Место России на политической карте мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 22:50, курсовая работа

Описание

Главной целью данного исследования является полноценный анализ геополитического и экономико-географического положения России в мире, а так же перспектив их развития в будущем. Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:

Проанализировать текущее геополитическое положение Российской Федерации, приведя фактические данные
Дать оценку экономико-географическому положению России, исследовав статистические источники
Исследовать внешнеполитические связи Российской Федерации по каждому региону отдельно
На основе полученных результатов, определить сферы и весомость влияния России на международной арене

Содержание

Введение
Основная часть
Глава 1. Экономико-географическое положение России
Глава 2. Внешнеполитические связи России
§1. Ближнее зарубежье

§2. Восточная Европа

§3. Страны Запада

§4. Азия

§5. Африка

§6. Латинская Америка

Глава 3. Развитие российской геостратегии
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. Место России на политической карте мира1.docx

— 104.08 Кб (Скачать документ)

     §4. Азия 

     Азиатская политика России за последнее время  существенно изменилась. В советские  годы она по преимуществу сводилась  к связям с арабскими странами и Индией, которые воспринимались в качестве геополитических союзников  СССР, борющихся с "империализмом". Сейчас приоритеты иные. Само формирование азиатского вектора отечественной  политики воспринимается, как способ преодолеть зависимость от Запада, восстановить российскую геополитическую  субъектность и как вклад в формирование многополярного мира в противовес американской гегемонии.

     Для России главными в геополитическом  плане на азиатском направлении  становятся отношения с Китаем. Именно российско-китайские саммиты воспринимались как доказательство самостоятельности внешней политики РФ и своего рода вызов Америке. Именно на встречах с китайскими руководителями Россия провозглашала свою приверженность идеям многополярного мира.

     Закономерным  для азиатской политики РФ стало  формирование "азиатской шестёрки", в которую вошли Россия, Китай, Узбекистан, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. В августе 1999 г. в Бишкеке прошел саммит "пятерки" (без Узбекистана), на котором стороны подтвердили свою готовность к геополитическому альянсу, который был оформлен в 2001 году как Шанхайская Организация Сотрудничества. Россия в этой евроазиатской системе претендует на роль интеграционного центра, формирующего трансконтинентальную ось Париж — Берлин — Москва — Пекин с подключением ряда центрально-азиатских государств.

     Общая территория входящих в ШОС стран  составляет 30 млн км², то есть 60 % территории Евразии. Её совокупный демографический потенциал — четвёртая часть населения планеты (общая численность населения стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества - 1 млрд. 455 млн. человек). Если же учесть вместе с населением Индии и других стран наблюдателей, то количество жителей стран, имеющих прямое отношение к ШОСу, будет немногим меньше всего населения земного шара, а экономический потенциал включает самую мощную после США китайскую экономику.

     Главными  задачами организации являются: укрепление стабильности и безопасности на широком  пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

     Одна  из особенностей ШОС заключается  в том, что она в статусном  отношении не является ни военным  блоком, как НАТО, ни открытым регулярным совещанием по безопасности, как АРФ АСЕАН, занимая промежуточную позицию.

     Любопытно, что российская внешняя политика отдавала определенное предпочтение Китаю  по сравнению с Индией — крупнейшим партнером СССР, в чем состоит  важное отличие российской политики от советской. Одной из причин того стала внутренняя нестабильность в Индии (в советские времена были налажены прочные связи с "кланом" Неру-Ганди). Другой — большая геополитическая значимость Китая и особенности его позиционирования в глобальной системе, позволяющие считать альянс с Китаем противовесом американскому доминированию. Третья причина — географическое соседство двух стран.

     Позже было заявлено о возможности создания оси Москва — Дели — Пекин как противовеса геополитическим амбициям Запада. В этом просматривается та же тенденция, что и на европейском направлении. Сначала Россия делает выбор в пользу самой крупной и перспективной державы (Германия в Европе, Китай в Азии), затем начинает искать "дублирующего" партнера, чтобы вместо — двухполюсной системы образовать более стабильный треугольник, оставляющий ей пространство для маневра между двумя находящимися в сложных отношениях центрами силы (Франция в Европе, Индия в Азии).

     С Японией у России, как и у  СССР, остался один нерешённый конфликт – спор о принадлежности Курильских островов. В 90-х годах президент  Борис Ельцин не сделал никаких новых предложений, а подтвердил готовность России следовать советскому предложению 1956 года передать Японии остров Шикотан и группу Хабомаи взамен на подписание мирного договора.

     1 ноября 2010 года президент России  Дмитрий Медведев посетил острова  Курильской гряды, что вызвало  резкую критику со стороны  японского правительства. Медведев  стал первым российским президентом,  посетившим один из Курильских  островов. Премьер-министр Японии  Наото Кан выразил недовольство по поводу визита Медведева. Руководитель секретариата кабинета министров Японии Йосито Сэнгоку заявил, что Япония будет внимательно наблюдать за действиями и комментариями российской стороны в связи с этим нежелательным визитом. Он сказал, что Японии важно точно знать, какого рода комментарии допускаются российской стороной, и после этого решить, как вести себя в этой ситуации. Таким образом, дипломатические отношения с Японией все ещё находятся в острой полемике о территориальных претензиях.

     Очевидны намерения России сохранить (или восстановить) активную позицию на Ближнем и Среднем Востоке, присущую некогда СССР. Здесь у нашей страны сложилась группа традиционных партнеров, таких как Сирия и Иран, отчасти — Египет. В последнее время отдельное внимание уделяется взаимоотношениям России и Ирана.

     Из-за роста напряженности в отношениях с Западом, в первую очередь, с США, Иран нашел поддержку на стороне России. Руководство Ирана чрезвычайно заинтересовано в том, чтобы ограничить влияние США в Центральной Азии и на Ближнем Востоке. В этой связи президент Ирана Махмуд Ахмадинежад форсировал переговоры о вступлении Ирана в Шанхайскую Организацию Сотрудничества, и в 2005 по инициативе России ему был предоставлен статус наблюдателя. В скором времени возможно начало полноценного участия Ирана в этой организации. Сближение Ирана с ШОС считается самым большим дипломатическим успехом страны со времени Исламской революции.

     При посредничестве России в мае 2004 Иран подписал с Арменией договор о поставках газа в эту страну по новому газопроводу Иран — Армения, так как из-за нестабильной ситуации, связанной с «Революцией роз» в Грузии, Россия не могла гарантировать бесперебойные поставки газа в Армению.

     В отличие от СССР с его проарабскими позициями РФ ныне удается роль более эффективного посредника благодаря наладившимся отношениям с Западом и Израилем и сохраняющимся связям с арабами. Функции посредника Россия старается выполнять и в проблемной ситуации между Западом и Ираном. Как и в случае с Югославией, задача России состоит в том, чтобы рационально довести иранскую позицию до западных партнеров и настоять на учете ее деталей при принятии решений.

     Зато  растет интерес к России исламского мира (прежде всего Пакистана и  стран Персидского залива), вообще или почти не сотрудничавших с СССР. Однако, под давлением международного сообщества, Россия была вынуждена поддержать программу по нейтрализации на территории Афганистана ряда структур Аль-Каиды после терактов 11 сентября в США.

     Благоприятная для России трансформация внешнеполитической линии Пакистана позволила активизировать двусторонние контакты с Исламабадом. В феврале 2003 г. состоялся официальный  визит в Москву Президента Пакистана  П. Мушаррафа, в ходе которого было подписано  несколько документов и заложена основа для наращивания российско-пакистанского  взаимодействия в двустороннем и  многостороннем формате. В апреле 2007 г. прошел официальный визит в  ИРП Председателя Правительства  Российской Федерации М.Е.Фрадкова. В 2003 и 2006 гг. Исламабад посещали с  рабочими визитами министры иностранных  дел России. В 2004 г. в Москве побывал  министр иностранных дел Пакистана. В сентябре 2008 г. главы внешнеполитических ведомств обеих стран встретились в Нью-Йорке в рамках 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, кроме того поддерживались и другие контакты на высшем и высоком уровнях. Были созданы российско-пакистанская Рабочая группа по противодействию международному терроризму и другим новым вызовам международной безопасности (проведено три заседания), а также двусторонняя Консультативная группа по стратегической стабильности (проведено четыре заседания)13.

     Таким образом, азиатское внешнеполитическое направление постепенно становится наиболее перспективным и эффективно развивающимся. Эта тенденция рассматривается  в российском истеблишменте как  способ дальнейшей диверсификации международных  связей (вместо прежнего прозападного курса), формирования сбалансированной и самостоятельной внешней политики "по всем азимутам". Вместе с тем  подобная переориентация пока напоминает геополитическую игру, не обеспеченную ресурсами, т.е. она адекватно не подкреплена экономически. Ясно другое: Россия в Азии сегодня создает  себе задел на будущее, обозначая  свое присутствие в крупнейших центрах  мировой политики и заявляя о принципиальном неприятии нацеленности Запада на глобальную гегемонию.

     Кроме того, обозначенная внешнеполитическая тенденция может считаться евразийской только с большой долей условности. Речь идет о "естественно-географическом" положении на всю Евразию, исходящем из признания географического положения России в её центре определяющим фактором ее внешней политики.

       В результате Россия:

     — включается в глобальный расклад  сил в качестве союзника Китая  и, возможно, Индии, чтобы не допустить  западного (прежде всего американского) главенства над миропорядком;

     — демонстрирует свое намерение участвовать  в процессах интеграции в АТР;

     — восстанавливает отношения с традиционными партнерами бывшего — СССР;

     — выступает в качестве международного посредника в разрешении проблемных ситуаций в зонах геополитических  разломов (Ближний и Средний Восток). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     §5. Африка

     К моменту распада СССР марксистские идеи утратили былое влияние в  большинстве стран Африки. А в  начале 90-х годов Россия закрыла  несколько дипломатических представительств в Африке.

     Политики  и политологи, вероятно, ещё долго  будут спорить о причинах того ослабления связей нашей страны с  государствами Африки, которое стало  очевидно накануне и после распада  СССР: было это ослабление закономерным, поскольку не имело серьёзной  экономической основы, или же оно  явилось результатом той переориентировки внешней политики в сторону Запада, которая произошла в СССР в  конце 80-х годов и продолжалась в России в начале 90-х.

     Среди бесспорных причин ослабления связей можно назвать чрезмерную идеологизацию, а также недостаточное знание африканских реалий у тех советских руководителей, которые принимали решения. И разумеется, отсутствие традиций экономического сотрудничества.

     В последние годы Россия ищет с Африкой  новые связи, основанные не на идеологии, а на взаимовыгодных отношениях, прежде всего, экономических.

     Нельзя  сказать, что советский опыт полностью  негативен. Он привёл, во всяком случае, к лучшему знанию Африки в нашей  стране, к изучению африканских социально-экономических  и политических структур, тенденций  развития, истории, культуры, языков. Будет  большой государственной ошибкой, если Россия в связи с её нынешними  трудностями утратит опыт, накопленный  дорогой ценой.

     По мере восстановления российской экономики и укрепления бизнеса интерес к Африке возрастает. По сложившейся в недавние времена в России традиции государство эффективно лоббирует крупные проекты бизнеса за рубежом. А недавние визиты президента Владимира Путина в страны африканского континента, в том числе и южнее экватора (кстати, он первый из советских и российских лидеров побывал в тех местах), дают повод надеяться, что ситуация изменилась окончательно. 

     Сейчас российско-африканская торговля достигла $2 млрд. Но в товарообороте всего континента (а это $250 млрд.) доля России не превышает 1 процента. Хотя надо сделать поправку на то, что отечественная статистика внешней торговли не совсем точна, так как значительная часть российской продукции - грузовиков, тракторов, станков и промышленного оборудования - поставляется через Европу и Дубаи как посредническими фирмами Франции, Бельгии, так и российскими, зарегистрированные в оффшорах.

     О том, что объем российской торговли с африканскими странами пока ничтожно мал, говорит и сравнение с другими развитыми странами, например с Францией. Объем ее торговли с Африкой в 1999 г. был $26,6 млрд. 

     Важно и то, что Россия, выступая перед Западом, в основном, как поставщик энергетических и сырьевых ресурсов, в Африке является традиционным продавцом технологичной продукции - энергетического оборудования, строительных машин и механизмов, грузовиков и тракторов, станков, современных видов оружия14

     В июне 2009 года Российский президент Дмитрий Медведев совершил турне по странам Африки, посетив Нигерию, Анголу, Намибию и Египет. Было согласовано несколько многомиллиардных совместных проектов с Нигерией и Египтом, что показывает особую заинтересованность России в партнёрстве15.

Информация о работе Место России на политической карте мира