Территориально-общественная система на примере Самарской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:45, контрольная работа

Описание

Анализ территории с позиции потенциальных возможностей показывает, что это понятие все более выражает интегральную сущность взаимодействующих компонентов окружающей среды. В результате оно может обеспечить исходные «нормативы» экономической, экологической и социально-информационной составляющих, на что неоднократно указывали в своих работах А.М.Трофимов, А.И.Чистобаев, М.Д.Шарыгин и др.

Содержание

I. Территориально-общественная система: понятие, структура, характерные черты.

II. Территория и общественное развитие в новых условиях хозяйствования.
1. Реформирование экономики и сбалансированное развитие территории.
2. Методологические вопросы социально-экономического районирования (как сердцевина социально-экономической географии).
3. Географическое обеспечение территориального развития и управления.

III. Региональный анализ в социально-экономической географии.
1. Закономерности и особенности социально-экономического развития территории.
2. Природно-ресурсный потенциал региона.
3. Размещение и территориальная организация производительных сил.
4. Экономическая оценка комплексности развития ТОС.

IV. Общественно-географические проблемы территориального развития.

Работа состоит из  1 файл

экономическая география.doc

— 552.00 Кб (Скачать документ)

      6. Перспективность рационально-экономического развития, выявленная на основе анализа долгосрочной стратегии и тенденций функционирования территории, концепций и прогнозов развития общества, достижений научно-технического прогресса.

      7.  Экономическая и социальная эффективность регионов с учетом экологического императива.

      8.  Тяготение территории к определенным центрам – социально-экономическим узлам и ядрам, учет сложившейся и перспективной системы расселения населения, производственной и социальной инфраструктур.

      9.  Развитие территориальных общностей людей, с учетом национальных особенностей населения, традиционно сложившихся навыков, быта, традиций, культуры, литературы и т. д.

     10. Социально-экономическое районирование как основа для административно-территориального устройства страны.

          В структуре социально-экономического районирования различаются 2 вида: генеральное и дробное районирование.  Генеральное районирование – это выделение таксонов верхнего иерархического уровня: макрорайонов (крупных регионов типа Уральского, Поволжского и др.) и мезорегионов (республик, областей, краев). Дробное районирование – выделение таксонов более низкого таксономического ранга, или иерархического уровня (округов, микрорайонов, низовых административных районов и т.д.). При генеральном районировании наибольшее действие оказывают принципы экономического характера, а при дробном – социального, демографического, социально-инфраструктурного характера.

         Опираясь на имеющийся опыт таксонирования, можно выделить следующую иерархическую систему интегрального социально-экономического районирования:

1)     суперсистемный таксономический ранг (выделяются две социально-экономические зоны: Западная и Восточная, - или еще две: Северная и Южная);

2)     макросистемный (выделение макрорегионов – крупных социально-экономических районов);

3)     мезосистемный (выделяются административно-экономические мезорегионы: республики, края и области, субъекты РФ);

4)     микросистемный (выделение социально-экономических микрорайонов: сочетание административных районов, иногда отдельные районы, административные районы в крупных городах);

5)     топосистемный (выделяются топорайоны: в сельской местности отдельные части административных районов (кустовые районы), в крупных городах так называемые микрорайоны);

6)     наносистемный (сельские поселения, кондоминиумы, отдельные улицы, города).

            Методика районирования представляется многоэтапным процессом. Сам процесс районирования может осуществляться как «сверху вниз», т.е. от генерального к дробному районированию в ходе дифференциации целого на части, так и «снизу вверх», т.е. от анализов первичных элементов через выявление связей и отношений к синтезу дробных и генеральных районов.                                                                                                                    Социально-экономическое районирование осуществляется с целью совершенствования территориального управления, программирования и прогнозирования.

3.      Концептуальная модель социально-экономического региона.

           ТОС представляет собой концептуальную модель реальных социально-экономических регионов. Они характеризуются определенной абстракцией и полнотой всех общественных компонентов, структур и подсистем. Как модель ТОС может служить идеалом, к которому стремятся все концептуальные социально-экономические регионы. В то же время категория ТОС может приобрести реальное содержание в случае наличия уточняющего объекта – ТОС Уральского региона, ТОС г. Самары и т.д.

           «Внутреннее строение ТОС и наиболее постоянные отношения между их элементами раскрываются с помощью компонентно-структурного подхода… Такое сложное общественное образование, как ТОС, состоит из нескольких разноуровневых структур. В частности, наиболее явно выделяются производственные, демографические, социальные, рекреационные, организационные структуры, что осуществляется с учетом специфики строения ТОС и тесноты связей и отношений между элементами подсистем. Каждая подсистема имеет свою структуру, которая несет в себе черты общей, интегрированной структуры и в то же время выражает собственную специфику.»1  

          Территориальная структура представляет собой ядро – центр, в котором наблюдается наивысшая концентрация социально-экономических элементов, и

секторно-концентрическое строение периферии. Для периферийных частей ТОС

характерно формирование лесопромышленных, горнопромышленных, пастбищных,

туристских, заповедных многофункциональных полей. Периферия делится на сектора со

специфическими функциями, определенными «лучами» - коммуникационными

коридорами линейной производственной инфраструктуры.

            Развитие ТОС осуществляется в тесной взаимосвязи со всем окружением, т.е. с природным окружением и ТОС более высокого таксономического ранга. Целостность ТОС выражается в повышении статуса регионов, комплексировании региональной

экономики, создании региональных рынков, формировании единых систем расселения и

территориальных общностей людей, комплексном использовании сырья, регионализации социологии и экологии, политики и культуры, комплектовании объектов социальной и производственной инфраструктур и т.д.

           Выступая в качестве «идеального» предмета познания, ТОС служит тем эталоном, с которым сравнивается любой реальный регион.

_______________________________________        

1  Воронин В.В., Шарыгин М.Д. Социально-экономическая география на рубеже тысячелетий: (теоретико-методологический аспект)/ Под общ. ред. В.В.Воронина.- Самара: Изд-во Самарск. гос. экон. акад., 1998. С.56.

4.       Географическое обеспечение территориального развития и управления.

            Прогнозирование социально-экономического развития территорий – это раскрытие вероятностных вариантов и их функционирования и формирования пространственных отношений между элементами, функциональными блоками, территориально-структурными образованиями на определенные временные рубежи. Прогнозирование закладывает основу общей стратегии регионального развития.

            При прогнозировании регионального развития необходимо сочетать поисковые методы с нормативными, с активным использованием «метода цепных реакций».

            Комплексные прогнозы, программы и планы социального и экономического развития регионов разного иерархического уровня позволяют согласовать «вертикальные» и «горизонтальные» аспекты развития регионов, более рационально использовать местный потенциал, материальные и финансовые средства, улучшить условия жизни населения.

            Основной задачей будущего индикативного регионального планирования является обеспечение эффективного развития территории, направленное на повышение благосостояния населения, формирование всесторонне развитой личности. Из нее вытекает ряд частных задач:

1.      Установление основных параметров и направлений перспективного развития конкретных регионов.

2.      Выбор инвесторов, темпов, очередности и синхронности нового строительства и реконструкции функционирующих предприятий с ориентацией на человека. Совершенствование территориальной структуры производства и социальной сферы, поддержание рациональных ритмов и режимов развития всех региональных компонентов.

3.      Определение приоритетных направлений, обеспечение сбалансированности и взаимосвязанности развития всех сопряженных функциональных блоков.

4.      Согласование темпов и пропорций развития предприятий разных форм собственности и хозяйствования, формирование финансово-промышленных групп, корпораций, энерговещественных циклов.

5.      Рационализация внутри- и межрегиональных транспортно-экономических связей с учетом рыночного спроса.

6.      Совершенствование региональных и локальных систем расселения населения, рынка труда и использования трудовых ресурсов.

7.      Комплексное использование природно-сырьевых ресурсов, оптимизация природопользования, рекультивация отработанных земель и охрана окружающей природной среды.

8.      Гармоничное развитие производственной инфраструктуры, основных объектов федеральной и региональной собственности.

9.      Рациональное развитие и территориальная организация социальной инфраструктуры, основных объектов федеральной и региональной собственности.

10.  Обоснование региональных бюджетов и нормативных отчислений с прибылей в бюджет регионов всех уровней.

11.  Предложение совокупности мер по совершенствованию образа жизни населения с учетом местных условий и национальных особенностей, по обеспечению комплексного подхода к улучшению среды жизнедеятельности и повышению культурного уровня территориальных общностей людей.

        Основным объектом территориального планирования должны стать регионы – субъекты Российской Федерации как сложные общественно-территориальные образования.

        Изменившиеся условия хозяйствования и обновленные формы управления территориями настоятельно требуют нового подхода к методологии и методам территориального управления. Основные принципы, которыми надлежит руководствоваться при управлении регионами, должны включать объективность, конкретность, эффективность, приоритетность, стимулирование, сочетание государственных и региональных интересов и др. Административный стиль управления должен заменяться экономическими методами и рычагами, балансовыми расчетами, научно обоснованными нормативами.

       Местные органы управления должны усилить свое воздействие на оптимизацию жизнедеятельности населения и совершенствование процессов территориального саморазвития и общественного воспроизводства.

       Совершенствование территориального управления и деятельности управленческих органов является сложным процессом, при осуществлении которого возникает множество проблем. Для их решения необходимо научное обеспечение, которое будут готовить коллективы ученых разных специальностей, включая представителей социально-экономической географии.

 

III.              Региональный анализ в социально-экономической географии.

1.                Закономерности и особенности регионального социально-экономического развития Самарской области.

         Самарская область расположена в юго-восточной части европейской территории России и занимает площадь 53,6 тыс. кв. км. На севере Самарская область граничит с Республикой Татарстан, на юге - с Саратовской областью и Республикой Казахстан, на востоке - с Оренбургской областью, на северо-западе - с Ульяновской областью. Территория области протянулась с севера на юг на 335км и с запада на восток на 315 км.

        В состав области входит 341 муниципальное образование, из них: 10 городских округов, 27 муниципальных районов, 12 городских и 292 сельских поселения.

Областная столица – город Самара - расположена от столицы России на расстоянии 1049 км.

        В Самарской области постоянно проживает около 3,2 млн. человек (12 место в РФ), в том числе в городах области – 2,6 млн. человек (80,5%), в сельской местности – 0,6 млн. человек (19,5%). Большая часть населения сосредоточена в четырех крупнейших городах (Самаре, Тольятти, Сызрани, Новокуйбышевске), среди которых Самара имеет наибольшую численность населения (1,2 млн. человек).

        На территории области проживают представители более 100 национальностей, из них русские составляют 83,6 %.

         Самарская область обладает мощными трудовыми ресурсами (64% всего населения области), способными воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал области.

         Самарская область по экономическому потенциалу занимает одно из ведущих мест среди регионов Российской Федерации. По многим параметрам социально-экономического развития Самарская область входит в пятерку ведущих регионов России.

         Секторы экономики Самарской области представлены практически всеми ключевыми отраслями: добыча природных ресурсов и переработка продукции, выработка электроэнергии, химия и нефтехимия, металлургия, машиностроение, включая автомобилестроение, производство подшипников для станков, самолетостроение и производство космических аппаратов и кораблей, легкая и пищевая промышленность.

         На долю Самарской области приходится выпуск 1/5 всего производства синтетического каучука в России, 10% нефтепродуктов, около 23% синтетического аммиака, 10% пестицидов, 5% синтетических смол и пластмасс, и 4,6% минеральных удобрений. Область является единственным регионом, где производится желтый фосфор. На Волжском Автомобильном заводе выпускается более 75% всех автомобилей, производимых в России.

        Доля внешнеторгового оборота в валовом выпуске продукции достигает 18%, и экспорт более чем в 3 раза превышает импорт. За последние 10 лет количество предприятий с участием иностранного капитала увеличилось в 10 раз, а иностранные инвестиции возросли в более чем 25 раз.

        Агропромышленный комплекс Самарской области – это обширный сектор, который объединяет 460 сельскохозяйственных организаций различных форм собственности, более 3,2 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и свыше тысячи предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и станций техобслуживания для сельскохозяйственной техники. Общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет 4 миллиона гектаров.

        В соответствии с программой развития ООН в России, Самарская область занимает 5 место среди 89 регионов Российской Федерации по человеческому потенциалу. По сумме потребительских расходов Самарская область уступает только Московской области.

        Самарская область занимает одно из ведущих мест среди регионов Российской Федерации по объемам внешней торговли и имеет стабильные торгово-экономические связи с более чем 100 странами мира. Около 80 % внешней торговли осуществляется со странами дальнего зарубежья.

         В Самарской области работают 72 вуза и 37 филиалов вузов с численностью студентов около 182 тыс. человек, свыше 800 учреждений общего образования, в которых обучается более 360 тыс. учащихся. Научно-технический и технологический потенциал значителен, более 60 организаций занимаются точными и прикладными науками, исследованием и развитием.

        Самарская область - регион с развитой системой здравоохранения. Отрасль здравоохранение является одним из приоритетов социального развития региона, на финансирование которой ежегодно направляется более 13% консолидированного бюджета области.

        В Самарской области действуют более 860 учреждений культурно - досугового типа, в том числе около 200 музеев, из них 150 - общественных, 10 театров. Наиболее известны академический театр драмы им. М. Горького, академический театр оперы и балета, театры «СамАрт», «Колесо».

Информация о работе Территориально-общественная система на примере Самарской области