Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2011 в 20:44, курсовая работа
Цель работы: исследовать экономику Японии и ее значение в мировом хозяйстве.
Введение 3
I. Анализ социально-экономического и политического развития страны. 5
1.1 Краткая характеристика 5
1.2 Географическое положение Японии 5
1.3 Социальное развитие 6
1.4 Политическое развитие 10
1.5 Полезные ископаемые Японии 11
1.6 Валовой продукт 11
1.7 Промышленность Японии 14
II. Место страны в мировой экономике 26
2.1 Феномен японской экономики. 26
2.2 Внутренняя торговля Японии 29
2.3 Внешняя торговля Японии 29
2.4 Экспорт и импорт 36
III. Проблемы и перспективы развития страны 39
3.1 Развитие экономики Японии 39
3.2 Япония во время мирового финансового кризиса. 44
3.3 Перспективы развития экономики. 46
3.4 Япония будет стимулировать свою экономику 50
Заключение 53
Список использованной литературы 54
ВВП Японии в III квартале 2007 года увеличился на 2,6% в годовом выражении после того, как в предыдущем квартале он сократился, согласно скорректированным данным, на 1,6%. По сравнению со II кварталом, рост ВВП Японии в период с июля по сентябрь составил 0,6%.
Этот результат превзошел ожидания экономистов, которые участвовали в опросе, проведенном Bloomberg News. Согласно их срединному прогнозу, японская экономика в отчетном периоде должна была вырасти лишь на 1,8% в годовом, и на 0,5% - в квартальном выражении.
При этом чистый экспорт, или разница между экспортом и импортом, составил 0,4 процентного пункта в показателе роста японской экономики в III квартале. Экономисты ожидали вклада в 0,5 процентного пункта. Внутренний спрос добавил 0,2 процентных пункта к росту ВВП. Дефлятор ВВП сократился на 0,3%, что совпало с прогнозами экономистов.
Для сравнения: предварительное значение ВВП в Еврозоне за III квартал составило 0,7%. Об этом сообщил Eurostat, статистическое ведомство Евросоюза. Данные вышли на уровне ожиданий экономистов и превысили значение ВВП во втором квартале (0,3%). В годовом исчислении ВВП Еврозоны вырос на 2,6% в третьем квартале, по сравнению с 2,5% во втором квартале.
Чуть ранее, Министерство экономики, торговли и промышленности Японии сообщило, что в III квартале объемы промышленного производства страны выросли на 2,2%. Производство транспортного оборудования прибавило 4,2%, а производство радиодеталей и аппаратуры увеличилось на 2,2%.
Однако показатель промышленного производства за сентябрь снизился на 1,4% по сравнению с августом. Причиной послужило снижение объемов продаж автомобилей, сократившееся в сентябре на 7,7%.
Министерство прокомментировало полученные результаты положительно, так как они указывают на устойчивое развитие экономики страны. Это позволяет прогнозировать общий рост объемов промышленного производства в Японии и в IV квартале 2007 года.
Банк Японии понизил прогнозы роста экономики и цен потребителей на 2007/2008 финансовый год, свидетельствует выходящий два раза в год доклад японского Центробанка о перспективах экономической и ценовой ситуации. Доклад был опубликован в конце октября. Согласно среднему прогнозу членов правления Центробанка, отвечающих за его политику, темпы роста реального ВВП Японии в 2007/2008 финансовом году могут составить 1,8%. В предыдущем докладе, вышедшем в апреле, этот показатель ожидался на уровне 2,1%.
Прогноз роста базового индекса потребительских цен (core CPI) был понижен до нуля процентов с 0,1% в апреле. В то же время, прогноз роста индекса цен на корпоративные товары (CGPI) был повышен до 2,0% с 0,7%, ожидавшихся в апреле. Финансовый год в Японии начинается 1 апреля.
Банк Японии считает зарплаты в стране до некоторой степени слабыми, однако ожидает, что они будут постепенно расти. Согласно опубликованным ранее сегодня данным, уровень зарплат в Японии снизился на 0,5 процента в годовом исчислении в сентябре 2007 года.
ВВП Японии в 2007-2008 финансовом году, который закончится 1 апреля, вырастет на 1,3% вместо планировавшихся 2,0%, говорится в опубликованном правительственном отчете.
Промышленность,
явившаяся «локомотивом»
В структуре японской промышленности превалируют наукоемкие, высокотехнологичные производства. Она лидирует по производству роботов, станков с ЧПУ, продукции «чистой керамики», сверхбольших интегральных схем, отдельных видов микропроцессоров, а также по практическому применению прогрессивных видов оборудования, включая и гибкие производственные системы. Кроме того, она сохраняет ведущие позиции в мировом автомобилестроении, производстве электроники и электротехники, выплавке стали, производству химической продукции.
Промышленность Японии
В 2006 фин.г. в Японии было произведено 98 млн. тонн стали. Экспорт стали составил в 2005 г. 27,6 млн. тонн (в стоимостном выражении — 15,8 млрд. долларов). Лидер отрасли — корпорация «Nippon steel» (26,1% рынка стали в 2006 фин. г.).
Сталелитейная промышленность Японии обладает самой передовой технологией в мире. Тем не менее она сталкивается с растущей конкуренцией со стороны Бразилии, Корейской Республики других новых индустриальных государств. Поэтому в Японии прилагаются большие усилия к тому, чтобы сократить производственные расходы и выпускать продукцию с высоким уровнем добавленной стоимости. Кроме того, сталелитейные компании значительно расширили сферу своих интересов вплоть до электроники и информатики.
Что касается производства алюминия, то оно за последние годы получило сильный удар, который нанес затяжной спад в экономике и резко выросший импорт дешевого алюминия. Пик производства алюминия в 710 тыс. тонн был достигнут в стране в 1984 г., но затем все алюминиевые заводы, кроме одного, были закрыты или временно законсервированы. Однако потребность Японии в алюминии для производства автомобилей, банок для напитков и оконных переплетов остается значительной. Импорт алюминия производится в основном из Бразилии и Австралии.
Машиностроение.
Станки и промышленные роботы являются сегодня основной продукцией машиностроительной промышленности Японии. В 2005 г. их было произведено соответственно на 1,01 трлн. и на 282 млрд. иен. Их значение и впредь будет возрастать по мере развития процессов автоматизации производства во всех отраслях промышленности. Переход в машиностроении от производства оборудования для выплавки стали или переработки нефти к производству оборудования для производства автомобилей и электроники повлек за собой и изменения в традиционной номенклатуре изделий машиностроения.
Сегодня на долю Японии приходится основная часть мирового производства различного вида часов и фотоаппаратов. В 2005 г. в стране было произведено часов на 218,4 млрд. иен, а фотоаппаратов — на 200,8 млрд. иен. Однако японские производители часов сталкиваются с конкуренцией, исходящей от развивающихся стран, а производители съемочной аппаратуры ощущают быстрое насыщение мирового рынка этой продукцией. В конце 1980-х гг. быстрое развитие получило производство одноразовых фотоаппаратов.
Эта отрасль на сегодня является наиболее важной в структуре японской экономики. Ежегодно в стране выпускается электронной продукции на 30 трлн. иен, причем половина ее уходит на экспорт. Отрасль подразделяется на четыре сектора:
В
секторе бытовой электроники
на смену обычным
В 2005 г. по сравнению с 2004 г. производство видеомагнитофонов в связи с насыщенностью рынка сократилось на 11,4%, а цветных телевизоров — на 17,9%. В то же время видеокамер было произведено больше на 6%, а проигрывателей для компакт-дисков и мини-дисков — на 9,1%.
Что касается бытовой электротехники, прежде всего холодильников и стиральных машин, то они все еще пользуются большим спросом на внутреннем японском рынке, что объясняется необходимостью замены техники, выработавшей свой ресурс. Производственные возможности предприятий, расположенных в Японии, позволяют удовлетворить эти запросы. Расширение производства планируется только на предприятиях, вынесенных за рубеж и ориентированных на внешний рынок.
Производство
промышленного
Противоположная ситуация складывается с производством персональных компьютеров. Быстрое распространение сети Интернет привело к тому, что их производство в 2005 г. выросло на 10% и достигло рекордного уровня в 7,53 млн. штук. Вполне возможно дальнейшее расширение спроса на персональные компьютеры различных модификаций.
Значительное увеличение продукции отмечено и в производстве мобильных телефонов. В 2005 г. их произвели на 13,4% больше, чем за предшествующий год. Дальнейшее развитие Интернета и спутниковой связи создает большое будущее для мобильных систем связи, в частности в форме мобильных информационных устройств, которые смогут соединить функции телефона, телевизора и персонального компьютера.
Предполагается и значительное расширение рынка полупроводников, примерно на 12% в 2006 г. по сравнению с предыдущим годом (в денежном исчислении — на сумму 922,5 млрд. иен). Однако в 2005 г. по ряду объективных причин, в частности из-за жесткой конкуренции американских производителей, было отмечено сокращение их производства в Японии на 7,5% по сравнению с 2004 г. В настоящее время японские компании концентрируют свои усилия на производстве продукции с высокой добавленной стоимостью, прежде всего — на производстве интегрированных компьютерных чипов для цифрового оборудования.
Основным полем битвы в электронной промышленности становится участие компаний в создании цифровой сети связи для электронной торговли, а также разработка домашних цифровых устройств, которые можно было бы подключать к электронным сетям связи. Можно сказать, что от успеха в этой битве зависит выживание электронных компаний в Японии.
Это — одна из ведущих отраслей японской промышленности. Она оказалась в тяжелом кризисе после первого нефтяного шока в 1973 г. и была вынуждена с 1978-го по 1980 г. сократить на 35% свои производственные мощности. Однако ситуация изменилась после 1988 г., когда в мире возникла необходимость замены устаревшего флота танкеров и судостроение вновь стало приносить прибыль. За исключением 1993 г. Япония обладала мировым первенством в судостроении. В 2005 г. ее доля составляла 41,1% мировой судостроительной продукции. В 2007 судоверфи страны построили новых судов водоизмещением в 11,07 млн. гросс-тонн. Лидер отрасли — корпорация «Mitsubishi Heavy Industries» (12,6% внутреннего рынка).
Производство автомобилей в Японии переживает не лучшие времена. Крупнейшие автомобилестроительные компании Японии Toyota, Honda и Mitsubishi продолжают снижать объемы производства и увольняют сотрудников, чтобы сократить расходы в условиях глобального ослабления спроса на фоне рецессии.
Honda урезала план выпуска на 2008 финансовый год, заканчивающийся в марте, на 56 тыс. автомобилей - до 1,17 млн.
Компания
не продлит трудовые договоры 3100 своих
временных сотрудников и
Toyota
приостанавливает поточное
Mitsubishi уменьшит количество персонала на 1800 рабочих мест до конца февраля.
"Этот
год будет хуже, чем предыдущий.
Необходимо скорректировать
Продажи автомобилей в США упадут в этом году до минимума за 27 лет, прогнозируют аналитики. Соединенные Штаты являются одним из основных рынков для всех японских автопроизводителей.