Кыргызстан в системе СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:45, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. Современное состояние мировой цивилизации таково, что без интеграции, без развития и укрепления экономических, политических и гуманитарных связей между государствами, ни одно из них, будь оно большим или малым, успешно развиваться не сможет. В процессе интеграции очень важными факторами являются не только капиталовложения, но и развитие всего спектра человеческих ценностей, нравственных идеалов, вырабатываемых каждым из народов земли.
Взаимозависимость стала совершенно новым феноменом конца ХХ столетия. Процесс глобализации привел к осознанию того неоспоримого факта, что ни одна страна, какая бы мощная в военном и экономическо

Содержание

Введение 4
Глава I. 5
§1.1.Создание СНГ и вхождение в нее Кыргызстана. 5
§1.2.Основные договоры СНГ. 7
Глава II. 11
§2.1.Внешняя политика Кыргызстана. 11
§2.2. Интеграционные процессы СНГ. 16
ГлаваIII. 19
§3.1. Трудности взаимодействия. 19
§3.2.Перспективы взаимодействия. 21
Заключение. 23
Список использованной литературы. 24

Работа состоит из  1 файл

Кыргызстан в системе СНГ( готово).doc

— 163.50 Кб (Скачать документ)

     В ходе Саммита была подписана Бишкекская Декларация Глав государств Казахстана, КНР, Кыргызстана, России и Таджикистана, в которой зафиксированы основные положения развития сотрудничества между странами «Шанхайской пятерки на многостороннем и двустороннем уровнях в политической, торгово-экономической и других областях, а также по взаимодействию на международной арене. 15 июня 2001 г. в Шанхае состоялся очередной шестой Саммит «Шанхайской пятерки», который стал новой страницей в истории государств-участников этого регионального форума. На Саммите был подписан исторический документ — Декларация о создании «Шанхайской организации сотрудничества»6.

     Таким образам, «Шанхайская пятерка» получила новое наименование, а Узбекистан стал ее новым полноправным членом. На Саммите также был подписан документ, свидетельствующий о дальнейшем совместном сотрудничестве государств-участников этой региональной организации с новыми угрозами и вызовами, с которыми они столкнулись — Шанхайская Конвенция о совместной борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Участие Кыргызстана в интеграционных региональных организациях отвечает его национальным интересам, поэтому Кыргызстан намерен и впредь принимать самое активное участие в их деятельности.

     На  сегодня СНГ — это та конструкция, благодаря которой удалось избежать югославского варианта распада союзного государства. В его рамках стало возможным сохранение единого оборонного и информационно-культурного пространства, формирование новых экономических отношений, поддержание двусторонних связей, прежде всего с Российской Федерацией, которая остается естественным ядром интеграционных процессов. Всемерное сотрудничество с Российской Федерацией является бесспорным приоритетом внешней политики нашего государства и имеет особую значимость для Кыргызстана в силу исторической и культурной общности народов, традиционных уз дружбы, общих интересов в сфере безопасности и многих других областях7.

     Дипломатические отношения между двумя государствами были установлены 20 марта 1992 г., а 10 июня 1999 г. был заключен Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией, положивший начало формированию договорно-правовой базы сотрудничества двух стран. На сегодня создана и развивается мощная договорная база двусторонних отношений (около 150 договоров и соглашений), не имеющая аналогов сотрудничества ни с одним другим государством. 26 марта 1996 г. состоялся первый официальный визит Президента Кыргызстана А. Акаева в Россию. По итогам визита были подписаны ряд документов, в том числе Декларация о расширении и углублении российско-кыргызского сотрудничества, Соглашение по вопросам юрисдикции по делам, связанным с пребыванием воинских формирований РФ на территории Кыргызстана, Соглашение о порядке и условиях распространения российских телерадиовещательных организаций на территории Кыргызстана.

Глава II.

§2.1.Внешняя политика Кыргызстана.

     Внешняя политика Кыргызстана успешно прошла стадию своего становления и прочно утвердилась в качестве важного и неотъемлемого элемента государственной политики в новых исторических условиях с учетом жизненно важных задач обеспечения национальной безопасности страны. Эффективная внешняя политика и продуктивная дипломатия выступают важнейшим средством и инструментом в распространении и отстаивании национально-государственных интересов страны за рубежом. 
 Одной из приоритетных задач, которые стоят сегодня перед внешней политикой Кыргызстана, является дальнейшее развитие и углубление отношений в двустороннем и многостороннем формате с государствами-участниками Содружества Независимых Государств (СНГ), прежде всего Центральной Азии. Их сближают не только экономические интересы, но и судьба этих народов, поскольку она распорядилась таким образом, что они обречены жить в состоянии особой, самой близкой дружбы. Поэтому народы этих государств обязаны передать эту близость всем будущим поколениям кыргызов, казахов, узбеков, таджиков, туркмен и всех граждан этих стран8
 Для Кыргызской Республики тесные отношения с Центральноазиатскими государствами, обусловленные географическим соседством, взаимодополняемостью и взаимозависимостью экономик, родством культур, традиций, обычаев и общностью исторических судеб, являются одними из приоритетных. 
 Кыргызстан рассматривает Центральноазиатский регион в двух плоскостях: как единый геоэкономический посредник между Востоком и Западом и как регион, из которого распространяются позитивные импульсы добрососедства, сотрудничества, стабильности и безопасности. 
 Лидеры этих государств делают все возможное для того, чтобы природные, трудовые и другие ресурсы в полной мере служили интересам их народов. Главные направления расширения и развития сотрудничества, пути и средства решения этих задач заложены в ратифицированных Договорах о дружбе, сотрудничестве, а также в подписанных межправительственных соглашениях об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Кыргызстаном и Казахстаном (февраль 1991 г.), Узбекистаном(март1991г.),Туркменистаном(июль1991г.),Таджикистаном(апрель1996г.). 
 На качественно новый уровень сотрудничества вышли Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан после подписания главами этих республик Договора о создании Экономического союза СНГ (24 сентября 1993 г.) и Договора о создании Единого экономического пространства (10 января 1994 г. в гор. Ташкенте) между Казахстаном и Узбекистаном. Присоединение Кыргызстана к этому договору состоялось 16 января 1994 года. 
 

     Создание  Единого экономического пространства явилось важной предпосылкой для расширения взаимовыгодного сотрудничества между ними. Договор стал правовой основой для выхода на новый уровень интеграции экономики Центральноазиатских государств, в котором были приняты меры по устранению таких препятствий на пути экономического взаимодействия, как таможенные барьеры, двойное налогообложение, проблемы обмена валюты и др9
 Наличие сходных проблем в экономической и политической сферах, традиционно сложившиеся производственные и социальные связи создали реальные предпосылки для формирования более тесного сотрудничества и существенного снижения издержек переходного периода, смягчения трудностей, вызванных процессом перехода и формирования рыночной экономики. 
 Предпринятые в 1994 году шаги глав трех государств Центральной Азии по улучшению товарообмена, платежей, движения рабочей силы, безусловно, позитивно сказались на оздоровлении региональной экономической ситуации. Вместе с тем, дальнейшее движение к экономическому сотрудничеству требовало более активного и конструктивного механизма взаимодействия. 
 Ряд проблем политического характера также имел общерегиональную природу. Потенциал мирного и совместного проживания разных этнических групп Центральной Азии должен стать фактором стабилизации этно-региональной ситуации. 
 Идея создания Единого экономического пространства стран Центральной Азии стала политической реальностью. На состоявшейся 8 июля 1994 года в гор. Алматы встрече "тройки" в верхах были подписаны документы, переводящие интеграционные процессы в русло практических дел. Открылась новая веха в истории взаимоотношений этих стран. Договоренности, достигнутые в ходе переговоров, стали новым импульсом интеграции, развития экономики, упрочения дружбы между братскими народами. 
 "Углубление нормальных человеческих отношений, облегчение повседневных контактов людей и укрепление культурных связей - все это в конечном счете имеет глубоко гуманистическую направленность и определяется объективными законами человеческого общения. Мы вместе создаем основу лучшего будущего. Оно немыслимо без единства и сплоченности, без ясного осознания того, что у нас - народов Центральной Азии - общая судьба и единое будущее" - говорится в Обращении глав государств к народам Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Узбекистан. 
 Для реализации заявленных целей и координации усилий в экономической, политической, оборонной и гуманитарной сферах главы государств создали Межгосударственный Совет Центральноазиатского Союза, условно именуемый Межгоссовет ЦАС, - в составе Президентов и Премьер-министров государств, предусмотрев в его структуре Совет Министров иностранных дел; Совет Министров обороны. Их рабочим органом стал Исполнительный комитет, действующий на постоянной основе. Местонахождение Исполкома Межгоссовета будет в каждой столице ЦАС на определенный период на ротационной основе.

     На  основе Соглашения между тремя республиками с июля 1994 года в рамках ЦАС функционирует  Центральноазиатский банк сотрудничества и развития. А на очередной встрече 23 августа 1996 года в гор.

      Важным  этапом по пути сближения стран Центральной  Азии является официальная встреча  Президентов двух братских республик А.Акаева и

И.Каримова в гор. Ташкенте 24-25 декабря 1996 года. В ходе встречи впервые среди стран Содружества подписан исторический Договор о вечной дружбе между Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан. Принято также более 20 документов, в том числе договор о сотрудничестве в военной области, о создании совместной межправительственной кыргызско-узбекской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству, договор между правительствами двух республик о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. 
 Ключевыми в региональной внешнеполитической деятельности Кыргызской Республики являются межгосударственные отношения с Казахстаном, которые последовательно и динамично развиваются. 
 Дополнительный импульс развитию и укреплению кыргызско-казахского сотрудничества придал официальный визит Президента А. Акаева в Республику Казахстан (8-9 апреля 1997 г.) и заключение Договора о вечной дружбе и соглашения о сотрудничестве в военной области, которые отражают уровень доверия сложившихся отношений между ними за годы суверенитета. 
 Тем самым создана прочная договорно-правовая база для расширения и углубления сотрудничества. 
 Отношения стран Центральной Азии имеют перспективное развитие, потому что народы Центральной Азии объединяют исторические, культурные корни, общность их менталитета. 
 С учетом этих факторов на 9-встрече лидеров стран ЦАС, которая состоялась 9-10 января 1997 года в гор. Бишкек, подписан первый в истории международных отношений трехсторонний Договор о вечной дружбе между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан. Этим они заявили мировому сообществу, что три государства, которые находились в вечной дружбе и раньше, сегодня будут строить новые экономические и политические отношения и выступать во всех сферах как региональный блок в мировом сообществе.

     В статье 3 Договора закреплено положение о том, "что стороны будут оказывать друг другу разностороннюю поддержку, в первую очередь в вопросах предотвращения угрозы независимости и суверенитету. 
 Общие проблемы региона и пути их решения в контексте глобальных общемировых процессов обсуждаются на "Постоянной конференции государств Центральной Азии по устойчивому развитию" (первое заседание состоялось в июне 1995 г.) и на встречах участников экологического Аральского Форума. Трехсторонние связи республик, располагающих богатыми природными ресурсами и возможностями, нуждаются в мощных импульсах и стимулах. Регулярные встречи Президентов Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана способствуют повышению уровня и качества многосторонних взаимоотношений. 
 Договоры и Соглашения социально-экономического содержания были заключены и с другими республиками, в особенности с Россией - стратегическим партнером, с которым Кыргызстан связывают общность исторических судеб, десятилетия формировавшихся торгово-экономических, научно-технических и культурно-гуманитарных связей, схожесть решаемых социально-экономических задач. 
 21 июля 1991 года вошел в историю дружбы и сотрудничества между Кыргызстаном и Россией, как день рождения нового этапа отношений. Перед подписанием Договора о дружбе и сотрудничестве между Кыргызстаном и Россией Президент А. Акаев сказал: "... путь, по которому предстоит идти России - это и наш путь, путь Кыргызстана, потому что это путь демократии, путь реформ, путь возрождения достоинства человека"10
 Этим Договором определился политический курс Кыргызстана и России. Это - радикальные экономические реформы, строительство демократического, правового государства, которое защищает интересы и достоинство человека. Ни в Кыргызстане, ни в России альтернативы этому пути нет. На этой идее строились и развивались прямые экономические и государственные связи между ними и велась упорная целенаправленная работа по совершенствованию механизма реализации указанных договоров. 
 На основе этих договоров были заключены специальные межправительственные соглашения о взаимных поставках и услугах, платежах, ценах и движении ценных бумаг, о предоставлении каждой из сторон режима наибольшего экономического благоприятствования. 
 Также предусматривалось развитие экономических, торговых, научно-технических отношений на всех уровнях: от органов государственной власти и управления до предприятий и индивидуальных предпринимателей. 
 Следует отметить, что к этому времени уровень кыргызско-российского сотрудничества был достаточно высоким, что унаследовалось из советских времен. Вместе с тем, в новых исторических реалиях руководителям Кыргызстана и России пришлось активно заниматься решением имеющихся проблем, чтобы многое возродить заново. 
 Президенты Кыргызстана и России неоднократно выступали инициаторами развития и укрепления многосторонних отношений, интеграционных процессов в рамках СНГ. Неслучайно обе республики являются участниками четырехстороннего Договора между Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях (март 1996 г.), членами Таможенного союза и Договора о коллективной безопасности. 
 Другие государства-члены СНГ сохраняют свое значение для Кыргызстана как исторически сложившаяся сфера национальных интересов. Кыргызстан, признавая роль России в СНГ, придерживается стратегии межгосударственных отношений с этими странами, основанных на принципах равноправия, территориальной целостности, нерушимости государственных границ, взаимной выгоды. 
 С середины 1995 года стало все более остро проявляться жизненная необходимость расширения и углубления интеграционных процессов между странами СНГ, создания надежных и эффективных механизмов их реализации. 
 В этом плане, особую актуальность приобретают Договора о сотрудничестве, заключенные между Кыргызстаном и Арменией, Азербайджаном, Грузией, Молдовой и Украиной в 1996 году. 
 Оценивая положение Кыргызстана в СНГ, можно резюмировать, что: 
 1. Кыргызстану удалось сделать два крупных шага к формированию интеграционного ядра в СНГ. Это Таможенный союз и Центральноазиатский Союз. В перспективе от претворения в жизнь этих договоров будет во многом зависеть успех всей интеграции на пространстве СНГ. Страны, входящие в эти Союзы, являются стратегическими партнерами Кыргызстана. Проблемы сотрудничества с другими странами СНГ решаются лишь скоординированно. 
 2. Вечная дружба с Казахстаном и Узбекистаном, стратегическое партнерство с Россией, сотрудничество и дружеские взаимоотношения с другими странами СНГ определяют стабильность и развитие Кыргызстана. Создание совместных предприятий, привлечение инвестиций, использование оборудования и опыта специалистов из стран СНГ для Кыргызстана - дело весьма перспективное. 
 3. Можно быть уверенным, что если бы единое народнохозяйственное пространство СССР строилось на основе естественно-исторических экономических мотивов деятельности субъектов производства и на базе национальных интересов, то такого моментального обвала всех связей и отношений между республиками СССР, разумеется, не могло быть. 
 Ныне, когда большинство суверенных государств СНГ испытывают тяжелые последствия всеобщего кризиса, первостепенной задачей становится создание уже на чисто экономической основе единого пространства обмена.  
  

§2.2. Интеграционные процессы СНГ.

        Интеграция в рамках СНГ идет трудно, но вместе с тем, во многих государствах СНГ, где наблюдается экономический подъем, растет понимание в необходимости интеграции на постсоветском пространстве. На последнем саммите государств-участников СНГ на передний план вышли проблемы реформирования и совершенствования органов СНГ (Астана, сентябрь 2004 года).

        С учетом этого, развернута работа по согласованию позиций  государств и выработки общего курса по совершенствованию органов Содружества.

        Кыргызская Республика поддерживает позицию государств - членов Содружества о пересмотре структуры и органов СНГ, о повышении ответственности отраслевых органов, деятельность  которых  эффективна и востребована.

        Приоритетным направлением для Кыргызстана было и остается экономическое взаимодействие в рамках СНГ, реальное  продвижение к зоне свободной торговле. Исходя из этого, КР выразил согласие с сохранением структуры экономических органов СНГ11.

        Вопросы экономического взаимодействия государств  Содружества в рамках реформирования и совершенствования органов пользуются всеобщей поддержкой.

        Важнейшим условием эффективного развития экономического сотрудничества в рамках СНГ выступает формирование единой экономической зоны, в которой, в обозримом будущем, могут быть созданы необходимые условия для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

     Решение вопросов, обеспечения безопасности, направленных на скоординированные  усилия стран-участниц Содружества  в борьбе с международным терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, организованной  преступностью может рассматриваться в качестве долговременной задачи, стоящей перед государствами-участниками СНГ.

     Государства-участники  Содружества вправе требовать большей  эффективности от деятельности Антитеррористического  центра СНГ и вновь созданной  Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству государств-участников СНГ.

     Значительное  число принятых в рамках Содружества документов составляют протоколы о намерениях, требующие большого числа согласований и усилий на переговорном процессе.

Информация о работе Кыргызстан в системе СНГ