Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:29, курсовая работа
Целью исследования является изучение особенностей местного самоуправления в Китае.
Задачи исследования
- изучить особенности местного самоуправления КНР;
- обозначить в работе конституционное право Китая;
- сделать сравнительный анализ институтов самоуправления России и КНР.
Предмет исследования – местное самоуправление КНР.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
I КИТАЙ – МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ РЕСПУБЛИКА………………5
1.1. Местное самоуправление в КНР…………………………………………9
1.2. Общественное самоуправление в КНР………………………………….10
II РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ И В КНР: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ………………………………………….12
2.1. Конституционное право Китая…………………………………………...12
2.2. Характер перемен…………………………………………………………14
2.3. Перспективы развития самоуправления в России и в КНР…………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….34
России особую актуальность приобретает изучение зарубежного опыта привлечения граждан к решению местных проблем. Значительный интерес в этом смысле представляет опыт гражданского участия в таких странах как, например, Китай и США.
Развитие
самоуправления в Китае осуществляется
только на низовом уровне. Центром
самоуправления в сельской местности
Китая в настоящее время является комитет
сельских жителей (КСЖ), выступающий в
качестве массовой организации самоуправления,
создаваемой на основе демократических
выборов. Систему, созданную в КНР на низовом
уровне, некоторые исследователи называют
"коллективной демократией", в отличие
от западной "демократии индивидуумов".
Этой модели как нельзя лучше отвечает
создаваемая система деревенской автономии
на основе принципа коллективизма, экономической
основой которой является право распоряжаться
коллективной собственностью деревень
и поселков и создание собственных фондов
и источников дохода. Задача китайского
руководства заключалась в направлении
инициативы населения. Компартия и государство
развили и смогли эффективно
использовать активность населения, предоставив хозяйственную
самостоятельность местным
сообществам в рамках существующей системы
государства. Самоуправление
в КНР с самого
начала не создавалось указами и законами
сверху, а возникло
на основе движения снизу.
1.2.
Общественное самоуправление
в КНР
Ст. 111 конституции КНР устанавливает, что низовыми массовыми организациями самоуправления являются комитеты городского населения и комитеты сельского населения, создаваемые по месту жительства. С помощью комитетов население осуществляет "самоуправление, самовоспитание и самообслуживание". Создание общественного самоуправления рассматривалось в Китае как важный элемент реформы политической системы.
Деятельность комитетов ведется в двух основных направлениях. Первое: осуществление задач по самоуправлению: решение всех дел данной деревни или городского района, урегулирование гражданских споров населения, информирование местных правительств о замечаниях населения, пропаганда конституции, законов и государственной политики, воспитание жителей в духе закона, забота об общественной собственности, защита законных интересов сельских жителей, развертывание мероприятий по строительству социалистической духовной культуры и т.д.
Второе
направление носит
Комитеты состоят из председателя, его заместителя и 3-7 членов, избираемых жителями деревни или города путем прямых выборов на три года.
Комитеты
городского населения и комитеты
сельского населения образуют народные
примирительные комиссии, комиссии по
охране общественного порядка, по общественному
здравоохранению и другие комиссии,
которые "занимаются общественной работой
и общественно-полезными делами, разрешают
споры среди населения, оказывают помощь
в поддержании общественного порядка,
а также доводят до сведения народных
правительств мнения и требования масс,
вносят предложения".
II
РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ
САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
И В КНР: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ
2.1.
Конституционное
право Китая
Главным источником государственного права Китая является конституция 1982 г., состоящая из введения и четырех глав.
Документ– сравнительно небольшой по объему (138 статей).
Во введении дана краткая характеристика пути, пройденного Китаем, а также ставится задача социалистической модернизации общества. Характерной чертой преамбулы является закрепление в ней роли отдельных личностей в истории Китая: в настоящее время аналогичные нормы имеются в конституциях очень небольшого числа стран (Куба, КНДР). Данное еще в 1957 г. Мао Цзэдуном указание о необходимости деления общества на "народ" и "врагов" нашло отражение в следующем фрагменте введения: "Китайский народ должен будет вести борьбу против внутренних и внешних вражеских сил и элементов, которые подрывают наш социалистический строй". Конституция настраивает на ведение борьбы с врагами "в течение длительного времени", но сам образ врага дан достаточно неопределенно, так как там же и указывается, что эксплуататоры, как класс, ликвидированы. Это положение можно рассматривать и как рецидив прежних представлений о мире, и как резервное конституционное оправдание возможных репрессий.
Конституционное регулирование внешней политики исходит из тезиса "Будущее Китая тесно связано с будущим всего мира". Подчеркивается независимость и самостоятельность внешней политики и закрепляются пять принципов ее осуществления (взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование). Китай развивает с другими странами дипломатические отношения, экономический и культурный обмен, укрепляет сплоченность с народами различных стран мира, поддерживает справедливую борьбу угнетенных наций и развивающихся стран, прилагает усилия в деле сохранения мира во всем мире и содействия прогрессу человечества. Рецидивом прежних подходов к внешней политике, хотя и в сильно смягченном варианте, является положение о том, что Китай "решительно выступает против империализма, гегемонизма и колониализма".
Первая
глава конституции ("Общие положения")
содержит характеристику государственного
строя КНР как
Вторая глава ("Основные права и обязанности граждан") содержит перечень основных прав и свобод граждан, а также их обязанностей. В этой главе имеются традиционные нормы (право на труд, на отдых, на образование и т.п.) и специфические, характерные именно для Китая и вытекающие из особенностей его недавней истории (запрет подвергать граждан оскорблениям, клевете, ложным обвинениям и травле).
Третья глава ("Государственная структура") наиболее обширна и делится на 7 разделов, посвященных правовому статусу различных государственных органов.
Четвертая
глава ("Государственный флаг, государственный
герб, столица") состоит из трех статей,
посвященных соответствующим
Изменения в конституции вносятся по предложению Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей или 1/5 числа депутатов ВСНП и принимаются большинством в 2/3 числа всех депутатов ВСНП (в отличие от обычных законов и решений, принимаемых простым большинством всех депутатов ВСНП).
Конституционное
право КНР как отрасль
2.2. Характер перемен
В России
в ходе перестройки произошла
либерализация советской
Несмотря на то, что Китай и Россия находятся на разных путях и этапах политической модернизации, и процессы децентрализации и развития самоуправления в России и в Китае происходят в условиях разных политических систем, политической культуры и традиций, при последовательном сравнении оказалось возможным выявить не только особенности, но и закономерности трансформаций на местном уровне.
Уровни (само)управления. Система органов государственной власти КНР типологически родственна советской системе. Направление трансформации системы на местном уровне и в России на первом этапе развития местного самоуправления, и в КНР заключалось в выделении низового уровня из общей системы государственных органов власти. При этом в России органы местного самоуправления создавались на основе Советов народных депутатов, а в КНР появились новые для китайской деревни органы самоуправления — Комитеты сельских жителей.
Основное отличие
Если на первом этапе
В Китае самоуправление
В России местное