Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 22:50, курсовая работа
Главной целью данного исследования является полноценный анализ геополитического и экономико-географического положения России в мире, а так же перспектив их развития в будущем. Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:
Проанализировать текущее геополитическое положение Российской Федерации, приведя фактические данные
Дать оценку экономико-географическому положению России, исследовав статистические источники
Исследовать внешнеполитические связи Российской Федерации по каждому региону отдельно
На основе полученных результатов, определить сферы и весомость влияния России на международной арене
Введение
Основная часть
Глава 1. Экономико-географическое положение России
Глава 2. Внешнеполитические связи России
§1. Ближнее зарубежье
§2. Восточная Европа
§3. Страны Запада
§4. Азия
§5. Африка
§6. Латинская Америка
Глава 3. Развитие российской геостратегии
Заключение
Список литературы
Перспективы
развития отношений со странами Африки
очень обширны. Как известно, инвестированный
доллар в Африке приносит гораздо больше,
нежели в Азии или Латинской Америке.
§5.
Латинская Америка
Латинская Америка переживает серьезные перемены. С одной стороны, государства региона отходят от прежних стандартов экономической политики и поведения на международной арене. С другой – меняется характер внешнего воздействия. Традиционно здесь доминировали США, теперь же усиливается присутствие других мировых держав, благодаря чему расширяется поле деятельности для политического маневра. Последствия новой ситуации могут быть весьма разнообразны и зачастую противоречивы, однако она сулит неплохие шансы для укрепления российских позиций в регионе.
Латинская Америка обладает крупным и еще не полностью раскрытым ресурсным потенциалом, однако в мировой экономике и политике она традиционно занимала периферийное положение. С середины ХХ века регион становится одной из арен противоборства двух сверхдержав – Соединенных Штатов и Советского Союза, причем в самом центре этого глобального противостояния оказалась Куба.
Исчезновение
СССР ослабило левую часть
В
основе «латиноамериканского» курса
СССР лежали преимущественно идейно-
В советском экспорте преобладала машино-техническая продукция (в Аргентину в 1980-е – свыше 80 %). В ряде стран региона Советский Союз занимался сооружением и техническим оснащением крупных инфраструктурных и индустриальных объектов. В Аргентине на нашем оборудовании до сих пор вырабатывается 25 % электроэнергии. Многие кубинские, перуанские, эквадорские, боливийские и никарагуанские специалисты получили образование в советских вузах.
В
первой половине 1990-х российско-
В
торгово-экономической сфере до
сих пор превалировала
В настоящее время Россия поддерживает дипотношения со всеми 33 государствами Латинской Америки и Карибского бассейна. Проводится линия на укрепление дружественных связей с государствами региона, наращивание взаимодействия на мировой арене, развитие торгово-экономического, инвестиционного, научно-технического и культурного сотрудничества.
В ходе Саммита тысячелетия (2000 г.), форумов АТЭС в Брунее (2000 г.), Шанхае (2001 г.) и Бангкоке (2003 г.) В.В.Путин встречался с президентами Мексики, Венесуэлы, Перу, Чили, лидером Кубы Ф.Кастро. В мае 2003 г. прошла встреча В.В.Путина с Президентом Гайаны Б.Джагдео, находившимся в Москве в связи с участием во Всемирном форуме иностранных выпускников российских (советских) вузов17.
В 2002-2004 гг. состоялись консультации по стратегической стабильности с Бразилией, по проблематике ООН - с Аргентиной, Бразилией, Мексикой, Кубой, Чили, Эквадором, по вопросам сотрудничества в противодействии новым вызовам - с Уругваем, Панамой и Колумбией, по экономической проблематике - с Панамой, по актуальной международной проблематике и двусторонним отношениям - с Аргентиной, Перу, Колумбией, Кубой, Мексикой, Гайаной, Ямайкой.
Россия,
в т.ч. в рамках "восьмерки",
оказывает политическую поддержку
процессу мирного урегулирования вооруженного
конфликта в Колумбии. Поддерживаются
контакты с Венесуэлой и Мексикой
как ведущими производителями нефти
в интересах обеспечения
Развиваются межпарламентские связи. В 2002 - 2003 гг. состоялся обмен визитами председателей верхних палат парламентов России и Мексики, российские парламентские делегации посетили Аргентину, Бразилию, Колумбию, Панаму, Перу, Эквадор, в России побывали делегации парламентов Венесуэлы, Гватемалы, Коста-Рики, Чили, Эквадора. В апреле 2004 г. состоялись визиты Председателя Совета Федерации С.М.Миронова в Бразилию и Чили. В парламентах Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Кубы, Перу, Уругвая, Чили действуют Группы дружбы с Россией.
На рынки Латинской Америки выходит крупный российский бизнес. Российское компании успешно действуют в сфере поставок оборудования для ГЭС в Аргентине, Бразилии, Мексике, Колумбии, участвуют в разработке нефтяных месторождений в Колумбии, работают совместные предприятия по сборке автомобилей в Венесуэле, Колумбии, Уругвае, Эквадоре.
Россия участвовала в международных выставках и ярмарках, проводимых в регионе: аэрокосмической выставке "ФИДАЕ" в Чили, Международной тихоокеанской ярмарке (Перу), Гаванской международной ярмарке и др. Предпринимались шаги по налаживанию межбанковского сотрудничества, в т.ч. по линии Банка России, Внешторгбанка, Внешэкономбанка, их подключению к разработке механизма платежей по эспортно-импортным операциям. Осуществляется сотрудничество в области мирного использования космоса, ядерной энергии с Аргентиной, Бразилией, Мексикой.
Развитию
торгово-экономических
В 2008 году президент России Дмитрий Медведев совершил турне по странам Латинской Америки. За семь дней глава российского государства посетил Перу, где он также принял участие в саммите АТЭС, Бразилию, Венесуэлу и Кубу. Визиты в Лиму и Каракас стали первыми за историю двусторонних отношений Москвы с этими странами.
По итогам визита президента в четыре страны было заключено порядка двух десятков соглашений, в том числе о сотрудничестве в банковской, энергетической сферах, области военно-технического сотрудничества19.
В
дальнейшем Латинская Америка будет
нести существенное значение для
расширения поля международной деятельности
России и закрепления ее статуса
мировой державы. Более того, сотрудничество
с латиноамериканскими
Конфликтный
потенциал во взаимоотношениях Москвы
с латиноамериканскими
Отношения между Москвой и государствами региона идут по восходящей линии, но явно отстают по формам, методам, содержательному наполнению от международных стандартов. Не дотягивают они и до того уровня сотрудничества, который достигнут латиноамериканскими странами в их взаимоотношениях с США, ЕС, странами АТР. Прогрессу на этом направлении мешают медленная модернизация российской экономики, а также сохранение «остаточного принципа» в латиноамериканской политике России.
По итогам 2006 года торговый оборот Российской Федерации со странами региона превысил 7 млрд дол. (ведущий партнер – Бразилия: почти 4 млрд дол.). При сохранении существующих тенденций можно прогнозировать к 2017-му уровень 20–25 млрд долларов. А если задачи, перечисленные выше, будут хотя бы отчасти решены, то можно поднять планку до 30–35 млрд. долларов, улучшив при этом соотношение импорта и экспорта и увеличив в наших поставках долю несырьевого компонента. Наибольшие шансы РФ сохранит в торговле энергетическим оборудованием20.
На
предстоящее десятилетие
В течение прогнозного периода, очевидно, начнется практическая реализация соглашений о сотрудничестве в космической области. В случае с Бразилией это выгодно еще и потому, что Россия может использовать экваториальный космодром «Алькантара».
Разумеется,
активизация российского
Наиболее
болезненным для российской дипломатии
останется кубинский вопрос, особенно
в случае неадекватных действий Вашингтона.
Нельзя забывать, что историческая
вовлеченность Москвы в дела Кубы
не позволяет попросту «умыть руки».
Нужно быть готовыми к сложным
маневрам для обеспечения щадящих
условий трансформации и
Глава 3. Современная российская геостратегия
Задача восстановления России в качестве одного из центров современного мира диктуется не государственным и национальным честолюбием, не притязаниями на исключительную мировую роль. Это задача жизненной необходимости, задача самосохранения. Для страны с такими геополитическими характеристиками, какими обладает Россия, вопрос всегда стоял и продолжает стоять так: либо быть одним из центров мировой цивилизации, либо быть расчлененной на несколько частей и, следовательно, сойти с карты мира в качестве самостоятельного и целостного государства. Одним из оснований для постановки вопроса по принципу "либо - либо" является фактор огромности российской территории. Для того чтобы сохранить такую территорию в целостности и неприкосновенности, страна должна быть достаточно могущественной в международном плане. Россия не может себе позволить того, что вполне допустимо для территориально небольших стран, таких, как большинство стран Европы (за исключением Великобритании, Франции и Германии). Перед Россией стоит альтернатива: либо продолжать отстаивать значительность своей мировой роли, следовательно, стремиться сохранить свою территориальную целостность, либо быть расчлененной на несколько самостоятельных государств, образованных, например, на территориях нынешних Дальнего Востока, Сибири и европейской части России. Первый вариант оставлял бы для России возможность постепенного выхода из современного кризисного состояния. Второй же однозначно и навсегда обрек бы "осколки" прежней России на полную зависимость от крупнейших центров современного мира: США, Западной Европы, Японии, Китая. Следовательно, для "осколочных государств", если бы таковые возникли взамен современной России, оставался бы единственный путь - путь вечно зависимого существования, который означал бы нищету и вымирание населения. Подчеркнем, что при неумелой политике руководства подобный путь не заказан и для целостной России. Однако сохранение целостности и соответствующей мировой роли оставляет стране принципиальный шанс для будущего процветания.