Правовой статус главы муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:30, курсовая работа

Описание

Объектом исследования в данной работе выступает институт главы муниципального образования. Предмет исследования – правовые нормы, регулирующие деятельность главы муниципального образования, его полномочия и ответственность.
Целью курсовой работы является комплексный анализ проблем, связанных с институтом главы муниципального образования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА
ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………..5
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………….………16
2.1 Выборы главы муниципального образования……………………………......16
2.2 Ответственность главы муниципального образования………………....……23
ГЛАВА 3. ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНСТВА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ......31
3.1. История развития института президентства чувашской республики...........31
3.2. Порядок назначения президента чувашской республики..............................33
3.3. Полномочия и функции президента чувашской республики.........................35
3.4. Прекращение полномочий президента чувашской республики....................42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ........

Работа состоит из  1 файл

титульный.docx

— 92.58 Кб (Скачать документ)

     Глава муниципального образования может  быть привлечен также к административной и уголовной ответственности, но не одна из них не является ответственностью перед физическими или юридическими лицами, а также населением. Эта ответственность наступает в судебном порядке, налагается органами внутренних дел и выходит за рамки гражданско-правовой, является ответственностью перед государством.

     Рассматривая  вопрос ответственности глав муниципальных  образований, следует сказать, что  закон в первую очередь регулирует ответственность главы муниципального образования перед населением муниципального образования (ст. 71) - основным субъектом  властных отношений на территории муниципального образования, то есть муниципально-правовую ответственность. От имени населения муниципального образования может выступать представительный орган местного самоуправления, избранный непосредственно населением. Поэтому, по мнению Е.С. Шугриной, с которым стоит согласиться, разновидностью муниципально-правовой ответственности является и ответственность перед представительным органом31.

     Как средство воздействия на главу муниципального образования предусматривается возможность его отзыва избирателями. В Законе № 131-ФЗ в статье 71 предусматривается, что основания наступления ответственности выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом. Население муниципального образования вправе отозвать выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом. Статья 24 указанного закона определяет также, что голосование по отзыву проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума. Основания для отзыва и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования. Основаниями для отзыва могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. Процедура отзыва должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

     Отзыв выборных должностных лиц местного самоуправления как проявление прямого волеизъявления граждан основывается на Конституции РФ (ч. 2 ст. 130) и является одной из форм досрочного прекращения полномочий указанных лиц32. Из смысла правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда от 16 октября 1997г. N 14-П, вытекает, что досрочное прекращение полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления как мера ответственности является мерой конституционной ответственности.

     Конституционный Суд указал, что самостоятельность  муниципальных образований в  правовом регулировании института  отзыва предполагает возможность либо установления непосредственно в уставе процедуры отзыва, включая дополнительные гарантии прав его участников, либо отсылки к регулирующему данную процедуру закону субъекта РФ, подлежащему применению при проведении отзыва в муниципальном образовании. Причем такие законы должны исключать вмешательство государственных органов, а также избирательных комиссий субъектов РФ в процесс отзыва, поскольку иное было бы нарушением конституционных принципов местного самоуправления. Вместе с тем отсутствие закона субъекта РФ об отзыве не может быть препятствием для введения данного института уставом самого муниципального образования и определения порядка осуществления отзыва в соответствии с нормами Конституции РФ. Во избежание необоснованного отзыва, и, прежде всего, произвольного вынесения на голосование вопроса об отзыве, в уставе муниципального образования или в законе субъекта РФ должна устанавливаться достаточно высокая норма сбора подписей в поддержку начала процедуры отзыва - не менее числа подписей, требуемых при выдвижении на выборах, с тем чтобы соответствующее регулирование не было неопределенным33.

     Согласно  правовой позиции, сформулированной Конституционным  Судом применительно к отзыву выборных должностных лиц государственной власти, облегченная процедура отзыва, которая может приводить к злоупотреблению его использованием, недопустима, в том числе с точки зрения необходимости обеспечения непрерывности осуществления функций выборной публичной власти. Эта правовая позиция распространяется и на институт отзыва выборного должностного лица местного самоуправления.

     Комментируя данное решение, Н.С. Бондарь указывает, что под формулировку «утрата доверия населения», не подкрепленную никакими доводами и аргументами, можно подвести кого угодно, то есть при желании можно свести счеты с неугодным человеком. На словах - действуя «в рамках закона», на деле - попирая этот самый закон, к тому же под флагом борьбы «за интересы избирателей». Вот почему следует добиваться, чтобы выдвигаемое обвинение было настолько конкретным, чтобы его можно было проверить и оценить. «Утрата доверия» должна быть связана с конкретными действиями (или бездействием), принимаемыми мэром решениями, поступками, которые можно подтвердить (или опровергнуть) в судебном порядке34.

     Таким образом, для обеспечения реальной ответственности главы муниципального образования важна инициатива жителей данного муниципального образования, их самоорганизация, осознание ими своих прав и интересов, их заинтересованность в решении вопросов местного значения, которая должна найти свое воплощение в более подробной регламентации уставами муниципальных образований механизмов и процедур муниципально-правовой ответственности главы муниципального образования.

     Рассмотрим  порядок отрешения от должности. В ч. 1 ст. 74 Федерального закона № 131-ФЗ от 2003 года, как и в законе от 1995 года, предусмотрено, что причиной отрешения  от должности главы муниципального образования является правовой акт высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа власти субъекта РФ). Единственным основанием для прекращения полномочий главы муниципального образования может являться невыполнение обязанности по принятию в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда об отмене ненормативного правового акта или отдельных его положений, при условии, что данный акт повлек нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности, национальной безопасности РФ и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства РФ, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

     Установленная процедура не покушается на самостоятельность  местного самоуправления в пределах его полномочий, установленных законами, а направлена на создание надежного механизма обеспечения верховенства на всей территории России Конституции РФ и федерального законодательства35. Данная процедура является гарантией защищенности граждан от произвола местных властей, от издания и исполнения незаконных нормативных правовых актов органами и должностными лицами местного самоуправления. Ведь только та норма, за нарушение которой предусмотрена ответственность, является защищенной и обеспеченной, в противном случае ее исполнение не гарантировано36.

     Конституционный Суд отметил, что установленная  Законом возможность досрочного прекращения полномочий выборного  должностного лица местного самоуправления не противоречит Конституции РФ (с  учетом всех процедурных гарантий прав местного самоуправления, прежде всего  судебной защиты)37.

     В заключение отметим, что совершенствование  механизмов ответственности глав муниципальных образований не должно являться самоцелью. Конечно, понятна вся тяжесть их положения, обусловленная тем, что существующая система управления на местном уровне в настоящее время оказалась неадекватной состоянию общества, их управленческая деятельность имела крайне слабое экономическое, финансовое, правовое и информационное обеспечение. Однако деятельность глав муниципальных образований не может быть построена на основах бесконтрольности и безответственности. Очевидно, что приоритетным должен являться такой подход к конструированию их правового положения, в котором будут оптимально сочетаться гражданский контроль -снизу и государственный контроль - сверху, использующие в качестве критерия конечную эффективность деятельности глав муниципальных образований. 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНСТВА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

3.1. История развития института Президентства Чувашской Республики 

     С принятием 24 октября 1990 года «Декларации  о государственном суверенитете Чувашской Советской Социалистической Республики» и Закона ЧАССР «О декларации о государственном суверенитете Чувашской ССР» впредь республика провозглашена Чувашской Советской Социалистической Республикой, а Законом Чувашской ССР от 13 февраля 1992 года «Об изменении наименования Чувашской ССР» она переименована в Чувашскую Республику.

     Октябрь 1991 года поистине войдет в историю  Чувашии как начало коренной реорганизации общественно-политического устройства, структуры государственной власти и управления республики. В связи с реформой системы органов исполнительной власти в Российской Федерации седьмой сессией Верховного Совета Чувашской ССР 17 октября 1991 года были приняты законы Чувашской ССР «О Президенте Чувашской ССР» и «О выборах Президента Чувашской ССР»38.

     С принятием Закона ЧССР от 29.08.91 «Об  учреждении поста Президента Чувашской  ССР» и 17 октября 1991 года Закона Чувашской  Республики «О Президенте Чувашской  ССР» Чувашская Республика официально признается президентской Республикой. В соответствии с Законом Чувашской  ССР «О выборах Президента Чувашской ССР» Постановлением Верховного Совета Чувашской ССР от 16 октября 1991 года на 8 декабря 1991 года были назначены выборы Президента Чувашской ССР.

     В результате состоявшихся 8 и 22 декабря 1991 года выборов ни один из кандидатов на пост Президента Чувашской ССР  не набрал необходимого количества голосов для избрания. В связи с этим и учитывая складывавшуюся политическую и социально-экономическую обстановку в Российской Федерации и Чувашской Республике, Постановлением Верховного Совета Чувашской Республики от 25 декабря 1992 года № 504 был объявлен мораторий на проведение выборов Президента Чувашской Республики до истечения срока полномочий Верховного Совета Чувашской Республики двенадцатого созыва.

     Указанное Постановление Верховного Совета Чувашской  Республики в части объявления моратория  на проведение выборов Президента Чувашской  Республики было признано утратившим силу 21 октября 1993 года. Постановлением Верховного Совета Чувашской Республики от 21 октября 1993 года № 677 на 12 декабря 1993 года были назначены выборы Президента Чувашской Республики.

     В соответствии со статьей 22 Закона Чувашской  Республики «О выборах Президента Чувашской  Республики» по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов на выборах 12 декабря 1993 года, назначено повторное голосование на 26 декабря 1993 года. По результатам повторного голосования первым всенародно избранным Президентом Чувашской Республики стал Николай Васильевич Федоров, а Вице-Президентом Чувашской Республики – Энвер Азизович Аблякимов39.

     Указом  Президента Чувашской Республики от 4 февраля 1994 года № 21 сформирован Кабинет  Министров – Правительство Чувашской  Республики.

     В этот же день – 4 февраля 1994 года - Указом Президента Чувашской Республики №22 утверждена структура республиканских  органов исполнительной власти Чувашской Республики.

     В период деятельности Кабинета Министров  Чувашской Республики, министерств и ведомств Чувашской Республики с февраля 1994 года по январь 1998 года Указами Президента Чувашской Республики были внесены изменения в структуру республиканских органов исполнительной власти Чувашской Республики.

     В связи с истечением в декабре 1997 года конституционного срока первого Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова, избранного в декабре 1993 года, Государственный Совет Чувашской Республики постановлением №770 от 21 августа 1997 года назначил выборы Президента Чувашской Республики на 28 декабря 1997 года. Постановлением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 29 декабря 1997 года выборы Президента Чувашской Республики признаны состоявшимися и действительными. Президентом Чувашской Республики вновь избран Николай Васильевич Федоров, Вице-Президентом - Лев Пантелеймонович Кураков.

     21 июля 2010 года Игнатьев Михаил  Васильевич был выдвинут Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым на пост Президента Чувашской Республики.

     28 июля 2010 года на заседании Внеочередной  тридцатой сессии Государственного Совета Чувашской Республики Игнатьев, Михаил Васильевич наделен полномочиями Президента Чувашской Республики. Официально вступил в должность 29 августа. 

3.2. Порядок назначения Президента Чувашской Республики 

     Президентом Чувашской Республики может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего  право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет. Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями Президента Чувашской Республики на пять лет.

Информация о работе Правовой статус главы муниципального образования