Автор работы: Kolya Sofronov, 11 Ноября 2010 в 05:38, контрольная работа
Машиностроительный комплекс – составная часть единого народного хозяйственного комплекса страны. Это обусловлено в первую очередь тем, что машиностроение:
создает машины и оборудование, используемое в других отраслях, и тем самым создает условия для развития всех других отраслей промышленности;
является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной металлургии, а также целого ряда других отраслей;
обеспечивает занятость довольно большой доли трудовых ресурсов;
выступает как районообразующий фактор;
является отражением степени развития производительных сил в регионе;
дает существенный толчок развитию прогрессивных технологий.
1. Состав и значение отрасли…………………………………………… 3
2. Современный уровень развития отрасли (объемы производства)…4
3. Сырьевая база отрасли ………………………………………………. 6
4. Факторы, влияющие на размещение предприятий отрасли……….. 6
5. Современное размещение по территории страны………………….. 11
6. Межрайонные связи………………………………………………….. 22
7. Главные проблемы в переходный период…………………………... 23
Список использованной литературы…………………………………… 31
Важнейшие
особенности в
Разнообразность и сложность изделий, технологических процессов;
Использование продукции машиностроения не ограничивается одним районом;
Широкое распространение интеграционных структур, как внутри страны, так и в отношении зарубежных стран;
Возможность использования отходов металла машиностроительных заводов в районах развитого машиностроения (вторичное использование)
Необходимость определенного уровня культуры производства, наличия лабораторий, НИИ, обмена опытом между предприятиями;
Заготовительные предприятия тяготеют к источникам сырья; сборочные к потребителю; механические – к комплексу факторов;
Меньшая
степень влияния природной
Широкое использование различных форм специализации;
Более эффективные специализация и кооперирование предприятий внутри района.
По
степени влияния определенных факторов
на размещение предприятий машиностроения
по территории страны они условно
делятся на следующие группы (табл. 4).
Таблица 4
Группа | Принцип размещения группы | Характеристика |
Группа 1 | Отрасли, размещающиеся в районах металлургических баз | Подъемно - транспортное, металлургическое, энергетическое машиностроение. Производство характеризуется небольшими сериями или единичными экземплярами. Продукция металлоемкая, но малотрудоемкая. |
Группа 2 | Отрасли, размещающиеся
в районах потребления |
Оборудование для нефтяной, химической промышленности. Строительные, дорожные, сельскохозяйственные машины. Производство характеризуется большими объемами. Продукция средней металлоемкости. Транспортабельна |
Группа 3 | Отрасли, размещающиеся в центрах, с наличием квалифицированных кадров | Автомобиле
и тракторостроение, дизелестроение,
оборудование для легкой, пищевой
и полиграфической |
Группа 4 | Отрасли, размещающиеся в районах высокой технической культуры (наличие НИИ, экспериментальных баз) | Радиотехническая и электронная промышленность, приборостроение, некоторые производства электропромышленности. Для продукции характерна высокая трудоемкость, малая металлоемкость. |
Размещение машиностроительных производств осуществляется по определенному типу:
машиностроение крупных центров;
машиностроение при металлургических базах;
машиностроение при обслуживаемой отрасли;
машиностроение на месте традиционных металлопромышленных центров;
машиностроение транспортных узлов.
Также развитие машиностроительного комплекса зависит от условий рационального размещения, таких как:
Четкое определение производственного профиля каждого предприятия машиностроительного комплекса;
Организация
машиностроительного
Создание широкой сети ремонтно - механических предприятий;
Приближение к металлургическим базам;
Расширение
сети металлообрабатывающих
Поэтому
машиностроение развито во всех экономических
районах России, хотя его роль в
хозяйстве районов не одинакова.
5. Современное размещение по территории страны.
Главные районы и предприятия.
Предприятия данной отрасли распространены в России повсеместно. Но в одних районах машиностроение имеет профилирующее значение, а в других - его функции ограничены главным образом удовлетворением внутренних потребностей в продукции отрасли. Иногда оно лишь дополняет профиль тех промышленных комплексов, создание которых обязано использованию природных ресурсов, например, в Восточной Сибири.
Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно - шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечно - прессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Особенности производства продукции тяжелого машиностроения заключаются в отливке, механической обработке и сборке крупногабаритных деталей, узлов, агрегатов и целых секций. Для этой цели отрасли характерны как предприятия законченного производственного цикла, самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом привозных, поступающих в порядке кооперированных связей деталей, агрегатов и секций. В составе отрасли имеются и узкоспециализированные заводы. Тяжелое машиностроение производит 60% товарной продукции отрасли затраты на сырье и материалы здесь составляют от 40 до 85 %, затраты на зарплату 8 - 15 %, затраты на транспорт от 15 до 25 %, затраты на электроэнергию 8 - 15 %. Заводы тяжелого машиностроения могут быть ориентированы как на металлургические базы, так и на районы потребления. Около 90% производства отрасли сосредоточено в европейской зоне, остальное - в Западной Сибири и на Дальнем востоке. К основным районам и центрам тяжелого машиностроения относятся:
Центральный: (Электросталь);
Уральский экономический район: (завод "Уралмаш" в Екатеринбурге.);
Сибирь: (производство металлургического и горного оборудования в городах Иркутск, Красноярск, производство турбин в г. Новосибирске);
Северо - Западный: Санкт-Петербург - исторически сложившийся центр тяжелого машиностроения (завод "Электросила", выпускающий турбогенераторы);
новые центры, связанные с производством атомных реакторов - завод "Автоммаш" в г. Волгодонске.
На заводах Урала сосредоточен выпуск в стране экскаваторов для добычи руды, агломерационных машин, оборудования доменных и электротермических печей (Екатеринбург, Орск).
Оборудование для мартенов, проката и сварки труб производится в Центральном районе (Электросталь). Рудоразмольное оборудование поставляет Поволжье (Сызрань). Литейные машины - Дальний Восток (Комсомольск-на-Амуре) и т.д.
Производство
крупного энергетического оборудования
возникло и развивалось преимущественно
вне металлургических баз в крупных
центрах развитого
Производство
металлургического оборудования сложилось
как в крупных районах
Высокопроизводительные котлы, дающие сотни и тысячи тонн пара в час, производят в Центральном районе (Подольск), Центрально-Черноземном (Белгород), Северо - Кавказском (Таганрог), Западно - Сибирском (Барнаул).
Преимущественно вне металлургических баз размещается производство тяжелых станков и кузнечно - прессового оборудования. Их выпускают небольшими сериями и нередко по индивидуальным заказам для отечественных и зарубежных заводов. Предприятия этой отрасли разместились в Западно - Сибирском (Новосибирск), Центральном (Коломна, Иваново), Центрально - Черноземном (Воронеж), Поволжском (Екатеринбург) и т.д.
Производство горно - шахтного оборудования сложилось в главных угольных районах страны Западно - Сибирский (Прокопьевск, Кемерово); Уральский (Екатеринбург, Копейск); Восточно - Сибирский (Черемхово, Красноярск). Нередко такое размещение предприятий по изготовлению горно - шахтного оборудования связано с учетом местных особенностей добычи угля, руды и других полезных ископаемых.
Вне
металлургических баз размещается
и большинство предприятий
Речное судостроение представлено многочисленными верфями на важнейших речных магистралях: на Волге (Нижний Новгород, Волгоград), Оби (Тюмень, Тобольск), Енисее (Красноярск), Амуре (Благовещенск). Создание глубоководных фарватеров на реках, сооружение каналов, соединивших важнейшие речные артерии между собой, позволило перейти к строительству судов типа «река - море» не только в нижних течениях рек, но и в средних и верхних. На этих речных верфях строятся также суда озерного типа и небольшие суда морского типа. Выгодное географическое положение таких речных верфей относительно предприятий-смежников в центральных районах делает сооружение судов на них весьма эффективным.
Железнодорожное машиностроение - одна из старейших отраслей машиностроения, сравнительно сильно развитая дореволюционной России и реконструированная в 60 - х годах. Технический процесс на транспорте в послевоенные годы привел к изменению видов тяги: замене малоэкономичных паровозов более эффективными и мощными электровозами и тепловозами, повышению грузоподъемности вагонов, созданию новых типов вагонов для перевозки специализированных, наливных, насыпных грузов. Современные тепловозы, электровозы, пассажирские и специальные грузовые вагоны не только являются материалоемкой продукцией, использующей разнообразные конструкционные материалы - черные и цветные металлы, пластмассы, древесину, стекло, но и оснащены сложным оборудованием - мощными дизелями, электромоторами, холодильными установками, установками для обогрева специальных цистерн, пневматическими установками для разгрузки сыпучих материалов.
Резко возросла концентрация производства локомотивов в Центральном районе (в г. Коломна, Брянск, Калуга); в городе Санкт-Петербург.
Маневровые
и промышленные тепловозы для
широкой и узкой колеи
Грузовые вагоны производятся в Нижнем Тагиле, Алтайске, Абакане. Пассажирские - в Санкт-Петербурге, Твери, трамвайные - в Усть - Катаве (Урал); для метрополитена - в Мытищах, Санкт-Петербурге.
Общее машиностроение. Группа отраслей общего машиностроения характеризуется средними нормами потребления металла, энергии, не высокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины. Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в порядке кооперации. Ряд предприятий, выпускающих оборудование для отраслей промышленности с химической технологией, нуждается в специальных видах сталей, цветных металлов и пластмасс. Предприятия общего машиностроения - одни из самых многочисленных в отрасли, и размещаются во многих районах страны. Общее машиностроение производит 25% товарной продукции отрасли. Затраты на зарплату стоимости продукции здесь составляют от 12 до 33 %, затраты на сырье и материалы в этой группе не очень большие - от 4 до 8 %, затраты на электроэнергию 3 - 5 %.
Сельскохозяйственное машиностроение располагает многочисленными и крупными предприятиями по производству различного сельскохозяйственного инвентаря для обработки почв, посева культур, сбора урожая. Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к районам потребления, учитывая профиль сельскохозяйственного производства: