Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:30, курсовая работа
Объектом исследования в данной работе выступает институт главы муниципального образования. Предмет исследования – правовые нормы, регулирующие деятельность главы муниципального образования, его полномочия и ответственность.
Целью курсовой работы является комплексный анализ проблем, связанных с институтом главы муниципального образования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА
ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………..5
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………….………16
2.1 Выборы главы муниципального образования……………………………......16
2.2 Ответственность главы муниципального образования………………....……23
ГЛАВА 3. ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНСТВА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ......31
3.1. История развития института президентства чувашской республики...........31
3.2. Порядок назначения президента чувашской республики..............................33
3.3. Полномочия и функции президента чувашской республики.........................35
3.4. Прекращение полномочий президента чувашской республики....................42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ........
Еще
одним теоретическим
Анализ
уставов отдельных
-
Если население местного
-
Если глава муниципального
Таким образом, на практике в большинстве муниципальных образований (2/3) остается такая система формирования местной власти, когда глава муниципального образования избирается непосредственно населением, и по мере возрастания размеров муниципальных образований такая модель становиться доминирующей. Так в 84% городах-центрах субъектов РФ и 91% городах-миллионерах глава муниципального образования избирался населением21.
Среди ученых-юристов есть противники такого способа замещения должности главы муниципального образования, так как, по их мнению, избрание мэра населением несет в себе опасность субъективного лоббирования со стороны отдельных кандидатов, прихода к власти представителей криминалитета22. Такая точка зрения представляется неверной, так как, действительно, избиратели во время избирательной компании могут быть обмануты популистскими обещаниями претендентов. Но разве президентские выборы не сопряжены с теми же проблемами? Это все неизбежные опасности демократии.
В числе основных преимуществ прямых выборов глав муниципальных образований можно назвать следующие: а) более высокий уровень легитимности, как политической, так и моральной, обеспечивающий более четкое разделение властей между представительным и исполнительным органами местного самоуправления; б) более высокий уровень участия населения в осуществлении местного самоуправления, что способствует росту информированности населения о концепции местного самоуправления в целом, а соответственно и развитию гражданского общества на основе демократических принципов; в) более высокий уровень ответственности. Процедура прямых выборов создает ясную систему политической ответственности, а также возлагает на главу муниципального образования прямую ответственность перед населением за все его действия или в связи с его бездействием23.
Кроме того, в Европейской Хартии местного самоуправления24, ратифицированной Российской Федерацией 11 апреля 1998 года, заложен принцип выборности органов местного самоуправления и непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления. То есть население делегирует свои полномочия лицу, которого оно избирает на выборах.
Спорным в науке муниципального права остается вопрос об избрании главы муниципального образования представительным органом из своего состава. Многие ученые и юристы вообще высказываются против такого пути избрания главы муниципального образования, так как он «должен опираться на население района и только ему быть подотчётен, а в таких условиях народ как бы в стороне, глава муниципального образования же ориентирован только на мнение депутатов», он «не подотчетен населению, а только представительному органу»25. В то же время у способа косвенных выборов также есть свои преимущества. Избрание главы муниципального образования из числа депутатов представительного органа позволяет обеспечить формирование системы местного самоуправления в более короткие сроки, так как отпадает необходимость в проведении отдельных выборов депутатов и главы муниципального образования. Соответственно существенным образом сокращаются расходы, связанные с проведением выборов.
Федеральные
законы «Об общих принципах
Следует отметить, что установление каких либо дополнительных требований к кандидатам на должность главы муниципального образования (кроме минимального возраста, гражданства) в уставах, несомненно, противоречит общим принципам федерального избирательного законодательства.
Однако, несколько иначе обстоит дело при назначении главы муниципального образования по контракту. Рассмотрим пример из судебной практики: Какуказал Суд, саогласно ч. 4 ст. 37 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 в случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) - уставом муниципального района (городского округа) и законом субъекта РФ, могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации. Однако какие-либо ограничения, условия и определенные требования по возможности установления дополнительных требований к кандидатам на должность главы местной администрации Федеральным законом N 131-ФЗ от 06.10.2003 не установлены. Согласно ст. 6 областного Закона N 37-ОЗ от 30.05.2005 кандидаты на должность главы местной администрации должны соответствовать следующим требованиям: иметь высшее профессиональное образование; иметь стаж государственной службы (работы) на должностях категории "руководители" ведущей группы или на выборных должностях в органах государственной власти и управления не менее трех лет, либо стаж муниципальной службы (работы) на руководящих должностях главной группы или на выборных должностях в органах местного самоуправления не менее трех лет, либо стаж работы на руководящих должностях в организациях, учреждениях и предприятиях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности не менее пяти лет; иметь положительные отзывы с предыдущего места службы (работы); иметь возраст не менее 25 лет; обладать необходимыми знаниями федерального законодательства и областного законодательства применительно к исполнению должностных обязанностей главы местной администрации.
Перечисленные в областном Законе N 37-ОЗ дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района, городского округа (в частности, наличие положительного отзыва с предыдущего места службы (работы), достижение возраста не менее 25 лет), как правильно указал суд, не являются ограничениями на равный доступ граждан к муниципальной службе и не противоречат нормам Трудового кодекса РФ, нормам Федерального закона от 08.01.1998 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в РФ", положениям Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне". Довод о том, что дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района должны относиться исключительно к квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям муниципальной службы в соответствии с классификацией муниципальных должностей муниципальной службы и реестром муниципальных должностей муниципальной службы, правильно признан необоснованным, так как не соответствует требованиям ст. 37 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003. Как правильно указал суд, не основано на требованиях федерального законодательства и утверждение В. о том, что отсутствие переданных муниципальным образованиям государственных полномочий Ленинградской области исключает возможность установления субъектом РФ дополнительных требований к кандидатам в главы местной администрации. В заявлении В. утверждает, что заключительные положения областного Закона N 37-ОЗ от 30.05.2005 (содержащиеся в ст. 7) нарушают федеральное законодательство и нарушают принцип самостоятельности местного самоуправления, являются вмешательством органов государственной власти Ленинградской области в самостоятельное решение населением вопросов местного значения, лишают население права на участие в формировании органов и должностных лиц местного самоуправления27.
В настоящее время, как и многие другие институты муниципального права, институт ответственности главы муниципального образования находится в процессе своего становления. Следует признать, что механизмы подотчетности лав муниципальных образовании в период формирования современной системы местного самоуправления являются в значительной мере непроработанными.
Федеральные
законы «Об общих принципах
В зависимости от вида юридической ответственности можно выделить уголовную, административную, гражданско-правовую, материальную, конституционно-правовую и муниципально-правовую ответственность главы муниципального образования. Глава муниципального образования не подлежит дисциплинарной ответственности, так как она применяется только к работникам, то есть лицам, с которыми заключен трудовой договор. А глава муниципального образования считается выборным должностным лицом муниципального образования, и не является муниципальным служащим.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством в отношении главы муниципального образования применяются различные виды ответственности, которые, как отмечает Н.В. Постовой, представляют собой наступление неблагоприятных последствий, применяемых к субъектам муниципальных правоотношений, не исполняющим или ненадлежащим образом исполняющим свои обязанности по отношению к другим участникам правоотношений28.
По мнению Е.С. Шугриной, «каждая отрасль права должна обеспечивать реализацию своих норм собственными средствами, включая и меры ответственности. Наличие мер ответственности – такой же признак отрасли, как «собственные» общественные отношения, «свои» нормы, данные отношения регулирующие». На основе этого конституционная ответственность определяется как ответственность за ненадлежащее осуществление государственной власти (в формах представительной и непосредственной демократии). Следуя этой логике, муниципально-правовая ответственность может быть определена как ответственность за ненадлежащее осуществление муниципальной власти (в формах представительной и непосредственной демократии). Поэтому, представляется верным отнесение ответственности органов и должностных лиц, в том числе главы муниципального образования, перед государством к конституционно - правовой, а перед населением - к муниципально-правовой29.
К муниципально-правовым санкциям относится отзыв главы муниципального образования, выражение ему недоверия. К конституционно-правовым санкциям – признание акта главы муниципального образования незаконным, отрешение от должности, отмена (приостановление) правового акта.
Ст. 76 Закона № 131-ФЗ закрепляет отношения ответственности между главой муниципального образования с одной стороны и физическими, юридическими лицами с другой. Как представляется, это отношения ответственности иного порядка. Физическим и юридическим лицам Закон предоставляет не столько контролирующие полномочия, сколько гарантирует защиту их конституционных прав и законных интересов. Так, например, действия и решения главы муниципального образования, нарушающие права и интересы граждан, причиняющие ущерб физическим и юридическим лицам, могут быть обжалованы в суд. В данном случае, субъектом оценки действий главы муниципального образования выступает суд, а не физические и юридические лица. Физические и юридические лица не обладают полномочиями властного воздействия на главу муниципального образования. Субъектом, наделенным полномочиями властного воздействия на субъекта ответственности, выступает суд, т. е. государственный орган. В науке муниципального права считается общепризнанным тот факт, что ответственность перед юридическими и физическими лицами является ответственностью гражданско-правовой. Ее основанием является незаконное действие (бездействие), в том числе принятие актов, противоречащих закону. Данная ответственность выражается в форме возмещения убытков, то есть содержание ответственности исключительно материальное30.
Информация о работе Правовой статус главы муниципального образования