Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:12, курсовая работа
Чтобы сравнить модели этих двух стран, нам необходимо выполнить следующие задачи:
· Определить то, что мы собираемся исследовать: качеством, управление качеством.
· Посмотреть с чего началось и как развивалось управление качеством
· Отметить исторические и практические особенности менеджмента качества в этих двух странах
· Сделать сравнительный анализ на основе полученного обзора, а также сделать выводы
Введение
1. Понятие управления качеством
2. Эволюция управления качеством
3. Управление качеством в Японии
3.1 Опыт управления качеством в Японии
3.2 Основные положения японской школы управления качеством
4. Управление качеством в США
4.1 Опыт управления качеством в США
4.2 Формирование и развития американской школы управления качеством
Заключение
Список литературы
Повысить уровень качества или оказаться в проигрыше - другой альтернативы у американской промышленности тогда не было. До начала 1980-х годов решение проблем качества заключалось только в протекционистских мерах и контроле качества (сформировавшаяся система реагировала на ошибки и искала способы их устранения, не учитывала важность других подразделений, не связанных с процессом производства). Важным инструментом достижения качества на американских предприятиях был статистический контроль. Бракованные изделия по требованию потребителя заменялись бесплатно. [4]
По мере продвижения научно-технического прогресса и подъема экономики других стран-лидеров, рынок начал признавать, что качество важнее цены. И в 1970-80-ые годах США столкнулись с жесточайшей конкуренцией со стороны японских и европейских фирм, выпускавших высококачественные товары и продававших их по низким ценам. Тогда в Америке были предприняты беспрецедентные усилия по преодолению отставания уровня качества продукции. Было решено уделить особое внимание следующим проблемам[5]:
· Программы повышения качества
· Мотивация рабочих
· Кружки качества
· Учет расходов на качество
· Материальное стимулирование
· Статистические методы контроля
Многие известные ныне американские компании (например, IBM) тогда начали применять опыт японских руководителей и стали первыми в своих областях.
Также внимание со стороны законодательной и исполнительной власти к вопросам управления качеством стало новым явлением для американской экономики. Основная задача этого вмешательства - добиться реализации на деле лозунга «Качество прежде всего!» [5]
Постепенно принимаемые в США меры, направленные на постоянное повышение уровня качества выпускаемой продукции, существенно сократили отставание от выпускаемых в Японии и Европе товаров, что немедленно усилило конкурентную борьбу на мировом рынке.
Итак, следует
отметить, что в Америке в течение
20 века высказывалось и
3.2 Фомирование и развитие американской школы управления качеством
Анализирую американский опыт в области качества, можно выделить следующие характерные его особенности [4]:
· Совершенствование управления фирмой в целом
· Жесткий контроль качества продукции с использованием методом математической статистики
· Внимание к процессу планирования производства по объемным и качественным показателям, административный контроль изменения планов
Безусловно, нельзя
не уделить должное внимание рассмотрению
одного и главных инструментов американского
менеджмента качества - циклу Деминга.
PDCA ( “Plan-Do-Check-Act” - «планируй-делай-проверяй-
Кроме того, Деминг сформировал 14 постулатов, также легших в основу американской школы менеджмента качества:
1. Сделать так,
чтобы задача
2. Освоить новую философию - управляющие должны осознать свою ответственность и взять на себя необходимое руководство.
3. Прекратить
практику предоставления
4. Устранить
зависимость от массового
5. Постоянно
и неизменно совершенствовать
систему производства и
6. Создать систему подготовки кадров на рабочих местах.
7. Создать систему эффективного руководства.
8. Уничтожить
страх перед руководством у
рабочих, дать им возможность
эффективно работать на
9. Разрушить
барьеры между отделами. Все сферы
должны работать как одна
10. Отказаться от лозунгов и проповедей для рабочих, призывающих их к достижению нового уровня производительности. Успех компании почти на 100% зависит от правильного руководства.
11. Исключить
произвольное установление
12. Устранить препятствия, не позволяющие работникам гордиться своим мастерством.
13. Внедрить обширную программу повышения квалификации.
14. Сделать так,
чтобы каждый в компании
Также на американских предприятиях активно использовались такие мощные инструменты как Триада качества Дж. Джурана, четыре принципа управления качеством Ф. Кросби, Десять заповедей А. Фейгенбаума и многие другие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как мы смогли увидеть, между деятельностью по управлению качеством в Японии и аналогичной деятельностью в США существует множество различий. Это обуславливается социальными, культурными, традиционными особенностями стран. Ведь любая деятельность, осуществляемая в рамках производства, не может быть оторвана от культурных и социальных условий.
Одним из главным аспектов, отличающих эти две системы, является отношение к профессионализму. В США ему уделяется большое внимание, и когда возникают вопросы, связанные с качеством, они сразу отправляются профессионалам в этой области. То есть компания использует только очень узких специалистов. В Японии же инженера, поступившего на работу, могут направить работать в любое подразделение, в том числе и в отдел по управлению качеством. Такая система не создает профессионалов с высочайшей квалификацией.
Нельзя не отметить
существенное отличие эффекта метода
Тейлора на работу сотрудников. Согласно
ему, рабочих предоставляются
Важную роль в Японии сыграло правительство, правильно проведя политику стимулирования. В начале 60-х Япония вступила на путь либерализации торговли. Она могла выпускать высококачественную продукцию по низкой себестоимости; фирмы вступали в жесткую конкуренцию между собой и становились конкурентоспособными в международном масштабе.
Как уже говорилось, на американских предприятиях очень высока текучесть кадров. При таких условиях трудно ожидать высокого качества. В Японии используется система «семейного» найма, во многих случаях гарантируется пожизненный наем. Делается большой упор на обучение кадров, особенно на подготовку в области управления качеством. В США же, при существующих условиях, очень сложно внедрить такие мероприятия.
Экономические и технологические различия представлены в виде следующей таблицы.
Таблица 1 - Сравнение концепций качества в американской и японской моделях [9]
Концепции качества |
||
Американская модель |
Японская модель |
|
1. Более высокое
качество равносильно более |
1. Более высокое
качество равносильно более |
|
2. Более высокое
качество равносильно более |
2. Более высокое
качество равносильно более |
|
3. Контроль качества находится в руках инспектора по контролю за качеством |
3. За качество отвечает коллектив рабочих |
|
4. Производство
более крупных изделий |
4. Производство более мелких изделий снижает издержки |
|
5. Производительность
труда растет благодаря |
5. Все рабочие должны думать: думающий рабочий - это продуктивный рабочий |
|
6. Всегда существуют потери в затратах, качестве и при доставке |
6. Никаких потерь в затратах, качестве и доставке |
|
7. Автоматизация
может позволить сократить |
7. Автоматизация сокращает трудовые издержки и устраняет производственные дефекты |
|
8. Высокое качество
гарантирует потребительское |
||
9. Низкое качество равносильно лишним затратам, а лишние затраты недопустимы. |
||
Как уже говорилось, Япония сильна правильным и результативным применением на практике разработанных концепций, в то время как в Америке получило мощное развитие именно теоретическое направление методов управления качеством. Таким образом, родилось понятие, о котором уже упоминалось в первой главе - Всеобщее Управление Качеством. Оно включает в себя сильные стороны обеих концепций и объединяет последовательно разработанные принципы американских ученых и проверенные опытом японских управляющих подходы в применении их на практике управления фирмой.
В настоящее время концепция TQM широко применяется в том числе ведущими мировыми компаниями. Правильное его применение является мощным инструментом в борьбе с конкурентами, а также позволяет вовремя и наилучшим образом отвечать запросам потребителей. Как уже говорилось, наиболее широкое практическое применение она получила в Японии. И сегодня нельзя отрицать тот факт, что продукт с подписью «сделано в Японии», будет продаваться по всему миру и всегда будет востребован. Качество делает свое дело.
На основе всего обзора можно сделать вывод, что фирма, наиболее полно и грамотно использующая результаты японских и американских ведущих фирм в области управления качеством, может рассчитывать на успех во всех отношениях. Ведь эта концепция включает в себя упорядочивание всех сфер работы предприятия, что является залогом успеха вне зависимости от направленности на обеспечение уровня качества.
Безусловно, эта система не может не совершенствоваться в будущем, поскольку всякая концепция нуждается в доработке в зависимости от изменяющихся рыночных, социальных, экономических и многих других условий. Но основные ее положения все равно будут оставаться фундаментальными знаниями, без применения которых фирме крайне сложно будет рассчитывать на достижение поставленных целей в области качества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Фейгенбаум
А. Контроль качества
2. Мишин В. Управление качеством: учебное пособие для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000
3. Исикава К. Японские методы управления качеством. - М.: «Экономика», 1988
4. Шиба, А. Грэхэм,
Д. Вальден. Новое
5. М. Кане, Б.
Иванов и др. Системы, методы
и инструменты менеджмента
6. Астанина Л.Д. Управление качеством: учебно-методические материалы к курсу. - Новосибирск: НГУ, 2008
7. Салимова Т.А. Управление качеством: учебник по специальности «менеджмент организации». - М.: «Омега-Л», 2007
8. Гиссин В.И.
Управление качеством
9. Абакумов В.В., Голубев А.А., Кустарев В.П., Подлесных В.И., Прохоров Ю.К. Менеджмент, электронный учебник, СпбГУ ИТМО
10. Нива Г.
«Пространство доктора Деминга»
Информация о работе Японская и американская модели системы управления качеством