Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:10, курсовая работа
Актуальность выбранной мною темы исследования определяется еще и тем, что после прекращения господства КПСС на российской политической сцене стали появляться множество партий и объединений, которые претен-дуют на участие в осуществлении власти.
В работе сосредоточено внимание на исследовании проблем, характеризующих разностороннюю деятельность партий, и поставлены следующие задачи:
- проследить исторический процесс от возникновения общественных объединений в древнем обществе до возникновения современных полити-ческих партий со своей устоявшейся структурой;
1.Введение…………………………………………………………………………...3
2.Структура и место политических партий в политическом процессе.
2.1 Формирование политических партий и их функции……………………….4
2.2 Институционализация политических партий……………………………….8
2.3 Типология политических партий…………………………………………...10
3.Избирательный процесс.
3.1 Сущность и назначение выборов…………………………………………...13
3.2 Избирательная система. Избирательный процесс…………………………15
3.3 Опыт смешанных выборов в российских регионах……………………….18
4.Политические партии и выборы на современном этапе.
4.1 Коалиционная политика российских партий………………………………22
4.2 Электоральные предпочтения жителей Тульской области……………….25
5.Заключение………………………………………………………………………..28
Список литературы………………………
С точки зрения регулирования процесса создания партий, страны можно разделить на три группы:
- страны, в которых порядок образования партий вообще не урегулирован правом. Их организация трактуется как частное дело граждан и осущест-вляется на основе свободы объединений. В современных условиях госу-дарств, следующих либеральным традициям прошлого века, становится все меньше. Сегодня к ним можно отнести лишь такие страны, как Великобри-тания и Новая Зеландия;
- страны, законодательство которых не требует формальной регистрации партий в каком-либо государственном органе. Организация приобретает статус партии лишь после предоставления в компетентные органы строго определенных документов ( программы, устава, сведений о правлении ). К таким государствам можно отнести ФРГ, Австрию и др.
- страны, в правовых актах которых предусмотрена обязательная регистра-ция политических партий. Полномочиями регистрации политических пар-тий здесь наделяются различные государственные органы – Министерство внутренних дел (Испания -сударственные секретари штатов ( штат Миссу-ри в США ).
Во многих странах партии регистрируются органами, создаваемыми для проведения выборов ( Индия, Мексика, Швеция ). В ряде стран регистрация по-литических партий возложена на судебные органы – на представителей Верхов-ного суда ( Португалия ), на высший избирательный суд ( Бразилия ).
Институционализация деятельности политических партий охватывает также вопросы финансирования их работы. К ним относятся, в частности, регу-лирование порядка финансирования политических партий, их расходов на вы-борах, контроля за финансовой деятельностью.
2.3 Типология политических партий.
Важную роль в исследовании политических партий играет их классифи-кация. Зарубежные и отечественные политологи используют различные крите-рии типологии партий.
Важнейшими из них являются организационные структуры и членство. В соответствии с ними различаются партии массовые и кадровые. Рекрутируя свою социальную базу в основном из низших слоев населения, массовые пар-тии приняли характер социальных движений, ориентированных на рабочих, крестьян и разнородные религиозные группы.
Существуют партии, организационно оформленные, члены которых по-лучают партийные билеты и платят членские взносы, и партии, организационно неоформленные, которые характеризуются отсутствием официального членст-ва. Наиболее типичными примерами первых являются коммунистические пар-тии, а вторых - республиканская и демократическая партии США, консерватив-ная партия Великобритании. Различаются также партии с прямым и косвенным членством. В первом случае принимается кандидат в индивидуальном порядке, а во втором - тот или иной человек становится членом определенной партии просто в силу того, что входит в какую-либо организацию, которая связана с этой партией.
Типология партийных систем проводится также по числу существующих в той или иной стране партий. По этому принципу различаются однопартийная, двухпартийная и многопартийная системы.
В утверждении той или иной партийной системы немаловажную роль играют исторические, национально-культурные и иные факторы. Немаловаж-ное значение имеет и тип утвердившейся в данной стране политической систе-мы. Для двухпартийной и многопартийной систем характерно прежде всего существование политического соперничества.
В зависимости от идеологического облика партии делят на:
ко оформленной идеологии);
- прагматические ( избирательные ), которые используют те или иные идеи, лозунги, которые наиболее привлекательны и актуальны в период выборов;
- харизматическо-вождистские, объединяющие своих членов не столько вок-руг какой-то определенной идеи, сколько вокруг очень популярной личнос-ти вождя.
Рассматривая основные акценты в политике, выделяют следующие типы партий:
- представительные, которые выражают взгляды своих последователей, с изменением которых меняется и политика партии;
- мобилизующие, которые нацелены на изменение сознания населения, особый упор делают на пропаганде, препятствуя контрпропаганде;
- соревновательные партии, которые действуют в рамках плюралистической системы или же борясь за нее;
- монопольные партии, осуществляющие в политической системе высшую власть, исключая любую другую партию;
- патронажные партии, деятельность которых направлена на обеспечение предоставляемых политической властью преимуществ для лидера, его штаба и сторонников;
- сословные партии, нацеленные прежде всего на защиту интересов отдель-ных социальных групп;
- идеологические партии, ориентированные прежде всего на реализацию не-ких абстрактных принципов, обозначенных в их программах.
По отношению к социальной действительности партии различаются на:
- консервативные;
- реформистские;
- революционные.
По политическому спектру политические партии классифициуют сле-дующим образом:
- правые – политические партии, у которых приоритетом является частная собственность, индивидуальная свобода и социальное неравенство (либеральные демократы, консерват. демократы – СПС, «Яблоко»);
- левые – политические партии, рассматривающие коллективную собствен-ность, социальное равенство – КПРФ;
- центристские – политические партии, являющиеся сторонниками смешан-ной экономики, социально ориентированного рынка, социальной справед-ливости.
Необходимо отметить, что в целом типология политических партий достаточно условна. В конкретной политической действительности партия мо-жет иметь характерные черты разных типов партий.
3.Избирательный процесс
Выделяют множество функций выборов в демократических системах:
- выборы являются главной формой проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. С помощью выборов обеспечи-вается участие граждан в формировании представительных, законодатель-ных, исполнительных и судебных органов власти;
- выборы – это один из важнейших институтов легитимизации существую-щей политической системы и политического режима. Факт участия граж-дан в выборах обычно означает принятие ими данного типа политической системы, правил формирования органов власти независимо от отношения населения к конкретным должностным лицам, правительству и правящим партиям;
- выборы основывают интеграцию разнообразных мнений и формирование общей политической воли. Выражение этой воли обеспечивает политичес-кой элите, правительству авторитет и поддержку и создает таким образом условия для их эффективной работы;
- выборы служат также важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных социальных групп;
- выборы – это способ смены политических элит, передача власти от одних людей к другим мирным демократическим путем через волеизъявление народа;
- выборы в демократическом обществе служат одной из эффективнейших форм контроля за институтами власти. Институт выборов позволяет избирателям регулярно изменять состав органов власти, корректировать политический курс;
- в процессе выборов происходит политическая социализация населения, развитие его политического сознания и политического участия. В этот пе-риод граждане особенно интенсивно усваивают политические ценности и нормы, приобретают политические навыки и опыт;
- выборы способствуют изменению и развитию общества, поскольку они дают возможность различным политическим силам представить собствен-ное видение общественных проблем и выдвинуть программы их реформи-рования.
Для того, чтобы выборы выполнили свое социальное назначение, они должны опираться на основополагающие принципы избирательного права. Вы-деляют несколько основных демократических принципов избирательного пра-ва:
- всеобщность. Все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, классовой и профессиональной принадлежности, языка, уровня доходов, конфессии, политических убеждений имеют право избирать и быть избран-ными в органы власти. Всеобщность ограничивается определенным набо-ром цензов: возрастного, морального (ограничивает или лишает избира-тельных прав лиц, находящихся по приговору суда в местах лишения сво-боды), ценза недееспособности (ограничивает избирательные права психи-чески больным, факт недееспособности должен быть подтвержден судеб-ным решением);
- равенство. Каждый избиратель имеет одинаковое количество голосов, которое оценивается одинаково, независимо от их принадлежности тому или иному человеку;
- тайна выборов. Решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно.
- прямое (непосредственное) голосование. Избиратель принимает решение непосредственно о конкретном кандидате на выборную должность.
Наряду с принципами избирательного права политическая практика выработала принципы организации демократических выборов:
- свобода выборов, предполагающая отсутствие политического, администра-тивного, социально-экономического, психологического и информационно-го давления на избирателей;
- наличие выбора, альтернативных кандидатов;
- состязательность, конкурентность выборов;
- периодичность и регулярность выборов;
- равенство возможностей политических партий и кандидатов.
Выборы носят демократический характер в условиях их системной обес-печенности, т.е. действия всех принципов. В противном случае выборы могут быть использованы с прямо противоположными антидемократическими целями.
3.2 Избирательная система. Избирательный процесс.
Главным регулятором выборов является избирательная система. Избира-тельная система – это совокупность правил, приемов и процессов, обеспечива-ющих и регулирующих легитимное формирование органов политической власти.
Результаты выборов, определяющие победителей и побежденных, во многом зависят от типа избирательной системы. Существуют два основных ти-па: мажоритарная и пропорциональная.
При мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. При такой системе, если по одному и тому же округу баллотируются не два, а несколько кандидатов, победу может одержать и тот, кто набрал менее 50% голосов.
При мажоритарной системе большинство, полученное победившей сто-роной, может быть двух видов - абсолютное и относительное. В первом случае победителем считается кандидат, завоевавший 50% + 1 голос всех участвовав-ших в голосовании избирателей. В том случае, если ни один кандидат не полу-чает требуемое число голосов, назначается второй тур выборов, в котором принимают участие два кандидата, завоевавшие наибольшее число голосов в первом туре. Во втором туре победителем выходит уже кандидат, набравший относительное большинство голосов.
Многие континентально европейские страны практикуют пропорцио-нальную систему, в соответствии с которой от каждого округа избираются нес-колько кандидатов, число которых распределяется пропорционально количест- ву завоеванных партиями голосов. Здесь избирательные округа создаются дос-
В ряде стран действуют смешанные избирательные системы, т.е. систе-мы, которые, по замыслам законодателей, должны вобрать в себя положитель-ные характеристики и мажоритарной, и пропорциональной избирательной сис-темы.