Японская модель управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 19:18, реферат

Описание

Происходящие в нашей стране преобразования нацелены на повышение эффективности общественного производства. Для решения этой задачи осуществляется целый комплекс мер. Развернулась решительная борьба за повышение качества выпускаемой продукции, внедряются более эффективные экономические методы управления взамен изживающих себя административных методов управления, новые формы организации труда и производства, осуществляется переход на принципы полного хозрасчета, происходит реорганизация внешних экономических связей

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 108.83 Кб (Скачать документ)
y"> 
  2.  Управление  трудовыми ресурсами в Японии.

 
      Основа японского менеджмента — это  управление  людьми,  человеческими

 
ресурсами. В противоположность широко распространенному термину  «управление

 
кадрами» японские руководители  и  специалисты  по  управлению  предпочитают

 
термин  «управление  людьми»,  подчеркивая  этим  необходимость всей  гаммы

 
воздействия на персонал фирмы,  включая  основанные  на  глубоком  понимании

 
человеческой психологии эффективные социально-психологические методы.

 
      В основном система управления трудовыми ресурсами в  Японии  сходна  с

 
американской. Японские корпорации управляют своими служащими таким  образом,

 
чтобы последние  работали максимально эффективно. Для достижения  этой  цели

 
японские корпорации используют американскую технику  управления  кадрами,  в

 
том числе эффективные системы заработной платы, анализа организации труда  и

 
рабочих мест, аттестации служащих и др.

 
      Но  существует  и  большая  разница  между  американским  и   японским

 
управлением.  Японские  корпорации  больше  используют   преданность   своих

 
служащих компаниям. Сильное отождествление служащих  с  корпорацией  создает

 
крепкую мораль и ведет к высокой эффективности. Японская система  управления

 
стремится усиливать это  отожествление,  доводя  его  даже  до  жертвенности

 
интересам фирмы.

 

 
                        2.1. Управление персоналом

 
      Обычно управление  включает  четыре  основные  функции:  планирование,

 
организация, мотивация и контроль. Ключевым аспектом  японского  менеджмента

 
является управление персоналом. В Японии,  как  говорят  сами  японцы,  есть

 
лишь одно богатство – люди.

 
      Именно эффективное управление  человеческими  ресурсами,  которые,  по

 
мнению японских специалистов, остаются единственными неисчерпаемыми

 

 

 
ресурсами,   обеспечивают   достижение   высокого   качества   продукции   и

 
конкурентоспособности  японской  продукции  и  технологий  на  международном

 
рынке.

 
      То ключевое значение, которое придается  этому  направлению  японского

 
менеджмента,  является  признанием  и  осознанием  факта,  что  именно   оно

 
является  фундаментом  успехов  фирмы   во   всех   остальных   аспектах   и

 
направлениях управления.

 
      Более того,  основной  чертой  и  особенностью  японского  менеджмента

 
является то, что управление фирмами строится в зависимости  от  возможностей

 
человека,  а  не  машины  или  производственных  функций.  Эта   особенность

 
японского управления стала основополагающей.

 
      Поэтому в  японских  фирмах  с  течением  времени  сложилась  развитая

 
концептуальная  схема  управления  человеческими ресурсами,  которую  можно

 
представить в виде следующей таблицы.

 

 
|Стратегия       |Концептуальные установки    |Методы                       |

 
|                |                            |Медленное продвижение по     |

 
|                |                            |лестнице (принцип            |

 
|Преимущественная|Система долгосрочного       |"старшинства")               |

 
|                |(пожизненного) найма        |Комплексная система оценки   |

 
|ориентация  на  |                            |эффективности                |

 
|эффективное     |                            |Горизонтальная ротация кадров|

 
|использование   |Развитая система            |                             |

 
|"человеческого  |морально-психологического и |                             |

 
|фактора" в      |материального стимулирования|Ориентация на групповые      |

 
|управлении      |                            |методы работы                |

 
|                |                            |Взаимозаменяемость кадров.   |

 
|                |                            |Универсализм в               |

 
|                |Развитая система интеграции |профессиональной подготовке. |

 
|                |персонала                   |                             |

 
|                |                            |Постоянная переподготовка    |

 
|                |                            |кадров по принципу "сверху   |

 
|                |                            |вниз"                        |

 
|                |                            |Развитая система коммуникации|

 
|                |                            |и взаимодействия             |

 
|                |                            |Внешнее сглаживание          |

 
|                |                            |социальных различий между    |

 
|                |                            |руководством        и        |

 
|                |                            |рабочими                     |

 
|                |                            |Консультативный (групповой)  |

 
|                |                            |характер принятия решений    |

 
|                |                            |Повышенное внимание к        |

 
|                |                            |работнику                    |

 

 

 
      Японский  служащий  очень  тесно  отожествляет  себя  с  нанявшей  его

 
корпорацией. Как высшие должностные лица, так и рядовые исполнители  считают

 
себя представителями корпорации. В Японии каждый работающий убежден, что  он

 
важное и необходимое лицо для  своей  компании  -  это  одно  из  проявлений

 
отожествления себя с фирмой. Другим проявлением является  то,  что  японский

 
работник в  ответ  на  вопрос  о  его  занятии  называет  компанию,  где  он

 
работает. Многие служащие редко берут  дни  отдыха,  и  часто не  полностью

 
используют  свой  оплачиваемый  отпуск,  так  как  убеждены,  что  их   долг

 
работать,  когда  компания  в  этом  нуждается,  тем  самым  проявляя   свою

 
преданность компании.

 
      Теоретически, чем дольше человек работает в организации,  тем  сильнее

 
должно быть его самоотождествление с  ней. Японские  корпорации  гарантируют

 
своим служащим работу и используют  систему  вознаграждений,  основанную  на

 
трудовом стаже, для  того,  чтобы  предотвратить  уход  работника  в  другую

 
фирму. Перешедший в другую компанию лишается трудового стажа и начинает  все

 
сначала. Вся система  пожизненного  найма  основана  на  гарантии  занятости

 
работника и на гарантии его продвижения. В  свою  очередь,  каждый  служащий

 
или рядовой работник получает удовлетворение от  собственной   эффективности

 
в работе, зная, что его действия когда-нибудь будут обязательно оценены.

 
      Занятость в  Японии  имеет  особое  значение.  Это  не  только  вопрос

 
контракта между  работодателем  и  работником.  Она  имеет  эмоциональный  и

 
моральный подтекст.

 
      Японские рабочие  трудятся  методично  и  преданно.  Они  пунктуальны.

 
Возможно лишь небольшое расслабление в последние полчаса работы. У  японских

 
рабочих природная любовь к чистоте  и  элегантности.  У  них  очень  развито

 
чувство  долга.  Они  гордятся  своим  мастерством.  Они  получают  огромное

 
удовлетворение от хорошо сделанной работы и чувствуют себя  несчастливыми  в

 
случае неудачи. У них нет чувства,  что  их  эксплуатирует  фирма.  Японским

 
рабочим не возбраняется выражать гордость за свою  работу,  так  же,  как  и

 
выражать свою преданность фирме.

 

 
2.2.  Управленческие решения, стиль и концепция

 

 
                                  управления

 

 
       Одно из  центральных  мест  в  деятельности  руководителей  занимает

 
процесс принятия решений. Руководство любой  целенаправленной,  сознательной

 
и организованной деятельностью  в  конечном  счете  сводится  к  подготовке,

 
выработке  и  реализации  решений.  В  частном   случае   принятые   решения

 
реализуются  как  управляющие,   корректирующие   воздействия,   посредством

 
которых и реализуется  управление  в  узком  смысле  этого  слова.  Но  если

 
рассматривать руководство организации, фирмами в более широком  аспекте,  то

 
нетрудно заметить,  что  принятие  решений  — неотъемлемый  и  доминирующий

 
процесс при осуществлении любой из отдельных функций     управления.

 
       В основе традиционной японской методологии  принятия  решений  лежит

 
система «ринги».  Буквально  перевести  этот  термин  можно  как  «получение

 
согласия на решение путем опроса (без созыва совещания или заседания)».

 
       В  японской  организации  можно   выделить   три   основных   уровня

 
управления:

 
       A) «Кэйэй» (руководство) — высший стратегический уровень управления.

 
К  нему  относятся  должности  председателя  и  членов  совета   директоров,

Информация о работе Японская модель управления