Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:57, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов отраслевого анализа как компонента анализа ближайшего окружения организации и выработка практических навыков его проведения. Для достижения данной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и сущность внешнего окружения организации;
2) определить компоненты ближайшего окружения организации;
3) изучить сущность и методику проведения отраслевого анализа;
4) провести отраслевой анализ ближайшего окружения организации на примере предприятия Антарктида.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ БЛИЖАЙШЕГО ОКРУЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
1.1 Стратегический менеджмент и его подходы к анализу внешнего окружения
1.2 Сущность и структура внешней среды
1.3 Анализ ближайшего окружения организации
ГЛАВА 2 ОТРАСЛЕВОЙ АНАЛИЗ
2.1 Понятие и содержание отраслевого анализа
2.2 Методы отраслевого анализа
ГЛАВА 3 ПРИМЕНЕНИЕ ОТРАСЛЕВОГО АНАЛИЗА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ «АНТАРКТИДА»
3.1 Сфера деятельности предприятия «Антарктида»
3.2 Анализ деятельности предприятия «Антарктида»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Таблица 4 - Доли рынка организаций-производителей очищенной питьевой воды в соответствии с ценой реализации продукции
Предприятие |
Доля рынка (%) |
Стоимость единицы продукции (руб.) |
Кубай |
18 |
90 |
Лозновская |
17 |
100 |
Пилигримм |
15 |
130 |
Архыз |
17 |
200 |
Донбай |
15 |
120 |
Антарктида |
18 |
85 |
Как мы можем видеть, просматривается прямая зависимость между ценой товара и долей рынка предприятия на рынке, за исключением производителя «Архыз», потому как данная продукция обладает уникальными лечебными свойствами и ценится потребителем, несмотря на достаточно высокую стоимость (рис.5).
Рисунок 5 - Соответствие занимаемой доли рынка установленной стоимости продукции
Тем не менее, несмотря на то, что предприятие «Антарктида» занимает вместе с производителем «Кубай» наибольшую долю рынка, данное преимущество весьма незначительно, тогда как стоимость продукции конкурирующих предприятий отличается весьма существенно. Это характеризуется действием стратегий конкурирующих производителей, их маркетинговыми исследованиями, пиар-акциями, собственной политикой предприятия «Антарктида» и другими факторами.
Как мы видим из выше приведенных рисунков и таблиц, предприятие «Антарктида» действует на рынке олигополистической конкуренции. Как известно, данная рыночная ситуация характеризуется большой осторожностью со стороны каждой из конкурирующих организаций к изменению цены, чуткостью к проведению маркетинговой деятельности. Именно в таких условиях, когда для укрепления позиции на рынке, необходимо множество информации о ближайшей среде организации, предприятие «Антарктида» может использовать отраслевой анализ.
3.2 Анализ деятельности предприятия «Антарктида»
В первую очередь необходимо произвести анализ внутренней среды предприятия «Антарктида» (Табл.5):
Таблица 5 - Анализ внутренней среды предприятия «Антарктида»
Аспект среды |
Сильные стороны предприятия |
Слабые стороны предприятия |
1.Производство |
Уникальное производство продукции, позволяющее сократить издержки транспортировки. |
Определенная зависимость от качества воды, поставляемой для очистки |
2. Финансы |
Высокая скорость оборота денежных средств, активов, материальных запасов предприятия. |
Низкая платежеспособность и финансовая устойчивость предприятия |
3. Кадры |
Низкая текучесть кадров, что обеспечивает сокращение временных издержек на обучение персонала, слаженный коллектив. Средний возраст персонала около 30 лет: создается потенциал для повышения квалификации персонала. Сдельная система оплаты труда: работник прямо заинтересован в результатах своей деятельности. |
Отсутствие четкой программы обучения, повышения квалификации, профессиональной переподготовки кадров. Отсутствие специальных мест отдыха для рабочих. Удерживающим фактором является не работа предприятия и не добрые взаимоотношения с руководителем, а работа старшего менеджера. |
4. Руководство |
Наличие большого опыта работы в данной сфере. |
Нерациональная структура Излишний авторитаризм в управлении персоналом; Недостаточно гибкая структура управления персоналом. |
5. Маркетинг |
Формирование низкой цены на продукцию Существование долговременных потребителей. Существует постоянный, стабильный спрос на продукцию предприятия. |
Слабое развитие комплекса маркетинга на предприятии. Существуют сезонные колебания спроса Отсутствие детального изучения рынка, потребностей потребителей и расширения производственных возможностей. |
Далее для сведения итогов анализа среды предприятия и выработки стратегических альтернатив его развития рекомендуется применять метод SWOT. Методология SWOT анализа заключается в последовательном установлении цепочек связей между силами, слабостями, угрозами и возможностями и формировании на их основе стратегических альтернатив (Таблица 6).
Таблица 6 - Результаты SWOT-анализа деятельности предприятия «Антарктида»
Возможности: получение кредитов под низкие проценты; снижение налогового бремени для малых предприятий |
Угрозы: Инфляция; усиление конкурентной борьбы; новое оборудование у конкурирующих организаций | |
Сильные стороны: использование современных ресурсосберегающих технологий в процессе производства; высокая оборачиваемость капитала, привлекательная цена на товар, низкие издержки на транспортировку. |
наращивание прибыли за счет использования заемного капитала; сохранение совершенствование технологий и приобретение дополнительного оборудования |
поддержание высокого уровня реализации; поддержание цены на низком уровне |
Слабые стороны: большинство оборудования морально устарело; неудовлетворительное |
отсутствие стратегии развития товара; слабая маркетинговая отсутствие наблюдения за конкурентами; |
отсутствие упорядоченной |
Далее, определив слабые и сильные
стороны предприятия «
Для рассмотрения таблицы введем следующие обозначения:
1. Кубай – «К»;
2. Лозновская – «Л»;
3. Пилигрим – «П»;
4. Архыз – «Ар»;
5. Донбай – «Д»;
6. Антарктида – «А».
Таблица 7 - SNW-анализ предприятий-производителей очищенной питьевой воды в г. Волгодонске
Наименование стратегической позиции |
Качественная оценка позиции | ||
Сильная (S) |
Нейтральная (N) |
Слабая (W) | |
Стратегия организации |
П; А |
К; Л |
Ар; Д |
Бизнес-стратегии |
П; Л |
А; К |
Ар; Д |
Оргструктура |
П; Л |
Ар; Д |
А; К |
Финансы |
П; Л; К |
Ар; Д |
А |
Продукт как конкурентоспособность |
А; К |
Ар; Д; П; Л |
|
Структура затрат |
А; К; Л |
Ар; Д; П |
|
Дистрибуция как система реализации продукции |
К; Л |
Ар; Д |
А; П |
Информационная технология |
К; Л; П |
Ар; Д; А |
|
Инновации как способ к реализации на рынке продуктов |
А; К |
Ар; Д |
П; Л |
Совокупность проведенных
Итак, в данной главе нами было рассмотрено
предприятие «Антарктида», производящее
и реализующее очищенную
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Неотъемлемой составляющей стратегического менеджмента является анализ внешнего окружения.
Внешнее окружение - это все те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать. В свою очередь внешнее окружение организации делится на две части.
В данной курсовой работе было рассмотрено непосредственно ближайшее окружение организации. Ближайшее окружение влияет на организацию, увеличивает или уменьшает эффективность ее работы, приближает или отдаляет достижение ее целей. Обычно оно включает клиентов, поставщиков, конкурентов, государственное регулирование и требования муниципальных властей, профсоюзы и торговые ассоциации. Организация тесно взаимодействует с этой частью своей среды, а менеджеры пытаются управлять ее параметрами, воздействовать на «ближнее» окружение с целью изменения их в благоприятном для организации направлении.
В рамках анализа ближайшего окружения организации нами был рассмотрен отраслевой анализ как его компонент. Так, отраслевой анализ выявляет те черты внешней среды компании, которые наиболее значимо влияют на стратегическое видение и возможности компании. Внимание при этом концентрируется на получении четких ответов на хорошо определенный ряд вопросов по стратегии. Затем эти ответы используются для формирования четкой картины стратегической ситуации компании и определения альтернатив ее стратегических действий.
В ходе выполнения данной курсовой работы была достигнута цель ее проведения - изучение теоретических аспектов отраслевого анализа как компонента анализа ближайшего окружения организации и выработка практических навыков его проведения.
В первой главе курсовой работы было
рассмотрено понятие анализа
окружения, как одного из основных подходов
к понятию стратегического
Во второй главе было установлено,
что отраслевой анализ необходим
предприятию для вынесения
В третьей главе было рассмотрено
предприятие «Антарктида», производящее
и реализующее очищенную
Практическая значимость выполнения данной курсовой работы заключается в необходимости изучения дополнительных материалов и закрепления знаний по данной теме, обусловлена высокой востребованностью специалистов по проведению анализа внешней среды организации. Так, выполнение данной курсовой работы позволило на практике на примере предприятия «Антарктида» провести отраслевой анализ и с его помощью выявить основные характеристики данной организации, среды, в которой она действует, а также определить дальнейшие перспективы и угрозы деятельности предприятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие, изд. 2-е, исправленное. - М: Дело и сервис, 2005. – с. 122.
2. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Хомер А. Маркетинг.2-е изд., перераб. и доп.; - М.: Экономика, 2007. – с. 66-68.
3. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник. - М.: Институт международного права и экономики, 2006 - с. 134.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. - М.: Гардарика, 2004. – с. 148.
5. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, 2004. – с. 128-131.
6. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник - М.: Финпресс, 2005. – с. 44-46.
7. Ефимова О.В. Методы и результаты маркетингового исследования рынка России // Экономика, № 11, 2005.
8. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления: Учебное пособие. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2005. – с. 11-13.
9. Завгородняя А.В., Ямпольская Д. О. Маркетинговое планирование. — СПб: Питер. 2002.
10. Коробейников О.П., Колесов В.Ю., Трифилова А.А. Стратегическое поведение: от разработки до реализации // Менеджмент в России и за рубежом №3, 2002.
11. Котлер Филипп, Армстронг Гари, Сондерс Джон, Вонг Вероника. Основы маркетинга: пер. с англ. - 2-е европ.изд. - С-Пб.: Издат. дом «Вильямс», 2005. – с. 133.
12. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией: учебник для вузов. - М.: Русская деловая литература, 2004. – с. 76-78.
13. М.М.Максимцова, А.В.Игнатьевой Менеджмент: Учебник для вузов - М.: Банки и биржи, 2005. – с. 54-56.
14. Медведев В.П. Менеджмент: учебно-методическое пособие. - М.: ВАВТ, 2005. – с. 132.
15. Мескон М.Х., Альберт М.. Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2008. – с. 332.
16. Орлов А.А. Развитие организационной структуры маркетинговых подразделений // Экономика № 7, 2005.
17. Пешкова Е.И. Маркетинговый анализ в деятельности фирм. – М, 2005 – с. 13-17.
18. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика; - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Перспектива», 2005. – с. 144.
19. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи. Изд-во ЮНИТИ, 2005. – с. 77.
20. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА-М, 2005. – с. 166.
[1] Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник. - М.: Институт международного права и экономики, 2006 - с. 134.
[2] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. - М.: Гардарика, 2004. – с. 148.
1. [3] Завгородняя А.В., Ямпольская Д. О. Маркетинговое планирование. — СПб: Питер. 2002.
[4] Котлер Филипп, Армстронг Гари, Сондерс Джон, Вонг Вероника. Основы маркетинга: пер. с англ. - 2-е европ.изд. - С-Пб.: Издат. дом «Вильямс», 2005. – с. 133.
Информация о работе Применение отраслевого анализа на примере предприятия "Антарктида"