Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:10, курсовая работа
Актуальность выбранной мною темы исследования определяется еще и тем, что после прекращения господства КПСС на российской политической сцене стали появляться множество партий и объединений, которые претен-дуют на участие в осуществлении власти.
В работе сосредоточено внимание на исследовании проблем, характеризующих разностороннюю деятельность партий, и поставлены следующие задачи:
- проследить исторический процесс от возникновения общественных объединений в древнем обществе до возникновения современных полити-ческих партий со своей устоявшейся структурой;
1.Введение…………………………………………………………………………...3
2.Структура и место политических партий в политическом процессе.
2.1 Формирование политических партий и их функции……………………….4
2.2 Институционализация политических партий……………………………….8
2.3 Типология политических партий…………………………………………...10
3.Избирательный процесс.
3.1 Сущность и назначение выборов…………………………………………...13
3.2 Избирательная система. Избирательный процесс…………………………15
3.3 Опыт смешанных выборов в российских регионах……………………….18
4.Политические партии и выборы на современном этапе.
4.1 Коалиционная политика российских партий………………………………22
4.2 Электоральные предпочтения жителей Тульской области……………….25
5.Заключение………………………………………………………………………..28
Список литературы………………………
Примечания:
«-» - партии, блока, движения не существовало в тот момент;
«*» - партия, блок, движение не преодолели 5%-й барьер.
Из таблицы видно, что в Тульской области с 1993 по 1999 г. лидерство перешло от националистов (ЛДПР) к коммунистам (КПРФ). В 1999 г. создает-ся специфическая ситуация, когда, по мнению экспертов, в Тульской области намечается тенденция к её отмежеванию от регионов «красного пояса».
На предпочтения электората оказывает влияние социально-экономичес-кая ситуация в регионе, его половозрастной состав, поэтому партиям в своей работе необходимо учитывать и это.
5.Заключение
Один из главных выводов, к которому приводит анализ жизни современ-ных российских политических партий, состоит в том, что Россия переживает переходный период, главное содержание которого состоит в преобразовании политической системы со всеми ее институтами, структурами и отношениями в совершенно новую политическую систему независимо от того, как ее называть - демократической, квазидемократической, авторитарной, президентской и т.д.
Очевидно, что и партийная система, которая на наших глазах формирует-ся, не может не носить переходный характер. Однако наше общество, пережи-вающее переходный период, лишено некоего скрепляющего его воедино стерж-ня или организационного начала. Сейчас преждевременно говорить о сколько-нибудь обозначившемся структурировании интересов различных обществен-ных сил. О реальном представительстве реальных социальных сил и интересов в политической системе можно говорить лишь тогда, когда по крайней мере оформятся и утвердятся более или менее прочные основания их жизнеустройст-ва.
Гарантом стабильности общества и политической системы является существование широко институционализировавшейся прослойки средних слоев или среднего класса, который, в свою очередь, служит в качестве социальной опоры умеренного, центристского политического курса, равноудаленного от крайних полюсов политического спектра. Центризм в политике обеспечивает возможный в данных конкретных условиях оптимальный баланс общественных интересов, проведение такого курса, который в идеале призван реализовать некую среднюю линию между экономической эффективностью и социальной справедливостью, экономической свободой и социальным равенством.
В настоящее время в стране, по сути дела, отсутствует единая система политической коммуникации, сам политический процесс протекает как бы при отсутствии интеграции и взаимопонимания между его участниками. Нет необходимого консенсуса относительно общих целей и средств их достижения, общепринятых правил политической игры и т.д. Ожесточенные политические дискуссии соответствующим образом не связаны с процессом принятия политических решений.
В России в лучшем случае только начинается формирование инфраструктуры гражданского общества, которое одно и способно обеспечить условия для формирования и институционализации реально заинтересованных групп и, соответственно, организаций, клубов, объединений, партий, способных представлять их интересы в структурах власти. Ведь мировой опыт показывает, что уровень развития демократии самым непосредственным образом зависит от того, насколько институционализировался политический плюрализм, который проявляется и выражается прежде всего в политических партиях. Но зрелость и жизнеспособность политического плюрализма, включая партийную систему, определяются тем, в какой степени в обществе сформировались, институционализировались и заявили о себе разнообразные центры и источники власти и влияния. Как раз с этой точки зрения определяющее значение имеет соответствующая инфраструктура, призванная обеспечить условия для кристаллизации групповых интересов и оформления соответствующих негосударственных организаций, объединений, союзов.
Переход на рельсы демократического развития, развитие рыночных отношений, трансформируя социальную структуру общества, усиливая процессы социальной дифференциации, создают основу для воплощения в жизнь ценностей и принципов политического плюрализма. Это находит отражение в возникновении широкого спектра самых разнообразных новых общественно-политических движений, организаций и объединений.
Таким образом, решение задачи по укреплению российского государст-ва может быть под силу только высоко организованной, созидательно-ориенти-рованной, пользующейся доверием народа власти, причем не только исполни-тельной, но и законодательной.
Список литературы.
1.Гельман В. Институциональный дизайн: «создавая правила игры» // Первый
электоральный цикл в России 1993-1996 гг. М.,2000
2.Глубоцкий А.Ю., Кынев А.В. Опыт смешанных выборов а российских регио-
нах // Социум и власть.2003.№3
3.Динес В., Николаев А. От «Единства» к «Единой России»: эволюция
идеологических установок. // Власть. 2002.№5
4.Дорожин Ю. Лидеральные партии современной России: новые тенденции и
старые проблемы // Власть.2002.№6
5.Дюверже М. Политические партии – М.: Академ. проект,2000.
6.Карапетян Л. Политические партии и интересы народа // Свободная
мысль.2001.№3
7.Конституция Российской Федерации. – М.: Известия,1993. – 59 с.
8.Макаркин А. Накануне парламентских выборов // Свободная мысль.2003.№3
9.Малов Ю. Построить партию в России…// Свободная мысль. 2000.№1
10.Мухаев. Политология. – М.,1999
11.Панкин Б. Партии: остаются или уходят? // Российская газета. 2001.3 марта.
12.Политические партии России: история и современность – М.,2000
13.Политология. Курс лекций под редакцией Батаниной. – Тула,2002
14.Современное российское общество: социологический анализ. Сб. научных
работ / ТулГУ – Тула,2002
15.Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001. №95-ФЗ
16.Щербак А.Н. Коалиционная политика российских партий // Полис.2002.№1
30