Отрасли

Автор работы: Kolya Sofronov, 11 Ноября 2010 в 05:38, контрольная работа

Описание

Машиностроительный комплекс – составная часть единого народного хозяйственного комплекса страны. Это обусловлено в первую очередь тем, что машиностроение:

создает машины и оборудование, используемое в других отраслях, и тем самым создает условия для развития всех других отраслей промышленности;

является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной металлургии, а также целого ряда других отраслей;

обеспечивает занятость довольно большой доли трудовых ресурсов;

выступает как районообразующий фактор;

является отражением степени развития производительных сил в регионе;

дает существенный толчок развитию прогрессивных технологий.

Содержание

1. Состав и значение отрасли…………………………………………… 3

2. Современный уровень развития отрасли (объемы производства)…4

3. Сырьевая база отрасли ………………………………………………. 6

4. Факторы, влияющие на размещение предприятий отрасли……….. 6

5. Современное размещение по территории страны………………….. 11

6. Межрайонные связи………………………………………………….. 22

7. Главные проблемы в переходный период…………………………... 23

Список использованной литературы…………………………………… 31

Работа состоит из  1 файл

регионалистика.doc

— 155.00 Кб (Скачать документ)

Якутский  филиал Сибирского университета

потребительской кооперации 
 
 
 
 
 

Кафедра  регионалистики 
 

Контрольная работа по дисциплине

«Экономическая география и регионалистика» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнил: студент 2 курса

                  группы 2Э-08

                  Софронов  Николай Сергеевич

                  Шифр: Э-08-026

                  Вариант № 6

                  Проверил:_________________

                  Оценка:    «___»    
                   
                   
                   
                   
                   

Якутск 2009

     Содержание 

     1. Состав и значение отрасли…………………………………………… 3

     2. Современный уровень развития отрасли (объемы производства)…4

     3. Сырьевая база отрасли ………………………………………………. 6

     4. Факторы, влияющие на размещение предприятий отрасли……….. 6

     5. Современное размещение по территории  страны………………….. 11

     6. Межрайонные связи………………………………………………….. 22

     7. Главные проблемы в переходный  период…………………………... 23

     Список  использованной литературы…………………………………… 31

 

      1. Состав и значение отрасли 

     Машиностроительный  комплекс – составная часть единого  народного хозяйственного комплекса  страны. Это обусловлено в первую очередь тем, что машиностроение:

     создает машины и оборудование, используемое в других отраслях, и тем самым создает условия для развития всех других отраслей промышленности;

     является  крупнейшим потребителем продукции  черной и цветной металлургии, а  также целого ряда других отраслей;

     обеспечивает  занятость довольно большой доли трудовых ресурсов;

     выступает как районообразующий фактор;

     является  отражением степени развития производительных сил в регионе;

     дает  существенный толчок развитию прогрессивных  технологий.

     То  есть, можно сказать, что экономика  всей страны напрямую зависит от состояния данного промышленного комплекса. Он обеспечивает научно - технический прогресс и перестройку экономики всей страны, поэтому его отрасли развиваются ускоренными темпами, а их число непрерывно растет. По роли и значению в народном хозяйстве их можно объединить в 3 взаимосвязанные группы:

     1. Отрасли, обеспечивающие развитие  научно-технической революции во  всем народном хозяйстве - это  приборостроение, химическое машиностроение, электротехническое и энергетическое  машиностроение.

     2. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в машиностроении - это станкостроение и инструментальная промышленность.

     3. Отрасли, обеспечивающие развитие  научно - технической революции в отдельных отраслях хозяйства - это строительно - дорожное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение и д. р.

     За  последние десятилетия возник ряд  новых отраслей, связанных с выпуском средств автоматизации, электроники  и телемеханики, оборудования для  атомной энергетики, реактивной авиации, бытовых машин. Коренным образом изменился характер продукции в старых отраслях машиностроения.

     Современное машиностроение представлено собственно машиностроением и металлообработкой, которые включают несколько десятков отраслей и подотраслей. Наиболее сложной  является структура машиностроения. Она включает такие важнейшие отрасли, как энергетическое машиностроение, электротехническая, станкостроительная и инструментальная промышленность, приборостроение, ряд отдельных отраслей, выпускающих оборудование для добывающей и обрабатывающей промышленности, строительства, транспортное машиностроение, автомобильную промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и др.

     Машиностроительный  комплекс - крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 25% стоимости произведенной продукции и почти 35% всех работающих в хозяйстве России, а также около 25% стоимости основных промышленно - производственных фондов. 

     2. Современный уровень развития отрасли (объемы производства, размеры ввоза и вывоза соответствующей продукции) 

     Машиностроительный  комплекс ежегодно производит 30 тыс. видов  различных машин и 130 тыс. деталей. Его продукция нужна практически  повсюду, т. е. для машиностроения характерно повсеместность потребления. Поэтому машиностроение развито во всех экономических районах России, хотя его роль в хозяйстве районов не одинакова (табл.1). 

     Таблица 1

Экономический район Доля производимой продукции (%)
Северный 1,5
Северо - Западный 5,0
Центральный 23,0
Волго - Вятский 10,0
Центрально-Черноземный 4,0
Поволжский 18,0
Уральский 20,0
Северо - Кавказский 6,0
Западно - Сибирский 7,0
Восточно-Сибирский 3,0
Дальне - Восточный 2,5
 

     Следовательно, 87.5% машиностроительной продукции выпускает  Западная экономическая зона и всего 12.5% выпускает Восточная экономическая зона. В Восточной зоне машиностроение работает не на местные потребности, а на Европейскую зону (79% продукции вывозится в европейские районы, а из европейских районов поступает 67% продукции).

     В машиностроении условно можно выделить несколько групп отраслей, в том числе:

     Тяжелое машиностроение (67 % продукции).

     Общее машиностроение (18 % продукции).

     Среднее машиностроение и приборостроение (15 % продукции).

     По  экспорту машиностроение занимает 2 - ое место после ТЭК. Эта отрасль дает 12 % экспорта России. Машиностроительный комплекс занимает первое место по выпуску валовой продукции, второе место по основным фондам (25 %) и первое место по промышленному персоналу (42 %). 
 
 

     3. Сырьевая база отрасли 

     Машиностроение, как крупный потребитель металла (в структуре затрат на производство главное место занимают издержки на сырье, основные материалы – более 59%), имеет широкие связи, прежде всего, с черной металлургией. Территориальное сближение этих отраслей дает возможность металлургическим заводам использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями. Например, заводы тяжелого машиностроения могут быть ориентированы на металлургические базы. Также предприятия отрасли потребляют цветные металлы.

     Сырьевая  база является одним из факторов, влияющих на размещение предприятий машиностроительного комплекса. 

     4. Факторы, влияющие на размещение предприятий отрасли 

     Хотя  в целом машиностроение принадлежит  к отраслям «свободного размещения», так как оно в меньшей степени испытывает влияние таких факторов, как природная среда, наличие полезных ископаемых, воды и т.д. В тоже время на размещение предприятий машиностроения сильное влияние оказывает ряд других факторов. К ним можно отнести:

     Наукоёмкость. Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал - основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.

     Металлоёмкость. Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как например, металлургического, энергетического, горно - шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.

     Трудоёмкость. С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно - технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт - Петербург), производство электротехники и точных приборов (Ульяновск).

     Близость  потребителя. Продукцию некоторых отраслей машиностроения, таких как: производство энергетического, горно - шахтного, металлургического оборудования, которые потребляют большое количество черных и цветных металлов экономически нецелесообразно перевозить на большие расстояния из - за их большого размера и высокой стоимости перевозок. Поэтому предприятия многих отраслей машиностроения размещается в районах потребления конечной продукции.

     Как отдельный фактор географического  размещения машиностроения можно вынести военно - стратегический аспект. Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах. 
 

     Таблица 2

     Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения.

Фактор  размещения Доля отраслей, размещенных с учетом данного  фактора, %
Тяготение к:  
Районам с развитой научной базой 42
Районам сосредоточения трудовых ресурсов 24
Районам потребления продукции 22
Металлургическим  базам 12
 

     Под отраслевой структурой понимается количественное соотношение между отраслями  и производствами, входящими в  состав машиностроения. Ее формирование происходит под влиянием экономических, организационных и технических факторов:

     Уровень развития науки и техники в  стране;

     Темпы развития отраслей народного хозяйства;

     Материальный  и культурный уровень населения  страны;

     Место страны в системе международного разделения труда;

     Уровень специализации и кооперирования. 

     Таблица 3

     Степень влияния конкретных факторов на размещение машиностроения

Отрасли промышленности и производства Ресурсы Районы  потребления продукции
сырьевые Топливно –

энергетическое

трудовые
Машиностроение:

Тяжелое

Локомотивостроение

Судостроение

Автостроение

Станкостроение

Приборостроение

С/х машиностроение

 
Решающее

Сильное

Отсутствует

Отсутствует

Слабое

Отсутствует

Отсутствует

 
Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

 
Слабое

Слабое

Слабое

Решающее

Сильное

Решающее

Слабое

 
Слабое

Отсутствует

Решающее

Отсутствует

Сильное

Отсутствует

Решающее

Информация о работе Отрасли