Милиция общественной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 22:23, курсовая работа

Описание

Актуальность, цели и задачи настоящей курсовой работы определены следующими положениями. С введением института милиции общественной безопасности (местной милиции) местные администрации, органы местного самоуправления получили ряд возможностей реально влиять на деятельность непосредственно примыкающих к ним отделов территориальных правоохранительных органов.

Содержание

Введение. 2
Характеристика целей, назначения и роли милиции общественной безопасности в общей структуре органов МВД. 3
Полномочия милиции общественной безопасности. 6
Формирование концепции милиции общественной безопасности. 13
Милиция общественной безопасности в российской правовой системе. 19
Заключение. 23
Использованная литература: 25

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 59.72 Кб (Скачать документ)

 
  

Содержание

 

Введение. 2

Характеристика целей, назначения и роли милиции общественной безопасности в общей структуре органов МВД. 3

Полномочия милиции общественной безопасности. 6

Формирование концепции милиции общественной безопасности. 13

Милиция общественной безопасности в российской правовой системе. 19

Заключение. 23

Использованная литература: 25

 

  
    
    
    
    
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Введение.

 
   Актуальность, цели и задачи  настоящей курсовой работы определены  следующими положениями. С введением  института милиции общественной  безопасности (местной милиции) местные  администрации, органы местного  самоуправления получили ряд  возможностей реально влиять  на деятельность непосредственно  примыкающих к ним отделов территориальных правоохранительных органов. В проекте Закона «О милиции» вначале речь шла только о понятии «милиция общественной безопасности». В процессе его обсуждения появилось и второе наименование: «местная милиция».  
   Все же пока рано говорить об отождествлении милиции общественной безопасности с муниципальной милицией в «чистом» виде, поскольку двойное подчинение и подкотрольность милиции общественной безопасности, т.е. подчинение не только органам местного самоуправления, но и вышестоящему органу внутренних дел, сохраняется. Более того, пока еще большая часть милиции общественной безопасности содержится за счет бюджетов Российской Федерации и входящих в нее субъектов федерации. Следовательно, правильнее было бы расценивать милицию общественной безопасности (местную милицию), учрежденную российским законом, лишь как переходную ступень к муниципальной милиции, создание которой, скорее всего, явится задачей следующего этапа развития местного самоуправления. 
   Учреждение в перспективе муниципальной милиции, подчиненной органам местного самоуправления, местной администрации, наряду с федеральной милицией, подчиненной Министерству внутренних дел Российской Федерации, позволит создать оптимальную модель полицейской системы, обеспечивающей в своей деятельности разумное сочетание интересов государства. 
   Исходя из задач, решаемых как криминальной милицией, так и милицией общественной безопасности, в числе обязанностей, возлагаемых законом на милицию, следует обратить особое внимание на ее деятельность по предупреждению и пресечению преступлений и административных нарушений; оказанию помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев; возбуждению уголовных дел, производству дознания и осуществлению неотложных следственных действий; выявлению и раскрытию преступлений; розыску лиц, совершивших преступления и без вести пропавших; обеспечению правопорядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах. 
    
  

 

 
   Характеристика целей, назначения и роли милиции общественной безопасности в общей структуре органов МВД. 
   Одним из основных структурных подразделений органов внутренних дел является милиция общественной безопасности, осуществляющая охрану общественного порядка и борьбу с преступностью в Российской Федерации. Правовой основой ее деятельности является принятый 18 апреля 1991 г. Закон «О милиции». В данном Законе впервые комплексно урегулирован правовой статус милиции, определены ее организационная структура, а также место и роль милиции в обществе и государстве. На уровне нормативного акта высшей юридической силы получили правовое толкование общественные отношения, касающиеся правовой защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, всех видов собственности, а также интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. В деятельности правоохранительных органов, прежде всего милиции общественной безопасности, произошел ряд кардинальных изменений. Принятие Закона о милиции, можно сказать, означает, что «процессы демократизации привели, наконец, к широкому осознанию давно уже признанного международным сообществом положения, в соответствии с которым должностные лица, стоящие на страже закона, должны быть свободны в своей деятельности от политических пристрастий, сохраняя при любых условиях «политический нейтралитет» и служа лишь закону и народу». 
   В новом Законе «О милиции» была в известной мере реализована идея деуниверсализации милиции, что позволило оставить за ней решение пяти задач:

  1. обеспечение личной безопасности граждан;
  2. предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  3. раскрытие преступлений;
  4. охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
  5. оказание помощи в пределах, установленных законом, гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

  

   Решение первой задачи обеспечивается милицией в рамках полномочий по предотвращению угрозы жизни, здоровью, достоинству и имуществу граждан. Такая угроза может возникнуть в результате каких-то или чьих-то противоправных действий либо проявления бездействия. 
   Выполняя вторую задачу, милиция призвана выявлять обстоятельства, причины и условия, способствующие совершению правонарушений, и в пределах своей компетенции принимать меры по их нейтрализации, ослаблению либо устранению. Эта задача предполагает также предотвращение замышляемых и подготавливаемых преступлений. 
   Очень важной и сложной, является задача по обеспечению раскрытия преступлений. Выполняя эту задачу, милиция осуществляет деятельность, направленную на обнаружение, выявление преступлений, установление и розыск лиц, их совершивших, а также обеспечение возмещения ущерба. 
   Реализуя задачу по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, милиция общественной безопасности призвана поддерживать установленный правом порядок отношений между людьми при их нахождении в различных местах; предотвращать или же снижать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, например, создаваемой каким-то источником повышенной опасности (оружие, автомототранспорт) либо возникшей в результате каких-то чрезвычайных событий (катастрофы, наводнения, крупные пожары, стихийные бедствия, аварии с тяжкими последствиями. 
   В соответствии с Законом о милиции она подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (местную милицию).  
  Отметим основные отличия криминальной милиции от местной. 
  Основными задачами криминальной милиции являются предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по которым предварительное следствие обязательно (т.е. наиболее опасных преступлений); организация и осуществление розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда.

   Для решения указанных задач в составе криминальной милиции созданы и функционируют оперативно-розыскные подразделения: подразделения уголовного розыска и подразделения по борьбе с преступлениями в сфере экономики; экспертно-криминалистические подразделения. В состав криминальной милиции входят также специализированные подразделения по борьбе с организованной преступностью: Главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУОП) - в составе МВД Российской Федерации и Региональные управления по борьбе с организованной преступностью (РУОП) - в соответствующих регионах Российской Федерации. Одно РУОП обслуживает территорию, на которой располагается несколько республик, краев, областей - субъектов Российской Федерации. " Отряды милиции особого назначения создаются в республиканском, краевом, областном центре, крупном городе со сложной оперативной обстановкой. Компетенция этих подразделений смешанная, они осуществляют борьбу с преступлениями как по линии уголовного розыска, так и по линии БЭП. В составе криминальной милиции имеются подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Деятельность криминальной милиции направлена прежде всего на обеспечение государственных интересов и нуждается в независимости от влияния местных властей, закон вывел криминальную милицию из подчинения местных администраций, сохранив ее подчинение и подконтрольность только по вертикали - вышестоящему органу. 
   В отличие от криминальной милиции милиция общественной безопасности (местная милиция) призвана решать следующие основные задачи: обеспечение личной безопасности граждан; охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; раскрытие и расследование преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно; оказание в пределах компетенции милиции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениями, организациями, общественным объединениям. 
   В составе милиции численность милиции общественной безопасности (местной милиции) составляет примерно 60%. В ее состав входят: дежурные части, подразделения Государственной автомобильной инспекции с дорожно-патрульной службой, патрульно-постовой службы, участковые инспектора милиции, подразделения охраны объектов по договорам, изоляторы для временного содержания задержанных и заключенных под стражу (ИВС), отряды милиции особого назначения (ОМОН), подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (бывшие инспекции по делам несовершеннолетних), специализированные подразделения дознания, подразделения паспортно-визовой службы и другие. 
   Деятельность милиции общественной безопасности (местной милиции), если судить по ее задачам, в большей степени призвана решать вопросы местного уровня (масштаба), в связи с этим она подчиняется и подконтрольна не только вышестоящему органу внутренних дел, но и местным администрациям, т.е. в данном случае имеет место двойное подчинение. Вместе с тем, исходя из требований закона, местная администрация не вправе вмешиваться в уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную деятельность милиции и осуществляемое ею производство по делам об административных правонарушениях. 
   В настоящее время местная администрация вправе создавать, реорганизовывать и ликвидировать по согласованию с министерством внутренних дел Российской Федерации подразделения милиции, содержащиеся за счет местного бюджета, увеличивать в пределах имеющихся средств расходы на содержание милиции, а также устанавливать дополнительную штатную численность подразделений местной милиции является заместителем начальника органа внутренних дел. Он утверждается в должности и освобождается от нее главой местной администрации по представлению начальника органа внутренних дел.

   Полномочия милиции общественной безопасности.

 

   Обширные и многосторонние задачи милиции общественной безопасности требуют того, чтобы органы милиции общественной безопасности, ее сотрудники были наделены для выполнения этих задач соответствующими полномочиями, включая полномочия по применению мер государственного принуждения. В правовых актах, названных выше, полномочия милиции общественной безопасности определены и зафиксированы в духе указанного требования. В конкретном виде, наиболее полно полномочия милиции общественной безопасности закреплены в Законе о милиции, к которому отсылают в этом вопросе многие другие нормативные акты. Следует объединить многочисленные и разнообразные обязанности и права милиции общественной безопасности в группы с целью более глубокого и правильного их понимания, изучения. Закон о милиции, как и другие законодательные акты в правоохранительной сфере, разработанные и принятые непосредственно перед принятием Конституции Российской Федерации и впоследствии, на первое место среди задач того или иного правоохранительного органа, и в данном случае милиции общественной безопасности, выдвигают задачу охраны прав и законных интересов российских граждан. Последуем этому правилу и мы и в первую группу полномочий милиции общественной безопасности включим лишь те ее обязанности и права, которые она исполняет по отношению к гражданам, их правам и интересам. В таком случае в эту группу полномочий МОБ войдут: 
   а) оказание помощи гражданам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном состоянии, опасном для их здоровья и жизни;

    б) принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимать меры по ним;

    в) выдавать в соответствий с законодательством разрешения на приобретение, хранение, ношение и перевозку огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов, а также на открытие и функционирование объектов, где они обращаются, выдавать разрешение на создание негосударственных детективных служб;

   г) охранять имущество граждан — на основе договоров, оставшегося без присмотра в чрезвычайных условиях (аварий, стихийных бедствий и т.п.);

   д) обеспечивать проведение в жизнь паспортной системы;

   е) получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них.

   Нетрудно видеть, что перечисленные полномочия милиции общественной безопасности в отношении граждан носят характер помощи, содействия гражданам в реализации ими своих прав и интересов, эти полномочия милиции общественной безопасности непосредственно не связаны с применением в отношении граждан мер административного принуждения. 
   В следующую группу полномочий милиции общественной безопасности включим те ее права и обязанности, которые имеют целью охранить тех же граждан, общество, государство от правонарушений, применяя для этого широкий круг мер предупредительного и пресекательного характера.  
   Здесь также будем исходить от принятой классификации мер административного принуждения на пять видов и групп: меры государственной неоходимости, меры контрольно-предупредительные, меры административного пресечения, административно-восстановительные меры, меры административной ответственности. Задачи милиции общественной безопасности столь обширны, что закон наделяет ее полномочиями по применению всех пяти видов мер административного принуждения. 
   Первая из названных группа мер административного принуждения в виде, например, реквизиции имущества граждан - мера необходимая, применяемая при отсутствии со стороны собственника правонарушений, проводится по решению центральных государственных органов, исполняется же органами. 
   В группу контрольно - принудительных мер Закон о милиции включил большую группу мер, применяемых в отношении граждан, должностных лиц и организаций, цель - предупредить возможное правонарушение. К ним относятся: 
   а) обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах; 
   б) регулировать дорожное движение с целью обеспечения безопасности, производить регистрацию и учет автотранспортных средств, а также выдачу удостоверений на право управления автотранспортными средствами; 
   в) контролировать соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений, а также лицами, условно осужденными к лишению свободы с обязательным привлечением к труду и условно-освобожденными из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду, а также осужденными к лишению свободы, в отношении которых исполнение приговора отсрочено; 
   г) осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову правоохранительных органов, а также привод в учреждения здравоохранения по их представлениям, санкционированным прокурором, уклоняющихся от явки по вызову лиц, которые страдают заразными болезнями; 
   д) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в правонарушении; 
   е) вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции общественной безопасности; 
   ж) вносить в соответствии с Законом в государственные органы, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений; 
   з) проводить регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, заключенных под стражу, задержанных по подозрению в совершении преступления, подвергнутых административному аресту, а также лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения при невозможности установления их личности; 
   к) входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках;

   л) производить досмотр ручной клади и багажа пассажиров гражданских воздушных судов, а при необходимости и личный досмотр пассажира, 
   м) осматривать места хранения и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также объектов, где они обращаются, 
   Законом о милиции закреплены контрольно-предупредительные меры административно-технического характера - ограничение или запреты движения транспорта и пешеходов, запрещение эксплуатации транспортных средств при наличии достаточных оснований, указанных в законе, оцепление (блокирование) участков местности и т.п. меры (ст. II Закона о милиции, пп. 20,22,23). 
   Все перечисленные контрольно-предупредительные меры со стороны милиции общественной безопасности применяются в целях предупреждения правонарушений, при наличии предположений и возможностей их совершения, но пока еще при отсутствии, или точнее - необнаружении правонарушения. Применяются они, как видим, в отношении граждан, должностных лиц и организаций.

   Следующая группа мер административно-правового характера, применяемых милицией - меры административного пресечения. 
   Она включает тоже значительный ряд конкретных мер, общей и единственной целью которых является пресечение правонарушения — обнаруженного, совершающегося, что называется, на глазах, в данный момент.  
   Закон о милиции и другие законодательные акты содержат следующие меры административного пресечения, которые вправе применять милиция: 
   а) привод в милицию лиц, с последующим составлением протокола об административном правонарушении (Закон о милиции, ст. 11 п. 5); 
   б) административное задержание лица, совершающего правонарушение. Данная мера из всех мер административного пресечения наиболее часто применяемая, при различных видах правонарушений, предусмотрена Законом о милиции общественной безопасности, в КоАП РФ. Различаются несколько видов административного задержания лиц, по продолжительности, а также в зависимости от того, в отношении каких лиц эта мера применяется: задержание до 3 часов для составления протокола о выяснении личности (ст. 11 п. 5 Закона о милиции общественной безопасности, ст. 242 КоАП); задержание лиц, совершивших мелкое хулиганство, нарушивших порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, ряда других нарушителей, указанных в ст. 242 КоАП, до рассмотрения дела, но не свыше суток (ст.ст. 242, 257 КоАП); задерживать и доставлять в специальные учреждения лиц, уклоняющихся от прохождения назначенных им в установленном порядке принудительных мер медицинского и воспитательного характера (ст. 11 п. 9 Закона о милиции); задерживать и содержать в милиции лиц, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания и административного ареста для последующей передачи их соответствующим органам и учреждениям (ст. II п. 8 Закона о милиции); задерживать и содержать под стражей в соответствии с законом лиц, подозреваемых в совершении преступления продолжительностью не более 48 часов (ст. 22 Конституции РФ, ст. II п. 7 Закона о милиции), по Указу Президента РФ от 14 июня 1994 г. по отношению к лицам, подозреваемым в бандитизме и совершении иных тяжких преступлениях, совершаемых организованными преступными группами, задержание может быть применено на срок до 30 суток.

Информация о работе Милиция общественной безопасности