Японская и американская модели системы управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:12, курсовая работа

Описание

Чтобы сравнить модели этих двух стран, нам необходимо выполнить следующие задачи:
· Определить то, что мы собираемся исследовать: качеством, управление качеством.
· Посмотреть с чего началось и как развивалось управление качеством
· Отметить исторические и практические особенности менеджмента качества в этих двух странах
· Сделать сравнительный анализ на основе полученного обзора, а также сделать выводы

Содержание

Введение
1. Понятие управления качеством
2. Эволюция управления качеством
3. Управление качеством в Японии
3.1 Опыт управления качеством в Японии
3.2 Основные положения японской школы управления качеством
4. Управление качеством в США
4.1 Опыт управления качеством в США
4.2 Формирование и развития американской школы управления качеством
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Управление качеством.doc

— 113.50 Кб (Скачать документ)

Курсовая работа

Японская и  американская модели системы управления качеством

Студентка 9710 группы

Суханова Софья  Сергеевна

Новосибирск

2010

 

Содержание

Введение

1. Понятие управления  качеством

2. Эволюция управления  качеством

3. Управление  качеством в Японии

3.1 Опыт управления  качеством в Японии

3.2 Основные  положения японской школы управления  качеством

4. Управление  качеством в США

4.1 Опыт управления  качеством в США

4.2 Формирование  и развития американской школы  управления качеством

Заключение

Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

Любая фирма, выпускающая  продукцию или предоставляющая  какие-либо услуги, стремится максимально  удовлетворить спрос и привлечь как можно больше потребителей. В  свою очередь всякий потребитель  судит о фирме по качеству продукции  или услуги и по степени удовлетворенности, получаемой от их приобретения. Именно поэтому вопрос об обеспечении и контроле качества является одним из самых главных для руководства любого предприятия. Необходимо не просто обеспечить выпуск продукции без каких бы то ни было дефектов и брака, но и грамотно наладить весь процесс производства, дающий на выходе продукт соответствующего уровня качества. Поскольку для обеспечения качественной продукции необходим очень сложный многоуровневый процесс организации работников на всех этапах производства, нынешний успех многих фирм был достигнут не сразу и далеко не легким путем. Соединенные Штаты Америки и Япония - эти два государства добились наибольших успехов в разработке и внедрении различных идей по повышению уровня качества. Чтобы сравнить модели этих двух стран, нам необходимо выполнить следующие задачи:

· Определить то, что мы собираемся исследовать: качеством, управление качеством.

· Посмотреть с  чего началось и как развивалось  управление качеством

· Отметить исторические и практические особенности менеджмента качества в этих двух странах

· Сделать сравнительный  анализ на основе полученного обзора, а также сделать выводы

Подробно рассмотрев каждый из пунктов, мы сможем получить наглядную картину того, какие  же задачи выполняет управление качеством, какие подходы были сделаны для решения этих задач и применение каких концепций дает в итоге действительно качественную продукцию, готовую конкурировать на любом рынке.

 

1. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ  КАЧЕСТВОМ

управление  качество менеджмент японская американский

Качество - это  емкая, сложная и универсальная  категория, имеющая множество особенностей и аспектов. В зависимости от того, с какой целью рассматривается  и используется этот термин, существует ряд аспектов качества: философский, правовой, социальный, экономический и технологический. Так как для нас будут важны последние два аспекта, дадим следующее определение качества:

Качество -- общая  совокупность технических, технологических  и эксплуатационных характеристик  изделия или услуги, посредством которых изделие или услуга будут отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации.[5]

Поскольку с  конца 70-х годов прошлого столетия в промышленно развитых странах  разрабатываются стандарты на систему  управления качеством (ISO 9000), необходимо определить, что называется качеством в рамках этих стандартов:

Качество - степень  соответствия совокупности присущих характеристик  требованиям. ( Гост Р ИСО 9000-2001)[6]. Другими  словами, потребности людей и  их требования по поводу уровня качества должны являться главнейшими стимулами для роста и совершенствования работы всего производства.

В условиях рынка  и конкуренции развитые страны мира воспринимают высокое качество как  стратегический коммерческий императив  и самый значимый источник национального  богатства. Качество во многом определяет престиж государства, служит основой для удовлетворения потребностей каждого человека и общества в целом, является важнейшей составляющей конкурентоспособности. Только на его основе предприятие может выжить в условиях конкуренции и получать необходимую прибыль, поэтому представляется вполне объективным, что деятельность по повышению и обеспечению качества в условиях рыночных отношений должна быть приоритетной.

Приведем основные причины, определяющие необходимость  повышения и обеспечения качества:

* существенное  непрерывное возрастание личных, производственных и общественных  потребностей;

* возрастание  роли и темпов НТП в развитии  науки, техники, производства, экономики  и всего мирового сообщества;

* усовершенствование  услуг, конструкций выпускаемой продукции и повышение значимости выполняемых функций;

* увеличение  объемов производства продукции  и оказываемых услуг и, как  следствие, возможный рост стоимости  брака и рекламаций;

* неприятие  потребителями продукции и услуг  с относительно невысоким уровнем качества;

* ужесточение  требований к интенсификации  производства и повышению его  эффективности как необходимого  фактора благополучного существования  предприятий.

Таким образом, необходимость обеспечение качества на всех этапах производства порождает такое понятие, как управление качеством.

Управление  качеством - целенаправленный процесс  скоординированных воздействий  на объекты управления для установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества.[5]

Поскольку с середины ХХ века в развитых странах в этой сфере преобладает воплощение системы Всеобщего Управления Качеством (Total Quality Management ), и говорить мы в основном будет о ней, стоит подробно рассмотреть ее основные положения и принципы.

Всеобщее управление качеством (TQM) - это подход к управлению организацией, нацеленный на качество, который основан на участии всех ее членов ( персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры ) и направлен на достижение как долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя, так и выгоды для членов организации и общества.[5]

Стремясь к  достижению долгосрочного успеха путем  максимального удовлетворения запросов потребителя, сотрудников организации  и общества в целом, перед TQM стоят следующие задачи [5]:

· Постоянное улучшение  качества путем постоянного анализа  результатов и корректировки  деятельности

· Полная ликвидация дефектов производства и непроизводственных затрат

· Выполнение намеченного  точно в срок

Тактика TQM заключается  в нескольких пунктах:

· Предупреждение причин дефектов

· Вовлечение всех сотрудников в деятельность по улучшению  качества

· Активная разработка стратегии управления

· Непрерывное  совершенствование качества продукции  и процессов производства

· Использование  научных подходов

· Регулярная самооценка

Рис. 1 - Важнейшие элементы TQM, обеспечивающие успех стратегии  качества. [5]

Интерпретируя рисунок 1, можно  отметить, что наиболее важными элементами TQM являются:

· Обязательное широкое вовлечение высшего руководства в решение проблем качества

· Обеспечение условий  и реальное участие каждого в  процессе удовлетворения запросов потребителя

· Базирование всех решений  только на фактах, а не на интуиции или  опыте работников

· Фокусирование внимания на процессах, рассматриваемых как оптимальная система для достижения главной цели - максимизация ценности продукта и минимизация его стоимости

Перечисленные особенности  являются важнейшими, но единственными

элементами Всеобщего  Управления Качеством. Так же в него входят системный подход к организации управления качеством и необходимость уделять особое внимание отношениям с поставщиками.

Также стоит отметить некоторые  отличия Всеобщего управления качеством  от основных принципов традиционного  управления качеством. В TQM применяются [4]:

· Обучение управлению качеством  всего персонала, а не только сотрудников  отдела контроля качества

· Разработка преимущественно  предупреждающих, а не корректирующих воздействий

· Удовлетворение потребностей не только заказчика, но и общества и сотрудников организации

· Планирование, обеспечение  и контроль улучшения качества в  непрерывном режиме

· Регулярное выявление и  решение проблем в области  качества, долгосрочное планирование качества и способов его достижения

· Принятие решений  на основе фактов

· Деятельность, направленная на результат и ориентированная  на эффективные действия, а не на обсуждения

Итак, определившись  с понятием управления качеством  и, более узкого, Всеобщего управления качеством, мы можем перейти к  истории возникновения и развития этой сферы управления, ибо она, как любая наука, возникла не сразу в том виде, в котором мы знаем ее сейчас.

 

2. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ  КАЧЕСТВОМ

Понятие Всеобщего  Управления Качеством возникло не сразу. Этой теории предшествовали работы ученых из самых разных наук: социологии, экономики, математической статистики, психологии и других. Поэтому историю возникновения Всеобщего Управления качеством составляют следующие четыре науки и их представители:

1) Научный менеджмент. 1900-1930 гг. (годы расцвета и применения на практике этих наук )

С его появлением связаны имена таких ученых как  Ф. Тейлор, считающийся основателем  управленческой науки и выпустивший  книгу «Принцип научного управления» (разделил ответственность за разработку и осуществление проекта, разбил сложные управленческие операции на более простые), А. Файоль, которого считают основателем административной школы управления и отцом менеджмента (создал универсальную функциональную модель ), М. Вебер, который создал классическую теорию бюрократии («эффективность» бюрократии) и ввел понятия «власти» и «авторитета».

2) Поведенческие  (бихевиаристские) науки. 1930-1960 гг.

Здесь, безусловно, стоит отметить деятельность М. Маслоу и Д. Мак-Грегора, подчеркнувших необходимость  более полного учета человеческого  фактора в повышении качества производимой продукции и всех этапов производства в целом.

3) Системный  ( рациональный) подход. 1960-1970 гг.

Такие подходы  предусматривают рассмотрение деятельности организаций с точки зрения организационных  моделей для соответствия компании особенностям рынка. Так же, согласно этим подходам компания должна быть организована с учетом внутренних и внешних особенностей, составляющими которых являются: технологии, окружающая среда, сектор рынка, культура и т.д.

4) Теория управления качеством и Всеобще управление качеством.(TQM, Total Quality Management ).1980-1990 гг.

Важную роль в становлении теории управления качеством сыграли американские ученые Э. Деминг и Джозеф М. Джуран. Как мы уже поняли выше, особую роль в обеспечении качества они отводили руководству высшего звена. Только при условии, если руководитель верит в необходимость обеспечения качества и принимает в этой работе непосредственное и активное участие, возможно непрерывное улучшение качества. Благодаря Джурану контроль качества стал инструментом управления. Именно он дал определение качеству как "пригодность для пользователя". Он, так же как и Деминг, указывал на важность постоянной работы по улучшению качества [5]. Философия качества и методы его обеспечения, разработанные Демингом и Джураном, являются основополагающими в теории Всеобщего Управления Качеством и будут еще долгое время продолжать оказывать влияние на общество.

Как мы можем  увидеть, история управления качеством  насчитывает много различных  подходов и точек зрения на этот вопрос. Но никакие разнообразные и оригинальные идеи не могут быть признаны окончательно, пока не будет доказана их актуальность и продуманность на практике.

 

3. УПРАВЛЕНИЕ  КАЧЕСТВОМ В ЯПОНИИ

3.1 Опыт управления  качеством в Японии

Все постулаты и принципы, применяемые японцами в области управления качеством, были «привезены» в эту страну американцами. Когда после Второй Мировой Войны американские оккупационные войска высадились в Японии, японская промышленность пребывала в состоянии разрухи, все люди были на грани голода. Американцы тогда столкнулись с важной проблемой - очень низким качеством телефонной связи. С этого момента, в мае 1946 года, началось прямое насаждение в японской промышленности американских методов управления качеством.

В тот же период возникла национальная система стандартизации. В 1945 году была создана японская организация по стандартизации, а вслед за ней, в 1946 году, был образован комитет по японским промышленным стандартам. Эти организации выпустили ряд законов стандартизации, на основе которых была учреждена система JIS .

Японский союз ученых и инженеров (ЯСУИ) - частная  организация, созданная учеными  и инженерами в 1946 году и занимавшаяся исследованиями и распространением знаний в области управления качеством.[3] В 1950 году ЯСУИ организовал выступление У. Э. Деминга из США, основными темами лекций которого были использование так называемого цикла Деминга, правильная интерпретация разброса данных в статистике и управление технологическим процессом с помощью контрольных карт. Так Деминг, общепризнанный авторитет в области выборочного контроля, приобщил Японию к управлению качеством.

В 50-х годах  статистический контроль качества (контрольные  карты и выборочный контроль) приобрели  широкое применение на японских предприятиях. Но, по словам Исикавы, на практике это вызывало ряд проблем:

· Статистические методы возможно и были верны, но их значение было переоценено. Людям предлагались слишком сложные методы, когда  на деле хватило бы и простых.

· Было разработано  множество стандартов, которыми на деле практически не пользовались.

· Управление качеством  оставалось делом рук рабочих  и инженеров на предприятиях, руководство  высшего и среднего звена не проявляли  к нему должного интереса.

В то время Японии была необходима помощь, и доктор Дж. М. Джуран откликнулся на приглашение ЯСУИ в 1954 году и провел в Японии семинары для руководителей высшего и среднего звена, разъяснив им суть управления качеством и ту роль, которые они должны были играть в его стимулировании. После приезда доктора на японских предприятиях наметился переход от решения в основном технических вопросов к участию в управлении качеством всего управляющего состава. Джуран смог создать атмосферу рассмотрения управления качеством как орудия руководства, что дало толчок развитию комплексного управления качеством.

Информация о работе Японская и американская модели системы управления качеством