Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 23:45, курсовая работа
Качество – весьма сложная противоречивая и неочевидная категория. Оно пронизывает все стороны жизни людей, является важнейшим стимулом деятельности каждого человека и общества в целом. В большинстве стран мира повышение качества стало национальной идеей в результате огромных усилий правительства, руководства фирм и компаний, направленных на обеспечение высокого качества продукции, услуг и работ, процессов. Достижения в области качества определили развитие новых направлений в науке, сферах производства, образования, обеспечения физического и нравственного здоровья человека и окружающей среды, предотвращения техногенных и антропогенных катастроф.
Введение…………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Основные положения TQM, цели и принципы……………………………. 5
1.1 Сущность TQM………………………………………………………………………. 5
1.2 Цели и принципы TQM……………………………………………………………… 6
1.3 Вовлеченность высшего руководства……………………………………………… 7
1.4 Ориентация всех целей, задач и действий на потребителей……………………… 8
1.5 Принятие решений на основе фактов……………………………………………….12
Глава 2. Внедрение TQM в организацию……………………………………………... 14
2.1 Этапы внедрения TQM в организацию…………………………………………….. 14
2.2 Признаки организаций, использующих TQM……………………………………... 14
Заключение………………………………………………………………………..……….. 16
Список используемых источников
12
1.5 Принятие решений на основе фактов
Сущность этого принципа состоит в том, что для решения сложных проблем, связанных с бизнесом, необходимо использовать объективный, основанный только на достоверных данных подход. Источниками таких данных могут быть, например, результаты внутренних проверок организации и СК, рекламации и претензии потребителей, предложения сотрудников организации по улучшению ее деятельности.
Принцип принятия решений на основе фактов реализуется организацией следующим образом:
• обеспечением достаточно полными, достоверными и точными данными и информацией о состоянии организации, удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон;
• анализом данных и информации;
• использованием статистических методов управления качеством и процессами;
принятием решений и выполнением действий, базирующихся на результатах логического анализа соотношения практического опыта и интуиции;
• использованием информационных технологий. Имеющиеся в распоряжении организации фактические
данные можно использовать не только с целью получения прибыли, но и для укрепления отношений с клиентами и партнерами, расширения деятельности в новых областях и направлениях, для разработки новых, усовершенствованных продуктов и услуг.
Системный подход к управлению
Организация представляет собой объединение людей, деятельность которых направлена на реализацию определенных программ или целей на основе определенных правил и процедур. При осуществлении производства близких по назначению продукции и услуг, как правило, используются достаточно близкие по характеристикам ресурсы (материалы и оборудование, персонал, технологии и т. д.). Побеждать в конкурентной борьбе в настоящее время могут только те организации, управление деятельностью которых базируется на системном подходе. Организация как система представляет собой структуру, элементы которой (подсистемы) взаимосвязаны и взаимодействуют как между собой, так и с внешним окружением. Внутренняя структура организации отражает цели и ценности работающих в ней людей и обеспечивает непрерывность протекающих процессов. Качество не должно рассматриваться как вещь в себе, а должно интегрироваться во все системные факторы и процессы. Только на основе системного подхода к управлению возможна реализация концепции TQM.
Вовлечение персонала
Весь персонал — от высшего руководства до рядового сотрудника — должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. В концепции TQM персонал рассматривается как главный ресурс организации, которая должна создать все условия для максимального использования его творческого потенциала. Принцип всеобщего участия сотрудников претворяется в следующих действиях:
• принятии на себя ответственности за решение проблем;
• активном поиске возможностей улучшений;
• повышении профессионализма;
• передаче знаний и умений другим членам коллектива;
13
• ориентации на постоянное улучшение;
• рационализаторстве и творчестве;
• поддерживании имиджа организации потребителями и обществом.
При полной вовлеченности сотрудников достигается мощный эффект, при котором совокупный результат коллективной работы существенно превосходит сумму результатов отдельных исполнителей. Для всеобщего участия сотрудников требуется максимальная интеграция деятельности всех служб и подразделений организации. "Устраните барьеры между подразделениями и специалистами, все должны действовать как единая команда", — так сформулировал один из своих принципов Э. Деминг.
Большую роль в реализации концепции TQM играет обучение и подготовка персонала. Одним из распространенных методов является "каскадное" обучение, при котором сначала проходит подготовку группа управляющих, а затем — остальной персонал, что позволяет обеспечить наиболее широкое вовлечение персонала организации в процесс непрерывного совершенствования. [8]
Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Каждая организация тесно
• правильно выбрать ключевых поставщиков;
• установить с поставщиками отношения партнерства на основе баланса между краткосрочными целями и долгосрочными планами как организации, так и общества в целом;
• создать простые и открытые взаимоотношения
• инициировать совместное совершенствование продукции и процессов;
• совместно определять потребности потребителей;
• обмениваться информацией и планами на будущее;
• признавать достижения поставщиков.
Основу различных моделей TQM составляют изложенные принципы, принятые в большинстве развитых стран и различающиеся между собой лишь акцентами. Реализация принципов TQM осуществляется путем использования множества методов, приемов, инструментов управления.
14
Глава 2. Внедрение TQM в организацию
2.1 Этапы внедрения TQM в организацию
Современная концепция TQM во многом универсальна. Она позволяет целенаправленно и успешно осуществлять управление не только в сфере производства, но и в государственных и муниципальных учреждениях, банках, сфере услуг, образования, медицины и других областях. [9]
При внедрении TQM в различных
сферах общими для них
• выработка стратегии компании;
• выделение приоритетных направлений ее деятельности;
• создание сети новых отношений с потребителями, поставщиками и конкурентами;
• вовлечение в процессы стратегического планирования служащих всех уровней;
• обучение персонала;
• предельная ориентация на потребителя;
• организация управления процессами;
• непрерывное повышение качества и степени удовлетворенности потребителя;
• формирование команд или рабочих групп для реорганизации работы организации;
• упразднение лишних звеньев управления и передача их функций сотрудникам.
Внедрение TQM представляет собой трудоемкий процесс и может быть обречено на неудачу при непонимании руководством, что этот процесс рассчитан на длительную перспективу, и в нем должен быть задействован весь персонал. Очень часто внедрение TQM в некоторых сферах, например в государственных структурах, требует преодоления определенных препятствий, состоящих в сопротивлении работников изменениям; в краткосрочности их пребывания на должностях; в их определенной финансовой стабильности.
2.2 Признаки организаций, использующих TQM
Организации, которые используют TQM, имеют следующие признаки:
• качество как цель номер один,
ведущая к повышению
• персонал как ценность номер один;
• командный дух в организации;
• единые моральные, этические и руководящие принципы у всех служащих организации;
• справедливость как основа мотивации и вера как основа оптимизма;
• горизонтальная организационная
структура управления с процессным
и проектным стилями
• эффективный менеджмент.
Квалифицированное использование методологии TQM обеспечивает организации следующие преимущества:
• увеличение прибыли;
• обеспечение экономической устойчивости фирмы и рационального использования всех видов ресурсов;
• улучшение имиджа и репутации фирмы;
• повышение качества управленческих решений;
• внедрение новейших достижений;
• увеличение производительности труда;
15
• повышение качества и конкурентоспособности продукции;
• рост степени удовлетворенности клиентов.
В процессе эволюции управления качеством мировым сообществом выработано много универсальных методов и инструментов, позволяющих в различных условиях добиваться успешной реализации поставленных целей. 2
Наиболее эффективные из этих методов используются в TQM.
1. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. - М.: РИА Стандарты и качество, 2001. – С. 35
2. Окрепилов В.В Управление качеством.- М.: Наука, 2000. с 8
16
Заключение
В результате исследования пришла к следующим выводам:
Тотальное управление качеством ставит
главной целью изменение
Тотальное управление качеством предполагает такой подход, который предполагает взаимодействие и с поставщиками, и с потребителями. Здесь также следует применять соответствующие системы управления и методы обеспечения качества, чтобы изыскать возможности для дальнейшего совершенствования работы и извлечь для них дополнительную пользу.
Тотальное управление качеством требует значительного участия руководства, но в то же время должны находиться пути для подключения всех сотрудников и их идей.
Список используемых источников
1. Басовский Л.Е. Управление качеством / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. М.: ИНФРА-М, 2007. - 211 c.
2. Версан В.Г., Чайка И.И., Галлеев В.И. Государственные меры по содействию повышению качества // Вестник технического регулирования. 2006. — № 2.
3. Галеев В. И., Пичугин К. В. Менеджмент процессов в системе качества — от теории к практике // Сертификация. 2004. — № 1.
4. Окрепилов В.В. Управление качеством. М.: Наука, 2000. - №4. стр 15-19
5. Фостер Т. Плюсы и минусы качества, управляемого заказчиком// Стандарты и качество. 2000. — № 2.
6. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. - М.: РИА Стандарты и качество, 2001. – 202 с.
7. Джеймс Р. Управление качеством - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 637 c.
8. Джордж С., Ваймерскирх А. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых спешных компаниях (TQM). СПб.: Виктория плюс, 2002 г. - 441 с.
9. Исикава К. Японские методы управления качеством/ К. Исикава. М.: Экономика, 1988. – 141 с.
10. Михеева Е.Н. Управление качеством/ Е.Н. Михеева, М.В. Сероштан. М.: Дашков и К°, 2009. – 708 с.
11. Пономарев С.В.. Управление качеством / С.В. Пономарев. М.: ИНФРА-М, 2006. - 256 c.
12. Чупилин А.И. Управление качеством / А.И. Чупилин. М.: Дашков и К, 2006. - 153 c.
13. Шубенкова Е.В. Тотальное управление качеством / Е.В. Шубенкова ; Рос. эконом. акад. им. Г.В. Плеханова. 2005.- 254 c.
14. Стандарты и качество www.stq.ru
15. Менеджмент качества
http://bigc.ru/publications/