Отрасли

Автор работы: Kolya Sofronov, 11 Ноября 2010 в 05:38, контрольная работа

Описание

Машиностроительный комплекс – составная часть единого народного хозяйственного комплекса страны. Это обусловлено в первую очередь тем, что машиностроение:

создает машины и оборудование, используемое в других отраслях, и тем самым создает условия для развития всех других отраслей промышленности;

является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной металлургии, а также целого ряда других отраслей;

обеспечивает занятость довольно большой доли трудовых ресурсов;

выступает как районообразующий фактор;

является отражением степени развития производительных сил в регионе;

дает существенный толчок развитию прогрессивных технологий.

Содержание

1. Состав и значение отрасли…………………………………………… 3

2. Современный уровень развития отрасли (объемы производства)…4

3. Сырьевая база отрасли ………………………………………………. 6

4. Факторы, влияющие на размещение предприятий отрасли……….. 6

5. Современное размещение по территории страны………………….. 11

6. Межрайонные связи………………………………………………….. 22

7. Главные проблемы в переходный период…………………………... 23

Список использованной литературы…………………………………… 31

Работа состоит из  1 файл

регионалистика.doc

— 155.00 Кб (Скачать документ)
 
 

     Важнейшие особенности в машиностроительной промышленности, оказывающие влияние  на размещение предприятий по территории страны, формируются также под воздействием принципов и факторов:

     Разнообразность и сложность изделий, технологических  процессов;

     Использование продукции машиностроения не ограничивается одним районом;

     Широкое распространение интеграционных структур, как внутри страны, так и в отношении зарубежных стран;

     Возможность использования отходов металла  машиностроительных заводов в районах  развитого машиностроения (вторичное  использование)

     Необходимость определенного уровня культуры производства, наличия лабораторий, НИИ, обмена опытом между предприятиями;

     Заготовительные предприятия тяготеют к источникам сырья; сборочные к потребителю; механические – к комплексу факторов;

     Меньшая степень влияния природной среды, наличия воды и др.;

     Широкое использование различных форм специализации;

     Более эффективные специализация и  кооперирование предприятий внутри района.

     По  степени влияния определенных факторов на размещение предприятий машиностроения по территории страны они условно  делятся на следующие группы (табл. 4). 

     Таблица 4

Группа Принцип размещения группы Характеристика
Группа 1 Отрасли, размещающиеся  в районах металлургических баз Подъемно - транспортное, металлургическое, энергетическое машиностроение. Производство характеризуется небольшими сериями или единичными экземплярами. Продукция металлоемкая, но малотрудоемкая.
Группа 2 Отрасли, размещающиеся  в районах потребления продукции Оборудование  для нефтяной, химической промышленности. Строительные, дорожные, сельскохозяйственные машины. Производство характеризуется большими объемами. Продукция средней металлоемкости. Транспортабельна
Группа 3 Отрасли, размещающиеся  в центрах, с наличием квалифицированных  кадров Автомобиле  и тракторостроение, дизелестроение, оборудование для легкой, пищевой  и полиграфической промышленности. Производство продукции массовое, характеризуется высокой трудоемкостью и фондоемкостью.
Группа 4 Отрасли, размещающиеся  в районах высокой технической  культуры (наличие НИИ, экспериментальных  баз) Радиотехническая  и электронная промышленность, приборостроение, некоторые производства электропромышленности. Для продукции характерна высокая трудоемкость, малая металлоемкость.
 

     Размещение  машиностроительных производств осуществляется по определенному типу:

     машиностроение  крупных центров;

     машиностроение при металлургических базах;

     машиностроение  при обслуживаемой отрасли;

     машиностроение  на месте традиционных металлопромышленных  центров;

     машиностроение  транспортных узлов.

     Также развитие машиностроительного комплекса зависит от условий рационального размещения, таких как:

     Четкое  определение производственного  профиля каждого предприятия  машиностроительного комплекса;

     Организация машиностроительного производства в виде комплексов на основе специализации;

     Создание  широкой сети ремонтно - механических предприятий;

     Приближение к металлургическим базам;

     Расширение  сети металлообрабатывающих производств  в порядке кооперирования с крупными заводами.

     Поэтому машиностроение развито во всех экономических  районах России, хотя его роль в  хозяйстве районов не одинакова. 

     5. Современное размещение по территории страны.

       Главные районы и предприятия. 

     Предприятия данной отрасли распространены в  России повсеместно. Но в одних районах  машиностроение имеет профилирующее  значение, а в других - его функции  ограничены главным образом удовлетворением внутренних потребностей в продукции отрасли. Иногда оно лишь дополняет профиль тех промышленных комплексов, создание которых обязано использованию природных ресурсов, например, в Восточной Сибири.

     Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно - шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечно - прессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Особенности производства продукции тяжелого машиностроения заключаются в отливке, механической обработке и сборке крупногабаритных деталей, узлов, агрегатов и целых секций. Для этой цели отрасли характерны как предприятия законченного производственного цикла, самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом привозных, поступающих в порядке кооперированных связей деталей, агрегатов и секций. В составе отрасли имеются и узкоспециализированные заводы. Тяжелое машиностроение производит 60% товарной продукции отрасли затраты на сырье и материалы здесь составляют от 40 до 85 %, затраты на зарплату 8 - 15 %, затраты на транспорт от 15 до 25 %, затраты на электроэнергию 8 - 15 %. Заводы тяжелого машиностроения могут быть ориентированы как на металлургические базы, так и на районы потребления. Около 90% производства отрасли сосредоточено в европейской зоне, остальное - в Западной Сибири и на Дальнем востоке. К основным районам и центрам тяжелого машиностроения относятся:

     Центральный: (Электросталь);

     Уральский экономический район: (завод "Уралмаш" в Екатеринбурге.);

     Сибирь: (производство металлургического и  горного оборудования в городах  Иркутск, Красноярск, производство турбин в г. Новосибирске);

     Северо - Западный: Санкт-Петербург - исторически сложившийся центр тяжелого машиностроения (завод "Электросила", выпускающий турбогенераторы);

     новые центры, связанные с производством  атомных реакторов - завод "Автоммаш" в г. Волгодонске.

     На  заводах Урала сосредоточен выпуск в стране экскаваторов для добычи руды, агломерационных машин, оборудования доменных и электротермических печей (Екатеринбург, Орск).

     Оборудование  для мартенов, проката и сварки труб производится в Центральном  районе (Электросталь). Рудоразмольное оборудование поставляет Поволжье (Сызрань). Литейные машины - Дальний Восток (Комсомольск-на-Амуре) и т.д.

     Производство  крупного энергетического оборудования возникло и развивалось преимущественно  вне металлургических баз в крупных  центрах развитого машиностроения, которые специализируются на производстве отдельных видов этой сложной, требующей квалифицированного труда продукции. Мощные турбины и генераторы для электростанций дают Северо - западный (Санкт-Петербург), Уральский (Екатеринбург) и Западно - Сибирский (Новосибирск) районы. Крупнейший центр по выпуску этой металлоемкой, но мелкосерийной или индивидуальной продукции - Санкт-Петербург. В этих районах и центрах сложилась специализация на выпуске определенных видов оборудования. Почти все они производят паровые или гидравлические турбины и генераторы для них, но разных мощностей и конструкций, особенно для разного типа ГЭС. Быстрое развитие атомной энергетики заставило перейти к производству сложного оборудования на существующих заводах. Энергетическое оборудование - мощные дизели для судов - выпускают в Санкт-Петербурге, Брянске, Нижнем Новгороде, Хабаровске, для тепловозов и электростанций - в Балаково, Пензе, Коломне.

     Производство  металлургического оборудования сложилось  как в крупных районах производства металла, так и вне этих районов. Предприятия этого профиля специализируются на изготовлении отдельных видов оборудования для добычи руды, ее подготовки, доменного, сталеплавильного, литейного, прокатного оборудования или отдельных узлов.

     Высокопроизводительные  котлы, дающие сотни и тысячи тонн пара в час, производят в Центральном районе (Подольск), Центрально-Черноземном (Белгород), Северо - Кавказском (Таганрог), Западно - Сибирском (Барнаул).

     Преимущественно вне металлургических баз размещается  производство тяжелых станков и  кузнечно - прессового оборудования. Их выпускают небольшими сериями и нередко по индивидуальным заказам для отечественных и зарубежных заводов. Предприятия этой отрасли разместились в Западно - Сибирском (Новосибирск), Центральном (Коломна, Иваново), Центрально - Черноземном (Воронеж), Поволжском (Екатеринбург) и т.д.

     Производство  горно - шахтного оборудования сложилось в главных угольных районах страны Западно - Сибирский (Прокопьевск, Кемерово); Уральский (Екатеринбург, Копейск); Восточно - Сибирский (Черемхово, Красноярск). Нередко такое размещение предприятий по изготовлению горно - шахтного оборудования связано с учетом местных особенностей добычи угля, руды и других полезных ископаемых.

     Вне металлургических баз размещается  и большинство предприятий судостроительной промышленности, несмотря на потребление ими большого количества неудобных для транспортировки профилей металла. Судостроительные заводы специализируются на выпуске судов определенного назначения, с разными типами судовых двигателей. Сложность современных судов обусловливает установку на них разнообразного типового и специального оборудования. Поэтому в судостроении исключительно сильно развиты кооперированные связи с многочисленными предприятиями - смежниками, поставляющими не только оборудование, но и нередко целые агрегаты и секции судов. Строительство судов начинается на суше, а достраиваются они на плаву. Поэтому многие морские верфи размещены в укрытых устьях крупных рек (Нева, Амур), или защищенных от моря гаванях. Крупнейший район морского судостроения сложился на Балтийском море, где находится важнейший его центр - Санкт-Петербург с рядом заводов со специализацией на сооружении линейных пассажирских, грузопассажирских, наливных судов, ледоколов - атомоходов, речных судов. Имеются судостроительные заводы в Выборге, в Калининграде. Верфи морского судостроения находятся также в Архангельске, Мурманске, Астрахани, Владивостоке. Судоремонтные верфи расположены в Новороссийске, Владивостоке, Петропавловске - Камчатском.

     Речное  судостроение представлено многочисленными верфями на важнейших речных магистралях: на Волге (Нижний Новгород, Волгоград), Оби (Тюмень, Тобольск), Енисее (Красноярск), Амуре (Благовещенск). Создание глубоководных фарватеров на реках, сооружение каналов, соединивших важнейшие речные артерии между собой, позволило перейти к строительству судов типа «река - море» не только в нижних течениях рек, но и в средних и верхних. На этих речных верфях строятся также суда озерного типа и небольшие суда морского типа. Выгодное географическое положение таких речных верфей относительно предприятий-смежников в центральных районах делает сооружение судов на них весьма эффективным.

     Железнодорожное машиностроение - одна из старейших  отраслей машиностроения, сравнительно сильно развитая дореволюционной России и реконструированная в 60 - х годах. Технический процесс на транспорте в послевоенные годы привел к изменению видов тяги: замене малоэкономичных паровозов более эффективными и мощными электровозами и тепловозами, повышению грузоподъемности вагонов, созданию новых типов вагонов для перевозки специализированных, наливных, насыпных грузов. Современные тепловозы, электровозы, пассажирские и специальные грузовые вагоны не только являются материалоемкой продукцией, использующей разнообразные конструкционные материалы - черные и цветные металлы, пластмассы, древесину, стекло, но и оснащены сложным оборудованием - мощными дизелями, электромоторами, холодильными установками, установками для обогрева специальных цистерн, пневматическими установками для разгрузки сыпучих материалов.

     Резко возросла концентрация производства локомотивов  в Центральном районе (в г. Коломна, Брянск, Калуга); в городе Санкт-Петербург.

     Маневровые  и промышленные тепловозы для  широкой и узкой колеи поставляют преимущественно предприятия Центрального района (Муром, Людиново, Брянск).

     Грузовые  вагоны производятся в Нижнем Тагиле, Алтайске, Абакане. Пассажирские - в Санкт-Петербурге, Твери, трамвайные - в Усть - Катаве (Урал); для метрополитена - в Мытищах, Санкт-Петербурге.

     Общее машиностроение. Группа отраслей общего машиностроения характеризуется средними нормами потребления металла, энергии, не высокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины. Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в порядке кооперации. Ряд предприятий, выпускающих оборудование для отраслей промышленности с химической технологией, нуждается в специальных видах сталей, цветных металлов и пластмасс. Предприятия общего машиностроения - одни из самых многочисленных в отрасли, и размещаются во многих районах страны. Общее машиностроение производит 25% товарной продукции отрасли. Затраты на зарплату стоимости продукции здесь составляют от 12 до 33 %, затраты на сырье и материалы в этой группе не очень большие - от 4 до 8 %, затраты на электроэнергию 3 - 5 %.

     Сельскохозяйственное  машиностроение располагает многочисленными и крупными предприятиями по производству различного сельскохозяйственного инвентаря для обработки почв, посева культур, сбора урожая. Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к районам потребления, учитывая профиль сельскохозяйственного производства:

Информация о работе Отрасли