Отрасли

Автор работы: Kolya Sofronov, 11 Ноября 2010 в 05:38, контрольная работа

Описание

Машиностроительный комплекс – составная часть единого народного хозяйственного комплекса страны. Это обусловлено в первую очередь тем, что машиностроение:

создает машины и оборудование, используемое в других отраслях, и тем самым создает условия для развития всех других отраслей промышленности;

является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной металлургии, а также целого ряда других отраслей;

обеспечивает занятость довольно большой доли трудовых ресурсов;

выступает как районообразующий фактор;

является отражением степени развития производительных сил в регионе;

дает существенный толчок развитию прогрессивных технологий.

Содержание

1. Состав и значение отрасли…………………………………………… 3

2. Современный уровень развития отрасли (объемы производства)…4

3. Сырьевая база отрасли ………………………………………………. 6

4. Факторы, влияющие на размещение предприятий отрасли……….. 6

5. Современное размещение по территории страны………………….. 11

6. Межрайонные связи………………………………………………….. 22

7. Главные проблемы в переходный период…………………………... 23

Список использованной литературы…………………………………… 31

Работа состоит из  1 файл

регионалистика.doc

— 155.00 Кб (Скачать документ)

     Отличительной особенностью спада была относительная  стабильность развития отраслей и подотраслей, изготавливающих мобильную технику, при падении выпуска продукции в отраслях, производящих технологическое оборудование. Причина заключается в более высокой ликвидности мобильной техники относительно оборудования, требующего монтажа, выпуск которого стал превышать платежеспособный спрос в результате перенакопления парка данной техники у потребителя. Это породило серьезные финансовые и производственные проблемы, приведшие к остановке ряда крупнейших предприятий. Основной причиной создавшегося положения является резкое падение инвестиционной активности и снижение спроса на машины и оборудование. Особенно снизился объем капитальных вложений в производство оборудования для строительства и в сельскохозяйственное машиностроение.

     В силу рассмотренных неблагоприятных факторов удельный вес наукоемких отраслей снизился, тогда как доля автомобильной промышленности стабилизировалась. Условиями этой стабилизации является сдерживание тарифов на энергоносители, продукцию металлургического и химического комплексов, железнодорожные перевозки, пролонгация протекционистских таможенных мер. Должна подвергнуться изменениям и сама структура выпуска, так как она пока не отвечает современным требованиям. Реализация структурно-целевых программ связана со значительными инвестиционными затратами и временем. Но необходимость, а главное успешность, комплексной структурной перестройки доказана опытом АО «ГАЗ». Своевременно проведенная реструктуризация производства с организацией выпуска автомобилей грузоподъемностью полторы тонны и автомобилей с дизельными двигателями дала возможность наращивать объемы производства. Например, за 10 месяцев 1997 года темпы роста составили 122,4% к соответствующему периоду предыдущего года.

     В станкоинструментальной промышленности России на сегодняшний день производство все более и более ориентируется на платежеспособный спрос. Но со стороны прежнего основного потребителя - государства он резко сократился, а хозяйствующие субъекты не компенсируют этого сокращения (особенно на сложную наукоемкую продукцию), отдавая предпочтение более дешевому и простому оборудованию, что влечет за собой потерю заказов, болезненную для станкостроения. По сути, возникла угроза утраты Россией собственного станкостроения. Массовой практикой стало освоение в целях выживания непрофильной для станкостроения продукции. Слабое частное и иностранное инвестирование, малоактивный спрос негосударственного сектора на технологическое оборудование делает необходимой осуществление государственной поддержки предприятий данной отрасли. Это экономически, а порой и стратегически, эффективно, особенно в случае импортозамещения. Так, средства, выделявшиеся на эта цели позволили создать производственные мощности по выпуску линейных подшипников качения по лицензии фирмы «TNK» (Япония) на АО «Липецкий станкостроительный завод». Эти узлы являются основой российского прецизионного станкостроения, до сих пор они были в основном предметом импорта из дальнего зарубежья. Освоенные мощности по производству синтетических алмазов на АО «Томал» позволяют полностью перейти на производство алмазного инструмента на основе российского сырья взамен его импорта с Украины и Армении, а также сформировать экспортный потенциал в объеме 10 миллионов долларов в год. Эти примеры показывают высокую эффективность государственной поддержки приоритетных направлений развития станкостроительной промышленности.

     В условиях сильного сжатия спроса на сельскохозяйственную технику сейчас предполагается проведение мероприятий по ускорению процесса адаптации предприятий к рынку (структурная перестройка производства, расширение рынка сбыта техники на экспорт, создание на предприятиях торговых домов, проведение ярмарок - выставок). Для решения проблемы неплатежей на предприятиях отрасли будут проводиться бартерные операции и взаимозачеты, шире использоваться векселя и государственные казначейские билеты. Особенно перспективной формой нормализации сбыта представляется практикуемое уже обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды - лизинга. В настоящее время наметилась тенденция к стабилизации объемов производства по некоторым видам продукции тяжелого машиностроения, а по другим - увеличение выпуска. Это относится к производству оборудования для черной металлургии и горнодобывающей промышленности: машины для непрерывного литья заготовок и агломерационного производства, буровые станки для нужд горнодобывающей промышленности. Предприятия стали более активно вести работу по поиску платежеспособных заказчиков из-за конкуренции со стороны иностранных поставщиков аналогичного оборудования.

     Ситуация  в энергетическом машиностроении стабилизировалась  из-за некоторого увеличения выпуска  паровых турбин, обусловленного экспортными  поставками оборудования, в основном в Китай, Иран и страны Восточной Европы. При этом наметилась тенденция к освоению производства дизелей по лицензиям зарубежных фирм, что дает возможность заводам данной подотрасли вступить в конкурентную борьбу на мировом рынке.

     В ближайшие годы даже при условии  инвестиционной активности не следует ожидать существенного роста спроса на строительную и дорожную технику. За последние 3 года интенсивность обновления упала на 40%, а доля впервые осваиваемой техники - в 2 раза. На предприятиях данной отрасли способны тиражировать устаревшие технику и технологии.

     Подводя итог всему вышесказанному, можно  определенно утверждать, что состояние  развития машиностроительного комплекса  России определяется не просто спросовыми, а инвестиционными ограничениями. Именно они тормозят реструктуризацию производства, в основе которой должно лежать улучшение качества продукции, а следовательно, и повышение ее конкурентоспособности. Наконец, необходимо дать обобщенное представление о сложной социально - экономической ситуации, сложившейся в промышленности в последние годы. Она обусловлена тем, что нарастающий в последние годы вал неплатежей увеличил долю убыточных предприятий. Численность безработных в данном комплексе увеличилась в большей степени, нежели в промышленности в целом.

     Особенно  тяжелая ситуация сложилась в оборонном комплексе, где численность производственного персонала сокращается даже быстрее, чем в целом по машиностроению. Наиболее заметно упала занятость в электронной промышленности и в производстве спецсредств связи.

     Все это обуславливает отток высококвалифицированных специалистов из исследовательских организаций и конструкторских бюро, в том числе и за границу. Особенно тяжелое положение сложилось в тех регионах, где предприятия ВПК играют роль градообразующих предприятий (Урал, Удмуртия, некоторые области Центрального экономического района). Необходимо уже сейчас принимать меры для корректировки выбранного рыночного курса. Если этого не сделать, то в ближайшее время пессимистические настроения и социальная напряженность будут нарастать, что создаст угрозу дальнейшего построения социально - ориентированной рыночной экономики в России.

     Итак, среди основных причин, которые привели  к снижению темпов и объемов производства по машиностроительному комплексу в целом и по его отдельным жизненно важным видам, таким как станкостроение, железнодорожное машиностроение, тракторостроение, необходимо назвать следующие причины:

     Общий экономический кризис, поразивший страну;

     Действующий затратный хозяйственный механизм с присущей ему необязательностью  поставок по кооперированным связям;

     Низкое  техническое оснащение машиностроительных предприятий;

     Большой физический и моральный износ  основных фондов на предприятиях комплекса;

     Отсутствие единого органа управления комплексом и переход к слабому регулированию при недостаточном учете и контроле;

     Невозможность быстрого освоения в РФ новых видов  машиностроения, производимых в союзных  республиках бывшего СССР;

     Ограничение спроса на продукцию в связи с  ее высокими ценами реализации в других отраслях народного хозяйства;

     Недостаточная гибкость машиностроительных производств  в условиях формирования рынка;

     Необеспеченность  оборудованием воспроизводственного процесса в экономике;

     Старение  рабочей силы, занятой в отраслях машиностроительного комплекса.

     Направления устранения негативных явлений, проявившихся в машиностроении:

     Остановить  спад производства рядом конкретных мер государственного характера:

     поддержание через государственный заказ  на должном уровне производства таких  видов оборудования, которые обеспечивают воспроизводственный процесс экономики страны;

     прекращение либерализации цен на топливо и энергию, как основное сырье для машиностроительного комплекса;

     изменение амортизационной политики;

     введение  налоговых льгот для машиностроительного  комплекса, его инвесторов, поставщиков металла, топлива, энергии, комплектующих изделий.

     Повысить  научный уровень обоснования  размещения отраслей комплекса по территории страны.

     Совершенствовать ремонтное производство по следующим направлениям:

     формирование  территориальных межотраслевых ремонтных комплексов, разветвленной сети предприятий с подетальной агрегатноузловой и предметной специализацией;

     расширение  фирменного ремонта и обслуживания территориальными сервисными организациями.

     Увеличить инвестиции в развитие комплекса  по всем источникам.

     Для технико – экономического обоснования  вариантов размещения отраслей машиностроительного  комплекса необходимо использовать основные показатели и расчеты, характеризующие:

     балансы: производство и потребление конкретных видов продукции и производственных мощностей;

     транспортные  связи;

     объем капитальных вложений;

     себестоимость продукции;

     производительность  труда;

     потребность в материальных ресурсах и рабочей  силе;

     связи с предприятиями по основным видам  полуфабрикатов и комплектующих  изделий.

     Перспективы развития машиностроительного комплекса  зависят от реализации целевых комплексных  программ, направленных на совершенствование  машиностроительного комплекса. Важнейшими направлениями совершенствования  машиностроительного комплекса  являются:

     комплексная механизация всех стадий технологический процессов от добычи сырья до транспортировки готовой продукции;

     производство  технических средств, соответствующих  по своим параметрам специфическим  отраслевым и климатическим условиям эксплуатации;

     дальнейший выпуск машин, оборудования, автоматических манипуляторов более высокого класса, позволяющих использовать ресурсосберегающие технологии, переоснащение ими предприятий машиностроительного комплекса;

     развитие  микропроцессорной техники;

     оптимизация размещения предприятий машиностроительного комплекса по территории страны;

     использование мирового опыта в теории и практике по вопросам развития и размещения отраслей машиностроительного комплекса.

     Подводя итог проведенному исследованию, можно  сделать вывод о том, что машиностроительный комплекс, имеющий огромное значение для дальнейшего развития экономики России, находится в системном кризисе, обусловленным распадом СССР и изменением структуры народнохозяйственного комплекса России. Проведение коренного реформирования отрасли машиностроения позволит России выйти на мировой рынок с высокотехнологичной продукцией и занять на нем выгодную позицию.

 

      Список использованной литературы 

     1. Экономическая география России: Учебник // Под общей ред. Акад. В.И. Видяпина, д.э.н., проф. М.В. Степанова. – М.: инфра - М, Российская экономическая академия, 2002.

     2. Козьева И.А., Кузьбожев Э.Н. Экономическая  география и регионалистика: Учебное  пособие. – М.: кнорус, 2005.

     3. Кистанов В.В. Региональная экономика  России: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002.

     4. Регионоведение: Учебник // Под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: Юнити, 1998.

     5. Атлас «География России» в  2 - х ч. Часть II. - ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.

Информация о работе Отрасли