Политические партии и выборы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:10, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной мною темы исследования определяется еще и тем, что после прекращения господства КПСС на российской политической сцене стали появляться множество партий и объединений, которые претен-дуют на участие в осуществлении власти.
В работе сосредоточено внимание на исследовании проблем, характеризующих разностороннюю деятельность партий, и поставлены следующие задачи:
- проследить исторический процесс от возникновения общественных объединений в древнем обществе до возникновения современных полити-ческих партий со своей устоявшейся структурой;

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………...3
2.Структура и место политических партий в политическом процессе.
2.1 Формирование политических партий и их функции……………………….4
2.2 Институционализация политических партий……………………………….8
2.3 Типология политических партий…………………………………………...10
3.Избирательный процесс.
3.1 Сущность и назначение выборов…………………………………………...13
3.2 Избирательная система. Избирательный процесс…………………………15
3.3 Опыт смешанных выборов в российских регионах……………………….18
4.Политические партии и выборы на современном этапе.
4.1 Коалиционная политика российских партий………………………………22
4.2 Электоральные предпочтения жителей Тульской области……………….25
5.Заключение………………………………………………………………………..28

Список литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

Политические партии и выборы.doc

— 210.00 Кб (Скачать документ)

           С точки зрения регулирования процесса создания партий, страны можно разделить на три группы:      

-         страны, в которых порядок образования партий вообще не урегулирован правом. Их организация трактуется как частное дело граждан и осущест-вляется на основе свободы объединений. В современных условиях госу-дарств, следующих либеральным традициям прошлого века, становится все меньше. Сегодня к ним можно отнести лишь такие страны, как Великобри-тания и Новая Зеландия;

-         страны, законодательство которых не требует формальной регистрации партий в каком-либо государственном органе. Организация приобретает статус партии лишь после предоставления в компетентные органы строго определенных документов ( программы, устава, сведений о правлении ). К таким государствам можно отнести ФРГ, Австрию и др.                                                                                                

-         страны, в правовых актах которых предусмотрена обязательная регистра-ция политических партий. Полномочиями регистрации политических пар-тий здесь наделяются различные государственные органы – Министерство внутренних дел (Испания -сударственные секретари штатов ( штат Миссу-ри  в США ).                                              

           Во многих странах партии регистрируются органами, создаваемыми для проведения выборов ( Индия, Мексика, Швеция ). В ряде стран регистрация по-литических партий возложена на судебные органы – на представителей Верхов-ного суда ( Португалия ), на высший избирательный суд ( Бразилия ).

            Институционализация  деятельности политических партий охватывает также вопросы финансирования их работы. К ним относятся, в частности, регу-лирование порядка финансирования политических партий, их расходов на вы-борах, контроля за финансовой деятельностью.

 

 

2.3 Типология политических партий.

 

           Важную роль в исследовании политических партий играет их классифи-кация. Зарубежные и отечественные политологи используют различные крите-рии типологии партий.

       Важнейшими из них являются организационные струк­туры и членство. В соответствии с ними различаются партии массовые и кадровые. Рекрутируя свою социальную базу в основном из низших слоев населения, мас­совые пар-тии приняли характер социальных движений, ориентиро­ванных на рабочих, крестьян и разнородные религиозные группы.

       Существуют партии, организационно оформленные, члены которых по-лучают партийные билеты и платят членские взносы, и партии, организационно неоформленные, которые характеризуются отсутст­вием официального членст-ва. Наиболее типичными примера­ми первых являются коммунистические пар-тии, а вторых - респуб­ликанская и демократическая партии США, консерватив-ная партия Великобритании. Различаются также партии с прямым и косвенным членством. В первом случае принимается кандидат в индивидуаль­ном порядке, а во втором - тот или иной человек становится членом определенной партии просто в силу того, что входит в какую-либо организацию, которая связана с этой партией.

        Типология партийных систем проводится также по числу су­ществующих в той или иной стране партий. По этому принципу раз­личаются однопартийная, двухпартийная и многопартийная системы.

         В утверждении той или иной партийной системы немаловажную роль играют исторические, национально-культурные и иные факто­ры. Немаловаж-ное значение имеет и тип утвердившейся в данной стране политической систе-мы. Для двухпартийной и многопартийной систем характерно прежде всего существование политического соперничества.

            В зависимости от идеологического облика партии делят на:                                   -      идейно-политические (их деятельность базируется на более или менее чет-   

       ко оформленной идеологии);     

-         прагматические ( избирательные ), которые используют те или иные идеи, лозунги, которые наиболее привлекательны и актуальны в период выборов;

-         харизматическо-вождистские, объединяющие своих членов не столько вок-руг какой-то определенной идеи, сколько вокруг очень популярной личнос-ти вождя.

            Рассматривая основные акценты в политике, выделяют следующие типы партий:

-         представительные, которые выражают взгляды своих последователей, с    изменением которых меняется и политика партии; 

-         мобилизующие, которые нацелены на изменение сознания населения, особый упор делают на пропаганде, препятствуя контрпропаганде;

-         соревновательные партии, которые действуют в рамках плюралистической системы или  же борясь за нее;

-         монопольные партии, осуществляющие в политической системе высшую власть, исключая любую другую партию;

-         патронажные партии, деятельность которых направлена на обеспечение предоставляемых политической властью преимуществ для лидера, его штаба и сторонников;

-         сословные партии, нацеленные прежде всего на защиту интересов отдель-ных социальных групп;

-         идеологические партии, ориентированные прежде всего на реализацию не-ких абстрактных принципов, обозначенных в их программах.

           По отношению к социальной действительности партии различаются на:

-         консервативные;

-         реформистские;

-         революционные.

            По политическому спектру политические партии классифициуют сле-дующим образом:

-         правые – политические партии, у которых приоритетом является частная собственность, индивидуальная свобода и социальное неравенство (либеральные демократы, консерват. демократы – СПС, «Яблоко»);             

-         левые – политические партии, рассматривающие коллективную собствен-ность, социальное равенство – КПРФ;

-         центристские – политические партии, являющиеся сторонниками смешан-ной экономики, социально ориентированного рынка, социальной справед-ливости.             

           Необходимо отметить, что в целом типология политических партий достаточно условна. В конкретной политической действительности партия мо-жет иметь характерные черты разных типов партий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Избирательный процесс

 

3.1 Сущность и назначение выборов

 

           В современном цивилизованном обществе выборы являются одним из  ведущих институтов демократии. В различных политологических учениях из-бирательный процесс представляется как своеобразный рынок. Претенденты на занятие определенных должностей и мест (продавцы) предлагают избирателям (покупателям) свои программы с определенными обещаниями в обмен на властные полномочия, получаемые от избирателей. Перечень различного рода должностей и постов, замещаемых в демократических странах через процедуру выборов, охватывает уровень государственной власти от центрального до мест-ного самоуправления.

Выделяют множество функций  выборов в демократических системах:

-         выборы являются главной формой проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. С помощью выборов обеспечи-вается участие граждан в формировании представительных, законодатель-ных, исполнительных и судебных органов власти;

-         выборы – это один из важнейших институтов легитимизации существую-щей  политической системы и политического режима. Факт участия граж-дан в выборах обычно означает принятие ими данного типа политической системы, правил формирования органов власти независимо от отношения населения к конкретным должностным лицам, правительству и правящим партиям;

-         выборы основывают интеграцию разнообразных мнений и формирование общей политической воли. Выражение этой воли обеспечивает политичес-кой элите, правительству авторитет и поддержку и создает таким образом условия для их эффективной работы;

-         выборы служат также важнейшим каналом представления в органах власти  интересов различных социальных групп;

-         выборы – это способ смены политических элит, передача власти от одних людей к другим мирным демократическим путем через волеизъявление народа;

-         выборы в демократическом обществе служат одной из эффективнейших форм контроля за институтами власти. Институт выборов позволяет избирателям  регулярно изменять состав органов власти, корректировать политический курс;

-         в процессе выборов происходит политическая социализация населения, развитие его политического сознания и политического участия. В этот пе-риод граждане особенно интенсивно усваивают политические ценности и нормы, приобретают политические навыки и опыт;

-         выборы способствуют изменению и развитию общества, поскольку они дают  возможность различным политическим силам представить собствен-ное видение общественных проблем и выдвинуть программы их реформи-рования.     

            Для того, чтобы выборы выполнили свое социальное  назначение, они должны опираться на основополагающие принципы избирательного права. Вы-деляют несколько основных демократических принципов избирательного пра-ва:

-         всеобщность. Все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, классовой и профессиональной принадлежности, языка, уровня доходов, конфессии, политических убеждений имеют право избирать и быть избран-ными в органы власти. Всеобщность ограничивается определенным набо-ром цензов: возрастного, морального (ограничивает или лишает избира-тельных прав лиц, находящихся по приговору суда в местах лишения сво-боды), ценза недееспособности (ограничивает избирательные права психи-чески больным, факт недееспособности  должен быть подтвержден судеб-ным решением);

-         равенство. Каждый избиратель имеет одинаковое количество голосов,       которое оценивается одинаково, независимо от их принадлежности тому или  иному человеку;

-         тайна выборов. Решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно.

-         прямое (непосредственное) голосование. Избиратель принимает решение непосредственно о конкретном кандидате на выборную должность. 

        Наряду с принципами избирательного права политическая практика   выработала принципы организации демократических выборов:                                 

-         свобода выборов, предполагающая отсутствие политического, администра-тивного, социально-экономического, психологического и информационно-го давления на избирателей;

-         наличие выбора, альтернативных кандидатов;

-         состязательность, конкурентность выборов;

-         периодичность и регулярность выборов;

-         равенство возможностей политических партий и кандидатов.   

        Выборы носят демократический характер в условиях их системной обес-печенности, т.е. действия всех принципов. В противном случае выборы могут быть использованы с прямо противоположными антидемократическими целями.

 

3.2 Избирательная система. Избирательный процесс.

 

       Главным регулятором выборов является избирательная система. Избира-тельная система – это совокупность правил, приемов и процессов, обеспечива-ющих и регулирующих легитимное формирование органов политической власти.

        Результаты выборов, определяющие победителей и побежденных, во многом зависят от типа избирательной системы. Существуют два основных ти-па: мажоритарная и пропорциональная.

        При мажоритар­ной системе от каждого избирательного округа избирается один де­путат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. При такой системе, если по одному и тому же округу баллотируются не два, а несколько кандидатов, победу мо­жет одержать и тот, кто набрал менее 50% голосов.                         

        При мажоритарной системе большинство, полученное победив­шей сто-роной, может быть двух видов - абсолютное и относительное. В первом случае победителем считается кандидат, завоевавший 50% + 1 голос всех участвовав-ших в голосовании избирателей. В том случае, если ни один кандидат не полу-чает требуемое число голосов, назначается второй тур выборов, в котором принимают участие два кандидата, завоевавшие наибольшее число голосов в первом туре. Во втором туре победителем выходит уже кандидат, набравший от­носительное большинство голосов.

        Многие континентально европейские страны практикуют пропорцио-нальную систему, в соответствии с которой от каждого округа избираются нес-колько кандидатов, число которых распределяется пропорционально количест- ву завоеванных партиями голосов. Здесь избирательные округа создаются дос-                                                                              таточно крупные. Пропорциональная система представительства склонна пре-доставлять сравнительно мелким партиям место в законодательном собрании.

        В ряде стран действуют смешанные избирательные системы, т.е. систе-мы, которые, по замыслам законодателей, должны вобрать в себя положитель-ные характеристики и мажоритарной, и пропорциональной избирательной сис-темы.

Информация о работе Политические партии и выборы