Указы
и распоряжения Президента Чувашской
Республики не должны противоречить
Конституции Российской Федерации,
федеральным законам, указам Президента
Российской Федерации, постановлениям
Правительства Российской Федерации,
Конституции Чувашской Республики
и законам Чувашской Республики.
Нормативные
правовые акты Президента Чувашской
Республики не позднее 5 дней направляются
в Государственный Совет Чувашской
Республики.
Президент
Чувашской Республики, прекративший
исполнение своих полномочий, имеет
право на следующие правовые, социальные
и иные гарантии:
а)
ежемесячное пожизненное денежное
содержание в размере 55 процентов при
исполнении своих полномочий от одного
года до трех лет, свыше трех лет - 75 процентов
месячного денежного вознаграждения Президента
Чувашской Республики. В случае назначения
или избрания Президента Чувашской Республики,
прекратившего исполнение своих полномочий
и не достигшего пенсионного возраста,
на должность в государственном органе
или в иные организации выплата денежного
содержания на этот период приостанавливается,
если получаемая им заработная плата (доход)
выше назначенного настоящим Законом
денежного содержания. Если заработная
плата (доход) по месту новой работы ниже
назначенного ему в соответствии с настоящим
Законом денежного содержания, то Президенту
Чувашской Республики, прекратившему
свои полномочия, производится доплата
разницы между назначенным ему денежным
содержанием и заработной платой (доходом),
получаемым по месту новой работы.
б)
обязательное страхование жизни
и здоровья за счет средств республиканского
бюджета Чувашской Республики на сумму,
равную годовому денежному вознаграждению
Президента Чувашской Республики, на случай:
гибели
(смерти), если гибель (смерть) наступила
вследствие телесных повреждений или
иного причинения вреда здоровью;
причинения
увечья или иного повреждения
здоровья;
в)
транспортное обслуживание, а также,
в случае необходимости, на охрану в
местах его постоянного или временного
пребывания;
г)
бесплатное пользование на территории
Чувашской Республики правительственной
связью и другими видами связи, которыми
располагают органы государственной власти
и органы местного самоуправления. Все
виды почтовых и телеграфных отправлений
Президента Чувашской Республики, прекратившего
исполнение своих полномочий, пересылаются
(передаются), обрабатываются и доставляются
в разряде правительственных.
Президент
Чувашской Республики, прекративший
исполнение своих полномочий, и члены
его семьи сохраняют право на медицинское
обслуживание, которое им предоставлялось
на день прекращения Президентом Чувашской
Республики исполнения своих полномочий.
После
смерти Президента Чувашской Республики,
прекратившего исполнение своих полномочий,
членам его семьи назначается ежемесячное
пособие в сумме, равной шестикратному
минимальному размеру пенсии по старости,
установленному федеральным законом на
день его смерти. Круг членов семьи, имеющих
право на указанное пособие, и сроки его
выплаты определяются в соответствии
с пенсионным законодательством Российской
Федерации в порядке, предусмотренном
для назначения пенсии по случаю потери
кормильца44.
Указанное
пособие не назначается в случае
досрочного прекращения полномочий
Президентом Чувашской Республики
до окончания первого срока его
полномочий на данном посту. Финансирование
расходов, предусмотренных настоящим
Законом, осуществляется за счет средств
республиканского бюджета Чувашской Республики.
Расходы органов государственной власти,
органов местного самоуправления и организаций,
связанные с обеспечением социальных
гарантий Президенту Чувашской Республики,
прекратившему исполнение своих полномочий,
возмещаются за счет средств республиканского
бюджета Чувашской Республики. Обеспечение
деятельности Президента Чувашской Республики
осуществляет Администрация Президента
Чувашской Республики.
3.4.
Прекращение полномочий
Президента Чувашской
Республики
Полномочия
Президента Чувашской Республики прекращаются
досрочно в случае:
1)
его смерти;
2)
отрешения его от должности
Президентом Российской Федерации
в связи с выражением ему
недоверия Государственным Советом
Чувашской Республики;
3)
его отставки по собственному
желанию;
4)
признания его судом недееспособным
или ограниченно дееспособным;
5)
признания его судом безвестно
отсутствующим или объявления
умершим;
6)
вступления в отношении его
в законную силу обвинительного
приговора суда;
7)
его выезда за пределы Российской
Федерации на постоянное место
жительства;
8)
утраты им гражданства Российской
Федерации, приобретения им гражданства
иностранного государства либо получения
им вида на жительство или иного документа,
подтверждающего право на постоянное
проживание гражданина Российской Федерации
на территории иностранного государства;
9)
отрешения его от должности
Президентом Российской Федерации
в связи с утратой доверия
Президента Российской Федерации,
за ненадлежащее исполнение своих
обязанностей, а также в иных
случаях, предусмотренных федеральным
законом45.
Решение
о досрочном прекращении полномочий
Президента Чувашской Республики принимается
Государственным Советом Чувашской
Республики по представлению Президента
Российской Федерации, за исключением
случаев, предусмотренных пунктами
1, 2 и 9 части первой настоящей статьи.
В случае смерти президента ЧР решение
о досрочном прекращении полномочий
Президента Чувашской Республики принимается
Государственным Советом Чувашской Республики.
В
случае досрочного прекращения полномочий
Президента Чувашской Республики представление
о кандидатуре Президента Чувашской
Республики рассматривается в порядке,
установленном федеральным законом.
Государственный
Совет Чувашской Республики может
выразить недоверие Президенту Чувашской
Республики в случае:
1)
издания Президентом Чувашской
Республики актов, противоречащих
Конституции Российской Федерации,
федеральным законам, Конституции
Чувашской Республики и законам Чувашской
Республики, если такие противоречия установлены
соответствующим судом, а Президент Чувашской
Республики не устранит указанные противоречия
в течение месяца со дня вступления в силу
судебного решения;
2)
иного грубого нарушения Конституции
Российской Федерации, федеральных
законов, указов Президента Российской
Федерации, постановлений Правительства
Российской Федерации, Конституции Чувашской
Республики и законов Чувашской Республики,
повлекших за собой массовое нарушение
прав и свобод граждан, и если эти нарушения
установлены судом;
3)
ненадлежащего исполнения Президентом
Чувашской Республики своих обязанностей.
Решение
Государственного Совета Чувашской
Республики о недоверии Президенту
Чувашской Республики принимается
не менее чем двумя третями
голосов от установленного числа
депутатов Государственного Совета
Чувашской Республики по инициативе не
менее одной трети установленного числа
депутатов.
Решение
Государственного Совета Чувашской
Республики о недоверии Президенту
Чувашской Республики направляется
на рассмотрение Президента Российской
Федерации для решения вопроса
об отрешении Президента Чувашской
Республики от должности.
Решение
Президента Российской Федерации об
отрешении Президента Чувашской
Республики от должности влечет за
собой отставку Кабинета Министров
Чувашской Республики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заканчивая
рассмотрение правовых теоретических
и практических проблем правового статуса
главы муниципального образования, хотелось
бы отметить, что юридическое оформление
института главы муниципального образования,
по мнению автора, является одним из актуальных
вопросов современного муниципального
права России. В настоящее время правовой
статус главы муниципального образования
представляет несомненный интерес в научном
плане и является предметом многочисленных
дискуссий среди практических работников
и среди ученых, специализирующихся в
муниципально-правовой проблематике.
Терминологическое разнообразие в определении
наименования главы муниципального образования
в Российской Федерации (мэр, глава города,
староста, городской голова, глава городского
самоуправления, глава района, глава сельского
самоуправления и другие) не порождают
отличий в правовом статусе главы муниципального
образования. Данное обстоятельство обусловлено,
прежде всего, тем, что базовые параметры
правового статуса данного должностного
лица определяются на федеральном законодательном
уровне. Новый закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» от 6 октября 2003
года достаточно подробно регламентирует
правовой статус главы муниципального
образования, оставляя субъектам РФ и
муниципальным образованиям лишь возможность
выбрать из указанных моделей организации
местной власти.
Необходимо,
прежде всего, детализировать правовое
регулирование статуса главы муниципального
образования на федеральном уровне, а
также ликвидировать противоречия между
федеральными законами и законами субъектов
Российской Федерации, а также муниципально-правовыми
актами, связанными с правовым регулированием
статуса главы муниципального образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция
Российской Федерации от 12 декабря
1993 г. // Российская газета. 1993. № 237. 25 декабря.
- Европейская
хартия местного самоуправления. Принята
в г. Страсбурге 15.10.1985г. // Бюллетень международных
договоров. 1998. № 11. С 42-55.
- Федеральный
закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от
29.12.2006) «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822; Рос.
газета. 2006. 8 февр.
- Федеральный
закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. N 35.
Ст. 3506.
- Федеральный
закон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ (ред. от
28.12.2004) «О финансовых основах местного
самоуправления в Российской Федерации»
СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4464
- Постановление
Правительства РФ от 01 января 2005 г. № 350
«О ведении государственного реестра
муниципальных образований в Российской
Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 24. Ст. 2370.
- Борисов А.С.
Ответственность местного самоуправления
и ее виды // Государственная власть и местное
самоуправление. 2005. № 2.
- Васильев
А.В. Местное самоуправление: опыт, проблемы
и перспективы. М., 2002.
- Вяткин Д.Ф.
Конституционно-правовой статус органов
местного самоуправления. Челябинск, 2005.
- Гетманская
М. Муниципальный управляющий: за и против
// Муниципальная власть. 2005. № 2.
- Игнатюк
Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В. Муниципальное
право: Учебник для вузов. М.: ЗАО «Юстицинформ»,
2005.
- Ковешников
Е.М. Муниципальное право. М., 2001.
- Кокотов,
А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право
России: Учебник А.Н. Кокотов, А.С. Саломаткин.
- М.: Юристъ, 2005.
- Комментарий
к Федеральному закону «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации»: Постатейный
/ Под ред. С.Е. Чаннова. - М., 2004.
- Комментарий
к Федеральному закону «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» (постатейный)
/ Авт. коллектив: Д.С. Велиева, В.В. Лысенко,
Ю.В. Капитанец, М.А. Кулушева, М.В. Пресняков
и др. М., 2005.
- Костюков
А.Н. Муниципальное право как отрасль российского
права: монография. М., 2003.
- Кудилинский
М.Н. Муниципальное право: Учебник / М.Н.
Кудилинский, Н.А. Шевелева. СПб., 2005.
- Миронов
Н. Местное самоуправление в России: между
реформой и контрреформой // Сравнительное
конституционное обозрение. 2006. N 2.
- Модин Н.А.
Муниципальное право Российской Федерации:
гражданско-правовые аспекты. Смоленск,
2001.
- Оффердал
Аудан. Местное представительство // Центр.
Регионы. Местное самоуправление: к новой
концепции взаимоотношений (Россия и зарубежный
опыт). М., 2000.
- Постовой
Н.В. Муниципальное право России. М., 2000.
- Путин В.
Пресс-конференция для журналистов. 23.12.2004г.
// www.gzt.ru/society/2004/12/23/053500.html
- Пылин В.В.
Некоторые аспекты реформирования государственной
службы // Государственная власть и местное
самоуправление. 2006. N 7.
- Соловьев
С.Г. Модели организации системы муниципальной
власти: проблемы теории и практики // Современное
право. 2006. N 7.
- Соловьев
С.Г. Муниципально-властные институты
в местном самоуправлении Российской
Федерации. СПб., 2003.
- Стенограмма
круглого стола: проблемы реализации и
перспективы развития конституционной
модели российского местного самоуправления
// Местное право. 2004. № 1-2.
- Степанова
А.А. К вопросу об отзыве главы муниципального
образования // Конституционное и муниципальное
право. 2006. N 8.
- Шугрина
Е.С. Особенности конституционно-правовой
и муниципально-правовой ответственности
органов и должностных лиц местного самоуправления
// Конституционное и муниципальное право.
2005. № 5.
- Шугрина
Е.С. Формы и пределы вмешательства органов
государственной власти в деятельность
органов местного самоуправления // Государственная
власть и местное самоуправление. 2006. N
7.
- По жалобе
гражданина М.И. Баранова на нарушение
его конституционных прав п. 2 ст. 18 закона
Республики Северная Осетия - Алания «О
местном самоуправлении в Республике
Северная Осетия - Алания»: Определение
Конституционного Суда от 8 октября 1999
г. № 138-0 СЗ РФ. 1999. 15 ноября (№ 46). Ст. 5611.
- По делу о
проверке конституционности отдельных
положений закона Красноярского края
«О порядке отзыва депутата представительного
органа местного самоуправления» и закона
Корякского автономного округа «О порядке
отзыва депутата представительного органа
местного самоуправления, выборного должностного
лица местного самоуправления» в связи
с жалобами заявителей А.Г. Злобина и Ю.А.
Хнаева: Постановление Конституционного
Суда Российской Федерации от 2 апреля
2002 № 7-П // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 2002. -№ 14(8 апреля). - Ст. 1374.
- По делу о
проверке конституционности п. 3 ст. 49 Федерального
закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации»: Постановление Конституционного
Суда Российской Федерации от 16 октября
1997 г. № 14-П // Собрание законодательства
Российской Федерации. 1997. 20 октября (№
42). Ст. 4902.
- Конституция
Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок,
внесенных Законами РФ о поправках к Конституции
РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) //
Собрание законодательства Российской
Федерации. – 2009. - № 4. - Ст. 445.
- Конституция
Чувашской Республики. – Чебоксары: Чувашия,
2011. – 99 с.
- Закон Чувашской
Республики от 22.05.2001 № 18 (в ред. 28.05.2010)
«О президенте чувашской республики»
// Собрание законодательства Чувашской
Республики. - 2001. - № 5-6; 2010. - № 3.
- Закон ЧССР
от 29.08.91 «Об учреждении поста Президента
Чувашской ССР» // Советская Чувашия. -
1991. – 03 сентября.
- Данилов
В. Д. История Чувашии (с древнейших времен
до конца ХХ века): Учеб. пособие / Данилов
В. Д., Павлов Б.И., Под общ. ред.: Володиной
Н.И., Даниловой А.П. - Чебоксары: Чуваш.
кн. изд-во, 2003. - 304с.
- История
Чувашии новейшего времени: В 2 кн. / Изоркин
А.В., Клементьев В.Н., Александров Г.А.;
Редкол.: Бойко И.И. (рук.) и др.; Чуваш. гос.
ин-т гуманитар. наук - Чебоксары: ЧГИГН,
2001. – 262 с.
- Кирчанов,
М.В. Региональная модель политического
развития в Российской Федерации / Кирчанов
М.В. // Регионология. - 2010. - № 3. - С. 22 - 29.