Японская и американская модели системы управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:12, курсовая работа

Описание

Чтобы сравнить модели этих двух стран, нам необходимо выполнить следующие задачи:
· Определить то, что мы собираемся исследовать: качеством, управление качеством.
· Посмотреть с чего началось и как развивалось управление качеством
· Отметить исторические и практические особенности менеджмента качества в этих двух странах
· Сделать сравнительный анализ на основе полученного обзора, а также сделать выводы

Содержание

Введение
1. Понятие управления качеством
2. Эволюция управления качеством
3. Управление качеством в Японии
3.1 Опыт управления качеством в Японии
3.2 Основные положения японской школы управления качеством
4. Управление качеством в США
4.1 Опыт управления качеством в США
4.2 Формирование и развития американской школы управления качеством
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Управление качеством.doc

— 113.50 Кб (Скачать документ)

Повысить уровень  качества или оказаться в проигрыше - другой альтернативы у американской промышленности тогда не было. До начала 1980-х годов решение проблем  качества заключалось только в протекционистских  мерах и контроле качества (сформировавшаяся система реагировала на ошибки и искала способы их устранения, не учитывала важность других подразделений, не связанных с процессом производства). Важным инструментом достижения качества на американских предприятиях был статистический контроль. Бракованные изделия по требованию потребителя заменялись бесплатно. [4]

По мере продвижения  научно-технического прогресса и  подъема экономики других стран-лидеров, рынок начал признавать, что качество важнее цены. И в 1970-80-ые годах США  столкнулись с жесточайшей конкуренцией со стороны японских и европейских фирм, выпускавших высококачественные товары и продававших их по низким ценам. Тогда в Америке были предприняты беспрецедентные усилия по преодолению отставания уровня качества продукции. Было решено уделить особое внимание следующим проблемам[5]:

· Программы  повышения качества

· Мотивация  рабочих

· Кружки качества

· Учет расходов на качество

· Материальное стимулирование

· Статистические методы контроля

Многие известные  ныне американские компании (например, IBM) тогда начали применять опыт японских руководителей и стали первыми в своих областях.

Также внимание со стороны законодательной и  исполнительной власти к вопросам управления качеством стало новым явлением для американской экономики. Основная задача этого вмешательства - добиться реализации на деле лозунга «Качество прежде всего!» [5]

Постепенно  принимаемые в США меры, направленные на постоянное повышение уровня качества выпускаемой продукции, существенно  сократили отставание от выпускаемых  в Японии и Европе товаров, что немедленно усилило конкурентную борьбу на мировом рынке.

Итак, следует  отметить, что в Америке в течение 20 века высказывалось и рассматривалось  большое количество концепций контроля, обеспечения и улучшения качества на предприятиях. Эта мощная теоретическая база позволила сильно продвинуться вперед и значительно сократить отставание от других развитых стран.

3.2 Фомирование  и развитие американской школы  управления качеством

Анализирую  американский опыт в области качества, можно выделить следующие характерные его особенности [4]:

· Совершенствование  управления фирмой в целом

· Жесткий контроль качества продукции с использованием методом математической статистики

· Внимание к  процессу планирования производства по объемным и качественным показателям, административный контроль изменения планов

Безусловно, нельзя не уделить должное внимание рассмотрению одного и главных инструментов американского  менеджмента качества - циклу Деминга. PDCA ( “Plan-Do-Check-Act” - «планируй-делай-проверяй-действуй» ). Методология PDCA представляет собой простейший алгоритм действий руководителя по управлению процессом и достижению его целей. Цикл управления начинается с планирования. Планирование - это установление целей и процессов, необходимых для достижения целей, планирование работ по достижению целей процесса и удовлетворения потребителя, планирование выделения и распределения необходимых ресурсов. Далее выполнение - осуществление запланированных работ. Затем необходима проверка, представляющая собой сбор информации и контроль результата на основе ключевых показателей эффективности, выявление и анализ отклонений, установление причин отклонений. И, наконец, воздействие (управление, корректировка) - принятие мер по устранению причин отклонений от запланированного результата, изменения в планировании и распределении ресурсов.

Кроме того, Деминг сформировал 14 постулатов, также легших в основу американской школы менеджмента  качества:

1. Сделать так,  чтобы задача совершенствования  товара или услуги стала постоянной.

2. Освоить новую  философию - управляющие должны  осознать свою ответственность  и взять на себя необходимое  руководство.

3. Прекратить  практику предоставления заказов  только на основании цены. Вместо  этого свести затраты к минимум,  работать с поставщиком на основе долгосрочных отношений и взаимного доверия.

4. Устранить  зависимость от массового контроля  при достижении качества.

5. Постоянно  и неизменно совершенствовать  систему производства и обслуживания.

6. Создать систему  подготовки кадров на рабочих местах.

7. Создать систему  эффективного руководства.

8. Уничтожить  страх перед руководством у  рабочих, дать им возможность  эффективно работать на компанию.

9. Разрушить  барьеры между отделами. Все сферы  должны работать как одна команда.

10. Отказаться от лозунгов и проповедей для рабочих, призывающих их к достижению нового уровня производительности. Успех компании почти на 100% зависит от правильного руководства.

11. Исключить  произвольное установление заданий  и норм для производства.

12. Устранить  препятствия, не позволяющие работникам гордиться своим мастерством.

13. Внедрить  обширную программу повышения  квалификации.

14. Сделать так,  чтобы каждый в компании участвовал  в программе преобразований.

Также на американских предприятиях активно использовались такие мощные инструменты как  Триада качества Дж. Джурана, четыре принципа управления качеством Ф. Кросби, Десять заповедей А. Фейгенбаума и многие другие.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как мы смогли увидеть, между деятельностью по управлению качеством в Японии и аналогичной деятельностью в США существует множество различий. Это обуславливается социальными, культурными, традиционными особенностями стран. Ведь любая деятельность, осуществляемая в рамках производства, не может быть оторвана от культурных и социальных условий.

Одним из главным  аспектов, отличающих эти две системы, является отношение к профессионализму. В США ему уделяется большое  внимание, и когда возникают вопросы, связанные с качеством, они сразу  отправляются профессионалам в этой области. То есть компания использует только очень узких специалистов. В Японии же инженера, поступившего на работу, могут направить работать в любое подразделение, в том числе и в отдел по управлению качеством. Такая система не создает профессионалов с высочайшей квалификацией.

Нельзя не отметить существенное отличие эффекта метода Тейлора на работу сотрудников. Согласно ему, рабочих предоставляются производственные и технические нормы, которым  они должны безоговорочно следовать. Он превращает работников в роботов. В современной же Японии, где ценится самосознание и образованность, такой метод навязывать нельзя. В Америке люди трудятся, потому что они вынуждены это делать, то есть ни о каком вдохновении не идет и речи. Если к людям относиться как к машинам, повышаются показатели абсентеизма и текучести кадров, что не может не влиять на уровень качества продукции.

Важную роль в Японии сыграло правительство, правильно проведя политику стимулирования. В начале 60-х Япония вступила на путь либерализации торговли. Она могла выпускать высококачественную продукцию по низкой себестоимости; фирмы вступали в жесткую конкуренцию между собой и становились конкурентоспособными в международном масштабе.

Как уже говорилось, на американских предприятиях очень высока текучесть кадров. При таких условиях трудно ожидать высокого качества. В Японии используется система «семейного» найма, во многих случаях гарантируется пожизненный наем. Делается большой упор на обучение кадров, особенно на подготовку в области управления качеством. В США же, при существующих условиях, очень сложно внедрить такие мероприятия.

Экономические и технологические различия представлены в виде следующей таблицы.

Таблица 1 - Сравнение  концепций качества в американской и японской моделях [9]

 

Концепции качества

 

Американская  модель

Японская модель

 

1. Более высокое  качество равносильно более высоким  издержкам

1. Более высокое  качество равносильно более низким  издержкам

 

2. Более высокое  качество равносильно более низкой  производительности

2. Более высокое  качество равносильно более высокой  производительности

 

3. Контроль качества  находится в руках инспектора  по контролю за качеством

3. За качество  отвечает коллектив рабочих

 

4. Производство  более крупных изделий равносильно низким издержкам

4. Производство  более мелких изделий снижает  издержки

 

5. Производительность  труда растет благодаря разделению  труда между теми, кто думает  и кто производит

5. Все рабочие  должны думать: думающий рабочий  - это продуктивный рабочий 

 

6. Всегда существуют потери в затратах, качестве и при доставке

6. Никаких потерь  в затратах, качестве и доставке

 

7. Автоматизация  может позволить сократить затраты  и устранить производственные  дефекты, но сама она вызовет  проблемы в отношениях с профсоюзами

7. Автоматизация  сокращает трудовые издержки  и устраняет производственные  дефекты

 
 

8. Высокое качество  гарантирует потребительское доверие  на долгий срок 

 
 

9. Низкое качество  равносильно лишним затратам, а  лишние затраты недопустимы.

 
     

Как уже говорилось, Япония сильна правильным и результативным применением на практике разработанных концепций, в то время как в Америке получило мощное развитие именно теоретическое направление методов управления качеством. Таким образом, родилось понятие, о котором уже упоминалось в первой главе - Всеобщее Управление Качеством. Оно включает в себя сильные стороны обеих концепций и объединяет последовательно разработанные принципы американских ученых и проверенные опытом японских управляющих подходы в применении их на практике управления фирмой.

В настоящее  время концепция TQM широко применяется  в том числе ведущими мировыми компаниями. Правильное его применение является мощным инструментом в борьбе с конкурентами, а также позволяет  вовремя и наилучшим образом  отвечать запросам потребителей. Как уже говорилось, наиболее широкое практическое применение она получила в Японии. И сегодня нельзя отрицать тот факт, что продукт с подписью «сделано в Японии», будет продаваться по всему миру и всегда будет востребован. Качество делает свое дело.

На основе всего  обзора можно сделать вывод, что  фирма, наиболее полно и грамотно использующая результаты японских и  американских ведущих фирм в области  управления качеством, может рассчитывать на успех во всех отношениях. Ведь эта  концепция включает в себя упорядочивание всех сфер работы предприятия, что является залогом успеха вне зависимости от направленности на обеспечение уровня качества.

Безусловно, эта  система не может не совершенствоваться в будущем, поскольку всякая концепция  нуждается в доработке в зависимости от изменяющихся рыночных, социальных, экономических и многих других условий. Но основные ее положения все равно будут оставаться фундаментальными знаниями, без применения которых фирме крайне сложно будет рассчитывать на достижение поставленных целей в области качества.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Фейгенбаум  А. Контроль качества продукции. - М.: Экономика, 1988

2. Мишин В.  Управление качеством: учебное  пособие для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000

3. Исикава К.  Японские методы управления качеством. - М.: «Экономика», 1988

4. Шиба, А. Грэхэм, Д. Вальден. Новое американское  тотальное управление качеством

5. М. Кане, Б.  Иванов и др. Системы, методы  и инструменты менеджмента качества. - «Питер», 2008

6. Астанина Л.Д.  Управление качеством: учебно-методические материалы к курсу. - Новосибирск: НГУ, 2008

7. Салимова Т.А.  Управление качеством: учебник  по специальности «менеджмент  организации». - М.: «Омега-Л», 2007

8. Гиссин В.И.  Управление качеством продукции:  учебное пособие. Ростов-на-Дону. - «Феникс», 2000

9. Абакумов В.В., Голубев А.А., Кустарев В.П., Подлесных  В.И., Прохоров Ю.К. Менеджмент, электронный  учебник, СпбГУ ИТМО

10. Нива Г.  «Пространство доктора Деминга». Перевод Рубаника Ю.Т.


Информация о работе Японская и американская модели системы управления качеством