Сравнение национальных экономик России и Швеции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 21:55, реферат

Описание

Стоимостная оценка научно-технической продукции связана со следующими факторами: во-первых, отраслевая, внутрифирменная, частично вузовская и академическая научная деятельность осуществляется на коммерческой основе, а поэтому организации, предприятия — заказчики научной продукции, оплачивают только те научные разработки, которые дают реальный эффект; во-вторых, научная продукция в форме интеллектуальной собственности становится важным фактором и ресурсом производства, имеющим относительно высокую ликвидность. Она может служить одним из показателей состоятельности юридических и физических лиц, обладающих ею

Работа состоит из  1 файл

нац. экономика. Россия и Швеция.doc

— 112.00 Кб (Скачать документ)

Таблица 1. Структура использования валового внутреннего продукта, % к итогу.

      Начиная с 1993 г. доля затрат на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих предприятий в общем объеме капитальных вложений постоянно снижалась, а возрастала доля нового строительства, при котором значительны вложения в пассивную часть основного капитала.

      Удельный вес активной части основного капитала, главной составляющей которой являются машины и оборудование, снизился с 1990 по 1997 г. почти на треть. В результате если в 1990 г. разрыв между долей активной части инвестиций в основной капитал и пассивной его частью составлял 1,6 раза в пользу последней, то к 1998 г. он увеличился до 2,7 раза.

      Необходимость радикального обновления производственного  аппарата страны и коренных изменений  его структуры выдвинулась в число ключевых проблем перспективного периода. На высокую степень изношенности производственного аппарата указывают существенные изменения возрастной структуры основного капитала.

      Средний возраст производственного оборудования в промышленности России за период с 1990 по 1998 г. увеличился более чем на 50% и достиг почти 17 лет; среднегодовой прирост этого показателя составил 5,6% (для сравнения с 1985 по 1990 г. среднегодовой прирост составил 1,4%).

      Доля  производственного оборудования в  возрасте до пяти лет упала в 90-х  годах почти в 10 раз и снизилась в 1998 г. до ничтожно малой величины, тогда как в 1990 г. и раньше эта доля была доминирующей. Доля оборудования старше 20 лет возросла почти в 2 раза и в 1998 г. впервые стала преобладающей. В 1,7 раза увеличилась доля оборудования с возрастом от 16 до 20 лет и соответственно в 1,5 раза — с возрастом от 11 до 15 лет. Статистика свидетельствует, что наиболее сильно снижалась доля самого нового оборудования (в возрасте до 5 лет) и, наоборот, быстрее других повышалась доля самого старого оборудования (в возрасте свыше 20 лет). В результате обе эти крайние группы оборудования поменялись местами.

      Быстрое старение парка оборудования в промышленности в России ведет к увеличению доли оборудования, находящегося в критическом возрасте.

      Значительное  количество машин и оборудования функционирует за пределами экономически оправданного времени. Средние фактические сроки службы как основного капитала в целом, так и его активной части еще в дореформенные годы значительно превышали нормативные периоды эксплуатации. Сейчас средний возраст промышленно-производственного оборудования достиг почти 16 лет, а средние фактические сроки его службы — 33 лет. Это не только более чем в 2,5 раза превышает установленные нормативные сроки службы техники, но и в 3-3,5 раза — аналогичные показатели развитых стран.

      Чтобы обновить производственный капитал, повысить его конкурентоспособность и технический уровень, необходимы большие инвестиционные затраты в технико-технологическую реконструкцию предприятий. По расчетам, общая потребность в инвестициях для обновления физически изношенных мощностей составляет 2900-3200 млрд. руб. (в ценах 1998 г.), на замену устаревшей активной части основных фондов — 2300-2500 млрд. руб. при годовой инвестиционной программе страны (в 1998 г.), предусматривающей лишь 402 млрд. руб. Иными словами, модернизация «конкурентоспособных мощностей займет не менее 9 лет, но сравнительно новое оборудование в этот период будет интенсивно устаревать и потребуются дополнительные инвестиции.

      Роль  инвестиционного потенциала России в восстановлении производственного аппарата должна быть обеспечена в процессе преодоления отставания технического уровня отраслей, ориентированных на внутренний рынок; коренной реконструкции морально и физически устаревших производственных мощностей, модернизации на качественно новой технической основе действующих производственных  мощностей;  реструктуризации  научно-технического комплекса страны в части создания новых промышленных образцов и развития опытных производств и т.п.; развития и использования сравнительных конкурентных преимуществ российской промышленности и последовательного преодоления ее слабостей, технологического прорыва в потенциально конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынках отраслях и производствах и т.д.

      Важное  значение имеет социальный аспект развития инвестиционного потенциала. Это прежде всего содействие в обеспечении занятости и доходов населения, развитие и увеличение количества объектов социальной инфраструктуры, поддержка отраслей и производств, имеющих жизненно важное значение (медицинская промышленность, здравоохранение, производство средств защиты и профилактики  населения  и т.п.), реформирование социального сектора экономики, проведение прогрессивной технической политики  в  области   капитального  строительства   и  реконструкции жилья и т.д.

      С одной стороны, инвестиционный потенциал  — это вложение свободного капитала в хозяйствующие объекты, а также  в ценные бумаги с целью получения  дохода или установления влияния, контроля над инвестируемым объектом, а с другой стороны, инвестиционный потенциал — это содействие и реальное участие в социально-экономической деятельности объектов и сфер национальной экономики страны. Развитие экономической системы определяется в конечном счете движением и изменением свойств основных производственных фондов, заключенных в них технологий, с одной стороны, и эффективностью соединения этих технологий с хозяйственной системой — с другой. Следовательно, можно заключить, что первоочередное назначение инвестиционного потенциала — создание условий и участие в материальном производстве как основе функционирования национальной экономики страны. Главное же назначение инвестиционного потенциала созвучно с основной общенациональной задачей и предполагает содействие, переходу к стабильному динамичному экономичному росту и как результат этого участие России как равноправного партнера в международном разделении труда.

      Таким образом, инвестиционный потенциал  как неотъемлемая часть экономического потенциала страны служит определенной предпосылкой и базой решения социально-экономических задач, стоящих перед национальной экономикой РФ.

      4. Мировая экономическая депрессия  середины 70-х положила конец послевоенному процветанию Шведского королевства, и когда в умирающем Советском Союзе в конце 80-х воспевали шведскую модель социализма, сама Швеция находилась в жесточайшем экономическом кризисе. В 1990 году из-за падения спроса на рынке недвижимости и невозврата кредитов разорилась одна из крупнейших финансовых компаний страны «Нюкельн», что стало началом кризиса банковской системы. К декабрю 1992 года ведущие финансовые институты Швеции впервые за 60 лет оказались перед реальной угрозой банкротства. К середине 1993 года безработица в Швеции достигла 10% — максимального уровня со времен Великой депрессии. Государственный долг удвоился за три года и достиг к 30 июля 1994 года 1200 млрд. шведских крон.     Шведское правительство в этих условиях выбрало,  как потом оказалось,  наиболее приемлемую политику. Налоги были снижены, но только для производственного сектора. Налоги на доходы физических лиц остались очень высокими и по-прежнему служили финансовой основой социальных программ. Были проданы государственные акции 34 промышленных предприятий с общим числом работников 100 тыс. человек и разрешена деятельность частных компаний в социальном секторе — образовании, здравоохранении и т. д.

      Самая ответственная задача стояла перед  Агентством по инвестициям в Швеции: оно должно было привлечь инвесторов. И следует признать, что у шведов было, что предложить: благоприятный налоговый климат, наличие высококвалифицированной и недорогой рабочей силы и огромный потенциал в сфере исследований и разработок.

        Ставка налога на прибыль предприятий в Швеции самая низкая в Европе — 28%. Действуют и большие льготы на реинвестированный капитал. Налоги на имущество компаний также самые низкие в Европе. В 1994 году были отменены ограничения на вывоз капитала из Швеции — мера достаточно рискованная для страны, испытывающей недостаток инвестиций. Но, как показало время, совершенно правильная: приток капиталов начал увеличиваться. Обязательное в Швеции всеобщее среднее образование и бесплатное, но очень качественное высшее образование принесли свои плоды — в кризисный период в стране не было проблем с квалифицированной рабочей силой, недорогой, если сравнивать с США или большинством европейских стран: средняя зарплата специалиста в Швеции составляет около 30 тыс. долларов в год. 77% шведов свободно владеют английским языком, что стало еще одним привлекательным фактором для иностранных компаний.         Результатом протекционистской политики государства в сфере образования стал технологический прорыв в экономике. Выход был найден: при ведущих шведских университетах стали создаваться так называемые научные парки — районы концентрации исследовательских лабораторий и предприятий высоких технологий, где бизнесмены и ученые работают вместе. Новшество прижилось: сегодня в Швеции 24 научных парка, в которых зарегистрировано более 1300 компаний и занято около 38 тыс. человек. Крупнейший научный парк страны Киста (350 компаний и 20 тыс. работников) занимает пятое место в рейтинге научных парков, возглавляемом структурами из американской Силиконовой Долины. Основные направления работы шведских научных парков — информационные технологии, телекоммуникации, программное обеспечение, фармацевтика и медицинское приборостроение.

      Всего в 1997 году расходы Швеции на исследования и разработки составили 3,8% ВВП —  больше, чем даже в США и Японии. Результат налицо: скажем, по количеству телефонов на тысячу жителей Стокгольм обгоняет Нью-Йорк, Париж, Лондон и Берлин. Кроме того, Швеция входит в пятерку государств с самым высоким уровнем развития биотехнологий и занимает второе место после Германии по количеству патентов, зарегистрированных в Европейском патентном бюро.

      Усилия  Агентства по инвестициям в Швеции принесли за пять лет работы ощутимые результаты. В 1998 году объем прямых иностранных инвестиций в страну превысил 160 млрд. крон. Важным источником притока иностранных капиталов в страну стал туризм. В организацию технического туризма правительство Швеции вкладывает немалые деньги, но это не благотворительность, а весьма эффективные инвестиции: зарубежные делегации, приезжающие в страну по линии технического туризма, способствуют расширению туристической индустрии в целом.

      Ободренные  достигнутыми успехами в экономике, шведы значительно усилили внешнеполитическую активность. Швеция стала одним из главных инициаторов создания Второго ганзейского союза — содружества государств Балтийского региона по образцу существовавшего несколько веков назад Ганзейского союза, объединявшего около 70 городов Балтийского побережья. Шведы претендуют на лидерство в этом союзе, в который должны войти десять стран региона включая Германию и Россию. Их амбиции подкрепляются тщательно выверенными экономическими мерами. Так, своих соседей — Норвегию, Финляндию и Данию — Швеция привязывает к себе активной торговлей: на эти страны приходится около 20% шведского внешнеторгового оборота. В отношении бывших социалистических стран шведские фирмы при поддержке своего правительства выступают в качестве инвесторов и поставщиков передовых технологий, организуя совместные предприятия и дочерние фирмы. Россия в шведских планах играет роль основного стратегического направления, хотя сегодня активность шведских компаний в Польше и странах Балтии во много раз выше, чем в России. Учитывая, что в России шведские компании являются владельцами или совладельцами более полусотни предприятий, можно оценить темпы экономической экспансии Швеции в Балтийском регионе. 

      За  годы реформ российская экономика вступила в фазу структурно-отраслевой перегруппировки по всем секторам. Уже к 1997 г. произошло окончательное перераспределение объемов валовой добавленной стоимости между материальным производством и сферой услуг. Обозначились признаки социальной ориентации структуры общественного производства: высокие темпы развития торговли и общественного питания, увеличение удельного веса добавленной стоимости финансово-кредитной сферы, рост общих объемов коммерческой деятельности и т. д. Надо сказать, что отраслевые сдвиги в российской экономике за годы реформ сопровождались существенными изменениями и развитием институциональных структур.  Ослабление роли старых традиционных отраслей экономики сопровождалось возникновением и развитием новых рыночно ориентированных структур, таких как малое предпринимательство, иностранный и совместный бизнес, повсеместное распространение негосударственных (частная, акционерная) форм собственности, возникновение государственно-корпоративных и частно-корпоративных объединений типа финансово-промышленных групп, расширение видов коммерческой деятельности.

      За  последние два года отмечается заметный поворот к улучшению экономики. Впервые за годы реформ оживилось производство — вместо спада отмечается его рост. В 1999 г. объем промышленного производства увеличился на 8,1%, а в 2000 г. — на 11,9%. По отдельным отраслям это выглядит еще более впечатляюще: машиностроение и металлообработка — на 27,2%; легкая промышленность — 18,6; медицинская промышленность — 16,5; черная металлургия — на 11,5%2.

      Главными  факторами положительной динамики промышленности выступают экспортная ориентация, политика импортозамещения в условиях начинающегося роста денежных доходов населения и, наконец, укрепление тенденции улучшения финансового положения промышленных предприятий, ориентированных на выпуск конечной продукции. Рост производства сопровождается позитивными сдвигами в качестве продукции (в частности, в черной металлургии, химической промышленности, машиностроении, мебельной промышленности, в оборонном комплексе).

      Итоги выполнения федерального бюджета в 1999—2000 гг. показывают существенные позитивные сдвиги в этой сфере. Если все предшествующие годы страна имела огромный бюджетный дефицит, то нынешний год впервые начинается с внушительным профицитом. В 1999 г. впервые за последние годы бюджет исполнен с перевыполнением; по оценкам Минфина доходы федерального бюджета в 1999 г. составили 13,5% ВВП, что более чем на 1 процентный пункт выше чем в 1998 г. В 2000 г. эти тенденции получили дальнейшее развитие. Впервые с начала реформ достигнут профицит федерального бюджета, составивший 2,4% ВВП, или 260 млрд руб.           В настоящее время Россия достигла предела наращивания вывоза минерального сырья, которое составляет основу отечественного экспорта. Пропорции внешней торговли в целом отражают тенденции прошлых лет.

Всего на природные ресурсы и продукты их первичной переработки приходится до 80% всего объема экспорта. Такое положение отражает общее кризисное состояние и низкий уровень конкурентоспособности российской промышленности.

      Положительные тенденции в экономике России по-прежнему в основном связаны с внешними факторами и не обеспечивают качественных сдвигов в экономике страны. Ускорение темпов роста происходит благодаря расширению экспорта в условиях исключительно высоких цен на мировых рынках энергоносителей и сырья, а также за счет некоторого торможения роста импорта.

      Собственно внутренняя экономика – обрабатывающие отрасли промышленности и сельское хозяйство – развиваются недостаточно. Во многих из них продолжаются тенденции спада. В промышленности темпы роста в топливно-сырьевых отраслях по прежнему выше, чем в отраслях конечного спроса.

Информация о работе Сравнение национальных экономик России и Швеции