взаимоотношение и максимальное сближение интересов с заказчиками.
Известны два способа
1)Реагирующее управление. Реакция организации на требования потребителя после их появления (RCDQ — reactive customer-driven quality)
9
2)Планирование качества. Прогнозирование и удовлетворение требований рогнозирование и удовлетворение требований потребителя до их появления.
Организации, базирующиеся на
методе RCDQ , действуют строго в
соответствии с требованиями
потребителя. Но при этом
1. Ясное представление о том, куда компания идет. Это должно быть четко заявлено и в доступной форме доведено до каждого работника организации.
2. Выявление ключевых целей,
которые должны быть
3. Информирование о ключевых
целях всех сотрудников
Стратегическое планирование может быть эффективным при условии, что оно рассматривается руководством организации как средство, а не цель; предельно ориентировано на потребителя; объединяет усилия всех служащих; правильно расставляет приоритеты своей деятельности и устраняет недостатки в управлении.
Для ориентации всех целей, задач и действий на потребителей используют различные методы поиска и сбора данных об ожиданиях потребителей. К наиболее распространенным из них относятся:
10
• письменное анкетирование потребителя;
• личный опрос потребителей (например, по телефону);
• групповое обсуждение в коллективах потребителей;
• опрос потребителей и наблюдение за ними — эффективный метод, используемый при проведении выставок и конференций, а также в процессе реализации продукции.
Производителю необходимо учитывать мнение внешних и внутренних потребителей. К внешним потребителям могут быть отнесены:
• конечные пользователи продукта организации (конкретные люди);
• промежуточные потребители (посредники между организацией и конечным пользователем продукта, например дистрибьюторы, сбытовые фирмы);
• крупные и средние потребители (организации и предприятия).
К внутренним потребителям относятся пользователи вспомогательных подразделений компании, осуществляющие ее внутренний сервис — система подбора кадров, система образования и переподготовки, информационные системы, т. е. пользователи, которые в этом случае выступают поставщиками внутреннего продукта. Наиболее важной категорией внутренних пользователей являются служащие организации. Их чувство принадлежности организации, самоутверждение, мотивация, удовлетворенность настоящим и надежды на будущее являются фундаментом ее успеха.
Кроме того, к внутренним пользователям относят каждого, кто получает выгоду от благосостояния компании, например собственников компании (акционеров).
Процессный подход
Процессы как организованные действия, направленные на достижение поставленных целей, играют важнейшую роль в реализации принципов TQM. Процессный подход позволяет
устранить организационные барьеры. Используемые в организации процессы бывают трех видов:
• индивидуальный, выполняемый отдельными исполнителями;
• функциональный, или вертикальный, отражающий деятельность организации по вертикали и соответствующий ее
структуре взаимодействия руководителей, отделов, подразделений и служащих компании;
• горизонтальный, пересекающий по горизонтали деятельность компании и представляющий собой совокупность взаимосвязанных интегрированных процессов.
Иерархические организационные структуры с вертикальными процессами управления, как правило, плохо приспособлены к реализации методологии современного менеджмента качества. Поэтому наиболее эффективны горизонтальные процессы управления, среди которых получили признание в мире следующие:
• проектный стиль управления;
• статистическое управление процессами;
• построение организационных структур из цепочек "потребитель — поставщик".
Большое распространение получил проектный стиль управления. Проект всегда ориентирован на конкретного потребителя (заказчика) продукции. Руководитель проекта назначается высшим руководством предприятия и подотчетен только ему. Внутри проекта на конкурсной основе создается команда проекта, которая разрабатывает все процессы и СК в соответствии с требованиями данного потребителя. Здесь важно, чтобы команду проекта составляли работники данной организации, имеющие соответствующую профессиональную подготовку и хорошо знающие ее особенности. Акцентирование внимания на процесс означает, что главным фактором является профилактика, т. е. предупреждение, а не исправление допущенных ошибок. Нельзя ожидать конечного результата, а затем исправлять
11
ошибки, необходимо управлять самим процессом, чтобы не допустить их. Основой управления процессами являются следующие показатели эффективности:
• затраты на реализацию процесса;
• длительность процесса;
• показатели качества процесса.
Чтобы реализовать принцип
• идентифицировать ключевые процессы
организации, т. е. наиболее важные, обеспечивая
информированностью о них каждого работника
фирмы;
• установить и измерить "вход" и "выход" процесса;
• согласовать процесс с
• оценить возможные риски;
• четко распределить полномочия, ответственность и подотчетность в управлении процессом;
• определить внутренних и внешних потребителей и поставщиков, прочих участников процесса;
• при принятии решений концентрировать внимание на этапах процесса, потоках, средствах измерений, потребностях в обучении, оборудовании, методологии, информации, материалах и др.;
• осуществлять проведение необходимых измерений, особенно во время таких процессов, которые приносят успех организации;
• оптимизировать ресурсы в каждом выделенном процессе путем строжайшего контроля над их использованием и внедрением эффективных мер снижения затрат на производство продукции (оказание услуг).
Примером работы с потребителями и расширения сферы услуг может быть опыт компании "Левис" (США), которая в свое время увеличила объемы продаж на 300% женских джинсов благодаря использованию новых информационных технологий, позволяющих осуществить подгонку джинсов для потребителя по 2400 размерам, разновидностям стилей и цветов. Обученный персонал определял размерные характеристики клиенток в магазине, используя специально разработанные джинсы со встроенными ленточными мерками. С помощью компьютеров заказы тут же передавались непосредственно на предприятие для изготовления и отгрузки. В течение непродолжительного времени потребитель получал изготовленные точно по заказу джинсы.
Постоянное улучшение
Данный принцип связан с необходимостью создания в организации условий, позволяющих осуществлять любую инновационную деятельность, направленную на повышение удовлетворенности потребителя и постоянное совершенствование самой организации. При этом организация не только отслеживает возникающие проблемы, но и после тщательного анализа со стороны руководства предпринимает необходимые корректирующие и предупреждающие действия для предотвращения повторного появления таких проблем. Улучшение должно сопровождаться участием руководства в этом процессе, а также обеспечением всеми ресурсами, необходимыми для реализации поставленных целей.
Принцип постоянного улучшения реализуется путем осуществления следующих действий:
• определения постоянного
• постоянного повышения
• создания системы мер для установления, отслеживания и стимулирования улучшений;