Местное самоуправления в КНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:29, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение особенностей местного самоуправления в Китае.
Задачи исследования
- изучить особенности местного самоуправления КНР;
- обозначить в работе конституционное право Китая;
- сделать сравнительный анализ институтов самоуправления России и КНР.
Предмет исследования – местное самоуправление КНР.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
I КИТАЙ – МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ РЕСПУБЛИКА………………5
1.1. Местное самоуправление в КНР…………………………………………9
1.2. Общественное самоуправление в КНР………………………………….10
II РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ И В КНР: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ………………………………………….12
2.1. Конституционное право Китая…………………………………………...12
2.2. Характер перемен…………………………………………………………14
2.3. Перспективы развития самоуправления в России и в КНР…………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….34

Работа состоит из  1 файл

курсовая китай.doc

— 166.50 Кб (Скачать документ)

       России  особую актуальность приобретает изучение зарубежного опыта привлечения граждан к решению местных проблем. Значительный интерес в этом смысле представляет опыт гражданского участия в таких странах как, например, Китай и США.

       Развитие  самоуправления в Китае осуществляется только на низовом уровне. Центром  самоуправления в сельской местности Китая в настоящее время является комитет сельских жителей (КСЖ), выступающий в качестве массовой организации самоуправления, создаваемой на основе демократических выборов. Систему, созданную в КНР на низовом уровне, некоторые исследователи называют "коллективной демократией", в отличие от западной "демократии индивидуумов". Этой модели как нельзя лучше отвечает создаваемая система деревенской автономии на основе принципа коллективизма, экономической основой которой является право распоряжаться коллективной собственностью деревень и поселков и создание собственных фондов и источников дохода. Задача китайского руководства заключалась в направлении инициативы населения. Компартия и государство развили и смогли эффективно использовать активность населения, предоставив хозяйственную самостоятельность местным сообществам в рамках существующей системы государства. Самоуправление в КНР с самого начала не создавалось указами и законами сверху, а возникло на основе движения снизу. 

1.2. Общественное самоуправление в КНР 

       Ст. 111 конституции КНР устанавливает, что низовыми массовыми организациями  самоуправления являются комитеты городского населения и комитеты сельского  населения, создаваемые по месту  жительства. С помощью комитетов  население осуществляет "самоуправление, самовоспитание и самообслуживание". Создание общественного самоуправления рассматривалось в Китае как важный элемент реформы политической системы.

       Деятельность  комитетов ведется в двух основных направлениях. Первое: осуществление задач по самоуправлению: решение всех дел данной деревни или городского района, урегулирование гражданских споров населения, информирование местных правительств о замечаниях населения, пропаганда конституции, законов и государственной политики, воспитание жителей в духе закона, забота об общественной собственности, защита законных интересов сельских жителей, развертывание мероприятий по строительству социалистической духовной культуры и т.д.

       Второе  направление носит административный характер: оказание помощи волостным правительствам; осуществление по поручению волостных правительств некоторых функций административного управления; выполнение задач по охране общественного порядка, закупкам зерна, набору в армию, планированию деторождения, управлению коллективными землями, помощь малоимущим, борьба со стихийными бедствиями. Суть, как писала печать, в "реализации народом права быть хозяином".

       Комитеты  состоят из председателя, его заместителя  и 3-7 членов, избираемых жителями деревни  или города путем прямых выборов на три года.

       Комитеты  городского населения и комитеты сельского населения образуют народные примирительные комиссии, комиссии по охране общественного порядка, по общественному  здравоохранению и другие комиссии, которые "занимаются общественной работой и общественно-полезными делами, разрешают споры среди населения, оказывают помощь в поддержании общественного порядка, а также доводят до сведения народных правительств мнения и требования масс, вносят предложения". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ И В КНР: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ  

2.1. Конституционное  право Китая 

       Главным источником государственного права  Китая является конституция 1982 г., состоящая  из введения и четырех глав.

       Документ– сравнительно небольшой по объему (138 статей).

       Во  введении дана краткая характеристика пути, пройденного Китаем, а также  ставится задача социалистической модернизации общества. Характерной чертой преамбулы  является закрепление в ней роли отдельных личностей в истории  Китая: в настоящее время аналогичные нормы имеются в конституциях очень небольшого числа стран (Куба, КНДР). Данное еще в 1957 г. Мао Цзэдуном указание о необходимости деления общества на "народ" и "врагов" нашло отражение в следующем фрагменте введения: "Китайский народ должен будет вести борьбу против внутренних и внешних вражеских сил и элементов, которые подрывают наш социалистический строй". Конституция настраивает на ведение борьбы с врагами "в течение длительного времени", но сам образ врага дан достаточно неопределенно, так как там же и указывается, что эксплуататоры, как класс, ликвидированы. Это положение можно рассматривать и как рецидив прежних представлений о мире, и как резервное конституционное оправдание возможных репрессий.

       Конституционное регулирование внешней политики исходит из тезиса "Будущее Китая тесно связано с будущим всего мира". Подчеркивается независимость и самостоятельность внешней политики и закрепляются пять принципов ее осуществления (взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование). Китай развивает с другими странами дипломатические отношения, экономический и культурный обмен, укрепляет сплоченность с народами различных стран мира, поддерживает справедливую борьбу угнетенных наций и развивающихся стран, прилагает усилия в деле сохранения мира во всем мире и содействия прогрессу человечества. Рецидивом прежних подходов к внешней политике, хотя и в сильно смягченном варианте, является положение о том, что Китай "решительно выступает против империализма, гегемонизма и колониализма".

       Первая  глава конституции ("Общие положения") содержит характеристику государственного строя КНР как социалистического, роли государства и народа, принципов деятельности государственных органов, экономической системы, функций государственных органов в области науки, культуры, физкультуры и спорта; кроме того, изложена система административно-территориального деления КНР. В этой же главе урегулирован один из аспектов правового положения человека в КНР: содержатся положения об охране законных прав и интересов иностранцев, обязанность иностранцев соблюдать законы КНР, а также возможность предоставления убежища иностранцам, вынужденным эмигрировать по политическим причинам.

       Вторая  глава ("Основные права и обязанности  граждан") содержит перечень основных прав и свобод граждан, а также  их обязанностей. В этой главе имеются  традиционные нормы (право на труд, на отдых, на образование и т.п.) и  специфические, характерные именно для Китая и вытекающие из особенностей его недавней истории (запрет подвергать граждан оскорблениям, клевете, ложным обвинениям и травле).

       Третья  глава ("Государственная структура") наиболее обширна и делится на 7 разделов, посвященных правовому статусу различных государственных органов.

       Четвертая глава ("Государственный флаг, государственный  герб, столица") состоит из трех статей, посвященных соответствующим символам государства и столице.

       Изменения в конституции вносятся по предложению Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей или 1/5 числа депутатов ВСНП и принимаются большинством в 2/3 числа всех депутатов ВСНП (в отличие от обычных законов и решений, принимаемых простым большинством всех депутатов ВСНП).

       Конституционное право КНР как отрасль национального  права обладает целым рядом характерных  особенностей. Прежде всего, поскольку  оно является отраслью социалистического  права, оно проникнуто соответствующими идеями. В конституционном праве  нашли отражение все основные концепции и постулаты социалистического "конституционализма", руководящая роль коммунистической партии, социалистическое народовластие, социалистическая законность, – классовая борьба и др. Цели и задачи конституционно-правового регулирования определяются перспективами строительства социализма, сформулированными в конституции 1982 г.: "В дальнейшем коренная задача государства – общими силами осуществить социалистическую модернизацию. Народы всех национальностей Китая, руководимые Коммунистической партией Китая и вооруженные марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна, будут и впредь отстаивать демократическую диктатуру народа и социалистический путь, постоянно совершенствовать различные социалистические институты, развивать социалистическую демократию, укреплять социалистическую законность, с тем, чтобы... превратить нашу страну в высокоцивилизованное, высокодемократическое социалистическое государство". 

2.2. Характер перемен

В России в ходе перестройки произошла  либерализация советской системы, а затем в ходе изменения институциональных основ власти была изменена политическая система. Исследователи по-разному оценивают результаты такой трансформации. Л.Шевцова полагает, что произошла поверхностная демократизация. А.Мельвиль считает, что в России налицо переход от «авторитаризма мобилизованного участия» к «конкурентной олигархии» — разновидности элитарного правления, при котором формальные институты демократии используются в недемократических целях. Поверхностность российской демократизации наиболее отчетлива и видна при анализе практики местного самоуправления.

         Несмотря на то, что Китай и  Россия находятся на разных  путях и этапах политической  модернизации, и процессы децентрализации  и развития самоуправления в  России и в Китае происходят  в условиях разных политических систем, политической культуры и традиций, при последовательном сравнении оказалось возможным выявить не только особенности, но и закономерности трансформаций на местном уровне.

         Уровни (само)управления. Система органов  государственной власти КНР типологически родственна советской системе. Направление трансформации системы на местном уровне и в России на первом этапе развития местного самоуправления, и в КНР заключалось в выделении низового уровня из общей системы государственных органов власти. При этом в России органы местного самоуправления создавались на основе Советов народных депутатов, а в КНР появились новые для китайской деревни органы самоуправления — Комитеты сельских жителей.

         Основное отличие трансформации  на местном уровне в Китае и РФ, заключается в том, что в первом случае изменения происходят в условиях, когда политическая система реформируется, но основы ее остаются неизменными. Процесс формирования самоуправления происходит путем постепенного встраивания новых элементов в существующие формы организации и управления. В России эволюционный этап развития МС закончился в 1993 г. с отменой системы советов, и создание местного самоуправления (МС) является частью процесса радикального изменения политической системы в стране.

         Если на первом этапе становления  самоуправления в РФ можно  было говорить не только о  желании властей развивать эту  демократическую форму управления  местными сообществами, но и о  наличии определенного стремления  к самоорганизации снизу, то  формирование действующей системы самоуправления было инициативой государства. А деревенское самоуправление (ДС) в КНР с самого начала не создавалось указами и законами сверху, оно возникло на основе движения снизу.

         В Китае самоуправление введено  только на самом нижнем уровне административно-территориального деления в деревнях. С самого начала отдельно указывалось, что КСЖ не являются органами административной и политической власти. В Китае только в 1990-е гг. стали говорить о самоуправлении как об участии крестьян в принятии государственных решений (цзы чжи). Китайские крестьяне по прошествии 15 лет получили право решать внутридеревенские дела без вмешательства поселковых правительств — органов государственной власти, когда выяснилось, что нигде деревенская автономия не помешала выполнению государственной политики. В КНР законом определена основная форма организации самоуправления, которая применяется с учетом местных особенностей. Деревенская автономия пока не обладает большими правами, но она может стать прообразом городских самоуправляемых сообществ, которые будут возникать при создании малых и средних городов в процессе китайской урбанизации в сельской местности.

         В России местное самоуправление  называют третьим базовым уровнем  власти, оно было введено сразу на нескольких уровнях: от сельсоветов до районов и городов — областных и региональных центров. С одной стороны, в законе 1995 г. определен одинаковый подход ко всем муниципальным образованиям, без учета специфики сельских, районных и городских. С другой стороны, законодательное признание многообразия форм территориальной организации местного самоуправления привело к тому, что в части субъектов местное самоуправление действует только в городах и районах, а в некоторых регионах муниципальные образования созданы только на уровне сельсоветов и поселков. С самого начала законодательно определена самостоятельность и неподчиненность органов местного самоуправления органам государственной власти в решении социальных и экономических вопросов на территории МО.

Информация о работе Местное самоуправления в КНР