Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:25, контрольная работа
Политический режим, форма государственного управления – эти понятия знакомы каждому начинающему юристу. Каждому человеку, который хоть немного интересуется жизнью государства.
Понятие «политический режим» выражает характер взаимосвязи государственной власти и индивида. Совокупность средств и методов, используемых государством при отправлении власти, отражает степень политической свободы в обществе и правовое положение личности.
Введение…………………………………………………………………………….3стр.
1. Политический режим: понятие и характеристика..…………………………...4стр.
2. Форма правления: понятие и виды……………………………………………11стр.
3. Соотношение политического режима и политической системы……………19стр.
Заключение………………………………………………………………………..24стр.
Список использованной литературы……
МОУ ВПО «Институт права и экономики»
Кафедра государственно-правовых дисциплин
РЕФЕРАТ
по предмету Политология
на темы: «Понятие политического режима и формы правления»
«Соотношение политического режима и политической системы».
Выполнила: студентка
Юридического факультета
Группы ЮЗС – 10 – 1
Комаревцева
Олеся Александровна
Проверил: к.и.н.
Пахомов А. С.
Липецк 2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Политический режим: понятие и характеристика..…………………………...
2. Форма правления: понятие и виды……………………………………………11стр.
3. Соотношение политического режима и политической системы……………19стр.
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………….
Введение.
Политический режим, форма государственного управления – эти понятия знакомы каждому начинающему юристу. Каждому человеку, который хоть немного интересуется жизнью государства.
Понятие «политический режим» выражает характер взаимосвязи государственной власти и индивида. Совокупность средств и методов, используемых государством при отправлении власти, отражает степень политической свободы в обществе и правовое положение личности.
Форма управления дает информацию о том, как строятся высшие органы государственной власти, каково их устройство, как они взаимодействуют друг с другом и многое другое.
Говоря о том актуальна ли эта тема, скажу, что оба этих понятия отвечают на важные вопросы в политологии, они находятся в основе юридических знаний и будут интересны и значимы до тех пор, пока есть политология, то есть пока существует государство.
Соотношение понятий «политический режим» и «политическая система», рассмотрение значимости каждого из них, актуально в настоящее время, так как между государствами возникли разногласия по этому поводу. В европейской политологии важным понятием является «политический режим», а в американской – «система».
Политическая система рассматривается, как обобщенное понятие, включающее в себя политический режим, изменение режимов. Она занимается рассмотрением связей с внешней средой, выявляет ее характер. В то время как именно политический режим вырабатывает определенный политический курс, проводит государственную политику.
Политический режим более подвержен изменениям со стороны окружающих факторов. За время одной политической системы может смениться несколько политических режимов. Это говорит о том, что именно режим, в процессе своих преобразований и изменений, движется к улучшению жизни общества.
1. Политический режим: понятие и характеристика.
Целенаправленное и активное начало в общество привносит власть, которая возникает одновременно с ним. Свое воздействие на общество власть осуществляет через политический режим, т. е. конкретные формы и методы реализации власти, определенную структуру властных институтов, полномочия которых обусловлены принципами организации ветвей власти.
В политической науке одно из первых определений политического режима дал французский ученый М. Дюверже1. Он понимал политический режим как «определенное сочетание систем партий, способа голосования, одного или нескольких типов принятия решений, одной или нескольких структур групп давления». Французский политолог Кермонн уточнил формулу М. Дюверже, включив в содержание понятия «политический режим» принцип легитимности, структуру институтов, партийную систему, форму и роль государства. Данное понимание политического режима стало общепризнанным в европейской политической науке.
Политический режим (в самом общем плане) – это совокупность методов и средств осуществления политической власти. Политический режим определяет, как осуществляется власть, как функционируют политические институты и политические отношения, какова динамика политической системы, как соотносятся между собой власть и общество, кто кого контролирует, а также обеспечивает достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты.
Тип политического режима определяется уровнем развития и интенсивностью общественно-политических процессов, структурой правящей элиты, механизмом ее формирования, состоянием свобод и прав человека в обществе, состоянием отношений с бюрократией (чиновничий аппарат), господствующим в обществе типом легитимности, развитостью общественно-политических традиций, доминирующим в обществе политическим сознанием и поведением.
По мнению многих ведущих теоретиков, стабильность, позволяющая добиваться повышения управляемости общественных процессов, является наиболее важной характеристикой не только политического режима, но и социального порядка в целом2. Учитывая же, что политические институты, будучи своеобразным продолжением и закреплением социальных норм и отношений, в первую очередь призваны упорядочивать общественные связи, достижение ими политической стабильности приобретает исключительную значимость в деятельности режима.
Стабильность политического режима представляет собой сложное явление, включающее такие параметры, как сохранение системы правления, утверждение гражданского порядка, сохранение легитимности и обеспечение эффективности управления. Поэтому в самом общем виде она может означать определенный характер политических процессов (например, отсутствие войн и вооруженных конфликтов), степень адаптации правительства к социальным изменениям, характер уравновешенности отношений элитарных кругов, достигнутые равновесие и баланс политических сил. Используемые для достижения стабильности средства могут располагаться в широком диапазоне: от убеждения и поощрения свободной политической активности граждан до применения насилия.
Стабильность не исключает изменений или реформ, но предполагает наличие определенных условий их осуществления. Прежде всего, она предполагает отсутствие в обществе нелегитимного насилия, господства не признаваемых обществом сил. Стабильность как способность общества к самозащите способствует сохранению такой организации власти, которая соответствует социальной системе, адекватна настроениям общественности, обеспечивает его интеграцию в процессе социально-экономического развития, делая его более эффективным.
В противоположность стабильности нестабильность чаще всего сопровождает процессы качественного реформирования, принципиальных преобразований в обществе и власти.
Одним из наиболее распространенных факторов дестабилизации политического режима является деятельность оппозиции. Оппозиция представляет собой политический институт, имеющий целью выражение интересов и ценностей, не представленных в деятельности правящего режима. Тем самым оппозиция выражает и консолидирует протестную активность населения, формулирует требования, оппонирующие или корректирующие поведение властей.
Наличие оппозиции органически связано как с разнородностью общества, обусловливающей невозможность постоянно сохранять в нем устойчивость и неизменность политических отношений, так и со свойствами самого человека. Ведь в природе человека заложено стремление предлагать в затрагивающих его интересы областях жизни альтернативные проекты, преодолевать установленные ограничения. Поэтому в политическом смысле наличие оппозиции означает принципиальную невозможность утверждения в обществе единого отношения к выдвигаемым властью целям, окончательной ликвидации всякой почвы для конфликтных отношений.
В таком положении
есть как отрицательные, так и
положительные стороны. Так, оппозиция
предотвращает монополизацию
В качестве основных причин формирования политической оппозиции правящему режиму, как правило, называют: социальное расслоение в обществе, национальное неравенство, несовершенство избирательной системы, разочарование населения (элит) в идеалах господствующего строя, раскол элит и неудовлетворенные амбиции отдельных деятелей3.
По степени лояльности
к целям и ценностям
Соответственно типу оппозиции формируются и средства, способы ее политической деятельности: от критики режима узкой группой инакомыслящих, диссидентов (олицетворяющих духовную оппозицию власти и не прибегающих к каким-либо активным политическим действиям, организации протеста) до политического террора и насилия со стороны партий и движений, находящихся на нелегальном положении. В сочетании с реакцией властей на свою деятельность оппозиционные силы различаются степенью влияния на принимаемые в государстве решения, объемом допуска к СМИ, характером критики властей. Они могут инициировать разрушительные для государства формы нелегального вооруженного сопротивления властям, революции, мятежи, бунты, гражданские войны. Но оппозиция может играть и роль снижения степени протеста в целях стабилизации власти и даже выполнять чисто декоративные функции для облагораживания режима в глазах зарубежного общественного мнения.
Самые значительные проблемы для режима создает непримиримая оппозиция, не признающая ценностей правительства, постоянно призывающая к пересмотру итогов выборов, не считающаяся с нормами политической игры и имеющая тенденцию переходить к вооруженным формам протеста.
Особый тип политической оппозиции представляет собой центризм. Формулируемые им задачи не имеют агрессивного характера, а ориентированы на предпочтение стабильности перед инновациями, на рационально-прагматический учет всего позитивного, что формулируется как властями, так и на противоположных флангах политического спектра. Политические требования центризма неразрывно связаны с легальными механизмами передачи власти, отрицанием насилия, отказом от разжигающей противоречия риторики, стремлением добиться реальной ответственности властей за принимаемые решения. Однако рациональные и примиренческие позиции не всегда ясны избирателям, ориентирующимся на крайние позиции, что снижает возможности примиренческой стратегии в странах, где идет интенсивная политическая борьба.
В условиях демократических систем, как правило, осуществляется гибкая тактика по отношению к оппозиции, она определяется в зависимости от степени ее лояльности власти. При этом активно используются технологии политического логроллинга (заключения сделок, ведения торга с конкурентами), частичного блокирования и создания коалиций с отрядами оппозиции. Широкое распространение получают механизмы согласования интересов, образования согласительных комитетов, арбитражных комиссий парламента, проведения «круглых столов». При таком подходе оппозиция никогда не остается единой, накал противоречий снижается, а угроза для власти уменьшается, уровень интеграции общества повышается. В тоталитарных же и авторитарных режимах, которые не заинтересованы в определении степени лояльности оппозиции и однозначно негативно относятся ко всем ее слоям, расценивая как потенциально опасную любую протестную деятельность граждан, любое взаимодействие с нею чревато провоцированием насилия, усилением отчуждения граждан от политики и власти.
Политический режим включает в себя4:
политические структуры власти, их реальный статус и роль в обществе; методы осуществления государственной власти: каким методам управления и господства отдается предпочтение – прямым или косвенным, насильственным или методам убеждения; реальный уровень свобод человека, объем его прав; методы выработки политических решений; способы урегулирования конфликтов; плюрализм, в том числе наличие или отсутствие легальной (нелегальной) оппозиции; конфигурацию партийной системы: однопартийные или многопартийные системы; идеологию и то место, которое отводится ей в мобилизации общества; формы отношения населения к политическому участию (политическая пассивность, мобилизованное или автономное участие); тип легитимности: харизматический, традиционный, рационально-легальный, идеологический и др.; структурированность правящей элиты: степень сплоченности, открытость и закрытость, каналы рекрутирования.
В реализации общественных интересов государство активно взаимодействует с другими политическими силами, которые выражают потребности гражданского общества. Среди них особое значение имеют партии. Они берут свое начало в гражданском обществе и отстаивают интересы его различных групп. Партийные системы определяют сущность политических режимов. До появления партийных систем институты демократии формировались на основе принципа разделения властей, однако с появлением партий ситуация изменилась. Доминирующие партии, которые контролируют парламентское большинство и правительство, превращают принцип разделения властей в символ. Они единолично определяют политический курс, способы его реализации.