Кыргызстан в системе СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:45, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. Современное состояние мировой цивилизации таково, что без интеграции, без развития и укрепления экономических, политических и гуманитарных связей между государствами, ни одно из них, будь оно большим или малым, успешно развиваться не сможет. В процессе интеграции очень важными факторами являются не только капиталовложения, но и развитие всего спектра человеческих ценностей, нравственных идеалов, вырабатываемых каждым из народов земли.
Взаимозависимость стала совершенно новым феноменом конца ХХ столетия. Процесс глобализации привел к осознанию того неоспоримого факта, что ни одна страна, какая бы мощная в военном и экономическо

Содержание

Введение 4
Глава I. 5
§1.1.Создание СНГ и вхождение в нее Кыргызстана. 5
§1.2.Основные договоры СНГ. 7
Глава II. 11
§2.1.Внешняя политика Кыргызстана. 11
§2.2. Интеграционные процессы СНГ. 16
ГлаваIII. 19
§3.1. Трудности взаимодействия. 19
§3.2.Перспективы взаимодействия. 21
Заключение. 23
Список использованной литературы. 24

Работа состоит из  1 файл

Кыргызстан в системе СНГ( готово).doc

— 163.50 Кб (Скачать документ)

     Необходим поиск взаимоприемлемого баланса  интересов Сторон, нахождение компромиссных  вариантов для принятия в рамках Содружества решений и сосредоточение усилий на их детальное выполнение.

     Оптимальное сочетание многосторонних и двусторонних уровней сотрудничества стран-участниц Содружества позволит вывести интеграционные процессы на более высокие параметры  развития12.

     Кыргызстану в нынешней геополитической и  экономической конфигурации в мире необходимо выработать оптимальную  формулу равновесия между национальными  приоритетами и нуждами в интеграции в рамках СНГ. Глубокая интеграция в  рамках СНГ позволит Кыргызстану в дальнейшем более эффективно отстаивать национальные интересы.

     В качестве  приоритетного направления можно рассматривать и инициативу Российской Федерации по усилению гуманитарного сотрудничества  в рамках СНГ. Гуманитарная сфера –одно из сфер, где проявилась общая заинтересованность – обобщение всей той работы, которая ведется по линии науки, образования, культуры, искусства и спорта. Такое сотрудничество в СНГ  есть  и достаточно развито. В этой связи есть целесообразность развития  российского предложения, для того, чтобы обобщить все наработанное и обеспечить должную поддержку, как по линии государств, так и привлекая общественные организации, деловые круги, с тем, чтобы  гуманитарное сотрудничество в рамках СНГ, которое по настоящему востребовано людьми, развивалось более интенсивно и приносило больше результатов.

     После распада СССР многим государствам-участникам СНГ не удалось определить научно обоснованные стратегии своего развития, включая и вопросы политики в отношении Содружества. Не имея опыта государственности, они не обладали для этого историческими, теоретическими, организационными и другими основами. Доминирующая в прошедшие годы концепция глобализации не могла послужить теоретической базой перспективного развития Содружества. Одновременно опыт региональной интеграции свидетельствует о возможности успешно решать совместными усилиями проблемы регионального развития.  
 Основная сложность определения стратегии развития СНГ состоит в глубокой противоречивости происходящих в Содружестве процессов, которая представляет собой существенную черту интеграционного строительства в СНГ. Она является источником многих проблем в государствах ближнего зарубежья, но одновременно и создает новые возможности развития. В ходе разрешения противоречий возникают факторы развития СНГ, которые являются движущей силой интеграционного процесса. В интеграционном троительстве на постсоветском пространстве можно выделить геополитический, экономический, военный и гуманитарный факторы развития СНГ.  
 Функционирование указанных факторов и взаимодействие между ними представляет собой механизм детерминации интеграционных процессов в СНГ. Он основывается на двух наиболее важных принципах - приоритетности и гармоничности. С помощью принципа приоритетности противоречия внутри и между странами региона ранжируются по степени значимости. Благодаря этому выделяется доминирующий фактор, который на определенном историческом отрезке оказывает наибольшее воздействие на развитие Содружества. Принцип гармоничности способствует «собиранию» обособленных факторов в единую систему.  
 Развитие факторной системы Содружества осуществляется благодаря сбалансированному использованию управления и самоорганизации. Противоречия в деятельности СНГ в основном решаются управленческими методами компромисса, медиации, выхода за пределы дуальной оппозиции, с помощью судебных процедур и др. Методы самоорганизации чаще всего используются в новой, неожиданной обстановке, возникающей ввиду недостаточного знания ситуации, неопределенности путей цивилизационного развития, перерывов постепенности в развитии, а также случайных событий, влияющих на состояние и перспективы СНГ.

     Для повышения эффективности интеграционной деятельности целесообразно способствовать взаимопроникновению, а не противопоставлению самоорганизации и управления в интеграционных процессах между странами СНГ.  
 Основываясь на изложенных выше методологических основаниях, можно предвидеть три сценария развития Содружества в среднесрочной перспективе. Первый из них связан с фактическим распадом этого интеграционного объединения. Второй сценарий состоит в том, что СНГ превратится в быстро развивающееся и неуклонно набирающее потенциал интеграционное объединение. Наконец, третий сценарий представляет собой постепенное, противоречивое развитие Содружества, вектор которого будет зависеть от соотношения многих объективных и субъективных факторов13.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГлаваIII.

§3.1. Трудности взаимодействия.

     На  своем пути СНГ пережило несколько важных этапов.

     Первый  этап – 1991-1993 гг. Союзные республики приобретают политическую независимость, оформляют государственность и самостоятельные финансово-экономические, таможенные и пограничные структуры. Однако по-прежнему их народнохозяйственные комплексы продолжают работать в рамках единого экономического пространства с единой валютой. И хотя в рамках СНГ принимаются сотни решений, направленных на сохранение единого рынка, центробежные тенденции усиливаются.

     Второй  этап – 1993-1996 гг. Страны СНГ упрочили свой политический суверенитет, самостоятельно вошли в мировое сообщество, наработали хозяйственные связи с ближайшими соседями, не входившими в Советский Союз. В рамках же Содружества отношение к принимаемым  совместным решениям становится все более жестким и критичным. Остаются невыполненными договоренности о создании Экономического и Платежного союзов и многие другие. Однако между отдельными государствами появляется стремление установить более тесные связи. Это выражается в образовании Таможенного союза трех стран и Центральноазиатского экономического сообщества.

     Третий  этап начался с 1997 г. Всеми участниками признается кризис в Содружестве, который проявляется в невыполнении основополагающих решений, отказе ряда стран в сотрудничестве по многим экономическим вопросам и в структурных организациях СНГ. Начинается поиск путей совершенствования деятельности, новых объединяющих целей и задач. Отдельные государства и ученые предлагают идею объединения всех исполнительных органов СНГ и выдвижение на первый план экономического сотрудничества, создания зоны свободной торговли, тарифного, таможенного и валютного союзов14.

     И все же трудности во взаимоотношениях не исчезают. Анализ показывает, что  СНГ оказался неспособным провести экономическое размежевание с сохранением  интеграционных связей без тех колоссальных потерь, которые последовали за развалом единого народнохозяйственного комплекса. Центробежные тенденции продолжают нарастать. Интеграционные задачи отходят на второй план, главным для большинства стран стал собственный политический и экономический суверенитет, причем любой ценой.

     В результате Содружество оказалось  в весьма противоречивой ситуации, а по более пессимистичным и резким оценкам, даже близко к кризису. К  настоящему времени страны-участницы  находятся дальше друг от друга и  прежде всего от России, чем в  год распада СССР. Доля стран СНГ в общем объеме их внешней торговли понизилась в 2,6 раза. Резко сократился  и товарооборот Кыргызстана с партнерами по СНГ.

     В то же время продолжается переориентация внешнеторговых потоков России и  других стран – членов Содружества  на рынки дальнего зарубежья. В частности, в 1999 г. по сравнению с 1998 г. объем взаимной торговли снизился на 21,3% и равен лишь 27,6% в общем ее объеме (в 1998 г. – 31,2%). При этом доля России во внешнеторговом обороте Азербайджана составляла 59%, Армении – 74, Белоруссии – 88, Грузии – 48, Казахстана – 81, Кыргызстана– 40, Молдовы – 65, Украины – 77%. Еще резче проявляется тенденция усиления роли третьих стран в кредитно-инвестиционной сфере, которая во многом предопределяет перспективу расстановки экономических сил на постсоветском пространстве.

     Оценивая  приведенные данные, нельзя не признать, что страны СНГ продолжают все больше удаляться друг от друга, инерция дезинтеграции, взявшая начало в 1990 г., продолжает действовать.

     К сожалению, официальные прогнозы оценки развития экономики и внешнеэкономических связей Кыргызстана до 2005 г. не внушают оптимизма. Доля стран СНГ во внешней торговле, как следует из проведенных расчетов, не только не стабилизируется, но и продолжает падать, причем достаточно быстро. Подобные оценки не могут не настораживать. Если за ними стоят расчеты, базирующиеся на экстраполяции сложившихся тенденций, то это свидетельствует лишь об одном – об отсутствии какой-либо конструктивной программы действий по активизации интеграции стран СНГ. Если же такая программа есть, то надо разобраться в ее содержании, определить, насколько она целенаправленна и действенна. Во всяком случае, можно утверждать, что подобные прогнозные оценки не согласуются с провозглашаемой Россией линией на интеграцию со странами СНГ как на приоритетное направление внешнеэкономической стратегии государства и не отвечают его долговременным интересам.

     Необходимо  оценивать факторы, которые ведут к ослаблению взаимных экономических связей стран Содружества, нарастанию центробежных сил, и четко обозначить пути усиления центростремительных тенденций и интересов, способных переломить ситуацию — побудить страны СНГ к интеграции15. 
 
 

§3.2.Перспективы  взаимодействия.

     Опыт  почти 10-летней деятельности СНГ показывает, что вялость интеграции на пространстве СНГ в значительной мере определяется слабо выраженным рыночным характером этого процесса, чрезмерной ориентацией на развитие межгосударственных связей. При этом оперативные задачи кооперационных связей между производителями, торговыми объединениями, предпринимательскими структурами часто решаются не самими хозяйственными субъектами рынка, а  различными министерствами и ведомствами. Такое положение дел должно быть решительно пересмотрено. Реальная интеграция национальных хозяйств рыночного типа может успешно продвигаться лишь на основе прямых хозяйственных связей предприятий и организаций различных стран.

     Стремление  к такому взаимодействию предпринимательских  структур сегодня наблюдается в  ряде стран СНГ. Как показывает анализ, формы такого сотрудничества могут быть самыми разными. Это производственные, финансовые и торговые объединения типа холдинговых компаний, совместные предприятия, финансово-промышленные группы, консорциумы, которые включают в свой состав предприятия из разных стран. Либерализация интеграционного процесса также способствует активизации взаимодействия средних и малых фирм.

     В этих условиях особое значение приобретают  так называемые транснациональные корпорации, т.е. фирмы, имеющие свои хозяйственные подразделения в двух и более странах и управляющие этими подразделениями из центра на основе проведения согласованной политики для достижения наивысшего результата. Они, на наш взгляд, и способны стать локомотивом интеграционного процесса.

     Целью ТНК является развитие межгосударственной торговли, расширение сбыта продукции на общей территории и предоставления услуг путем создания в этих странах дочерних предприятий и производственных и торговых филиалов. Благодаря этому у многих ТНК “иностранный компонент” в производстве, торговле, услугах, капиталах, общем числе занятых достигает 50 – 90%. Возникла уникальная возможность объединить весь цикл — научные исследования, технологические разработки, производство, сбыт и последующее обслуживание в ходе комплектования — в единое целое, не ограниченное государственными пределами и с широким использованием конкурентных методов. На 600 крупнейших зарубежных ТНК приходится 20-25% всей добавленной стоимости в товарах стран с рыночной экономикой16. 
 
 
 

     В Кыргызстане условия для основания ТНК появились еще в 1993 г., когда правительство КР отметило, что транснациональные и трансрегиональные ассоциации, совместная и инвестиционная деятельность, образование объектов совместной собственности создают устойчивую основу для стабилизации важнейших производственных сфер и прочных объективных интеграционных связей на всем экономическом пространстве России и других стран СНГ17.

     Актуальность  этой проблемы определяется таким уровнем  отношений, который предопределяет неизбежность формирования общего рынка  бывших республик СССР. На это воздействуют следующие основные факторы:

    1. значительная часть продукции, экспортируемой Россией, поставляется в страны СНГ и страны дальнего зарубежья;
    2. сложившаяся структура производства и основных фондов рассчитана на взаимозаменяемость;
    3. специализация промышленного производства — около 80% промышленных предприятий каждого из государств-участников экономического сотрудничества не имеет на своей территории законченного технологического цикла;
    4. монопольное положение практически каждой республики в производстве отдельных видов продукции, ориентированных на сбыт на постсоветском пространстве;
    5. рабочая сила в промышленности и других отраслях народного хозяйства каждой республики обучалась и размещалась исходя из приоритетов, ориентированных на этот рынок;
    6. сложившиеся производительные силы будут определять производственную и социальную жизнь республик в течение длительного периода. Чтобы изменить их структуру и качество, потребуются огромные инвестиции и не одно десятилетие.

     Как показывает мировой опыт, транснациональные структуры представляют собой мощные объединительные центры, интегрирующие как региональные части мирового экономического пространства, так и отдельные страны. К сожалению, в основополагающих документах СНГ вопрос о создании и развитии ТНК не нашел должного места. Не определен статус ТНК, из-за чего их становление происходит крайне медленно. По официальным данным, в настоящее время зарегистрировано лишь несколько таких корпораций, хотя ряд объединений, например нефтяная компаний “Лукойл”, формально не признанная в качестве ТНК, мог бы увеличить это число. Это наблюдается и в Кырыгзстане.

Заключение.

Информация о работе Кыргызстан в системе СНГ