На могиле Муромцева его товарищ по партии и
по тюрьме Ф. Ф. Кокошин произнёс любимое
изречение самого Муромцева: «Сторож,
близок ли рассвет?» — «Ещё темно, но утро
близко». «С. А. скончался скоропостижно,
во время сна, 4 октября 1910 г. До нового
рассвета он не дожил. Но он завещал нам
свои надежды и самого себя, как воспоминание,
как символ, как знамя», — писал П. Н. Милюков.
2.2.История создания
основного закона.
В условиях первой русской
революции либеральное движение
постаралось выработать варианты будущей российской конституции. Один из проектов
принадлежал Союзу Освобождения. В его
разработке приняли участие крупнейшие
петербургские и московские юристы Н.Ф.
Анненский, В.М. Гессен, И.В. Гессен, П.И.
Новгородцев, Ф.Ф. Кокошкин, С.А. Котляревский.
Критики отмечали, однако, что этот проект
имел ряд недостатков: он страдал очевидным
смешением демократических лозунгов и
четких юридических формул, не содержал
решения или регламентации ряда важнейших
социальных и национальных проблем. Не
разработана была и тактическая сторона:
дается ли конституция монархом или она
является результатом народного волеизъявления
и имеет соответственно договорную природу.
Все это в результате привело к появлению
другого проекта, получившего название
конституции Муромцева, который стал теоретической
основой последующего конституционного
движения в России.
Работа над новым
конституционным проектом велась под
руководством С.А. Муромцева сначала
в Москве, а затем в его доме
в Царицыне. Наиболее активным сотрудником
Муромцева стал представитель молодого (и более радикального) поколения
русских конституционалистов Ф.Ф. Кокошкин,
вышедший из либеральной среды юрист,
общественный деятель и крупнейший эксперт
в области государственного права. Наряду
с ним в работе над проектом принимали
участие такие видные деятели земского
движения, как Н.Н. Щепкин и Н.Н. Львов. В
июле 1905 г. проект Муромцева был принят
земским съездом в принципе и стал затем
предметом обсуждения и развития в либеральной
публицистике.
Содержательный анализ
политической концепции С.А. Муромцева показывает, что он исходил
главным образом из опыта монархического
конституционализма стран Европы, прежде
всего Германии, и стремился по мере возможности
максимально согласовать его с российской
политической традицией. Стремясь обеспечить
эволюционный порядок перехода от абсолютизма
к конституционной монархии, Муромцев,
как и многие другие либералы, считал наиболее
целесообразным введение в России конституционного
строя путем ряда реформ сверху, последовательно
осуществляемых самой монархической властью.
Подобная модель политического развития
позволяла избежать радикальной революционной
ломки государственного строя и осуществить
легитимный переход к новой (конституционно-монархической)
политической системе в рамках существующего
законодательства, его последовательного
преобразования и наполнения новым политическим
содержанием. В теории государственного
права данный тип конституционализма
противопоставлялся революционным конституциям
и получил характерное название октроированных
конституций. В истории стран Европы он
представлен был во Франции Конституционной
Хартией 1814 г., конституциями отдельных
германских государств, принятых в первой
трети XIX в., и особенно полно и последовательно
в сменявших друг друга конституционных
актах Пруссии 1851 г., Северо-Германского
союза, наконец, конституции Германской
империи 1871 г. Среди важнейших источников
конституционных воззрений Муромцева
следует указать также Бельгийскую конституцию
1831 г., а в ряде областей болгарский опыт
конституционализма, представлявший особый
интерес для русских либералов. В качестве
исходного пункта работы над конституцией
Муромцеву служил уже упомянутый проект
Основного государственного закона Российской
империи, составленный в октябре 1904 г.
Союзом Освобождения и напечатанный П.Б.
Струве в марте 1905 г. в парижском журнале
Особождение.
Конституционный проект
С.А. Муромцева был впервые опубликован
6 июля 1905 г. в газете Русские Ведомости
наряду с составленным им же проектом
Избирательного закона под общим
названием К вопросу об организации будущего представительства.
Конституция Муромцева декларировала
неприкосновенность основных политических
прав личности и общества и возможность
их ограничений лишь в соответствии с
законом и согласно процедуре, установленной
законом. Фактически мы имеем здесь полный
кодекс норм правового государства, основной
принцип которого выражается известными
словами Монтескье: свобода для индивида
делать то, что позволяют законы, и обязанность
воздерживаться от того, что законы запрещают.
Предложенная в проекте модель государственного устройства
России представляла собой конституционную
монархию, призванную совместить сильную
исполнительную власть (сконцентрированную
в монархе) и развитое народное представительство.
По мнению умеренных конституционалистов,
эта модель оказывалась идеальной формой,
позволяющей объединить силы либерального
общественного движения и передовых элементов
бюрократии для осуществления политических
и социальных реформ.
Конституционный проект
С.А. Муромцева оказал несомненное
влияние на введенные в России в начале 1906
г. Основные законы, хотя, как отмечали
современники, более на их внешнюю форму
и редакцию, чем на сущность. По справедивому
наблюдению Ф.Ф. Кокошкина, это влияние
могло бы оказаться гораздо сильнее, если
бы конституция была введена еще в 1905 г.,
одновременно с Манифестом 17 октября или
сразу после него. Но акты 20 февраля 1906
г., установившие важнейшие положения
действующего государственного права
и акт 23 апреля 1906 г., принятый в развитие
этих положений, возникли уже в другой
политической обстановке, когда правительство
в условиях спада революции получило возможность
менее считаться с либеральной оппозицией.
2.3.Право и нравственность в
мировоззрении С.А. Муромцева.
Проблема соотношения
права и нравственности является одной из традиционных в истории
философской и политико-правовой мысли,
начиная с Платона и Аристотеля и заканчивая
современными теориями и концепциями.
Наиболее значимая роль в ее осмыслении
принадлежит классикам немецкой философии,
особенно И. Канту, И. Фихте и Г. Гегелю,
на теоретические выводы которых опирались
представители русской философии права1, внесшие значительный вклад в разработку
традиционно важной для русской правовой
культуры и национального правосознания
темы соотношения права и нравственности.
Тема соотношения права и нравственности
была особенно актуальной для отечественной
либеральной политико-правовой мысли
второй половины XIX – начала XX вв. Вопрос
об отношении права и нравственности имел
в русской философско-правовой мысли этого
периода, по образному выражению Б.А. Кистяковского,
«не только теоретическое, но и глубоко
практическое, жизненное значение. И именно
при решении его ученые и мыслители приходят
к наиболее противоположным взглядам»2. Обсуждая вопрос об отношении права
и нравственности, русская философская
и юридическая мысль решала проблему истоков
национального права и даже шире – национального
бытия.
Во второй половине XIX
в. либеральное направление отечественной
политико-правовой мысли становится
одним из ведущих в многоцветной палитре идейно-теоретических
построений этого периода развития российского
общества. Государственно-правовая доктрина
русского либерализма второй половины
XIX в., а также различные аспекты соотношения
права и нравственности особенно ярко
проявились в научных трудах Б.Н. Чичерина,
П.И. Новгородцева, С.А. Муромцева, Г.Ф. Шершеневича,
Н.М. Коркунова и других представителей
отечественной либеральной политико-правовой
мысли этого периода. Во многом именно
благодаря российскому либерализму второй
половины XIX-начала XX вв. становится возможным
формирование отечественного конституционализма
с его требованиями господства права в
социально-политических отношениях, юридического
оформления полномочий и деятельности
государственного аппарата, представительного
правления, соблюдения законности, предоставления
населению гражданских и политических
прав и свобод. Постепенно в трудах представителей
либерального направления отечественной
политико-правовой мысли складывается
идеал русского правового государства,
где институт монархии сохранялся, но
ориентировался на служение не только
дворянству, но и буржуазии, а, в конечном
счете, всему народу. Российские либеральные
государствоведы теоретически обосновывали
создание в стране конституционной монархии,
необходимость широких правовых реформ,
формирование правового государства,
юридического закрепления прав личности.
Либеральный идеал правового государства,
основанный на принципе верховенства
права, был несовместим с радикально-революционными
действиями. Представители либерального
направления отечественной политико-правовой
мысли второй половины XIX-начала XX вв. сыграли
значительную роль в формировании российского
парламентаризма и многопартийности,
принимали непосредственное участие в
деятельности Государственной Думы и
создании либеральных политических партий
в дореволюционной России. Значительный
вклад в разработку проблем соотношения
права и нравственности внес Сергей Андреевич
Муромцев, которому принадлежит историческая
заслуга в деле обоснования социологического
подхода к изучению права в России.
Весной 1880
г. Муромцев представил в правительство
Записку о политическом состоянии
России, написанную с либеральных
позиций. Ее предполагалось опубликовать
в «Вестнике Европы», однако
публикация была запрещена. Либеральная политическая позиция Муромцева
послужила причиной его отставки с должности
проректора Московского университета,
а в 1874 г. и с должности профессора за «политическую
неблагонадежность». В 1890-е гг. Муромцев
занимался адвокатской практикой. В начале
XX столетия Муромцев снова активно включился
в политическую деятельность. Был избран
председателем I Государственной думы.
С июля 1906 г. возобновил преподавательскую
деятельность в должности профессора
Московского университета. В юриспруденции
Муромцев выступил с концепцией права
как живого правопорядка, создаваемого
правотворческой деятельностью судей
и администраторов, практической жизнью
и потребностями самого общества часто
в противовес и вопреки «мертвой» норме,
выраженной в законе. В своей основной
работе «Определение и основное разделение
права» Муромцев писал, что юридические
нормы подкрепляются авторитетом власти,
ее силой. Но сила эта, будучи всегда более
или менее значительной, никогда не бывает
абсолютной. Она действует рядом и совместно
с другими силами, которые также влияют
на образование правового порядка и могут
расходиться с нею в своем направлении.
В данном случае Муромцев констатирует
связанность права с другими социальными
явлениями, которые не только преобразуются
правом, но оказывают на него заметное
воздействие3. Ученый полагал, что во все времена,
кроме всего прочего, право ограничивается,
дополняется и меняется под влиянием нравственных
воззрений и чувства справедливости тех
лиц, которые право применяют. Таким образом,
право Муромцев понимал довольно широко,
включая в него не только нормы положительного
закона, но и судебную практику. С именем
Муромцева связана заметная попытка внести
в теорию правоприменения так называемые
внезаконные критерии – судебную практику,
мнение судьи, общественное правосознание,
справедливость и т. д.4 Муромцев считает, что судья, кроме толкования,
критики и развития положительного права,
уполномочен и к творческому преобразованию
права на самостоятельной почве. «Только
историко-философский анализ закона способен
вложить в него содержание. Дух закона
есть его историческое отношение к интересам
прошедшего, настоящего и будущего; понимать
закон – значит понимать его как момент
исторического развития; применять его
– значит знать историческое соотношение
принципов, преобразующих его содержание,
и содействовать реализации прогрессивных
начал, удерживая излишнее проявление
начал отживающих»5. «Закон, обычай, наука, общественные
воззрения на справедливость и нравственность
– все это авторитеты, которые неминуемо
руководят судьей, но которым он не подчиняется
пассивно. ...И закон, и обычай, и наука регулируют
гражданскую жизнь, но регулируют через
судью, который один есть непосредственный
творец гражданско-правового порядка»6. В противоположность господствующим
правовым реалиям России Муромцев призывает
при разрешении юридических дел опираться
не только на закон, обычай, правовую доктрину,
но и вообще выходить за пределы юридической
сферы. В этой связи он пишет: «Целесообразность
решения, подсказываемого творчеством,
определяется критерием, который опирается
не только на факты права, но в равной степени
на факты экономики, нравственности, религии
и так далее, чтобы оценить эту целесообразность
судья призывает на помощь всю совокупность
своих познаний о человеке и обществе,
руководствуясь всей житейской практикой.
Чем менее юрист приурочивает свое творчество
к специально-юридической сфере, тем более
оно оригинально и плодотворно»7. Новизна социологического подхода Муромцева
к правопониманию состояла в том, что в
его концепции под правом понималась не
совокупность юридических норм, а совокупность
юридических отношений (правовой порядок),
нормы же представлялись как некий атрибут
порядка. Эта новая позиция в российском
правоведении способствовала усвоению
и распространению взгляда на право, который
не отождествлял его с велением носителя
верховной власти в государстве, а рассматривал
право в тесном взаимодействии с духовно-нравственными
ценностями общества, с общественными
воззрениями на справедливость. Думается,
что при всей неоднозначности воззрений
Муромцева на сущность правоприменительного
процесса, он внес заметный вклад в развитие
отечественной юридической науки самой
постановкой ряда актуальных и сегодня
проблем, что содействовало более глубокому
пониманию специфики права, его сущности
и роли в жизни общества. Обобщая опыт
философско-правовой интерпретации соотношения
права и нравственности в воззрениях Муромцева,
важно сказать, что главным в решении этой
проблемы являлось признание органической
взаимосвязи нравственной и правовой
сущности человека и общества. В своих
воззрениях на проблемы соотношения права
и нравственности Муромцев основывался
на признании существования разносторонних
взаимосвязей этих важнейших явлений
общественной жизни. Причем, рассматривая
характер взаимного влияния права и нравственности,
Муромцев исходил из приоритета правовых
и нравственных факторов реформирования
российского общества и государства как
основного условия развития государственно-правовых
институтов в России по пути построения
правового государства. По существу, Муромцев
стремился с позиций государственно-правовой
теории и нравственных принципов обосновать
возможность цивилизованного перехода
России к правовой государственности.
Вместе с тем, вполне очевидно, что сам
российский либерализм представлял собой
далекое от народных чаяний интеллектуальное
течение, не имеющее прочных корней в различных
слоях российского общества. Либералы
создали проект переустройства России,
который, безусловно, отражал мировые
тенденции прогресса, но не всегда учитывал
национальную специфику России. Они конструировали
свою модель, исходя из желаемого, и, в
гораздо меньшей степени, принимали во
внимание жесткую реальность, которую
намеревались преобразовать по уже апробированным
западноевропейским образцам. Думается,
что либералы недооценивали особую роль
государства и монархической власти в
прошлом и настоящем Российской империи,
восприятие отечественных государственно-правовых
реалий в общественном сознании россиян.
Как справедливо отмечает профессор А.С.
Туманова: «Духовная история Российской
империи являлась в первую очередь историей
российской государственности, демонстрацией
мощи авторитарной власти. Государственное
начало доминировало в российской жизни:
государство регулировало социальное
и культурное развитие страны, определяло
направление экономического роста, превалировало
в иерархии ценностей россиян. На протяжении
долгого времени олицетворявший государство
монарх являлся для российского общества
верховным арбитром, единственным источником
и гарантом прав и обязанностей»8. Пропасть между желаемым и действительным
в Российской империи конца XIX-XX вв. была
так велика, что созданные либеральными
мыслителями программы переустройства
России не могли адекватно восприниматься
исторической средой. Идеологи либерализма
выступали против разного рода насильственных
способов переустройства России, которые
оценивались ими в качестве аномальных
проявлений, отклонений от нормального
пути исторического развития. Русские
либералы желали вести страну исключительно
по пути мирной трансформации российского
самодержавия в правовое государство.
Вплоть до 1917 г. цель либералов была одна
– получение реформ из рук монарха и их
поддержка. Способ достижения данной цели
либералы видели в формировании в стране
такой духовно-нравственной атмосферы,
такого общественного мнения, которое,
по их убеждению, смогло бы вынудить правительство
встать на путь реформ. Однако в условиях
нарастания революционного кризиса в
России, роста радикально-революционных
настроений в обществе политико-правовая
идеология либерализма все более и более
теряла свою привлекательность и не пользовалась
поддержкой большинства народа. Называя
это «самым большим парадоксом в судьбе
России» и анализируя духовные основы
русской революции, Н.А. Бердяев писал,
«что либеральные идеи права, как и идеи
социального реформизма, оказались утопичными
и наименее соответствующими ситуации
сложившейся в России в 1917 году». Развитие
государственно-правовых идей русского
либерализма было прервано в 1917 г., когда
победа Октябрьской революции и последующие
события советского периода российской
истории на многие десятилетия сделали
марксизм господствующей идеологией и
вынесли идеи либерализма на периферию
отечественной политико-правовой мысли.
Вместе с тем, рассмотрение проблем соотношения
права и нравственности в трудах Муромцева
и других русских либеральных ученых-
юристов второй половины XIX-начала XX вв.
явилось одной из центральных тем, определивших
теоретическую основу русского дореволюционного
правоведения, учитывало особенности
российской политической культуры и обеспечивало
их органичное включение в понятия и язык
современной им юридической науки. Русская
либеральная политико-правовая мысль
второй половины XIX– начала XX вв. оставила
значительный след в истории России, внесла
большой вклад в разработку проблем соотношения
права и нравственности. Либеральная мысль
этого периода отличалась глубиной теоретических
исследований, стремлением к объективному
научному анализу политических и государственно-правовых
явлений, высокими культу
3.4. Социологический
позитивизм С.А. Муромцева.
Социологическая
юриспруденция сложилась в полемике
с позитивизмом юридическим. Критикуя
принципы формально-догматической
юриспруденции, сторонники социологического
направления подчеркивали недостаточность нормативного подхода
к праву. Они рассматривали общество как
целостный организм, все части которого
подчинены единым законам, и призывали
изучать право во взаимодействии с другими
элементами социальной системы. Последователи
социологической теории противопоставили
концепциям юридического позитивизма
понимание права как "живого", динамичного
правопорядка
Социологическая
теория, в отличие от правового
этатизма, отказывалась понимать право
как произвольное волеизъявление суверена
и старалась доказать его социальную природу. Следует
отметить, что хотя социологическая теория
права допускает различные философские
обоснования, в России она складывалась
как, по преимуществу, позитивистская.
Как и все позитивисты, сторонники социологического
направления отрицали возможность познания
умопостигаемой сущности права, полагая,
что наука может устанавливать только
эмпирические связи между явлениями. Именно
с этих позиций "социологи", так же
как и "этатисты", отрицали саму идею
естественного права как права абсолютного,
вечного и неизменного в своей сущности.
Но в отличие от юридического позитивизма,
исследующего, прежде всего формальную
сторону права, в центре внимания социологического
правоведения находилось изучение правовой
динамики, т.е. условий возникновения и
развития правовых отношений, предшествующих
нормам государственного права. Само право
при этом трактовалось как широкое социальное
явление, обусловленное рядом факторов:
экономических, социальных, политических,
национальных, психологических и т.д. От
этих факторов непосредственно зависело
и государственное право.
Значительный
вклад в развитие общей теории
права в России внес Сергей Андреевич
Муромцев (1850-1910) – профессор юридического
факультета Московского университета.
Муромцев был сторонником социологического позитивизма, включавшего
психологическую теорию права. В 1870-х годах
выдвинул концепцию социологического
изучения права с применением функционального
и историко-сравнительного методов. Был
противником формально-догматического
подхода к юриспруденции, в своих исследованиях
учитывал влияние социального фактора
на правовую сферу. Последовательный сторонник
суда присяжных, Муромцев выступал за
более активную роль судьи в процессе
и его влияние на правотворчество (в 1870-80-е
годы это было особенно актуально, так
как либеральные судьи часто были вынуждены
ориентироваться на архаичные правовые
нормы). Суд, его правотворческая деятельность
представлялись ему основными средствами
создания и поддержания правовой основы
деятельности государства. Изучал и популяризировал
европейский парламентский опыт.
С.А. Муромцеву
принадлежит историческая заслуга
в деле обоснования социологического
подхода к изучению права, в истолковании
права как действующего правопорядка
и в оправдании свободы судейского
правотворчества, способного, по его оценке, содействовать
эволюции России в сторону более либерального
режима властвования. "Нечего опасаться
произвола со стороны судей... Высокий
уровень образования, правильное движение
по службе (т. е. соблюдение при назначении
известной, законом установленной последовательности
в должностях), избрание кандидатов на
судейские должности самою судейской
корпорацией, развитый контроль гласности
при действительной независимости и несменяемости
членов этой корпорации гарантирует и
справедливость, и солидарность судей
данной страны". Закон, обычай, наука
("право юристов"), общественные воззрения
на справедливость и нравственность —
все это, отмечал Муромцев, суть авторитеты,
которые "неминуемо руководят судьей,
но которым он не подчиняется пассивно.
Указания Различных авторитетов постоянно
расходятся, и судье приходится делать
выбор между ними".
Защита правотворческой
функции с приведенной аргументацией
носит характер преимущественно
социально-правовой, социологический.
Но существует также аргументация этическая, философская,
поскольку суд облечен доверием "постоянно
и постепенно проводить в жизнь справедливость".
В отличие от социологического и этического
обсуждения проблем взаимоотношений между
судьей и законом, отмечал Муромцев, формальная
догматическая теория права, олицетворяющая
типичную профессиональную узкодогматическую
и техницистскую позицию, проводит между
судом и законом резкую грань и особую
иерархическую соподчиненность — "закон
творит, суд осуществляет волю законодателя".
Новизна социологического подхода Муромцева
к правопониманию состояла в том, что в
его концепции "вместо совокупности
юридических норм под правом разумеется
совокупность юридических отношений (правовой
порядок). Нормы же представляются как
некоторый атрибут порядка" (Определение
и основное разделение права. 1879). Эта новая
позиция в российском правоведении способствовала
усвоению и распространению взгляда на
право, который не отождествлял право
с велением носителя верховной власти
в государстве (короля, царя, парламента)
и тем самым содействовал более глубокому
пониманию специфики права, его сущности
и роли.
В соответствии
с социологической доктриной
Муромцев утверждал необходимость
исследовать право эмпирически
и во взаимодействии с другими
социальными явлениями. Право должно изучаться не как чистая
форма, а как одно из выражений всей социальной
жизни общества. Таким образом, Муромцев
одним из первых сформулировал тезис о
взаимосвязи права и общества, показал
обусловленность права общественными
отношениями.