Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 22:23, курсовая работа
Актуальность, цели и задачи настоящей курсовой работы определены следующими положениями. С введением института милиции общественной безопасности (местной милиции) местные администрации, органы местного самоуправления получили ряд возможностей реально влиять на деятельность непосредственно примыкающих к ним отделов территориальных правоохранительных органов.
Введение. 2
Характеристика целей, назначения и роли милиции общественной безопасности в общей структуре органов МВД. 3
Полномочия милиции общественной безопасности. 6
Формирование концепции милиции общественной безопасности. 13
Милиция общественной безопасности в российской правовой системе. 19
Заключение. 23
Использованная литература: 25
Содержание
Введение. 2
Характеристика целей, назначения и роли милиции общественной безопасности в общей структуре органов МВД. 3
Полномочия милиции общественной безопасности. 6
Формирование концепции милиции общественной безопасности. 13
Милиция общественной безопасности в российской правовой системе. 19
Заключение. 23
Использованная литература: 25
Актуальность, цели и задачи
настоящей курсовой работы
Все же пока рано говорить об отождествлении
милиции общественной безопасности с
муниципальной милицией в «чистом» виде,
поскольку двойное подчинение и подкотрольность
милиции общественной безопасности, т.е.
подчинение не только органам местного
самоуправления, но и вышестоящему органу
внутренних дел, сохраняется. Более того,
пока еще большая часть милиции общественной
безопасности содержится за счет бюджетов
Российской Федерации и входящих в нее
субъектов федерации. Следовательно, правильнее
было бы расценивать милицию общественной
безопасности (местную милицию), учрежденную
российским законом, лишь как переходную
ступень к муниципальной милиции, создание
которой, скорее всего, явится задачей
следующего этапа развития местного самоуправления.
Учреждение в перспективе муниципальной
милиции, подчиненной органам местного
самоуправления, местной администрации,
наряду с федеральной милицией, подчиненной
Министерству внутренних дел Российской
Федерации, позволит создать оптимальную
модель полицейской системы, обеспечивающей
в своей деятельности разумное сочетание
интересов государства.
Исходя из задач, решаемых как криминальной
милицией, так и милицией общественной
безопасности, в числе обязанностей, возлагаемых
законом на милицию, следует обратить
особое внимание на ее деятельность по
предупреждению и пресечению преступлений
и административных нарушений; оказанию
помощи гражданам, пострадавшим от преступлений,
административных правонарушений и несчастных
случаев; возбуждению уголовных дел, производству
дознания и осуществлению неотложных
следственных действий; выявлению и раскрытию
преступлений; розыску лиц, совершивших
преступления и без вести пропавших; обеспечению
правопорядка на улицах, площадях, в парках,
на транспортных магистралях, вокзалах,
в аэропортах и других общественных местах.
Характеристика целей, назначения и роли
милиции общественной безопасности в
общей структуре органов МВД.
Одним из основных структурных подразделений
органов внутренних дел является милиция
общественной безопасности, осуществляющая
охрану общественного порядка и борьбу
с преступностью в Российской Федерации.
Правовой основой ее деятельности является
принятый 18 апреля 1991 г. Закон «О милиции».
В данном Законе впервые комплексно урегулирован
правовой статус милиции, определены ее
организационная структура, а также место
и роль милиции в обществе и государстве.
На уровне нормативного акта высшей юридической
силы получили правовое толкование общественные
отношения, касающиеся правовой защиты
жизни, здоровья, прав и свобод граждан,
всех видов собственности, а также интересов
общества и государства от преступных
и иных противоправных посягательств.
В деятельности правоохранительных органов,
прежде всего милиции общественной безопасности,
произошел ряд кардинальных изменений.
Принятие Закона о милиции, можно сказать,
означает, что «процессы демократизации
привели, наконец, к широкому осознанию
давно уже признанного международным
сообществом положения, в соответствии
с которым должностные лица, стоящие на
страже закона, должны быть свободны в
своей деятельности от политических пристрастий,
сохраняя при любых условиях «политический
нейтралитет» и служа лишь закону и народу».
В новом Законе «О милиции» была в известной
мере реализована идея деуниверсализации
милиции, что позволило оставить за ней
решение пяти задач:
Решение первой задачи обеспечивается
милицией в рамках полномочий по предотвращению
угрозы жизни, здоровью, достоинству и
имуществу граждан. Такая угроза может
возникнуть в результате каких-то или
чьих-то противоправных действий либо
проявления бездействия.
Выполняя вторую задачу, милиция призвана
выявлять обстоятельства, причины и условия,
способствующие совершению правонарушений,
и в пределах своей компетенции принимать
меры по их нейтрализации, ослаблению
либо устранению. Эта задача предполагает
также предотвращение замышляемых и подготавливаемых
преступлений.
Очень важной и сложной, является задача
по обеспечению раскрытия преступлений.
Выполняя эту задачу, милиция осуществляет
деятельность, направленную на обнаружение,
выявление преступлений, установление
и розыск лиц, их совершивших, а также обеспечение
возмещения ущерба.
Реализуя задачу по охране общественного
порядка и обеспечению общественной безопасности,
милиция общественной безопасности призвана
поддерживать установленный правом порядок
отношений между людьми при их нахождении
в различных местах; предотвращать или
же снижать угрозу жизни, здоровью и имуществу
граждан, например, создаваемой каким-то
источником повышенной опасности (оружие,
автомототранспорт) либо возникшей в результате
каких-то чрезвычайных событий (катастрофы,
наводнения, крупные пожары, стихийные
бедствия, аварии с тяжкими последствиями.
В соответствии с Законом о милиции она
подразделяется на криминальную милицию
и милицию общественной безопасности
(местную милицию).
Отметим основные отличия криминальной
милиции от местной.
Основными задачами криминальной милиции
являются предупреждение, пресечение
и раскрытие преступлений, по которым
предварительное следствие обязательно
(т.е. наиболее опасных преступлений); организация
и осуществление розыска лиц, скрывшихся
от органов дознания, следствия и суда.
Для решения указанных задач в
составе криминальной милиции созданы
и функционируют оперативно-розыскные
подразделения: подразделения уголовного
розыска и подразделения по борьбе с преступлениями
в сфере экономики; экспертно-криминалистические
подразделения. В состав криминальной
милиции входят также специализированные
подразделения по борьбе с организованной
преступностью: Главное управление по
борьбе с организованной преступностью
(ГУОП) - в составе МВД Российской Федерации
и Региональные управления по борьбе с
организованной преступностью (РУОП) -
в соответствующих регионах Российской
Федерации. Одно РУОП обслуживает территорию,
на которой располагается несколько республик,
краев, областей - субъектов Российской
Федерации. " Отряды милиции особого
назначения создаются в республиканском,
краевом, областном центре, крупном городе
со сложной оперативной обстановкой. Компетенция
этих подразделений смешанная, они осуществляют
борьбу с преступлениями как по линии
уголовного розыска, так и по линии БЭП.
В составе криминальной милиции имеются
подразделения по борьбе с незаконным
оборотом наркотиков. Деятельность криминальной
милиции направлена прежде всего на обеспечение
государственных интересов и нуждается
в независимости от влияния местных властей,
закон вывел криминальную милицию из подчинения
местных администраций, сохранив ее подчинение
и подконтрольность только по вертикали
- вышестоящему органу.
В отличие от криминальной милиции милиция
общественной безопасности (местная милиция)
призвана решать следующие основные задачи:
обеспечение личной безопасности граждан;
охрану общественного порядка и обеспечение
общественной безопасности; предупреждение
и пресечение преступлений и административных
правонарушений; раскрытие и расследование
преступлений, по делам о которых производство
предварительного следствия не обязательно;
оказание в пределах компетенции милиции
помощи гражданам, должностным лицам,
предприятиям, учреждениями, организациями,
общественным объединениям.
В составе милиции численность милиции
общественной безопасности (местной милиции)
составляет примерно 60%. В ее состав входят:
дежурные части, подразделения Государственной
автомобильной инспекции с дорожно-патрульной
службой, патрульно-постовой службы, участковые
инспектора милиции, подразделения охраны
объектов по договорам, изоляторы для
временного содержания задержанных и
заключенных под стражу (ИВС), отряды милиции
особого назначения (ОМОН), подразделения
по предупреждению правонарушений несовершеннолетних
(бывшие инспекции по делам несовершеннолетних),
специализированные подразделения дознания,
подразделения паспортно-визовой службы
и другие.
Деятельность милиции общественной безопасности
(местной милиции), если судить по ее задачам,
в большей степени призвана решать вопросы
местного уровня (масштаба), в связи с этим
она подчиняется и подконтрольна не только
вышестоящему органу внутренних дел, но
и местным администрациям, т.е. в данном
случае имеет место двойное подчинение.
Вместе с тем, исходя из требований закона,
местная администрация не вправе вмешиваться
в уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную
деятельность милиции и осуществляемое
ею производство по делам об административных
правонарушениях.
В настоящее время местная администрация
вправе создавать, реорганизовывать и
ликвидировать по согласованию с министерством
внутренних дел Российской Федерации
подразделения милиции, содержащиеся
за счет местного бюджета, увеличивать
в пределах имеющихся средств расходы
на содержание милиции, а также устанавливать
дополнительную штатную численность подразделений
местной милиции является заместителем
начальника органа внутренних дел. Он
утверждается в должности и освобождается
от нее главой местной администрации по
представлению начальника органа внутренних
дел.
Обширные и многосторонние задачи милиции
общественной безопасности требуют того,
чтобы органы милиции общественной безопасности,
ее сотрудники были наделены для выполнения
этих задач соответствующими полномочиями,
включая полномочия по применению мер
государственного принуждения. В правовых
актах, названных выше, полномочия милиции
общественной безопасности определены
и зафиксированы в духе указанного требования.
В конкретном виде, наиболее полно полномочия
милиции общественной безопасности закреплены
в Законе о милиции, к которому отсылают
в этом вопросе многие другие нормативные
акты. Следует объединить многочисленные
и разнообразные обязанности и права милиции
общественной безопасности в группы с
целью более глубокого и правильного их
понимания, изучения. Закон о милиции,
как и другие законодательные акты в правоохранительной
сфере, разработанные и принятые непосредственно
перед принятием Конституции Российской
Федерации и впоследствии, на первое место
среди задач того или иного правоохранительного
органа, и в данном случае милиции общественной
безопасности, выдвигают задачу охраны
прав и законных интересов российских
граждан. Последуем этому правилу и мы
и в первую группу полномочий милиции
общественной безопасности включим лишь
те ее обязанности и права, которые она
исполняет по отношению к гражданам, их
правам и интересам. В таком случае в эту
группу полномочий МОБ войдут:
а) оказание помощи гражданам, пострадавшим
от правонарушений и несчастных случаев,
а также находящимся в беспомощном состоянии,
опасном для их здоровья и жизни;
б) принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимать меры по ним;
в) выдавать в соответствий с законодательством разрешения на приобретение, хранение, ношение и перевозку огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов, а также на открытие и функционирование объектов, где они обращаются, выдавать разрешение на создание негосударственных детективных служб;
г) охранять имущество граждан — на основе договоров, оставшегося без присмотра в чрезвычайных условиях (аварий, стихийных бедствий и т.п.);
д) обеспечивать проведение в жизнь паспортной системы;
е) получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них.
Нетрудно
видеть, что перечисленные полномочия
милиции общественной безопасности в
отношении граждан носят характер помощи,
содействия гражданам в реализации ими
своих прав и интересов, эти полномочия
милиции общественной безопасности непосредственно
не связаны с применением в отношении
граждан мер административного принуждения.
В следующую группу полномочий милиции
общественной безопасности включим те
ее права и обязанности, которые имеют
целью охранить тех же граждан, общество,
государство от правонарушений, применяя
для этого широкий круг мер предупредительного
и пресекательного характера.
Здесь также будем исходить от принятой
классификации мер административного
принуждения на пять видов и групп: меры
государственной неоходимости, меры контрольно-предупредительные,
меры административного пресечения, административно-
Первая из названных группа мер административного
принуждения в виде, например, реквизиции
имущества граждан - мера необходимая,
применяемая при отсутствии со стороны
собственника правонарушений, проводится
по решению центральных государственных
органов, исполняется же органами.
В группу контрольно - принудительных
мер Закон о милиции включил большую группу
мер, применяемых в отношении граждан,
должностных лиц и организаций, цель -
предупредить возможное правонарушение.
К ним относятся:
а) обеспечивать правопорядок на улицах,
площадях, в парках, на транспортных магистралях,
вокзалах, в аэропортах и других общественных
местах;
б) регулировать дорожное движение с целью
обеспечения безопасности, производить
регистрацию и учет автотранспортных
средств, а также выдачу удостоверений
на право управления автотранспортными
средствами;
в) контролировать соблюдение лицами,
освобожденными из мест лишения свободы,
установленных для них в соответствии
с законом ограничений, а также лицами,
условно осужденными к лишению свободы
с обязательным привлечением к труду и
условно-освобожденными из мест лишения
свободы с обязательным привлечением
к труду, а также осужденными к лишению
свободы, в отношении которых исполнение
приговора отсрочено;
г) осуществлять привод лиц, уклоняющихся
от явки по вызову правоохранительных
органов, а также привод в учреждения здравоохранения
по их представлениям, санкционированным
прокурором, уклоняющихся от явки по вызову
лиц, которые страдают заразными болезнями;
д) проверять у граждан и должностных
лиц документы, удостоверяющие личность,
если имеются достаточные основания подозревать
их в правонарушении;
е) вызывать граждан и должностных лиц
по делам и материалам, находящимся в производстве
милиции общественной безопасности;
ж) вносить в соответствии с Законом в
государственные органы, на предприятия,
в учреждения, организации и общественные
объединения обязательные для рассмотрения
представления и предложения об устранении
обстоятельств, способствующих совершению
правонарушений;
з) проводить регистрацию, фотографирование,
звукозапись, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование
лиц, заключенных под стражу, задержанных
по подозрению в совершении преступления,
подвергнутых административному аресту,
а также лиц, подозреваемых в совершении
административного правонарушения при
невозможности установления их личности;
к) входить беспрепятственно в жилые и
иные помещения граждан, на принадлежащие
им земельные участки, на территорию и
в помещения, занимаемые предприятиями,
учреждениями, организациями и осматривать
их при преследовании лиц, подозреваемых
в совершении преступления, либо при наличии
достаточных данных полагать, что там
совершено или совершается преступление,
произошел несчастный случай, а также
для обеспечения личной безопасности
граждан и общественной безопасности
при стихийных бедствиях, катастрофах,
авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых
беспорядках;
л) производить
досмотр ручной клади и багажа пассажиров
гражданских воздушных судов, а при необходимости
и личный досмотр пассажира,
м) осматривать места хранения и использования
огнестрельного оружия, боеприпасов к
нему и взрывчатых материалов, а также
объектов, где они обращаются,
Законом о милиции закреплены контрольно-предупредительные
меры административно-технического характера
- ограничение или запреты движения транспорта
и пешеходов, запрещение эксплуатации
транспортных средств при наличии достаточных
оснований, указанных в законе, оцепление
(блокирование) участков местности и т.п.
меры (ст. II Закона о милиции, пп. 20,22,23).
Все перечисленные контрольно-предупредительные
меры со стороны милиции общественной
безопасности применяются в целях предупреждения
правонарушений, при наличии предположений
и возможностей их совершения, но пока
еще при отсутствии, или точнее - необнаружении
правонарушения. Применяются они, как
видим, в отношении граждан, должностных
лиц и организаций.
Следующая
группа мер административно-правового
характера, применяемых милицией - меры
административного пресечения.
Она включает тоже значительный ряд конкретных
мер, общей и единственной целью которых
является пресечение правонарушения —
обнаруженного, совершающегося, что называется,
на глазах, в данный момент.
Закон о милиции и другие законодательные
акты содержат следующие меры административного
пресечения, которые вправе применять
милиция:
а) привод в милицию лиц, с последующим
составлением протокола об административном
правонарушении (Закон о милиции, ст. 11
п. 5);
б) административное задержание лица,
совершающего правонарушение. Данная
мера из всех мер административного пресечения
наиболее часто применяемая, при различных
видах правонарушений, предусмотрена
Законом о милиции общественной безопасности,
в КоАП РФ. Различаются несколько видов
административного задержания лиц, по
продолжительности, а также в зависимости
от того, в отношении каких лиц эта мера
применяется: задержание до 3 часов для
составления протокола о выяснении личности
(ст. 11 п. 5 Закона о милиции общественной
безопасности, ст. 242 КоАП); задержание
лиц, совершивших мелкое хулиганство,
нарушивших порядок организации и проведения
собраний, митингов, уличных шествий и
демонстраций, ряда других нарушителей,
указанных в ст. 242 КоАП, до рассмотрения
дела, но не свыше суток (ст.ст. 242, 257 КоАП);
задерживать и доставлять в специальные
учреждения лиц, уклоняющихся от прохождения
назначенных им в установленном порядке
принудительных мер медицинского и воспитательного
характера (ст. 11 п. 9 Закона о милиции);
задерживать и содержать в милиции лиц,
уклоняющихся от исполнения уголовного
наказания и административного ареста
для последующей передачи их соответствующим
органам и учреждениям (ст. II п. 8 Закона
о милиции); задерживать и содержать под
стражей в соответствии с законом лиц,
подозреваемых в совершении преступления
продолжительностью не более 48 часов (ст.
22 Конституции РФ, ст. II п. 7 Закона о милиции),
по Указу Президента РФ от 14 июня 1994 г.
по отношению к лицам, подозреваемым в
бандитизме и совершении иных тяжких преступлениях,
совершаемых организованными преступными
группами, задержание может быть применено
на срок до 30 суток.